Напоминание

Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя


Авторы: Абульфатова Зоя Константиновна, Бугаенко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов, учитель географии
Учебное заведение: МОУ"Краснохуторская ООШ"
Населённый пункт: село Красный Хутор,Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Краснохуторская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Статья

по теме:

«Воспитание патриотизма и гражданственности в

работе современного классного руководителя»

Составили:

учитель начальных классов

Абульфатова Зоя Константиновна

учитель географии

Бугаенко Светлана Юрьевна

2017г.

8

Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская

школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания

гражданина – патриота нашего Отечества. Отсюда следует, что важнейшая

задача

российской

школы

становление

российской

гражданской

идентичности обучающихся.

Воспитание (в том числе гражданское и патриотическое)

подрастающего

поколения

в

современном

обществе

осуществляется

в

условиях

экономико-политического

реформирования,

в

ходе

которого

существенно

изменилась

социально-культурная

жизнь

людей,

принципы

функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений

и

организаций.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан РФ на 2006-2010 гг.» определила стратегические цели государства и

основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта

программа

направлена

на

дальнейшее

формирование

патриотического

сознания

российских

граждан

как

важнейшей

ценности,

одной

из

основ

духовно-нравственного единства общества.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких

чувств

человека,

закрепленных

веками,

тысячелетиями

обособленных

отечеств.

Оно

присуще

всем

народам.

Это

важное

качество

человека,

предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему

народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по

защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который

во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным

местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает

под

воздействием

окружающей

природы,

народного

искусства

и

практической

деятельности

человека.

Любовь

к

Родине

у

каждого

проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно,

ребенок

тянется

к

отцу,

к

матери;

подрастая,

он

начинает

испытывать

8

привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея,

набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к

Отчизне.

В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот –

любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В филологическом словаре «патриотизм» определяется как

нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием

которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его

прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Патриотическое воспитание существовало во все времена , независимо

от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в

поколение самим народом.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах

известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова,

В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др.

все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному

языку, национальной культуре.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм

является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим

средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви

Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и

могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями».

Сегодня патриотическое

воспитание

– это

систематическая

деятельность классных руководителей по формированию у юных граждан

патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству,

готовности

к

выполнению

гражданского

долга,

а

его

основная

цель

-

формирование

духовно

и

физически

здорового

человека,

неразрывно

связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного

встать на защиту государственных интересов.

8

Достижение указанной цели осуществляется через решение

следующих задач:

развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота

Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в

мирное и военное время;

расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его

героическое прошлое, историческое культурное наследие;

изучение живой национальной культуры, народного искусства;

привитие

учащимся

чувства

глубокого

уважения

и

почтения

к

символам РФ и др.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших

направлений в работе классного руководителя.

Школьники в возрасте 7-10 лет наиболее восприимчивы для

воспитания

положительных

черт

личности,

в

том

числе

и

патриотизма.

Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к

подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают

благоприятные

предпосылки

для

успешного

решения

данной

проблемы.

Многие психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштен)

считают,

что

именно

в

в

этом

возрасте

происходит

активный

процесс

накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о

взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа

поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами

жизни

ребенка,

определяют

поступки,

выступают

в

качестве

мотивов

поведения,

выражают

отношения

к

окружающему

миру.

Эмоциональные

переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение.

Поэтому

восприятие

такими

школьниками

журчания

ручейка,

песен

зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает

впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.

8

Поэтому мы со своими учениками ходим во время классных часов на

экскурсии по своему селу, по лугам и полям нашего Красного Хутора, где они

своими глазами видят эту красоту своей маленькой Родины.

По мнению С. П. Баранова, на основе систематизации чувственных

образов

можно

управлять

процессом

возникновения

и

формирования

патриотических чувств у детей. Педагогические воздействия заключаются в

том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов,

мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней

жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на

основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические

технологии,

воздействие

которых

будет

способствовать

развитию

и

укреплению патриотических чувств.

