Напоминание

Развитие гибкости детей нетрадиционными видами гимнастики


Автор: Лебедева Наталья Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО" города Вологды
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Развитие гибкости детей нетрадиционными видами гимнастики
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

г. Вологда

ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМИ

ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ»

Лебедева Наталья Валерьевна

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 6-16 лет

Срок реализации – 8 лет

Вологда

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из учебных предметов школы студии - танца "Вологодские

узоры"

является

гимнастика.

Гимнастика

один

из

видов

двигательной

активности,

располагающий

большим

разнообразием

физических

упражнений

и

методов,

при

помощи

которых

можно

оказывать

положительное воздействие на организм ребёнка, способствовать развитию

его

двигательного

аппарата

и

оснащать

его

необходимыми

знаниями,

умениями, навыками.

Данная

программа

физкультурно-спортивной

направленности

предназначена

для

детей

6

17

лет

занимающихся

в

студии

танца

"Вологодские узоры". Курс обучения рассчитан на 7 лет.

Основная

форма

организации

занятий

по

гимнастике

занятие

(групповая и индивидуальная форма обучения). В основу программы по

гимнастике положено развитие гибкости детей нетрадиционными видами

гимнастики,

такими

как:

стретчинг,

ритмопластика,

йога,

суставная

гимнастика, аэробика, шейпинг. Гибкость – показатель пластичности тела

артиста

и

от

того,

насколько

танцор

владеет

пластикой,

динамикой

и

выразительностью выполняемых танцевальных движений, зависит его рост

исполнительской техники на протяжении всей сценической деятельности.

Данная программа направлена не только на решение задач подготовки

физически

крепких

танцоров,

но

и

гармонично

развитых

детей.

Они

постепенно осваивают школу движений, обретают свободу и уверенность в

выполнении

танцевальных

упражнений,

прыжков

и

равновесий,

учатся

выполнять их динамично, музыкально, плавно, что составляет эстетическую

сторону

танца.

В

процессе

занятий

у

детей

развивается

творческая

инициатива,

умение

фантазировать

и

импровизировать

под

музыку,

согласовывая свои движения. Раскрываются и индивидуальные способности

детей, их творческий потенциал, что в дальнейшем определяет их успех в

танцевальном искусстве. И задача педагога состоит в том, чтобы создать

условия для полного раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Программа по гимнастике состоит из 8 разделов:

1

раздел

"Основы

гимнастики"

направлен

на

формирование

базы

двигательных

действий,

знаний

гимнастической

терминологии,

обучение

гимнастическим

упражнениям

и

основным

элементам.

Здесь

необходимо

познакомить детей с особенностями гимнастики и её отличиями от других

видов деятельности. В этот раздел включены гимнастические игры и задания,

развивающие у детей двигательные способности и познавательный интерес к

гимнастике.

2 раздел

"Стретчинг"

раздел

нетрадиционной

гимнастики,

который

состоит

из

средств

для

развития

гибкости

и

подвижности

суставов,

формирования мышечного чувства и умения владеть своими движениями.

3 раздел "Йога" – направлен на формирование правильной осанки и навыка

правильного дыхания при выполнении упражнений, развитие концентрации

внимания,

памяти.

В

раздел

включены

комплексы

упражнений

и

позы,

способствующие развитию гибкости и подвижности суставов.

4 раздел "Ритмопластика" – состоит из ритмических и пластических игр и

упражнений, призванных обеспечить развитие естественных психомоторных

способностей

детей,

обретение

ими

ощущения

гармонии

своего

тела

с

окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

5 раздел "Ритмическая гимнастика" – направлен на формирование у детей

чувства ритма, умения двигаться легко и красиво, подчиняя свои движения

требованиям гибкости и пластики.

6 раздел

"Аэробика"

направлен

на

развитие

координации

движений,

двигательной памяти, укрепление костной системы детей и формирование

школы

движений.

В

разделе

осваиваются

основные

движения

аэробики,

раскрывается содержание и структура занятий.

7 раздел "Суставная гимнастика". Задачей данного раздела является не

только повышение уровня подвижности суставов, но и укрепление самих

суставов и мышц, развитие координации движений и умения согласовывать

свои двигательные действия с другими детьми.

8 раздел "Шейпинг" – направлен на формирование понятий и положений

эстетики человеческого тела и двигательной пластики.

В программе осуществляются общие для всех разделов задачи, это:

- содействие всестороннему, гармоничному развитию детей, укрепление их

здоровья;

- воспитание комплекса двигательных качеств, обеспечивающих основы для

всестороннего физического и интеллектуального развития;

- формирование двигательных навыков и умений проводить упражнения под

музыку;

- воспитание эстетики движения и качеств личности.

Помимо основных задач в программе решается комплекс частных задач,

которые

определяются

особенностями

занятий

гимнастики,

структурой

и

содержанием упражнений, уровнем подготовленности детей, условиями и

направленностью обучения.

ЦЕЛЬ

ПРОГРАММЫ

гармоничное

физическое

и

интеллектуальное

развитие, воспитание эстетического восприятия двигательной деятельности,

развитие

творческих

способностей

и

раскрытие

потенциала

ребёнка

в

грациозности, пластики, ритмики движений и гимнастических упражнений.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- формирование знаний, умений, навыков в выполнении гимнастических

упражнений;

-

расширение

возможностей

и

способностей

в

двигательной

и

познавательной сфере ребёнка;

- совершенствование исполнительского мастерства, профессиональных и

физических качеств танцора;

-

создание

условий

для

самостоятельного

познания

окружающей

деятельности

в

двигательной

сфере

с

помощью

собственных

усилий

в

процессе решения двигательных задач;

- развитие чувства ритма, пластики, гибкости и координации движений.

Оздоровительные:

-

укрепление

опорно-двигательного

аппарата

ребёнка

и

формирование

правильной осанки;

- развитие эмоциональной сферы ребёнка и совершенствование функций

нервной системы;

-

формирование

навыков

правильного

дыхания

при

выполнении

гимнастических упражнений;

-

совершенствование

функций

вестибулярного

аппарата

и

координации

движении

Воспитательные:

- развитие двигательной памяти, творческого мышления и инициативы;

- развитие мыслительных процессов ребёнка и познавательного интереса к

двигательной

деятельности,

воображения

и

способности

к

пластической

импровизации;

- воспитание в ребёнке готовности к творчеству, сценическому искусству и

общей культуре поведения;

- формирование эстетических качеств, чувства прекрасного и гармоничного.

Все

периоды

обучения,

предусмотренные

программой

по

гимнастике,

одинаково важны для всех занимающихся в студии танца. В каждом периоде

обучения последовательно, продуманно прививаются специальные знания и

двигательные навыки, которые в итоге должны обеспечить выполнение всей

программы обучения. В процессе освоения программы учащиеся знакомятся

с

современными

направлениями

в

гимнастике,

основами

акробатики

и

растяжки,

особенностями

и

разновидностями

средств

гимнастики,

приобретают

знания

гимнастической

терминологии

и

истории

развития

гимнастике, связи гимнастики и танца. Так же они получают представление

о

двигательных

возможностях

организма,

значении

и

влиянии

гимнастических упражнений на здоровье и развитие гибкости, пластики,

координации движений, знания о направлении, амплитуде, темпе и ритме

движений

и

основных

средств

воспитания

правильной

осанки.

