Напоминание

"Крещение Руси"


Автор: Колотур Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦВР" ИМР СК
Населённый пункт: город Изобильный, Ставропольский край
Наименование материала: сценарий постановки спектакля
Тема: "Крещение Руси"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

(МКУДО «ЦВР» ИМР СК)

Сценарий

«Крещение Руси»

Подготовила: Колотур Марина Владимировна

Педагог дополнительного образования высшей

квалификационной категории

г.Изобильный, 2017 год

Предлагаем вашему вниманию сценарий ролевого спектакля

«Крещение Руси».

Ролевой спектакль

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Ведущий

Русичи:

Князь Владимир

Гонцы во все концы (2)

Мужчина (1)

Крестьянка

Делегация мусульман:

Айдар

Наложница (1)

Воины на мечах (2)

Делегация евреев:

Философ

Делегация Христиан:

Посол

Монах

Княгиня Анна

СЦЕНА Первая вступительная

Начало

Музыка

Давным-давно жили на наших землях славные люди - отважные, сильные,

трудолюбивые.

Да

только

поклонялись

они

деревянным

идолам,

божкам

языческим. И жертвы кровавые им приносили, случалось, что и человеческие.

А меж тем уже много веков, как пришла на землю Благая весть - родился Сын

Божий

и

Своими

страданиями

и

смертью

на

кресте

искупил

грехи

наши.

Последовавшее за тем Воскресение Христа из мертвых укрепило в апостолах

веру

в

слова,

сказанные

Христом

перед

воскрешением

Лазаря:

«Я

есть

воскресение

и

жизнь;

верующий

в

Меня

если

и

умрет,

оживет;

и

всякий

живущий и верующий в меня не умрет вовек»

(Выходит князь Владимир)

Дружинники: Слава князю Владимиру! Слава!

Князь Владимир: Спасибо, друзья мои! Хорошо мы печенегов поколотили,

долго будут помнить.

Крестьянка: Князь-батюшка, беда у нас!

Князь Владимир: Что случилось? Говори!

Крестьянка:

Беда с любимым твоим дружинником-Федором. Повелел ты

в честь победы твоей Перуна отблагодарить. Жребий пал на Ванятку,

сына Фёдора. Фёдор не отдал сына и заперся с ним в доме, сказал:

"Перун не бог, а кукла деревянная". Пришлось сжечь их обоих.

Князь Владимир: Что ж! Богов благодарить надо! А сыновья еще народятся.

(Пауза)

Крестьянка: И я не знаю. Как верят в других странах? Хотим узнать!

СЦЕНА Представление мусульман

Воин: Перед очи княжие представить желает посольство Волжских булагар

предстатель – Верховный муфтий их– Айдар.

Айдар:

Музыка

Высокочтимый князь Владимир, что Солнцем Красным справедливо прозван!

Правитель наш, Исхара сын, Муххамед достославный-да даст ему Аллах дней

царствия и долготу и радость – он шлёт тебе приветствие свое и пожеланья

славы! Дошло до нас, что ты, мудрейший из мудрейших, решил народ свой

истинную веру укрепить?

Дозволь же, коротко тебе поведать, о верности и правде, глубине и пользе, о

красоте и здравии великого учения– Ислама, что послана нам через пророка

Муххамада (благословит его и да приветствует Аллах).

Князь Владимир: Дозволяю. Рассказывай.

Айдар (вкрадчиво, нараспев):

Во имя Аллаха Всемилостивого и милосердного!

Святой Коран – средоточенье правды, нам говорит, кроме Аллаха – Бога нет.

Наш Бог – единственный Творец, кому нет равных! Создатель, Устроитель мира

нашего и сущего всего. Он вечен, не был никогда рождён и не родил, и только

пока Он существует, существует мироздание.

Непостижим Аллах для нашего

ума, но Разум нашего Творца пронзает всё! Все во вселенной происходит лишь

по Его суверенной воле. Ничто не скроется, не утаится от ведома Его.

Служение

Аллаху

человека

возвышает,

от

рабства

идолослужения

спасает, и помогает в бренном мире жить достойно и если шариат –

законов свод, блюдет муслим (что значит "Верный») – вкусит плоды

сладчайшего

в

загробной жизни, где вечно

юных гурий множество,

мужчину будут услаждать.

Ты,

князь,

высокочтимый

и

достойнейший,

мудрейший

народ

облагодетельствуй, свет истинны, через Муххамеда (да благословит и да

приветствует его Аллах) миру данный – славянам принеси.

