Автор: Малкова Мария Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Коношская СШ"
Населённый пункт: Архангельская область,п.Коноша
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Познай себя"
Раздел: начальное образование
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коношская средняя школа»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Коношская СШ»
___________________ ФИО
«___» ________________ 201 г.
Программа воспитания
«Познай себя»
возраст – 7-8 лет (начальные классы),
срок реализации – 1 год
Малкова Мария Сергеевна,
учитель начальных классов
2016 г.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы
учащихся начальной школы. Важно сформировать у ребёнка внимательность,
умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять
существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном
возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития.
При решении нестандартных заданий развиваются основные ключевые
компетенции, такие как: учебно-организационные, интеллектуально-
информационные. Нестандартные задания дают возможность активизировать
познавательную деятельность учащихся.
Большая часть упражнений в учебно-методическом комплекте «Развивающие
задания. Тесты, игры, упражнения» представлена такими нестандартными
заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться
в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает
перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически-
действенного, образного и понятийного-теоретического мышления. При
решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности,
неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и
применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для
современного школьника, овладевающего учебно-организационной и
интеллектуальной компетенциями. Нестандартные задания - это мощное
средство активизации умственной деятельности учащихся.
Несформированность основных психических процессов у школьников не
только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические
трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным
перегрузкам. Научно-психологический анализ проблем школьного обучения
приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно
существовать коррекционно-развивающее направление целью которого
является активное воздействие взрослого на процесс формирования
познавательной сферы ребёнка. Систематические занятия по программе
развития познавательных способностей могут помочь в решении данных
актуальных проблем современной начальной школы.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается
единая линия занятий по целенаправленному развитию школьно-значимых
функций и познавательной сферы ребёнка.
Активное
введение
в
традиционный
учебный
процесс
разнообразных
занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и
аналитико-синтетической
сфер
ребёнка,
памяти,
внимания,
мышления,
является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
Цель программы – это развитие и коррекция школьно-значимых функций,
познавательных
процессов
младших
школьников
с
целью
улучшения
восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение
уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий.
Задачи программы
-
создать
условия
для
формирования
общеинтеллектуальных
умений
(операции
анализа,
сравнения,
обобщения,
выделение
существенных
признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
-
развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объёма,
переключение
и
т.д.),
память
(формирование
навыков
запоминания,
устойчивости, развитие смысловой памяти);
- формировать положительную мотивацию к учению.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы «Познай себя»
у обучающиеся повысится
– уровень развития психических процессов;
– уровень коммуникативной культуры;
обучающиеся научатся
– самостоятельно выполнять задания;
– анализировать свою работу и работу товарища.
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и
состоит из 9
занятий,
которые
проводятся
один-два
раза
в
месяц
.
Проводятся
одновременно со всем классом.
Содержание занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
Знакомство. Игры «кто внимательный», «Помоги мышке»
«Нарисуй по клеточкам».
ЗАНЯТИЕ 2.
Игра "Все кого зовут …", «Будь внимателен», упражнения «Нарисуй по
памяти», «Вычеркни букву»
ЗАНЯТИЕ 3
Игры «Реши анаграммы», «Ребята», «Узнай по звуку»
ЗАНЯТИЕ 4
Упражнения «Найди отличия», «Запомни точно», игры “Слова из
половинок, «Найдите предметы одного цвета»
ЗАНЯТИЕ 5
Упражнение «Срисуй фигуры точно», игры «Путаница», «Четыре
движения», «Игры со спичками»
ЗАНЯТИЕ 6
Упражнение «Скопируй точно» , «Запомни и нарисуй», игра на внимание
«Цвет – движение», «Учимся сравнивать»
Занятие 7
Игра «Хорошее настроение", «Алфавит», «Говори правильно», "Бывает, не
бывает", . «Угадай слово»
Занятие 8
Упражнение «Вычеркивай буквы и слушай». Игра "Холодно, жарко" ,
«Вырежи фигуры». Графический диктант «Ёлочка»
Занятие 9
Игры «Мячик», «Назови по порядку», «Найди слово», «Четвертый лишний»,
«Найдите предметы одного цвета»
Поурочное планирование
Занятие №1
Задачи занятия
1)Снятие эмоционального напряжения.
