Автор: Митрофанова Любовь Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: Киселевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Методы выявления умственной одаренности
Раздел: начальное образование
Методы выявления умственной одаренности
Выявление детей обладающих незаурядными способностями представляет
собой сложную и многоаспектную проблему. Применительно к проблематике
одаренности можно отметить несколько основных направлений
психодиагностических исследований. Первое непосредственно связано с задачей
установления самого феномена одаренности. Используя определенные методики
можно выявить такие виды одаренности: интеллектуальная, творческая,
академическая (научная), художественно – изобразительная, музыкальная,
литературная, артистическая, техническая, лидерская, художественная.
Признание роли социальных условий приводит к созданию специальных
методов выявления одаренности для представителей различных групп населения
(детей из сельской местности, представителей нацменьшинств, детей из
неблагополучных семей или малообеспеченных, имеющих различные нарушения
и т.д.).
В нашей стране широкое распространение получили всевозможные тесты,
направленные на выявление одаренности. Но так как феномен одаренности
сложен и многоаспектен, то могут быть допущены многочисленные ошибки в
прогнозах. Это связано с тем, что теоретическая основа теста и соотнесение
методических позиций исследователя с базовой моделью теста играют в
интерпретации весьма существенную роль. Поэтому используются помимо
тестов и другие методы: экспертное оценивание детей учителем, воспитателем,
родителями; оценка конкретных продуктов деятельности ребенка; результатов
участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.
В настоящее время широко представлены два взгляда на установление
одаренности. Один из них основан на системе единой оценки..Например, ребенок
считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-
Бине, превышающее некоторое пороговое значение. Другой подход основан на
комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур
(тестирование, опрос учителей и родителей и т.п.).
Среди наиболее известных тестов можно отметить следующие: шкала
интеллекта Станфорд-Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с
двухлетнего возраста; шкала Векслера и различные варианты этого теста,
предназначенные не только для детей, но и для взрослых; интеллектуальный тест
Слоссона (дает обобщенную оценку интеллектуального развития на основе
данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти);
оценочная батарея тестов Кауфмана (она дает две оценки – умственных процессов
и достижений); шкала детских способностей Маккарти; тест «Прогрессивные
матрицы» Дж.Равена; тест когнитивных способностей, разработанный
Р.Э.Трандайком (разработанный для детей, которые должны заниматься по
специальным программам для одаренных). Из числа отечественных методов,
направленных на диагностику одаренности следует отметить школьный тест
умственного развития (ШТУР).
Многие исследователи предлагают выбирать методы для диагностики
одаренности в зависимости от особенностей конкретных обучающих и
развивающих программ. Так, если программа рассчитана на ускоренное или
расширенное обучение традиционного содержания, то рекомендуется
использовать интеллектуальные тесты и тесты на академические способности.
Если же основной целью программы является развитие креативности,
предлагается использовать тесты для оценки творческой одаренности. К числу
наиболее популярных относятся тесты креативности для детей, разработанные
Дж.Гилфордом, тест Торранса на образное творческое мышление, на вербальное
творческое мышление; тест групповой оценки С.Римма. В нашей стране
разработан ряд методик для диагностики творческих способностей. Например,
экспресс-методика А.Г.Азарян.
Основные методы – наблюдение и эксперимент. Преимущество наблюдения в
том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдающему
может открыться немало тонкостей. Сюда можно отнести и эксперимент, когда
ребенок может и не знать, что за ним наблюдают, можно использовать включенное
наблюдение. Наблюдение позволяет конкретизировать и расширить информацию
об изучаемом феномене.
Существует биографический метод. Когда речь идет о детях, этот метод
предполагает наблюдение, беседу с родителями, учителями; ознакомление с
письменными работами, рисунками, а также использование опросников и тестов.
Одаренность – «дело штучное», это всегда индивидуальность, и поэтому
требуется применение индивидуального лонгитюда. Он может дать большую и
надежную информацию о растущем человеке любого возраста. Этому методу не
противопоказаны ни тесты, ни различные опросники.