Напоминание

"Развитие орфографической зоркости в начальной школе"


Автор: Баянова Рамила Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: c.Раевский Альшеевского района РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие орфографической зоркости в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка

в начальной школе».

Орфографическая грамотность – это залог точности выражения и взаимопонимания. Как

известно, орфографическая грамотность должна формироваться в младших классах.

Лингвисты,

психологи,

методисты

подчёркивают

зависимость

результатов

обучения

орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность

обнаруживать

в

словах

места,

которые

нужно

писать

по

правилам.

Значит задача

учителя

начальных

классов

формировать

орфографическую

зоркость

учащихся.

Приступая

к

изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни

орфография необходима для общения, для точности речи.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то

есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при

условии,

если

ученик

видит

объект

применения

правила

орфограмму.

Значит,

умение

обнаруживать орфограммы является залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы

при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко.

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую

грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не

принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу

необходимо реализовывать через:

1)

углубление познавательных интересов;

2)

чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов

работ;

3)

использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

4)

повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

5)

положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

6)

введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

7)

организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех,

пусть даже небольшой.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы

и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости

или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от

15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные

различия очень велики.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при

чтении,

при

письме

диктантов,

при

списывании,

если

оно

осложнено

соответствующими

заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих

учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если

ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и

исправил их.

Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например:

Проверь!

1.Не пропустил ли ты буквы?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?

3.Не уверен, спроси у учителя.

Обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения,

главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов.

В

памяти

детей

накапливается

набор

тех

звуков

и

звукосочетаний,

которые

могут

представлять

собой

орфограммы

и

привести

к

орфографической

ошибке.

Школьники

запоминают

эти

«опасные»

звуки

и

сочетания

уже

в

процессе

обучения

грамоте,

а

в

дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей

появляется

определённый

автоматизм

основа

орфографической

зоркости,

они

обращают

внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию

лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный

путь.

Немалый

интерес

представляет

обучение

вообще

без

изучения

правил

на

основе

«языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без

правил» удаётся лишь в редких случаях.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение

орфографического

словарика,

вводится

приём

взаимной

проверки

учащимися

письменных

работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода

памятки, помогающие детям найти ошибки.

Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё

равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.

Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка

уже допущена.

В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и

правильно расположены темы для изучения.

Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать,

хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно

проводится самостоятельная работа

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является

требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в

системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над

ошибками практически ещё далеко не решён.

Как правило, такая работа проводится

фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм.

Наиболее

активными

на

таких

уроках

являются

ученики,

не

допустившие

ошибок,

а

пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

Для

выработки

прочных

навыков

грамотного

письма

большое

значение

имеет

самостоятельная

работа

над

ошибками.

Но

при

организации

такой

работы

учитель

встречается с рядом трудностей..

Большую

помощь

в

обучении

и

воспитании

грамотного

человека

приносит

проведение различных внеклассных предметных мероприятий, привитие интереса к чтению,

посещение

школьной

и

городской

библиотеки.

В

игровой

форме

можно

провести

тестирование детей по изученным темам, презентации по теме: “Развитие орфографической

зоркости” в котором, отвечая на вопросы, дети сразу видят результат усвоения пройденных

орфограмм. На экран последовательно выводятся вопросы. В случае ошибки появляется

верный

ответ.

По

окончании

теста

выводится

количество

правильных

ответов.

Таким

образом, ребёнок сам видит результат своей работы и может тренироваться самостоятельно..

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям

– вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии –

использование

компьютера

и

мультимедийного

проектора,

оформление

портфолио

учащихся,

проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный

процесс и позволяет добиться успехов в работе.



В раздел образования