2)Развитие внимания.
3)способствовать улучшению ориентировки в пространстве.
Вводная часть.
«Давайте поздороваемся»
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности
детей.
Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем
в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст- хлопнуть в
ладоши над головой, на слог вуй- хлопнуть в ладоши за спиной, на слог те-
хлопнуть себя по коленкам. Скажите, дети, У нас получились четкие
ритмичные хлопки? Кто ошибался? Почему? (Отметить лучших).
Скажите мне, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали,
приветствуя друг друга
Основная часть.
Задание 1
Выполним задание на слайде. Проверим,кто самый внимательный.
Задание 2.
Задание 3 Нарисуй в тетради рисунок по клеточкам.
Задание 4. «Вверху – внизу»
Педагог называет различные предметы, находящиеся на земле. Ученики
говорят «Внизу» и приседают. Если учитель называет предметы, которые
находятся в воздухе, тогда играющие говорят «Вверху» и подпрыгивают.
Отмечаются дети, быстро и безошибочно выполнявшие команды.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие №2
Задачи занятия
Снятие эмоционального и физического напряжения.
Развитие зрительной памяти
Развитие понятийного мышления
Вводная часть.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает
мыслительную деятельность) Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите
глубоко, расслабите плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит
напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по
мере расслабления шеи.
Основная часть.
"Все кого зовут …"Описание: Дети, чьи имена называются, выбегают и
выполняют указания ведущего.
Инструкция: Внимание! Все, чьи имена я буду называть, должны быстро
выйти в указанное место в классе и выполнить задание. Начали!
– Все, кого зовут Алеша, вышли к доске и взялись за руки…
– Все, кого зовут Марина, присели возле парты…
Задание 1. «Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображением фигур.
Задание 2.Вычеркивай буквы по моей команде.
Задание 3. Игра «Будь внимателен» Под счет или хлопки ведущего дети
маршируют на месте. Когда ведущий остановился, должны остановиться и
дети.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие №3
Задачи занятия
1)Развитие мышления
Вводная часть.
Основная часть.
Задание 1. Реши анаграммы, исключи лишнее слово:
ЮАЬВГ, МНУАТ, РАОГЗ, ЗРЕОО
ЛЬЕОН, ТДАСО, ААНКБ, РУЗБ
ВДНОЕ, КЬУОН, КЩАУ, ООССЬЛ
МГНИ, ГРБЕ, ГЛФА, НПСЕЯ
ТДЛЯЕ, САТИ, ДДЗРО, ПДОУЛ
ЛФААКИ, ЦКАЯИА, РСНЬИЕ, РАВБЕ
РБЩО, КМАУ, ВПЛО, ЛТЕОМ
ЖНИУ, РТОУ, ЕЕРВЧ, НДЬЕ
ФТИЛУ, ЛПШАЯ, МАСКУ, КНСИО
Задание 2.
Задание 3. Игра на внимание «Ребята»
Педагог говорит разные движения. Дети выполняют движение только в том
случае, если педагог говорит слово «ребята».
Задание 4. Игра «Узнай по звуку»
Дети узнают различные предметы (карандаш, книга, линейка, ложка и т.д.) по
звуку, который те издают при постукивании или при падении.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие №4
Задачи занятия
Развитие основных психических процессов;
Активизация знаний по базовым учебным предметам;
Совершенствование навыков самоконтроля;
Развитие коммуникативных навыков;
Повышение самооценки.
Виды работ: выполнение заданий, конструирование, работа с компьютером.
Содержание занятия:
I. Организационный момент (проверка правильности посадки учащихся за
партами).
Вопросы:
Назовите 6-й месяц года?
Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
Назовите 4-ю букву алфавита?
Женщина, у которой есть внуки?
Домик для собаки?
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
Гриб в горошек?
Основная часть.
Задание 1. Найди отличия
Задание 2. «Запомни точно»
Запомни и воспроизведи.