Дети

осваивают приёмы самоконтроля, основные понятия и положения эстетики

человеческого тела и двигательной пластики, методы и средства развития

необходимых качеств танцора. Таким образом, танцевальная подготовка в

студии

танца

в

значительной

степени

зависит

от

успеха

занятий

по

гимнастике.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Основная форма организации обучения гимнастике – занятие. Типовая

структура – это всего лишь ориентир, которым можно пользоваться при

создании

конкретных

вариантов

занятий

с

учётом

пола,

возраста

и

подготовленности

учащихся,

соотнося

эти

показатели

с

периодами

проведения занятий и их задачами.

I. Построение занятия и подбор учебного материала.

Специфика

подготовки

будущего

артиста

сцены,

педагогические

задачи,

предусмотренные

учебной

программой

по

гимнастике,

-

всё

это

обязывает педагога тщательно подбирать учебный материал каждого занятия.

Наиболее

целесообразны

комплексные

(смешанные)

занятия.

Здесь,

наряду с гимнастическими упражнениями, осваиваются основы аэробики,

стретчинга, шейпинга, акробатики, суставной гимнастики, ритмопластики.

В

младших

группах,

состоящих

из

детей

6–10

лет,

у

которых

двигательные навыки развиты недостаточно, особенности возраста диктуют

необходимость

разнообразить

учебный

материал

в

целях

повышения

интереса у детей к занятиям. Добиться этого можно за счёт упражнений

игрового

характера

с

элементами

суставной

гимнастики,

ритмопластики,

прыжков, акробатики и т. п.

Учащимся

старшей

возрастной

группы

(10–17

лет)

ставятся

более

сложные

задачи.

В

содержание

занятий

включаются

упражнения

художественной, суставной и джаз – гимнастики, пластики и ритмопластики,

парные упражнения (спарринг), динамические и статические равновесия,

акробатические

комбинации

элементов

в

сочетании

с

танцевальными,

опорные

прыжки.

Осваиваются

в

полном

объёме

такие

современные

направления

гимнастики,

как

стретчинг,

аэробика,

йога

и

шейпинг.

В

младших группах учебный материал может быть в значительной степени

одинаковым

для

мальчиков

и

девочек,

а

в

старших

группах

занятия

гимнастики

проводятся

отдельно

для

мальчиков

и

девочек,

так

как

происходит

дифференцировка

содержания

занятий

по

гимнастике.

При

занятиях

с

мальчиками

делается

акцент

больше

на

силовую

подготовку,

развитие

прыгучести

и

гибкости.

При

занятиях

с

девочками

основу

составляет обучение нетрадиционным видам гимнастики, развитие гибкости,

пластики,

выворотности

ног

и

красивой

осанки,

а

так

же

укрепление

мышечно-связочного аппарата.

Занятие

по

гимнастике

состоит

из

трёх

частей:

подготовительная,

основная и заключительная.

II. Подготовительная часть занятия

Подготовительная

часть

занятия

вводит

занимающихся

в

работу,

которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и

педагогом. Организм подготавливается к выполнению большой работы, к

выполнению более сложных упражнений основной части занятия. Задача

педагога в первой части занятия – достичь необходимого эмоционального

со стояния

учащихся,

собрать

их

внимание

и

а кт и в и з и р о ват ь

работоспособность.

В

упражнениях

подготовительной

части

занимающиеся

овладевают

основами

управления

своим

двигательным

аппаратом,

совершенствуют

координацию

движений,

осваивают

новые

двигательные

навыки,

приобретают

элементарные

умения

регулировать

своё

эмоциональное

и

физическое

состояние.

В

содержание

первой

части

занятия

включаются

общеразвивающие упражнения (младшие группы), упражнения ритмической

гимнастики и аэробики, суставной гимнастики, дыхательные упражнения,

задания

на

быстроту

и

точность

реакции,

упражнения

на

внимание,

различные

варианты

прыжков.

Все

они

подбираются,

дозируются

и

чередуются в полном соответствии с возрастом, полом и уровнем физической

подготовленности.

В этой части занятия должны преобладать ОРУ, степень трудности

которых

направляется

последовательно

и

постепенно

в

соответствии

с

периодами

обучения.

Освоив

упражнения

для

рук,

ног,

спины

и

т.

д.,

необходимо соединить их в одно целое, а затем – в сочетание ряда элементов,

тем

самым,

усложняя

координацию.

Разученные

упражнения

нужно

регулярно повторять, укрепляя правильный навык. Это помогает освоению

новых упражнений.

Существует и много различных методических приёмов, помогающих

добиться

интереса

к

упражнениям

и

их

качественного

выполнения:

соревновательные и игровые формы, разнообразие элементов, контрольные

задания и т. д.

III. Основная часть занятия.

В

задачи

основной

части

занятия

входят

те,

которые

определяют

процесс

гимнастического

воспитания

учащихся.

Это,

прежде

всего:

овладение главными жизненно необходимыми и специальными навыками,

которые содействуют освоению материала предусмотренного программой;

обучение правильному применению усвоенных знаний и качеств в различных

и изменяющихся условиях; специальная тренировка сердечно – сосудистой

с ис т е мы

и

д ы хат е льно го

аппа р ат а ;

д а льне йше е

р а зв ит ие

и

совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации

движений, силы, быстроты, устойчивости, гибкости, пластики, лёгкости, а

так

же

самостоятельности,

смелости,

решительности,

настойчивости

и

других психофизиологических качеств.

Значительное

место

в

основной

части

занимают

упражнения

на

гибкость,

растягивание,

выворотность

и

подвижность

суставов,

которые

составляют

техническую

подготовку

танцоров.

Занимающиеся

осваивают

основы современных направлений гимнастики: стретчинга, йоги, аэробики и

шейпинга.

Занятия

строятся

таким

образом,

чтобы

в

процессе

овладения

двигательным

аппаратом

и

о своения

навыков,

од н о в р е м е н н о

совершенствовать

все

психофизические

качества.

Знания,

полученные

учащимися,

должны

помогать

им

в

успешном

овладении

новыми

движениями, а усвоенные навыки они должны применять сознательно и

целесообразно в конкретных условиях жизни и творческой деятельности.

IV. Заключительная часть занятия

Задача

этой

части

завершить

работу

постепенным

снижением

нагрузки на организм, привести занимающихся в более спокойное состояние.

Необходимо научить детей расслабляться, восстанавливать силы. И поэтому

большая

часть

упражнений

выполняется

в

положении

сидя

и

лёжа.