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной

работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и

те

внутренние

психолого-педагогические

компоненты,

которые

в

своей

совокупности

выступают

как

носители

указанного

качества.

Такими

компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-

интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется,

прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы,

создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви,

гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и

храбростью патриотов.

Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле,

когда включаются в краеведческие работы, совершают походы по памятным

местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми,

совершившими боевые и трудовые подвиги.

Так мы с обучающимися посетили Диарамму «Огненная дуга» в городе

Белгород.

С

каким

вниманием

они

слушали

экскурсовода,

осматривали

землянки и блиндажи, военную форму, танки и самолеты времен Великой

8

Отечественной войны. Ребята увидели фрагменты боев, читали фронтовые

письма,

рассматривали

военные

фотографии.

После

этой

увлекательной

экскурсии мы оставили свои отзывы в специальной книге. А на следующий

день ребята выразили свои эмоции, переживания, впечатления в рисунках,

которые наглядно показали, как они восприняли эту поездку.

Когнитивно-интеллектуальный

компонент

включает

в

себя

углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в

различных

видах

деятельности

детей:

в

беседах,

сообщениях

на

патриотическую

тему,

проведении

литературно-музыкальных

гостиных,

устных фольклорно-этнографических экспедиций.

Это наши походы по селу, где ребята встречаются со старейшими

жителями,

которые

знакомят

их

с

нашим

фольклором,

рассказывают

им

сказки, загадывают старинные загадки:

Черный Ивашка –

деревянная рубашка,

где носом проведет –

там след кладет. (карандаш)

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у

детей

патриотических

чувств,

взглядов

и

убеждений.

Важно,

чтобы

полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл,

прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие

принципы

их

деятельности

и

поведения.

Воспитательная

работа

в

этом

случае

должна

быть

насыщенной

яркими

примерами

проявления

патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и

такие

педагогические

ситуации,

которые

включали

бы

в

себя

элементы

дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.

Так мы побывали в Белгородском зоопарке, где познакомились с

представителями животных разных стран, узнали о способах их питания,

8

образом жизни и т. д. Ребята с удовольствием пообщались с животными, что

оставило

в

их

душе

неизгладимое

впечатление.

В

мае

2014

года

мы

совершили экскурсию в Борисовский район, где побывали на Борисовской

керамической фабрике и посетили заповедник «Лес на Ворскле».

Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся

способности

к

волевым

проявлениям

в

области

патриотизма

и

культуры

межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой,

спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат,

встречи с ветеранами

и знаменитыми людьми. Учащиеся нашей школы

принимают активное участие в областной операции «Зеленая столица».

Патриотическое воспитание тесно связано с национальным

воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев,

обрядов,

традиций,

языка

и

передачу

этих

знаний

новому

поколению.

Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания.

К.

Д.

Ушинский

писал:

«Воспитание,

созданное

самим

народом

и

построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой

нет

в

самых

лучших

системах,

основанных

на

абстрактных

идеях

или

заимствованных у других народов». В традициях народного воспитания –

отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти

свое

место

в

жизни.

По

мнению

академика

Г.

Н.

Волкова,

народная

педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного

опыта, сохранившихся в народном творчестве. Народные традиции сильны не

научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, готовыми

мыслями, отображаемыми и отшлифованными в течении тысячелетий. Сила

народной педагогики – в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.

В течение веков народы России создавали гуманистическую

воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В

последнее

время

в

стране

активизировалась

работа

по

патриотическому

воспитанию подрастающего поколения.

8

Подобная

система

работы

по

гражданскому

патриотическому

воспитанию,

как

показывает

опыт,

обогащает

обучающихся

знаниями

и

формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней

появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность,

которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников

играют

классные

руководители,

которые

знакомят

обучающихся

с

символикой России, Белгородской области, Белгородского района, проводят

классные

часы,

уроки

мужества,

организуют

встречи

с

ветеранами

и

пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным и

историческим

местам

села

Красный

Хутор,

знакомят

обучающихся

с

памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области.

8



В раздел образования