Цель: развитие зрительной памяти.
Учащиеся смотрят на предъявленные геометрические фигуры в течение 15
секунд и запоминают их (1 предъявление).
Рис. 3
Для лучшего запоминания отвечают на вопросы:
1.
Какие геометрические фигуры представлены в задании?
2.
Какие цифры использованы в фигурах?
3.
Чему равна сумма чисел на рисунке?
4.
Какого цвета была та или иная геометрическая фигура?
Учащимся второй раз предъявляются для запоминания фигуры на время 5
секунд. Они получают задание воспроизвести у себя на бланке все, что
увидели на рисунке.
Задание 3. “Слова из половинок”.
Цель: развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.
Необходимо составить новые слова, образованные из данных половинок.
де
ток
цве
ник
поч
ток
куста
р
рево
лепес ва
Задание 4. «Найдите предметы одного цвета»
Ученики, посмотрев, вокруг себя в течение 15-20 сек., должны найти
предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия
Занятие 5
Задачи занятия
Развитие умения копировать образец
Развитие зрительного восприятия
Развитие восприятия пространственных соотношений
Вводная часть.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную
память, внимание, снимает напряжение). Ухватитесь правой рукой за левое
плечо и сожмите его. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через
плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через
другое плечо, опять разводя плечи. Повторите, держа плечо другой рукой.
Основная часть.
Задание 1. «Срисуй фигуры точно»
Материал к заданию: заранее нарисовать на доске фигуры для копирования.
Для каждого ученика требуется лист бумаги в клеточку и карандаш.
Учеников просят как можно точнее срисовать фигуры с образца.
Задание 2. «Путаница»
Педагог просит учащихся внимательно посмотреть на рисунки и перечислить
предметы, которые на них изображены.
Задание 3. Игра на внимание «Четыре движения»
Педагог показывает детям четыре движения.
1.
руки вперед
2.
руки в стороны
3.
руки на пояс
4.
руки за голову
Затем объясняет правило: «Выполнять нужно – то движение, которое педагог
говорит»
Далее педагог говорит движение, а сам иногда движение показывает
правильно, а иногда путает детей. Задача детей – не ошибиться.
.Задание 4.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия
Занятие №6
Задачи занятия
Развитие непосредственной зрительной памяти
Развитие гибкости мышления
Формирование умения сравнивать.
Вводная часть.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки»
(улучшает зрительно – двигательную координацию) Дети должны рисовать
симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх,
вниз) В результате получаются интересные формы, возникает чувство
расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
Основная часть.
Задание 1. «Запомни и нарисуй»
Материал к заданию: образцы для запоминания, выполненные на отдельных
листах бумаги, лист бумаги для воспроизведения, карандаш.
Педагог просит детей внимательно посмотреть на образец и постараться его
запомнить, чтобы потом нарисовать эти фигуры так же и в таком же порядке.
Задание 2. Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое
слово (название животного)
ВОСК-
РОЗА-
ЛЕС-
КОРОНА-
ЩИТ-
ГОРКА-
ЛИСТ-
СОДА-
Задание 3. Игра на внимание «Цвет – движение»
За каждым цветом закрепляется движение. Если педагог показывает красный
круг, то дети хлопают в ладоши, если синий, то дети прыгают, если желтый,
то приседают.
Задание 4. «Учимся сравнивать»
Материал к заданию: два плаката для сравнения. Педагог показывает плакаты
и просит найти десять отличий.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия
Занятие №7
Задачи занятия
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение)
Развитие слуховой памяти.
Развитие пространственных представлений (усвоение словесных
обозначений)
Вводная часть.
"Хорошее настроение"
Инструкция: Ребята! А когда у вас бывает хорошее настроение? А когда вы
встречаете своих друзей, вы радуетесь? А появится у вас хорошее
настроение, если вам улыбнутся и пожмут руку? Пожмите руки и улыбнитесь
тем, кто с вами рядом.
Основная часть.
Задание 1. «Алфавит»
Материал к заданию: прямоугольная таблица с числом клеточек,
соответствующим количеству букв в алфавите. Буквы записаны в случайном
порядке. Задача учеников – как можно быстрее отыскать в таблице буквы в
алфавитном порядке.