Основными

средствами

заключительной

части

являются

упражнения

стретчинга, дыхательные упражнения, релаксация, пассивные упражнения в

растягивании,

малоподвижные

игровые

задания,

элементы

свободной

пластики.

В

конце

занятия

проводится

краткая

беседа

или

разбор

занятия

(обобщение

теоретического

материала),

обсуждение

результатов,

достигнутых успехов и причинах неудач, с указанием путей их преодоления.

Педагог задаёт домашнее задание. Точкой в конце занятия служит реверанс

(поклон), который должен всегда исполняться всей группой по правилам

классической хореографии – так же, как и в начале занятия.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс

обучения

гимнастическим

упражнениям

можно

условно

разделить на три этапа:

I этап – начальное обучение новым упражнениям и движениям;

II этап – углублённое разучивание;

III этап – закрепление и совершенствование движений.

На

первом

этапе

важна

предварительная

двигательная

подготовка

занимающихся,

которая

является

базой

(основой)

развития

гибкости

и

пластики

будущего

танцора.

При

обучении

сложным

упражнениям

используется

метод

расчленения,

а

затем

следует

конструктивный

метод

работы, когда из относительно дробных частей упражнения формируется

целостное упражнение.

Обучение на I этапе направлено на создание у занимающихся общего

представления о новом движении (упражнении, элементе). Они получают

первичные сведения о характере и форме упражнения, его составляющих.

Основные действия педагога на I этапе обучения включают в себя:

-

формулировка двигательной задачи;

-

указание требований к учащимся;

-

выделение связи нового движения с ранее изученными;

-

объяснение

и

показ

изучаемого

движения,

и

его

связь

с

музыкой

и

элементами танца.

На втором этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно

понимать структуру движения и выполнять его в соответствии с основами

техники,

сделав

его

исполнение

стабильным.

Педагог

должен

постоянно

наблюдать

за

выполнением

движения

в

соответствии

с

темпом,

ритмом,

динамикой,

регулировать

ритм,

амплитуду

упражнения

подсчётом,

подсказыванием

учащимся

момента

необходимых

действий,

исправлять

ошибки

и

оказывать

помощь

при

выполнении

(страховка).

В

результате

активной

работы

педагога

и

учащихся

на II

этапе

обучения

происходит

овладение

основными

движениями

в

соответствии

с

техникой,

автоматизированное выполнение отдельных её элементов.

Третий

этап

о бу ч е н и я

н ап р а вл е н

н а

с т а б и л и з а ц и ю

и

совершенствование

движений,

соединения

их

с

музыкой

и

другими

элементами.

Это

достигается

путём

самостоятельного

выполнения

упражнений, выполнением под музыкальное сопровождение или под счёт из

различных исходных положений. Главная задача этого этапа – сформировать

двигательный

навык

в

основном

варианте

и

создать

основы

для

формирования умения пользоваться им в различных условиях.

Техника безопасности и оборудование мест

занятий по гимнастике

Занятия по гимнастике всегда должны проводиться в условиях, не

допускающих

возникновения

травм

у

занимающихся.

Для

этого,

прежде

всего,

необходимо

вести

систематический

контроль

за

местами,

где

проводятся занятия. Содержание мест занятий, оборудования и инвентаря в

хорошем

состоянии,

соблюдение

санитарно-гигиенических

норм

имеют

большое организующие и воспитательное значение для успешной работы с

занимающимися.

Особое значение имеет педагогический контроль за психологическим

и

функциональным

организмом

занимающихся.

В

случае

переутомления,

подавленности, недомогания и апатии необходимо умело применять средства

регуляции

психических

состояний

вплоть

до

временного

отстранения

от

занятий.

В процессе занятий большое внимание следует обращать на

обеспечение

личной

страховки,

особенно

при

выполнении

рискованных

сложных

элементов.

На

самых

ранних

этапах

обучения

необходимо

прививать

у

занимающихся

навыки

самостраховки,

приучать

их

самостоятельно

ориентироваться

в

пространстве

и

самим

выходить

из

рискованных

ситуаций.

Отдельные

элементы,

такие

как

равновесие,

полушпагат, шпагат разучиваются на полу.

А для выполнения акробатических отдельных прыжков можно использовать

мат. Маты используются для смягчения приземления после соскоков или

прыжков.

Наличие

мата

обеспечивает

безопасность

при

обучении

акробатических прыжков и ускоряет процесс их освоения. Для обучения

более

сложным

и

высоким

прыжкам

можно

использовать

камеру

(автомобильную),

которая

помогает

добиться

хорошего

отталкивания

и

высоты полёта. Для обучения сальто необходимо иметь страховочный пояс –

приспособление,

обеспечивающее

безопасность

занимающихся,

является

страховкой при выполнении трюков.

Правила поведения на занятиях

Каждое занятие должно начинаться

с построения занимающихся, где

педагог оценивает готовность группы к занятиям. Перед детьми обязательно

ставится

основная

задача

предстоящего

занятия,

проверяется

наличие

удобной одежды, отмечаются присутствующие в журнале.

С

целью

повышения

активности,

заинтересованности

занимающихся,

привлечение их к систематическим тренировкам, окончание каждого занятия

должно

сопровождаться

построением

класса,

выводами

и

замечаниями

педагога.

Не

допускать

неорганизованного

прекращения

занятий.

Организованное

завершение

занятий

имеет

большое

воспитательное

значение

и

является

одним

из

обязательных

компонентов

организации

занятий и условием полноценного решения и его задач.

Инструкция по гимнастике:

1.

Заниматься только в удобной и предназначенной для занятий форме

2.

Снимать перед занятиями с себя часы, цепочки, браслеты и мешающие

предметы.

3.

Запрещено находиться в зале, если там нет педагога. Зал – это место

повышенной опасности. Заходить в зал только с разрешения педагога.

4.

Бережно относится к спортивному инвентарю, поддерживать чистоту и

порядок.

5.

Гимнастический инвентарь всегда надо содержать в хорошем

состоянии. Перед занятием следует его тщательно проверить. Не

пользоваться неисправным инвентарем.

6.

Занимающимся необходимо знать правила противопожарной

безопасности и план эвакуации из здания. В случае обнаружения

неисправности электрооборудования следует незамедлительно

сообщить об этом педагогу.

7.

В случае возникновения пожара, сильного задымления, полного

отключения электроэнергии в тёмное время суток необходимо

прекратить занятия покинуть помещение согласно плану эвакуации.

8.

Точно и своевременно выполнять указания педагога.

9.

Качественно выполнять разминку.

10.В случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу.

11. При выполнении упражнений в группе соблюдать дистанцию и

интервалы, необходимые для предотвращения столкновения даже в

случае неправильного выполнения упражнения (падение, остановка,

возврат в исходное положение и т. п.) любым из членов группы.

12.Для выполнения сложных упражнений положить в зону приземления

гимнастические маты и попросить педагогу обеспечить страховку.

13.Освоить приемы самостраховки и уметь применять на практике.

