Автор: Костарева Анастасия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ№35
Населённый пункт: п. Верхняя Сысерть
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие УУД младших школьников через использование ИКТ"
Раздел: начальное образование
Развитие УУД младших школьников через использование ИКТ в
учебном процессе.
В
межаттестационный
период
работала
над
темой
«Использование
информационно
коммуникативных
технологий
в
учебном
процессе».
Эта
тема
актуальна,
так
как
за
последнее
десятилетие
произошло
коренное
изменение
роли
и
места
персональных
компьютеров
и
информационных
технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями
ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение
читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и
информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе
подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к
переосмыслению
методов
обучения
и
преподавания.
Как
показывает
практика,
без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить
себе
современную
школу.
Появляются
неограниченные
возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса,
переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных
процессов, необходимых для успешного обучения.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть
практическими
способами
работы
с
информацией,
развивать
умения,
позволяющие
обмениваться
информацией
с
помощью
современных
технических
средств,
а
также
усиливает
положительную
мотивацию
обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать
основные принципы активизации познавательной деятельности:
1.
Принцип равенства позиций
2.
Принцип доверительности
3.
Принцип обратной связи
4.
Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация
этих
принципов
просматривается
на
всех
уроках,
где
применяется ИКТ. Кроме этого использование ИКТ:
позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает
высокую
степень
дифференциации
обучения
(индивидуально
подойти
к
ученику,
применяя
разноуровневые
задания);
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
позволяет расширить рамки учебника;
а в целом, способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими
возрастными
особенностями,
индивидуальной
(визуальная,
аудиальная)
системой
восприятия,
низкой
степенью
развитости
познавательных
способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного
процесса
с
применением
информационных
технологий
является
то,
что
центром
деятельности
становится
ученик,
который
исходя
из
своих
индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.
Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего
оригинальные
находки,
стимулирующего
активность,
инициативу,
самостоятельность.
Считаю,
что
одной
из
задач
применения
ИКТ
является
развитие
мышления и формирование приемов мыслительной деятельности.
В работе с ИКТ использую различные методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание
на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и
динамические
паузы,
зарядку
для
глаз,
использование
элементов
здоровьесберегающих
технологий.
Таким
образом,
труд,
затраченный
на
управление
познавательной
деятельностью
с
помощью
средств
ИКТ,
оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя
и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Убеждена,
что
одной
из
основных
задач
учителя
начальной
школы
является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в
учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников
к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Для
упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся
предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
•
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
•
в изготовлении учебного пособия;
•
в подготовке различных творческих сообщений;
•
в изготовлении презентаций и др.
Уроки
с
использованием
информационных
технологий
не
только
расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени
повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку
фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит
учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с
помощью информационных технологий.
Использование
информационных
технологий
на
уроках
в
начальной
школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы
работы
выбирает
для
себя
сам
ученик.
Так,
дети
с
математическими
способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов -
презентаций. На высоком уровне с этим справлялись в 4 классе Лубковская
Анастасия,
Андрюкова
Ульяна,
Мазитова
Ксения.
Дети
“гуманитарии”
выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов,
рефератов. В этом направлении отличились Муравьева Лиза, Хан Андрей,
Эгамбардиева Алина, Тетерина Даяна. Такая работа способствует тому, что у
обучающихся формируются прочные, глубокие знания по предметам, у них
сформированы
стойкие
познавательные
интересы,
развито
умение
самостоятельно применять полученные знания на практике.
При внедрении ФГОС НОО и в условиях интенсификации процессов
информатизации
общества
и
образования,
формирование
универсальных
учебных
действий
наиболее
естественно
и
эффективно
проводить
с
использованием
цифровых
инструментов,
в
современной
цифровой
коммуникационной
среде.
Ориентировка
младших
школьников
в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности
их
грамотно
применять
(ИКТ-компетентность)
являются
важным
элементом
формирования
универсальных
учебных
действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим
его
результативность.
Технологические
навыки,
являющиеся
элементами
ИКТ-компетентности,
формируются
не
изолированно,
а
в
контексте
их
применения для решения познавательных и коммуникативных задач.
При освоении личностных УУД ведется формирование:
•
критического
отношения
к
информации
и
избирательности
ее
восприятия;
•
уважение
к
информации
о
частной
жизни
и
информационным
результатам других людей;
•
основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении познавательных универсальных учебных действий
ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях,
как:
поиск
информации
в
индивидуальных
информационных
архивах
учащегося,
информационной
среде
образовательного
учреждения,
в
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
фиксация
(запись)
информации
об
окружающем
мире
и
образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео-
записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с
целью
дальнейшего
использования
записанного
(его
анализа,
цитирования);
структурирование
знаний,
их
организация
и
представление
в
виде
концептуальных
диаграмм,
карт,
линий
времени
и
генеалогических
деревьев;
создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на
клавиатуре,
цифровые
данные,
неподвижные
и
движущиеся,
записанные
и
созданные
изображения
и
звуки,
ссылки
между
элементами сообщения;
подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
реальных и виртуальных конструкторов;
построение
моделей
объектов
и
процессов
из
конструктивных
элементов.
При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
•
оценка
условий,
алгоритмов
и
результатов
действий,
выполняемых в информационной среде;
•
использование
результатов
действия,
размещенных
в
информационной
среде
для
оценки
и
коррекции
выполненного действия;
•
создание
цифрового
портфолио
учебных
достижений
учащихся.