Князь Владимир: Перечти же выгоды, с чего нам всем в муслимы обратиться?

Айдар:

Хвала Аллаху, каждый верный, кто молится и чтит Коран – стать

может добродетельным и безупречным.

Правдивым

(ас-сидк), надёжным (аль-амана), беззлобным в споре и в

беседе (адаб аль-хадис), изгонит ненависть и зависть из души (салямат

ас-садир).

Какой

же

царь

не пожелает,

чтобы

подданные

все

его

приобрели

физическую и нравственную силу, терпимость и умение прощать (аль-

хильм и ас-сафх), скромны (аль-хайя), достойны станут? Творить добро

начнут и мудрости искать. И если человек, стремится к добродетели

подобной – в семье он честен, верен и заботлив. А крепкая семья –

сильнее сделает всё княжество твое. Ещё есть преимущество ислама –

чтоб не было несчастных вдов, и одиноких женщин – жён разрешается

брать больше чем одну.

Князь Владимир (радостно): Две?

Айдар (радостно): Больше!

Князь Владимир: Три?!!!

Айдар: Четыре! И чтобы слово делом закрепить, тебе, Великий княже, в дар,

шлет повелитель наш девиц-красавиц в жены. Нет гурий сих прекрасней на

земле. Что может быть приятнее глазу воина и господина?

(Танец наложницы)

Музыка

Князь Владимир: Ай да Корон! Мудра сия однако Книга! Четыре разрешается

жены — четыре пира значит можно закатить, вино-рекой, да с поросенком

запеченым...

Айдар (осторожно): С вином, славнейший из славнейших, не все так просто...

Нам дал Аллах, Господь миров, все самое полезное, что только было можно. Но

вот вино, туманящее разум, табак, нечистую свинью - употреблять муслиму

запретил.

Князь Владимир (подняв бровь): А что мои бояре молвят?

Айдар: Ни чарки, ни кувшина. Ни в праздники, ни в будни. Ни-ни.

Крестьянка (осторожно): Княже великий, Ислам нам не годится.

Князь Владимир (вздыхает): Быть по вашему, бояре. Пусть хороши дары твои,

о, гость булгаский, и вера - спору нет, мудра и справедлива, но не дает добра

народ мой на нее. Да пусть, посол, тебя утешит твой Аллах! Не обессудь и зла

не затаи — за труд словесный твой, получишь щедрую награду.

(Муфтий ретируется, кланяясь)

СЦЕНА Представление иудеев

Музыка

Воин: Раби Аарон, хазарской иудейской веры главный жрец, предстать желает

перед княжьи светлы очи, дабы поведать о древнейшем Божестве.

Князь Владимир: Входи, хазарский гость!

Раби Аарон: Приветствую тебя Владимир-князь сосед наш мирный, от имени

великого и славного царя Хазарского-Иосифа

Князь Владимир: Внимаю раби. Молви.

Раби Аарон: В начале — не было на свете ничего, лишь только Дух носился

над бездонной бездною во тьме. И сотворил Бог небо, землю, налил моря и

реки, цветы и травы и деревья насадил. Устроил солнце - чтобы свет давало

дню луну и звезды - чтобы светило ночью. Себе для множества владычных

поручений Он сонм служебных духов - великих и прекрасных Ангелов соделал.

Князь Владимир (мечтательно): Хорошо!

Роби Арон: Хорошо. Но волею свободной ангельские сущности Творец наш

наделил, достоинством, и красотою и величьем украсил. Один же ангелов – чье

имя было – Сияющий, задумал крамолу дерзкую устроить – он возгордился и

тягаться вздумал с Ветхим Днями!

Князь Владимир (возмущенно): Как же дерзнула тварь?

Раби Аарон: Рассудок потеряв, великий и прекрасный Люцифер, решившийся

престол

свой

выше

звезд

небесных

вознести,

конечно

же

низвергнут

был

жестоко. И треть служебных ангелов увлек он за собой вслед за ним те пали,

кто под его началом был.

С тех пор он стал на веки- противным Богу, имя получив — Сатанаил, его

соратники — из светлых духов мерзейшими соделались и злейшими бесами. Им

никогда не будет оправданья. Их участь в судный день всех — огонь горящий

вечно.