14.Запрещается отвлекаться и отвлекать других во время выполнения

упражнения или страховки.

15.Запрещается перебегать от одного места занятий к другому.

16.Запрещается выполнять сложные акробатические упражнения без

страховки.

17.Запрещается находиться в зоне приземления или возможного падения

выполняющего упражнение.

18.При несчастном случае, получении травмы, пострадавший или

очевидец случившегося обязан немедленно сообщить об этом педагогу

для принятия неотложных мер по оказанию первой доврачебной

помощи.

19.Перед выполнением упражнения убедиться, что зона разбега и

приземления будет свободна.

20.Возвращаться по краям зала не мешая другим членам группы.

21.Упражнения на камере выполнять только с разрешения педагога.

22.Перед выполнением упражнений закрепить края камеры, чтобы во

время прыжков она не отрывалась и не скользила.

23.При соскоке с камеры убедиться, что зона приземления будет свободна.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

В КУРСЕ ГИМНАСТИКИ

Методы

обучения

способы

профессионального

взаимодействия

педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В

курсе

гимнастики

применяются

традиционные

методы

организации

учебно-познавательной

деятельности:

метод

использования

слова,

метод

наглядного восприятия и практические методы. Каждый метод реализует в

единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Метод использования слова

– универсальный метод обучения. С его

помощью на занятиях гимнастики решаются следующие задачи:

1)

передаются знания о значении и влиянии гимнастических упражнений на

организм танцора;

2)

раскрываются

широкие

возможности

двигательной

деятельности,

закономерности физического развития и познавательной сферы;

3)

объясняются элементарные основы нетрадиционных видов гимнастики,

акробатики;

4)

описывается техника движений в связи с музыкой и др.

Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в

обучении: рассказ, беседа, обсуждение, словесное сопровождение действий

под музыку и т. д.

Методы наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому

и прочному усвоению учащимися программы курса гимнастики, повышению

интереса

к

изучаемым

упражнениям.

К

ним

можно

отнести

показ

упражнений самим педагогом или занимающимся, прослушивание ритма и

темпа движений и музыки, которые помогают закрепить мышечное чувство и

запомнить

движение.

Все

это

способствует

воспитанию

двигательной

и

музыкальной

памяти,

формированию

двигательного

навыка,

закрепляет

привычку двигаться легко и свободно, ритмично и пластично.

Практические методы основаны на активной и сознательной деятельности

самих

учащихся.

Это

метод

целостного

освоения

упражнения,

метод

обучения посредством расчленения их, а так же игровой метод.

Метод целостного освоения упражнения широко применяется в курсе

гимнастики и подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его

применяют для освоения несложных гимнастических элементов, прыжков,

равновесия, которые просты по своей технике.

Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых

разных упражнений. Чаще он применяется при обучении акробатическим

элементам, сложно-координационным упражнениям и движениям средней и

повышенной

трудности,

а

так

же

при

овладении

гимнастическими

соединениями и комбинациями.

Игровой метод

на

занятиях

гимнастики

используется

для

проведения

музыкально – гимнастических игр. Чаще применяется в младших группах.

Он

основан

на

элементах

соперничества

учащихся

между

собой

и

повышении

ответственности

каждого

за

достижение

определенного

результата.

В целях формирования личности ребенка, освоения им знаний, умений,

навыков применяются дидактические методы:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- метод проблемного обучения;

- метод формирования творческих способностей у детей.

Информационно-рецептивный метод

Ценность этого метода в предельно ясной информации от педагога, а со

стороны детей осознанное восприятие и запоминание. Педагог сообщает

занимающимся

необходимые

знания,

сосредотачивает

их

восприятие,

показывает образец двигательного действия, связывая знания с практической

деятельностью.

Здесь

педагог

сразу

использует

наглядный,

словесный

и

практические методы.

Репродуктивный метод

Используется на занятиях гимнастики для полного усвоения материала,

упражнений

или

движений.

Педагог

продумывает

систему

заданий

(упражнений) на воспроизведение действий уже известных и осознанных

детьми (опора на уже известные знания и умения). Повторяя эти задания,

дети легко усваивают новое и повторяют изученное, формируя определенные

знания, умения, навыки.

Метод проблемного обучения

Этот метод используется на занятиях гимнастики в старших группах.

Педагог, продумывая весь процесс обучения, ставит перед занимающимися

задачу (проблему). И работа на занятии строится таким образом, что к концу

занятия дети сами находят решение данной проблемы. Это развивает их

мышление, логику, умение сравнивать и анализировать, делать определенные

выводы.

Метод развития творческих способностей

Подведение

детей

к

творческим

поискам

на

занятиях

гимнастики

педагог начинает с совместных с ними действий. Он показывает возможность

изменения действий, замены одного упражнения другим, создания нового

варианта и предлагает придумать дополнения самим детям. Это помогает

развивать у детей умение фантазировать и импровизировать, создавать что-то

новое и необычное.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для успешной реализации представленной программы используются

различные

формы

контроля:

текущий,

итоговый,

первоначальный

и

самоконтроль.

Задачи контроля:

– определение фактических знаний теоретического материала по гимнастике;

- полученных навыков на практических занятиях и имения рационально и

эффективно их использовать, сочетая с танцем;

- определение уровня развития таких качеств, как гибкость, подвижность,

сила, ловкость, пластика и т. д.

Текущий

контроль проводится

на

занятиях

гимнастики

в

течение

всего

учебного года. Используется для определения степени владения основами

гимнастики и ее нетрадиционных видов:

- теоретические знания: знания гимнастической терминологии, понятийный

аппарат

нетрадиционных направлений, знания анатомии и физиологии движений;

- практические навыки.

Текущий контроль позволяет объективно оценить эффективность учебного

процесса, дает возможность корректировать содержание каждого занятия, а

так же получать информацию о способностях занимающихся и усвоения ими

материала занятий.

Формы текущего контроля: опрос, проверка знаний, тематические беседы,

проведение по заданию педагога, определение степени освоения элементов,

самопроверка.

Итоговый

контроль

проводится

в

конце

учебного

года

или

изученного

раздела

программы

по

гимнастике.

Он

включает

в

себя

проверку

теоретического

материала

(основных

понятий),

а

так

же

тесты

или

контрольные

упражнения

для

определения

уровня

развития

гибкости,

подвижности и пластики основных движений нетрадиционных направлений

в гимнастике.

Итоговый

контроль

позволяет

оценить

объем

приобретенных

знаний,

умений,

навыков

по

гимнастике

каждого

занимающегося,

подвести

итог

работы

каждого

ребенка

в

течение

всего

года,

определить

уровень

сформировавшихся

двигательных

навыков,

наметить

пути

дальнейшей

работы.

Формы итогового контроля: тестовые задания, проверка знаний (опрос) по

всем

разделам

программы,

контрольные

выступления

с

комбинациями,

гимнастические пирамиды, открытые занятия.

Первоначальный

контроль проводится в начале учебного года или нового

раздела программы по гимнастике.