ИКТ
является
важным
инструментом
для
формирования
коммуникативных УУД. Для этого используются:
•
обмен гипермедиа сообщениями;
•
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
•
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
•
общение
в
цифровой
среде
(электронная
почта,
чат,
видеоконференция, форум, блог)
Грамотное использование возможностей современных информационных
технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности;
повышению качественной успеваемости школьников;
достижению
целей
обучения
с
помощью
современных
электронных
учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в
начальной школе;
развитию
навыков
самообразования
и
самоконтроля
у
младших
школьников; повышению уровня комфортности обучения;
снижению
дидактических
затруднений
у
учащихся;
повышению
активности и инициативности младших школьников на уроке;
развитию
информационного
мышления
школьников,
формирование
информационно - коммуникационной компетенции;
приобретение
навыков
работы
на
компьютере
учащимися
начальной
школы с соблюдением правил безопасности.
При разработке компьютерной поддержки предмета определяю:
какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и
для решения каких дидактических задач;
какие
программные
средства
целесообразно
использовать
для
создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные умения работы на компьютере должны
быть сформированы у детей;
какие уроки целесообразно проводить с использованием ИКТ;
как организовать урок с ИКТ.
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают мне создать
комфортные
условия
на
уроке
и
достичь
высокого
уровня
усвоения
материала:
создание
и
подготовка
дидактических
материалов
(варианты
заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и
т.д.); создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
поиск
и
использование
Интернет-ресурсов
при
подготовки
урока,
внеклассного
мероприятия,
самообразования;
создание
мониторингов
по
отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых
работ.
Также
в
своей
профессиональной
деятельности
использую
электронные учебные пособия серии «Уроки Кирилла и Мефодия», «Пятерка
за
год»,
фотографии,
видеоролики,
мелодии,
различные
тесты,
задания,
развивающего характера, логические игры.
Имею
опыт
создания
собственных
мультимедийных
уроков
по
всем
предметам начальной школы, где представляю информацию в различных
формах и тем самым повышаю эффективность процесса обучения. Экономия
времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в
среднем 30%, а приобретенные с использование мультимедийных программ
знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. Этап мотивации
учения
обогащается
за
счет
увеличения
потенциала
восприятия,
приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций.
Убеждена,
что
использование
мультимедийных
презентаций
на
уроках
в
начальной
школе
сочетает
в
себе
много
компонентов,
необходимых
для
успешного
обучения
школьников.
Это
и
телевизионное
изображение,
и
анимация,
и
звук,
и
графика,
что
позволяет
значительно
увеличить
использование наглядности на уроке. Анализ таких занятий показал, что
познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным
материалом.
Кроме
того,
фрагменты
уроков,
на
которых
используются
презентации, отражают один из главных принципов создания современного
урока
–
принцип
фасциации
(принцип
привлекательности).
Благодаря
презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на
уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Применение
на
уроке
компьютерных
тестов,
проверочных
игровых
работ,
позволяет
мне
за
короткое
время
получать
объективную
картину
уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Высокая
степень
эмоциональности
учащихся
начальной
школы
значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с
использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую
эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Они не только
оживляют
учебный
процесс
(что
особенно
важно,
если
учитывать
психологические особенности младшего школьного возраста, в частности
длительное
преобладание
наглядно-образного
мышления
над
абстрактно-
логическим), но и повышают мотивацию обучения. Так на уроках математики
при
помощи
компьютера
можно
решить
проблему
дефицита
подвижной
наглядности,
когда
дети
под
руководством
учителя
на
экране
монитора
сравнивают
способом
наложения
геометрические
фигуры,
анализируют
взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые
с
помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для
творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при
фронтальной
работе
с
классом.
На
экране
можно
быстро
выполнить
преобразования
в
деформированном
тексте,
превратив
разрозненные
предложения в связный текст.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим
знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. В области
информационной культуры мои учащиеся умеют:
использовать компьютер на уроках и во внеурочное время для
решения учебных и простейших практических задач – 67,5%;
осуществлять простейшие операции с файлам- 81,2%;
запускать
простейшие,
широко
используемые
прикладные
программы:
тестовый
и
графический
редактор,
тренажеры
и
тесты – 75,2%;
создавать элементарные проекты с использованием компьютера –
56,2%.
В процессе применения ИКТ происходит развитие ребенка, подготовка
учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного
общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного,
теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; эстетическое
воспитание
за
счёт
использования
возможностей
компьютерной
графики,
технологии
мультимедиа;
развитие
коммуникативных
способностей;
формирование
умений
принимать
оптимальное
решение
или
предлагать
варианты
решений
в
сложной
ситуации
(использование
ситуационных
компьютерных
игр,
ориентированных
на
оптимизацию
деятельности
по
принятию
решения);
формирование
информационной
культуры,
умений
осуществлять обработку информации.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт
реализации средств ИКТ;
о б е с п е ч е н и е
п о буд и т е л ь н ы х
м о т и в о в
( с т и м у л о в ) ,
обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
углубление
межпредметных
связей
за
счёт
использования
современных
средств
обработки
информации,
в
том
числе
и
аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных
областей.
Применение
новых
информационных
технологий
раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая
интеллектуальное
развитие
каждого
ребенка
и
эффективную
организацию
познавательной
деятельности
учащихся.
Использование
компьютерных
технологий
в
процессе
обучения
влияет
на
рост
профессиональной компетентности учителя.
Изменения в
Российском образовании и преобразования в обществе
требует
от
школьного
педагога
нового
подхода
к
процессу
обучения.
В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять
их
в
реальной
жизни,
реальной
ситуации.
В
современном
динамично
развивающемся
информационном
обществе
нужны
даже
не
столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно
добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок
будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных
детей будет меньше.
Я
уверена,
что
использование
информационных
технологий
может
преобразовать
преподавание
традиционных
учебных
предметов,
рационализировав
детский
труд,
оптимизировав
процессы
понимания
и
запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более
высокий уровень интерес детей к учебе и качественнее
решать одну из
важных задач обучения – повышение уровня знаний.