Сатанаил

же

обманувшись

в

замысле

своем,

лишенный

всей

своей

первоначальной

славы,

возненавидел

и

Творца

и

все,

что

тот

любил,

в

особенности — человека. Что сотворил господь после зверей и птиц и поселил

в саду прекрасном — в раю. И звался праотец нас всех — Адам, из праха

сотворил его Творец земного. А из ребра Адама сотворил Господь жену ,назвал

же Евой.

Добрыня (смеётся): Из ребра? Ребро же кость, в ней мозга нет, и верно люди

бают — ума у женок — маловато.

Раби Аарон: В раю прекрасном многие росли деревья, с плодами и без них. Но

в их числе — особенное было дерево — познания Добра и Зла. И садом этим

велел Творец владеть и управлять Адамом и Евой, но заповедал не есть им с

дерева познания... И были счастливы, чисты и своему творцу послушны —

Адам и Ева.

Князь Владимир: Да-а-а. Чтоб я так жил!

Раби Аарон: Чтоб все так жили мы! Не тут — то было. Не может зло терпеть

чужую радость. Сатанаил коварный, змием обратившись, прельстил Праматерь,

обманул, речами хитрыми — та съела, запретный плод. И мужа научила своего.

И люди первые, свершили первый грех — ослушались Того, кто так любил их.

И стали, знающими зло. Зло поселилось у них внутри. Зло в них вошло и

разлучило с благим Богом. Зло заразило их — и всех детей их — на многие и

многие века!!! И добрый Бог изгнал людей из рая, ведь Святой с

грешным

вместе быть не может. Такая вот печальная история. С тех пор, Адам с Евой,

сыны и дочери рождаются на злое — они обманывают, воруют, убивают себя

подобных,

блудят,

родителей

не

чтят,

завидуют,

злословят,

сквернословят,

предательствуют, лгут и изменяют. Добра хотят — но сил творить его не имут.

Но Бог наш Вседержитель, избрал народ наш, чтобы дать закон, через который

все народы мира, смогли бы справиться с грехом и злом. Его Господь нам

самолично начертал на каменных скрижалях, через пророка Мойшу. В нем

десять заповедей.

Князь Владимир: Всего-то? Уж десять-то исполнить мне легко.

Раби Аарон (осторожно): Десять — это главных. Творцу лишь поклоняйся,

кумиров не твори и не блуди, не укради, не пожелай чужого, не убивай, отца и

мать

свято

чти.

Не

поминай

Господне

имя

зря,

чти

день

субботний,

не

лжесвидетельствуй... К этим — еще чуть-чуть.

Князь Владимир: И сколько же?

Раби Аарон (громким шепотом): Всего шестьсот тринадцать постановлений.

Кто их исполнит — в Эдем чудесный после смерти попадет.

Князь Владимир (смеется): Всего шестьсот тринадцать? Их запомнить-то —

наука целая. А уж исполнить все — кому способно? Тому, чей дед когда-то съел

грешный плод? Чего-то явно, Раби, недоговариваешь ты... а где земля родная

ваша, мне поведай?

Раби (печально): Земля моя в Иерусалиме. Она там, а мы — нет. Разгневался

Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а

землю нашу отдал другим.

Князь Владимир: Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?

Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим

землям. Или и нам того же хотите?

Князь Владимир: Зовите следующего посла!

СЦЕНА Представление христиан

Музыка

Посол христиан: Здравствуй, о Великий Солнцеподобный князь Владимир!

Слава о имени твоем и славных твоих делах распространилась с одного края

земли до другого, с запада до востока, с севера и до юга и известна нам не по

наслышке!

Наш

Вазилевс

сердечно

благодарен

тебе

за

помощь

против

мятежника Варды. Узнали мы от твоих послов, что ищешь ты верный путь для

себя и для княжества русского. Пришли мы к тебе с поклоном от византийского

императора, чтобы рассказать о вере православной! Подумай, князь, что даст

союз с каждыми из них.

Вспомни

князь,

бабушка

твоя

княгиня

Ольга,

которая

нянчила

тебя,

о

мудрости которой складывают сказания — была православной крещёной в

Византии, а крестным ее был сам вазилевс византийский. Станем братьями во

Христе, будет тебе союз с Царьградом навеки! Ведь и так мы друг с другом

дружим! Торговля между нашими купцами идет полным ходом! Да и полно

среди народа твоего, дружины, бояр — православных. Знаем мы, что и послам

твоим, больше всех наша вера приглянулась.

А вспомни,

откуда у тебя грамота появилась? От наших византийцев —

православных Кирилла и Мефодия! Да еще и на своем родном русском языке, в

отличии

от

латинского

и

фарси!