Первоначальный контроль включает в себя:

1) проверку теоретической базы перед освоением нового раздела;

2) тесты для определения уровня развития гибкости и пластики в начале

года.

Тесты

позволяют

определить

первоначальный

уровень

этих

качеств,

которые сравниваются с результатами тестов в конце года и выявляется

динамика их развития.

Первоначальный контроль помогает выявить готовность занимающихся к

освоению нового материала, степень владения двигательными действиями,

изученными ранее, и необходимых для освоения следующего раздела. Он

дает

возможность

судить

о

темпах

развития

профессиональных

качеств

танцора.

Самоконтроль. Не

менее

важно

развивать

в

учениках

способность

оценивать

свою

двигательную

и

познавательную

деятельность,

вести

контроль за своим интеллектуальным и физическим развитием.

Формы самоконтроля: самопроверка (оценка своих знаний и двигательных

действий), самооценка.

Все виды контроля сопровождаются выставлением балловой оценки в

журнал,

либо

другими

оценочными

действиями:

“отлично”,

“хорошо”,

“плохо”; “зачтено”, “не зачтено” и другие.

Работа с родителями

Гимнастика

является

сложно

координационным

видом

физических

упражнений.

Большинство

гимнастических

элементов

связаны

с

переворачиванием через голову и быстрой сменой положений, что в свою

очередь связано с некоторым риском и травматизмом. Поэтому необходимо

вести разъяснительную работу не только с занимающимися, но и с

их

родителями. Это могут быть практические лекции для родителей, в которых

чётко и доступно можно познакомить с процессом освоения гимнастики,

техникой

безопасности

и

профилактикой

травматизма.

Грамотно

построенный процесс обучения помогает избежать негативных последствий

и травм. Необходимо ознакомить родителей и детей с правилами поведения

на занятиях по гимнастике, так называемой инструкцией. Чёткое соблюдение

данной инструкции даёт возможность обезопасить занимающихся в процессе

освоения гимнастических элементов. С помощью методов анкетирования

можно узнать мнение родителей к занятиям гимнастикой, считают ли они их

безопасными

и

понимают

ли

всю

значимость

таких

занятий.

Подобные

методы помогают корректировать работу с родителями, добиваясь нужного

результата.

Обязательно

приглашать

родителей

на

открытые

занятия

и

гимнастические

выступления,

которые

дают

возможность

наглядно

продемонстрировать успехи занимающихся по гимнастике. И очень важно

донести до родителей информацию о пользе и значении гимнастики, знания,

умения и навыки, которые так же пригодятся им и в жизни.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

3

15

18

2

Суставная гимнастика

1

4

5

3

Начальный стретчинг

5

5

4

Ритмопластика

9

9

ИТОГО:

4

33

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. Основы гимнастики

Важность данного раздела состоит в том, что в нём даётся начальная

подготовка

обучения

гимнастическим

упражнениям

и

растяжки,

формируется база основных двигательных действий.

Начальная подготовка к обучению техники выполнения мостов и наклонов.

Гимнастическая терминология и историей развития гимнастики. Основные

положения рук, ног и туловища. Техника моста из положения лёжа. Техника

выполнения наклонов в положении сидя. Понятие "наклона". Виды наклонов

и их разновидности.

Техника выполнения шпагатов. Понятие "шпагата".

Виды

шпагатов.

Разучивание

техники

простых

равновесий.

Виды

равновесий. Понятие гибкости и её значение. Разучивание гимнастических

упражнений под музыку. Общеразвивающие упражнения и их разнообразие.

РАЗДЕЛ 2. Суставная гимнастика

Задачей этого раздела является повышение уровня развития активной

подвижности в суставах, укрепление самих суставов и мышц.

Понятие

суставной

гимнастики,

её

особенности

и

значение.

Основы

с у с т а в н о й

г и м н а с т и к и .

Р а зу ч и в а н и е

д в и же н и й .

П р а в и л а

и

последовательность выполнения упражнений. Освоение упражнений для рук

и плечевого пояса. Составление комплекса упражнений для рук и плечевого

пояса.

РАЗДЕЛ 3. Начальный стретчинг

В

данном

разделе

программы

происходит

знакомство

с

одним

из

современных направлений в гимнастике, которое называется стретчинг.

Средства стретчинга – упражнения на растягивания – являются базой

формирования и развития гибкости, подвижности суставов и пластики

движений.

Понятие стретчинга и его происхождение. Основные понятия и особенности.

Основы стретчинга. Растягивание и его значение. Освоение упражнений на

гибкость

и

растягивание.

Упражнения

на

расслабление.

Разучивание

упражнений на растягивание мышц туловища и ног.

РАЗДЕЛ 4. Ритмопластика

Раздел

ритмопластики

направлен

на

то,

чтобы

помочь

ребёнку

раскрепоститься

и

ощутить

возможности

своего

тела

с

помощью

разнообразных ритмопластических игр и упражнений.

Понятие и значение ритмопластики в гимнастике. Упражнения на гибкость и

пластику.

Ритмопластические

игры.

Пластика

рук

и

плечевого

пояса.

Волнообразные упражнения руками.

Расслабление мышц рук и плечевого

пояса. Пластика тела.

Разучивание волнообразных движений туловищем.

Ритмопластические игры. Комплекс пластики под музыку.

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны знать всю начальную подготовку по гимнастике, а

именно:

технику

выполнения

наклонов,

мостов

и

шпагатов;

знать

гимнастическую

терминологию

и

историю

развития

гимнастики;

самостоятельно

выполнять

простейшие

гимнастические

элементы,

равновесия;

уметь

выполнять

движения

по

заданию

педагога;

уметь

выполнять

движения

суставной

гимнастики;

уметь

двигаться

в

разных

темпах,

согласовывать

свои

движения

с

музыкой;

знать

и

выполнять

различные варианты ходьбы, бега, прыжков, обще-развивающих упражнений.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

2

11

13

2

Суставная гимнастика

5

5

3

Йога

4

4

4

Стретчинг

1

5

6

5

Ритмопластика

1

8

9

ИТОГО:

4

33

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. Основы гимнастики

Закрепляется

начальная

подготовка

обучения

гимнастическим

упражнениям и основ растягивания.

Гимнастическая терминология и понятия.

Закрепление техники моста из

положения лёжа.

Закрепление техники наклонов. Многообразие наклонов и

разновидности. Освоение техники

выполнения шпагатов. Виды шпагатов.

Закрепление техники простых равновесий.

Освоение техники сложных

равновесий.

Растяжка

основа

гибкости.

Понятие

о

темпе

движения.

Упражнения в разном темпе. Музыкально- ритмические игры. Разучивание

комплекса разминки. Освоение прыжков.

РАЗДЕЛ 2. Суставная гимнастика

Раздел направлен на повышение уровня развития подвижности в суставах

и эластичности мышц.

Основы суставной гимнастики. Закрепление движений для плечевого пояса.

