Авторы: Абульфатова Зоя Константиновна, Бугаенко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов, учитель географии
Учебное заведение: МОУ"Краснохуторская ООШ"
Населённый пункт: село Красный Хутор,Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснохуторская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Статья
по теме:
«Воспитание патриотизма и гражданственности в
работе современного классного руководителя»
Составили:
учитель начальных классов
Абульфатова Зоя Константиновна
учитель географии
Бугаенко Светлана Юрьевна
2017г.
8
Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская
школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина – патриота нашего Отечества. Отсюда следует, что важнейшая
задача
российской
школы
–
становление
российской
гражданской
идентичности обучающихся.
Воспитание (в том числе гражданское и патриотическое)
подрастающего
поколения
в
современном
обществе
осуществляется
в
условиях
экономико-политического
реформирования,
в
ходе
которого
существенно
изменилась
социально-культурная
жизнь
людей,
принципы
функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений
и
организаций.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан РФ на 2006-2010 гг.» определила стратегические цели государства и
основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта
программа
направлена
на
дальнейшее
формирование
патриотического
сознания
российских
граждан
как
важнейшей
ценности,
одной
из
основ
духовно-нравственного единства общества.
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких
чувств
человека,
закрепленных
веками,
тысячелетиями
обособленных
отечеств.
Оно
присуще
всем
народам.
Это
важное
качество
человека,
предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему
народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по
защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который
во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным
местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает
под
воздействием
окружающей
природы,
народного
искусства
и
практической
деятельности
человека.
Любовь
к
Родине
у
каждого
проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно,
ребенок
тянется
к
отцу,
к
матери;
подрастая,
он
начинает
испытывать
8
привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея,
набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к
Отчизне.
В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот –
любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В филологическом словаре «патриотизм» определяется как
нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием
которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его
прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена , независимо
от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в
поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах
известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова,
В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др.
все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному
языку, национальной культуре.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм
является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим
средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
Сегодня патриотическое
воспитание
– это
систематическая
деятельность классных руководителей по формированию у юных граждан
патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга,
а
его
основная
цель
-
формирование
духовно
и
физически
здорового
человека,
неразрывно
связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного
встать на защиту государственных интересов.
8
Достижение указанной цели осуществляется через решение
следующих задач:
развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота
Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в
мирное и военное время;
расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его
героическое прошлое, историческое культурное наследие;
изучение живой национальной культуры, народного искусства;
привитие
учащимся
чувства
глубокого
уважения
и
почтения
к
символам РФ и др.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших
направлений в работе классного руководителя.
Школьники в возрасте 7-10 лет наиболее восприимчивы для
воспитания
положительных
черт
личности,
в
том
числе
и
патриотизма.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к
подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают
благоприятные
предпосылки
для
успешного
решения
данной
проблемы.
Многие психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштен)
считают,
что
именно
в
в
этом
возрасте
происходит
активный
процесс
накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о
взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа
поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами
жизни
ребенка,
определяют
поступки,
выступают
в
качестве
мотивов
поведения,
выражают
отношения
к
окружающему
миру.
Эмоциональные
переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение.
Поэтому
восприятие
такими
школьниками
журчания
ручейка,
песен
зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает
впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.
8
Поэтому мы со своими учениками ходим во время классных часов на
экскурсии по своему селу, по лугам и полям нашего Красного Хутора, где они
своими глазами видят эту красоту своей маленькой Родины.
По мнению С. П. Баранова, на основе систематизации чувственных
образов
можно
управлять
процессом
возникновения
и
формирования
патриотических чувств у детей. Педагогические воздействия заключаются в
том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов,
мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней
жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на
основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические
технологии,
воздействие
которых
будет
способствовать
развитию
и
укреплению патриотических чувств.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной
работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и
те
внутренние
психолого-педагогические
компоненты,
которые
в
своей
совокупности
выступают
как
носители
указанного
качества.
Такими
компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-
интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется,
прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы,
создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви,
гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и
храбростью патриотов.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле,
когда включаются в краеведческие работы, совершают походы по памятным
местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми,
совершившими боевые и трудовые подвиги.
Так мы с обучающимися посетили Диарамму «Огненная дуга» в городе
Белгород.
С
каким
вниманием
они
слушали
экскурсовода,
осматривали
землянки и блиндажи, военную форму, танки и самолеты времен Великой
8
Отечественной войны. Ребята увидели фрагменты боев, читали фронтовые
письма,
рассматривали
военные
фотографии.
После
этой
увлекательной
экскурсии мы оставили свои отзывы в специальной книге. А на следующий
день ребята выразили свои эмоции, переживания, впечатления в рисунках,
которые наглядно показали, как они восприняли эту поездку.
Когнитивно-интеллектуальный
компонент
включает
в
себя
углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в
различных
видах
деятельности
детей:
в
беседах,
сообщениях
на
патриотическую
тему,
проведении
литературно-музыкальных
гостиных,
устных фольклорно-этнографических экспедиций.
Это наши походы по селу, где ребята встречаются со старейшими
жителями,
которые
знакомят
их
с
нашим
фольклором,
рассказывают
им
сказки, загадывают старинные загадки:
Черный Ивашка –
деревянная рубашка,
где носом проведет –
там след кладет. (карандаш)
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у
детей
патриотических
чувств,
взглядов
и
убеждений.
Важно,
чтобы
полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл,
прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие
принципы
их
деятельности
и
поведения.
Воспитательная
работа
в
этом
случае
должна
быть
насыщенной
яркими
примерами
проявления
патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и
такие
педагогические
ситуации,
которые
включали
бы
в
себя
элементы
дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Так мы побывали в Белгородском зоопарке, где познакомились с
представителями животных разных стран, узнали о способах их питания,
8
образом жизни и т. д. Ребята с удовольствием пообщались с животными, что
оставило
в
их
душе
неизгладимое
впечатление.
В
мае
2014
года
мы
совершили экскурсию в Борисовский район, где побывали на Борисовской
керамической фабрике и посетили заповедник «Лес на Ворскле».
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся
способности
к
волевым
проявлениям
в
области
патриотизма
и
культуры
межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой,
спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат,
встречи с ветеранами
и знаменитыми людьми. Учащиеся нашей школы
принимают активное участие в областной операции «Зеленая столица».
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным
воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев,
обрядов,
традиций,
языка
и
передачу
этих
знаний
новому
поколению.
Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания.
К.
Д.
Ушинский
писал:
«Воспитание,
созданное
самим
народом
и
построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой
нет
в
самых
лучших
системах,
основанных
на
абстрактных
идеях
или
заимствованных у других народов». В традициях народного воспитания –
отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти
свое
место
в
жизни.
По
мнению
академика
Г.
Н.
Волкова,
народная
педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного
опыта, сохранившихся в народном творчестве. Народные традиции сильны не
научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, готовыми
мыслями, отображаемыми и отшлифованными в течении тысячелетий. Сила
народной педагогики – в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
В течение веков народы России создавали гуманистическую
воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В
последнее
время
в
стране
активизировалась
работа
по
патриотическому
воспитанию подрастающего поколения.
8
Подобная
система
работы
по
гражданскому
патриотическому
воспитанию,
как
показывает
опыт,
обогащает
обучающихся
знаниями
и
формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней
появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность,
которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников
играют
классные
руководители,
которые
знакомят
обучающихся
с
символикой России, Белгородской области, Белгородского района, проводят
классные
часы,
уроки
мужества,
организуют
встречи
с
ветеранами
и
пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным и
историческим
местам
села
Красный
Хутор,
знакомят
обучающихся
с
памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области.
8