Задание 2. «Говори правильно»
Педагог демонстрирует соответствующие предметы, формирует у детей
правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков
предмета:
Высокий – низкий (дом)
Длинный – короткий (хвост)
Широкий – узкий (ручей)
Задание 3. "Бывает, не бывает"
Описание: Учащиеся должны хлопнуть 1 раз в ладоши, если высказывание
ведущего верны, и топнуть ногой, если не верны.
Инструкция: Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что же бывает, а чего не
бывает в жизни. Если я говорю правду – вы хлопаете 1 раз в ладоши, если я
скажу неправду – вы топните 1 раз ногой.
Задание 4. «Угадай слово»
Записать слово по первым буквам (со слуха)
Например: кот, ножницы, иголка, гусь, астра (книга)
Записать слово по последним буквам. Грач, рыба, матрос (час)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие №8
Задачи занятия
Развитие произвольного внимания (распределение)
Развитие вербальной памяти
Развитие координации движений.
Вводная часть.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (улучшает восприятие,
правописание). Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и
вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную
клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую
восьмерку. Повторите движение другой рукой.
Основная часть.
Задание 1. «Вычеркивай буквы и слушай»
Материал к заданию: для каждого приготовлен бланк с рядами напечатанных
заданий.
По сигналу «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать
ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например «а»).
Одновременно с вычеркиванием буквы дети слушают сказку. Задача учеников
– правильно вычеркивать букву и следить за содержанием сказки.
Задание 2.
Задание 3. Игра "Холодно, жарко" Ведущий называет состояние погоды. Дети
напрягают мышцы с усилием, если "холодно", и расслабляют их,
"оттаивают", если на улице "жарко".
Инструкция: Как только я скажу, что на улице холодно, вы напрягаете с
усилием мышцы: кулачки сжаты, ноги и руки выпрямлены – "оледенели",
спина напряжена, лицо сердитое. Как только я скажу, что на улице жарко – вы
расслабляетесь, "оттаиваете", "расплываетесь" на стуле, на лице – улыбка.
Задание 4.
Задание 5. «Вырежи фигуры»
Материал к заданию: старые цветные открытки или картинки, ножницы.
Ученики вырезают аккуратно из открыток или картинок различные
изображения. Из вырезанных фигурок могут составить композиции –
аппликации.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия
Занятие №9
Задачи занятия
Развитие произвольного внимания (устойчивость)
Развитие мышления (нахождение общих признаков)
Формирование элементов самоконтроля
Вводная часть.
Создаем хорошее настроение игра «Мячик»
Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя
(называют имя)». Мячик должен побывать в руках у каждого ребенка.
Основная часть.
Задание 1. «Назови по порядку»
Материал: 2 таблицы с числами от 1 до 30.
Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1,
показывая их. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел.
«Найди неизвестное слово»
ШРАМ
ТУР
МАРШРУТ
МОЛ
КИТ
?
Задание 3 Игра «Четвёртый лишний»
-Исключи лишнее слово
КАРТОФЕЛЬ, СВАЁКЛА, МОРКОВЬ, КАПУСТА
- Реши анаграммы, исключи лишнее слово
ДДЬЖО, ХИАПТ, ДЬТООП, КРЕД
Задание 4. «Найдите предметы одного цвета»
Ученики, посмотрев, вокруг себя в течение 15-20 сек., должны найти
предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для
оценки
результатов
реализации
программы
«Познай
себя»
используются следующие диагностические методики(Приложение 1)
- для определения уровня внимания
- для изучения мышления
-для выявления уровня памяти
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная
программа
может
быть
реализована
при
соблюдении
следующих условий:
– мотивационная готовность участников образовательного процесса к
диалогу (интерес к обсуждаемой проблеме, доброжелательность отношений);
–профессиональная компетентность педагога: владение преподавателя
пользоваться
диагностическим
инструментарием,
активными
и
интерактивными формами и методами;
– разработка актуального дидактического материала, необходимого для
работы обучающихся в группе;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