Освоение упражнений для туловища. Выполнение упражнений в комплексе.

Значение

и

влияние

упражнений

на

развитие

гибкости.

Выполнение

упражнений для ног.

РАЗДЕЛ 3. Йога

Йога является средством для развития гибкости (статической) и в её

арсенале

находиться

большое

количество

поз

на

растягивание

мышц

и

связок.

История возникновения гимнастики индийских йогов. Основные позы йоги.

Выполнение простейших поз йоги. Освоение комплекса йоги. Упражнения

для укрепления мышц спины, живота, ног. Выполнение комплекса йоги.

РАЗДЕЛ 4. Стретчинг

В данном разделе продолжается знакомство с основами стретчинга и

закрепление основных движений.

Понятия и особенности стретчинга. Основные позы растягивания. Правила

растягивания.

Освоение

упражнений

для

плечевого

пояса.

Укрепляющая

гимнастика.

Освоение

упражнений

для

туловища.

Упражнения

в

расслаблении. Игровые задания: "Наклон", "Буратино".

РАЗДЕЛ 5. Ритмопластика

Раздел включает в себя комплекс средств для формирования пластичных

движений.

Основы ритмопластики. Задания и игры на пластику. Закрепление пластики

рук и плечевого пояса в партере. Понятие ритма. Пластичные движения

руками.

Разучивание комплекса пластики для рук (музыка. И. Крутого).

Основы пластики тела. Ритмопластические игры.

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны освоить начальную подготовку по гимнастике. Знать

технику выполнения наклонов, моста из положения лёжа, шпагатов. Знать

гимнастическую терминологию и основные понятия. Уметь самостоятельно

выполнять

простейшие

гимнастические

равновесия

и

элементы.

Знать

и

выполнять движения суставной гимнастики, основные позы йоги. Должны

уметь двигаться в разных темпах, согласовывать свои движения с музыкой и

создавать интересные пластические образы. Знать и выполнять различные

варианты ходьбы, бега, прыжков, обще-развивающих упражнений.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

1

10

11

2

Ритмическая гимнастика.

Ритмопластика.

10

10

3

Суставная гимнастика

4

4

4

Стретчинг

1

8

9

ИТОГО:

2

35

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Основы гимнастики

В

данном

разделе

программы

осваиваются

более

сложные

элементы

гимнастики и закрепляются изученные ранее.

Общеукрепляющая

гимнастика.

Закрепление

техники

моста

лёжа.

Закрепление

наклонов.

Разучивание

техники

моста

из

положения

стоя.

Закрепление

техники

сложных

равновесий.

Комбинации

из

простых

и

сложных

равновесий.

Подготовка

к

шпагатам.

Выполнение

шпагатов.

Составление

комбинаций

элементов.

Упражнения

на

гибкость

и

выворотность. Основные правила растягивания. Разучивание комплекса № 5.

Разминочная часть в гимнастике. Освоение упражнений для разминочной

части.

РАЗДЕЛ 2. Ритмическая гимнастика и ритмопластика.

Данный раздел программы направлен на формирование у занимающихся

умения

ритмично

и

красиво

двигаться,

подчиняя

свои

движения

требованиям гибкости и пластики.

Понятие

нетрадиционной

гимнастики.

Основы

ритмической

гимнастики.

Разминка в ритмической гимнастике. Разучивание движений разминочной

части.

Выполнение

упражнений

в

разном

темпе.

Разучивание

движений

ритмики. Освоение прыжков в ритмике. Повторение основ пластики.

Закрепление

комплекса

пластики

в

партере.

Ритмопластические

и

гимнастические

игры.

Составление

комбинаций

гимнастических

и

танцевальных упражнений на оценку.

РАЗДЕЛ 3.Суставная гимнастика

Данный раздел программы является этапом закрепления навыков суставной

гимнастики и поддержания подвижности суставов на достигнутом уровне.

Закрепление

суставной

гимнастики.

Составление

комплекса

суставной

гимнастики. Дыхательная гимнастика. Джаз – разминка. Освоение основных

движений. Освоение вспомогательных упражнений. Освоение гимнастики в

партере. Выполнение комплекса под музыку самостоятельно.

РАЗДЕЛ 4. Стретчинг

Стретчинг является одним из средств развития гибкости, подвижности

суставов и пластики телодвижений.

Подготовка к стретчингу. Закрепление стретчинга

для плечевого пояса.

Закрепление

стретчинга

для

туловища.

Закрепление

стретчинга

для

ног.

Особенности

пассивного

растягивания.

Расслабляющая

гимнастика.

Составление комплекса стретчинга. Правила стретчинга. Дополнительные

средства

стретчинга.

Выполнение

комплекса

стретчинга

под

музыку.

Разучивание комплексов № 6, 8, 9. Самостоятельное выполнение комплекса и

проведение на оценку.

Ожидаемый результат.

Дети

на

занятиях

гимнастики

приобретают

знания

об

основах

нетрадиционных видов гимнастики, осваивают основные движения. Учатся

самостоятельно выполнять комплекс пластики, стретчинга и ритмической

гимнастики. Дети должны научиться составлять комплекс упражнений под

музыку, гимнастические комбинации и связки с танцевальными элементами;

Должны

знать

о

значении

и

влиянии

гимнастических

упражнений

на

здоровье, о роли гимнастики и пластики в танце.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

1

15

16

2

Ритмическая гимнастика.

Ритмопластика.

9

9

3

Суставная гимнастика.

3

3

4

Стретчинг

9

9

ИТОГО:

1

36

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Основы гимнастики

В данном разделе происходит закрепление основ гимнастики. Основной

принцип – от простого к сложному.

Общеукрепляющая

гимнастика.

Совершенствование

техники

наклонов.

Многообразие наклонов. Закрепление техники моста стоя. Разновидности

мостов. Совершенствование равновесий. Составление комбинаций. Освоение

прыжков. Совершенствование техники шпагатов. Шпагаты на оценку. Виды

гибкости и средства её развития. Золотые правила гибкости. Тестирование

гибкости. Закрепление комплекса № 5.

Закрепление разминочной части.

Составление комплекса разминки на оценку.

РАЗДЕЛ 2. Ритмическая гимнастика и ритмопластика.

Данный раздел включает в себя средства для формирования пластичной

техники движения.

Направления ритмической гимнастики. Закрепление разминочной части в

ритмике. Выполнение упражнений в разном темпе. Закрепление прыжков.

Разучивание движений ритмики в партере.

Освоение маховых движений.

Закрепление

основ

пластики.

Пластика

в

партере.

Создание

образа

с

помощью

пластики.

Работа

над

пластикой

и

качеством

выполнения

гимнастических упражнений под музыку. Разучивание пластических этюдов.

Составление комбинаций гимнастических и танцевальных упражнений на

оценку.

РАЗДЕЛ 3.Суставная гимнастика

Данный раздел программы является этапом совершенствования навыков

суставной гимнастики.

Совершенствование комплекса суставной гимнастики. Закрепление джаз –

разминки.