Благодаря

своей

грамоте

Русь

вскоре

прославится не только такими великими полководцами как ты и весь род твой,

но и учеными мужами!

Православие для Руси — усиление власти князя и роли государства, в отличии

от языческих вольностей. Большому единому государству нужна единая вера.

Не хотят слушать племена, поклоняющиеся

Велесу и Дажьдь-богу, князя

служащего Перуну. Да и союзников среди христиан у тебя не будет. Время веры

языческой прошло и не вернется.

Будем

же

жить

князь

друг

с

другом

в

согласии

и

любви.

Что

касается

последнего

любви,

то

отдадим

в

жены

сестру

императора,

как

зарок

верности и братского союза, царевну Анну, красоту которой воспевает весь

восток!

СЦЕНА Размышлительная

Князь Владимир: Вот приходили ко мне болгары, говоря: ”Прими закон наш”.

Затем

приходили

немцы

и

хвалили

закон

свой.

За

ними

пришли

евреи

и

болгары. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и

многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро

говорят

они,

и

чудно

слышать

их,

и

каждому

любо

их

послушать,

рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то,

умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет,

то на том свет гореть ему в огне. Что же вы посоветует? Что ответите?

Боярыня: Вернулись наши гонцы, просят слово молвить.

Князь Владимир: Понравилось мне ваше предложение. Зовите гонцов.

Гонец от Греческой земли:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему,

и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и

красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что

пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого,

не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать.

Мужчина: Здравствуй, князь-государь!

Князь Владимир: Здравствуйте, послы мои добрые. Хорошо ли съездили?

Мужчина: Побывали в разных странах, повидали мир и веру.

Крестьянка: Радость великую привезли. Лучше веры православной не нашли.

Мужчина: Повели нас греки в храм, где служат Богу. И не знали мы, на небесах

ли находимся или на земле.

Крестьянка: Сам Бог пребывает с ними, когда они молятся.

Мужчина: И молятся они, чтобы Отец Небесный послал им милость.

Крестьянка: Чтобы за их труды дала земля обильные плоды, чтоб день был

мирный и безгрешный.

Мужчина: Живут все верою.

Крестьянка: Любовь и Божий страх увидели в молитве и слезах.

Мужчина: И Светлый Ангел, душ их и телес хранитель, людей тех бережет и

церковь и обитель.

Крестьянка: Не можем мы забыть той красоты и чувства.

Мужчина: Когда вкусишь сладкого не захочешь горького.

Крестьянка: Нельзя нам другой веры держаться.

Монах: Помнится и бабушка твоя, мудрая княгиня Ольга, приняла веру

православную, значит, истинная вера эта.

Боярыня: О Великий князь Владимир. Ты к свету обратись с востока,

Откуда Спас явился нам,

Струю приму Его потока,

Крещенье дай своим сынам.

Когда нечестья мрак средь ночи

Страну родимую слепил,

Господь склонил любви к нам очи

И дух нам правдой озарил.

Князь Владимир (в сторону выступающих): Где примем крещение? Что

скажет народ русский?

Народ (хором): Где тебе любо.

СЦЕНА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ КНЯЗЯ

Князь Владимир: Ну что народ честной! Креститься в православии будем!!!

(Православный священник возлагает на голову князя корону и дает скипетр и

крест)

Князь Владимир (держит в руках крест)

Музыка

О Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и Анну, и зарю...

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине своей души.

Храни меня, Всесильный крест,

Со дня рождения до гроба,

От козней вражеских и злобы,

Храни меня, всесильный крест,

В сиянье дня, мерцанье звёзд,

В пыланье битв и вихре вьюги,

Надёжней шлема и кольчуги

Храни меня, Всесильный крест,

Ведущий (заключительная речь):

Музыка

И нес Владимир свой крест правителя со смирением и страхом Бога.

И имел от Господа обильную помощь: языческая раздробленная Русь

превратилась при Владимире Красное Солнышко в красивое просвещенное

государство, стержнем которого стала Православная Вера.

Список литературы

М.А.Алпатов Русская история мысль и Западная Европа XII – XVII в.в. М,

1973.

Ариньон Ж. – П. Международные отношения Киевской Руси в середине Х в. и

крещение княгини Ольги II Византийский временник. Т. 41. М., 1980 г.

Вернадский Г.В. Киевская Русь, Тверь – М., 2000.

Греков Б.Д. Киевская русь. М., 1949 г.



В раздел образования