Дыхательные

упражнения

в

расслаблении.

Закрепление

гимнастики в партере. Разновидности суставной гимнастики. Выполнение

комплекса под музыку самостоятельно.

РАЗДЕЛ 4. Стретчинг

Раздел является основой для развития гибкости, подвижности суставов и

эластичности мышечных групп.

Совершенствование стретчинга

для плечевого пояса. Совершенствование

стретчинга

для

туловища.

Совершенствование

стретчинга

для

ног.

Особенности активного растягивания.

Техника мышечного расслабления.

Релаксация и аутогенная тренировка.

Многообразие средств стретчинга.

Составление комплекса стретчинга. Закрепление комплекса стретчинга под

музыку. Закрепление

комплексов № 6, 8, 9. Самостоятельное выполнение

комплекса и проведение на оценку.

Ожидаемый результат.

Дети

должны

знать

основы

стретчинга,

ритмической

гимнастики

и

ритмопластики.

Самостоятельно

проводить

комплексы

нетрадиционной

гимнастики

на

своей

группе.

Составлять

гимнастические

комбинации

и

комплексы по изученным направлениям. Должны сидеть на всех шпагатах.

Уметь

делать

мостик

стоя

и

сложные

равновесия.

Свободно

владеть

гимнастической

терминологией

и

понятиями.

Знать

методику

развития

гибкости и подбирать средства для её развития.

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

16

16

2

Аэробика

1

10

11

3

Стретчинг

10

10

ИТОГО:

1

36

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1.

Основы гимнастики

Данный раздел программы направлен на закрепление и совершенствование

приобретенных знаний, умений и навыков.

Совершенствование техники мостов. Комбинации и гимнастические этюды с

мостами.

Парные

упражнения

в

равновесии.

Основы

растяжки.

Многообразие растяжки.

Разучивание растяжки в партере. Растяжка на

станке. Амплитуда движений. Техника активного и пассивного растягивания.

Движения

с

малой

амплитудой.

Движения

с

увеличением

амплитуды

движения.

Упражнения

с

максимальной

амплитудой.

Пластическая

гимнастика.

Гимнастические

пирамиды.

Составление

гимнастических

пирамид. Разучивание элементов свободной пластики.

РАЗДЕЛ 2.

Аэробика

Раздел

аэробики

направлен

на

развитие

у

занимающихся

умения

согласовывать свои действия с музыкой, управлять своими движениями.

История развития аэробики. Направления в аэробике и их разновидности.

Знакомство с основными аэробики. Разучивание движений аэробики. Техника

работы плечевого пояса и грудной клетки. Техника движений рук. Техника

наклонов и поворотов. Техника основных шагов. Техника прыжков и махов.

Дыхание

в

аэробике.

Разучивание

связок

и

комбинация

аэробики.

Закрепление аэробики в комплексе.

РАЗДЕЛ 3.

Стретчинг

Данный

раздел

программы

направлен

на

закрепление

приобретённых

знаний, умений и навыков в системе стретчинг.

Совершенствование

основных

поз

стретчинга.

Техника

пассивного

растягивания.

Спарринга

в

стретчинге.

Техника

спарринга

в

партере.

Разучивание упражнений спарринга. Основные способы контроля гибкости.

Разнообразие средств стретчинга. Техника снятия мышечного напряжения.

Совершенствование комплексов № 6, 8, 9. Работа над техникой стретчинга.

Самостоятельное составление комплексов стретчинга на оценку.

Ожидаемый результат.

Дети должна разбираться в понятиях гибкость, растяжка и пластика. Знать

технику движений аэробики, свободно выполнять элементы пластики под

музыку,

уметь

импровизировать,

двигаться

легко

и

красиво.

Составлять

гимнастические пирамиды, комбинации, связки. Уметь выполнять движения

в различном темпе и с высокой амплитудой. Знать технику снятия мышечного

напряжения и раскрепощения мышечных групп. Знать основы растяжки, а

так

же

владеют

приёмами

контроля

за

уровнем

развития

гибкости.

Самостоятельно

выполняют

гимнастические

элементы

и

составляют

комбинации,

решают

поставленную

двигательную

задачу

и

находят

рациональное её решение. Формируются навыки коллективных действий,

взаимопомощи и поддержки.

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

12

12

2

Аэробика

1

8

9

3

Стретчинг

1

9

10

4

Шейпинг

1

5

6

ИТОГО:

3

34

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1.

Основы гимнастики

Средства данного раздела направлены совершенствование гимнастических

навыков и стабилизацию техники выполнения.

Совершенствование гимнастических элементов. Растяжка – основа гибкости.

Парные гимнастические упражнения. Закрепление растяжки в партере.

Закрепление растяжки на станке. Элементы свободной пластики.

Пластические импровизации. Освоение элементов художественной

гимнастики. Совершенствование координации движений. Техника сложно –

координационных движений. Разучивание прыжковых связок. Работа над

техникой гимнастических прыжков.

РАЗДЕЛ 2.

Аэробика

Раздел аэробики направлен на совершенствование двигательной пластики.

Закрепление

основ

аэробики.

Закрепление

техники

движений

рук.

Закрепление техники наклонов и поворотов. Закрепление техники основных

шагов.

Закрепление

техники

прыжков

и

махов.

Парные

и

групповые

комбинации по аэробике.

Техника танцевальной аэробики. Разучивание

связок

и

комбинация

аэробики

в

партере.

Аэробика

с

элементами

акробатики.

Совершенствование

аэробики

в

комплексе.

Составление

творческих этюдов по аэробике.

РАЗДЕЛ 3.

Стретчинг

Данный

раздел

программы

направлен

на

совершенствование

основ

стретчинга.

Стретч

гимнастика.

Закрепление

техники

пассивного

растягивания.

Закрепление техники спарринга в партере. Сочетание стретчинга и активной

растяжки.

Техника

сочетания

активной

и

пассивной

растяжки.

Самоконтроль

в

стретчинге.

Техника

безболезненного

растягивания.

Стабилизация

техники

стретчинга

в

комплексе.

Боковая

растяжка.

Танцевальный

балетный

шаг.

Многообразие

средств

стретчинга.

Статические

позы

растягивания.

Сочетание

стретчинга

и

пластики.

Профилактика травматизма и растяжения мышечных групп.

РАЗДЕЛ 4.

Шейпинг

Раздел шейпинга в старших группах даёт занимающимся знания о типах

телосложения,

пропорциях

человеческого

тела,

гармонии

физического

и

эстетического, учит точным и рациональным движениям.

Знакомство

с

основами

шейпинга.

Средства

шейпинга.

Разучивание

подготовительной части шейпинга. Проработка основных мышечных групп.

Освоение

техники

шейпинга

в

партере.

Разучивание

техники

движений

ногам. Разучивание техники движений мышц брюшного пресса, спины и

талии. Разучивание техники движений плечевого пояса. Техника локального

воздействия.

Техника

общего

воздействия.

Силовые

упражнения.

Составление

комплекса

шейпинга.

Закрепление

комплекса

шейпинга

в

комплексе.

Ожидаемый результат.

Дети

должны

владеть

техникой

движений

аэробики,

ритмической

гимнастики, стретчинга и пластики. Владеть основами растяжки и развития

гибкости, подбирать средства для их развития и закрепления. Составлять

гимнастические композиции, пластические этюды. В совершенстве владеть

гимнастическими элементами, приёмами страховки. Знать приёмы контроля

и самоконтроля в развитии гибкости и пластики.

СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

10

10

2

Стретчинг

1

14

15

3

Аэробика

5

5

4

Шейпинг

1

6

7

ИТОГО:

2

35

37

ВОСЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Основы гимнастики

10

10

2

Стретчинг

1

14

15

3

Аэробика

5

5

4

Шейпинг

1

6

7

ИТОГО:

2

35

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Основы гимнастики

Раздел

программы

носит

методический

характер

и

знакомит

занимающихся с методиками поддержания и совершенствования гибкости и

пластики, даёт возможность использовать приобретённые знания, умения и

навыки

в

танце

и

хореографии,

самостоятельно

овладевать

новыми

движениями и импровизировать.

Тестирование гибкости. Оценка уровня развития гибкости. Виды растяжки.

Совершенствование

растяжки.

Растяжка

в

парах,

тройках.

Закрепление

элементов

художественной

гимнастики.

Закрепление

прыжковых

связок.

Партерная

гимнастика.

Работа

над

техникой

партерных

элементов.

Совершенствование

упражнений

на

гибкость.

Пластика

тела.

Элементы

свободной

пластики.

Совершенствование

шпагатов

в

связках.

Статика

и

динамика движения. Создание пластических образов с помощью средств

пластики.

РАЗДЕЛ 2.

Стретчинг

Раздел стретчинга направлен на совершенствование гибкости и пластики

двигательных действий.

Растягивание

средствами

спарринга.

Совершенствование

упражнений

стретчинга. Освоение техники глубокого стретчинга. Дыхание в стретчинге.

Повторение всех видов растяжки. Групповая стретч - гимнастика. Комплексы

стретч

гимнастики

в

партере.

Самостоятельная

работа

по

стретчингу.

Профилактика травм во время стретчинга.

РАЗДЕЛ 3.

Аэробика

Данный раздел направлен на расширение представлений о нетрадиционной

гимнастике и учит культуре танцевальных движений.

Совершенствование

техники

танцевальной

аэробики.

Групповые

танцевальные

выступления.

Совершенствование

связок

и

комбинаций

аэробики в партере. Знакомство с направлениями оздоровительной аэробики.

Фитнесс - аэробика. Совершенствование аэробики в комплексе. Выполнение

творческих заданий по аэробике.

РАЗДЕЛ 4.

Шейпинг

Раздел шейпинга в старших группах даёт занимающимся знания о типах

телосложения,

пропорциях

человеческого

тела,

гармонии

физического

и

эстетического, учит точным и рациональным движениям.

Закрепление основ шейпинга. Многообразие средств шейпинга. Закрепление

техники

шейпинга

в

партере.

Закрепление

техники

движений

ногам.

Закрепление техники движений мышц брюшного пресса, спины и талии.

Закрепление техники движений плечевого пояса. Аэробные упражнения.

Шейп

гимнастика

проблемных

зон.

Закрепление

и

совершенствование

комплекса шейпинга в комплексе. Способы самоконтроля в шейпинге.

Ожидаемый результат

Владение основами пластики и гибкости. Умение подбирать средства для их

развития и совершенствования. Понимание эстетической стороны движения,

умение

передать

свои

чувства

и

эмоции

через

пластику

своего

тела

(пластические

импровизации).

Умение

владеть

своими

движениями,

так

называемая двигательная и мышечная свобода. Знание движений шейпинга,

умение

подбирать

средства

для

формирования

фигуры

и

составлять

комплекс. Уметь расслаблять мышцы, добиваясь целостного расслабления.

Знания

методов

развития

и

совершенствования

гибкости,

координации

движений и способов их контроля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ТЕРМИНОВ

Амплитуда движений – размах выполняемого движения.

Асаны – канонизированные позы.

Гибкость – физическое качество, характеризующее степень подвижности

суставов и растягивания мышечных групп.

Координация – устойчивое положение тела.

Колесо

(переворот

в

сторону)

одно

из

основных

акробатических

упражнений, характеризующих развитие ловкости.

Комбинация – набор элементов, выполняемых слитно без остановок.

Кувырок – переворачивание через голову.

Мост

упражнение

на

гибкость,

характеризующееся

дугообразным,

максимально прогнутым положением в спине с опорой на руки и ноги.

Наклон – движение, характеризующее согнутое положение туловища.

Общеразвивающие упражнения – движения отдельными частями тела или их

сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным

и умеренным мышечным напряжением.

Пассивное растягивание – максимальная величина амплитуды движений,

достигаемая при действии внешних сил.

Перекат – подводящее упражнение к разучиванию кувырка, движение с

последовательным

касанием

пола

отдельных

частей

тела

бе з

переворачивания через голову.

Пластика – показатель гибкости тела.

Поза – определённое положение тела.

Равновесие – сохранение устойчивости тела в статическом положении.

Растяжка – средства гимнастики, увеличивающие эластичность мышц и

связок.

Ритмика

система

упражнений

для

развития

чувства

ритма,

умения

согласовывать движения с музыкой.

Ритмопластика

обеспечение

развития

естественных

психомоторных

способностей

детей,

обретение

ими

ощущения

гармонии

своего

тела

с

окружающим миром с

помощью элементов пластики, ритмопластических

игр и заданий.

Стретчинг – современное направление в гимнастике, система упражнений

на пассивное растягивание.

Спарринг – выполнение упражнений в парах.

Суставная гимнастика – проработка всех суставов тела.

Темп – скорость выполнения упражнения.

Техника

упражнения

наиболее

эффективный

способ

выполнения

упражнения.

Шпагаты

упражнение

на

подвижность

тазобедренных

суставов,

сед

с

предельно

разведёнными

ногами,

когда

туловище

вертикально

полу.

Эстетика движения – красота движения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Барышникова Т. Азбука хореографии М.: Рольор, 1999

Годик М. А и др. Стретчинг М.: Советский спорт, 1991

Зубков А. Н. Хатха – йога для начинающих М.: Медицина, 1991

Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки М.: Советский спорт, 1990

Козлова Л. Домашний шейпинг для начинающих М.: Советский спорт, 1992

Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец М.: Просвещение, 1988

Пеганов Ю. А. Позвоночник гибок – тело молодо М.: Советский спорт, 1991

Педагогика:

педагогические

теории,

системы,

технологии

под

ред.

С.

А.

Смирнова, 1999

Смолевский В. М. Нетрадиционные виды гимнастики М.: Просвещение, 1992



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники