Напоминание

"Числительное"


Автор: Лагутина Евгения Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7
Населённый пункт: ст Беломечётская Кочубеевского района Ставропольского края
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Числительное"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ СОШ № 7

Открытый урок

Урок русского языка в 6 классе

Дата проведения-21.01.2016г.

Учитель Лагутина Евгения Борисовна

Тема: «Порядковые числительные»

Цели: - познакомить с изменением порядковых числительных, согласованием

их с существительными, синтаксической ролью в предложении;

- формировать умение различать количественные и порядковые

числительные, образовывать и употреблять в речи порядковые числительные;

- повторить разряды количественных числительных, особенности их

правописания;

- совершенствовать навык синтаксического разбора предложения и

словосочетания;

- обогащать словарный запас;

- развивать речь, мышление, внимание, воображение;

- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению русского

языка.

Оборудование: индивидуальные карточки, иллюстрации, ребусы, учебник.

План урока:

I.

Проверка изученного материала.

1.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Спишите, записывая числительные словами.

О жизни растений.

Дуб живет 400 – 500 лет. Иногда – до 2000 лет. Рябина живет 100-

200 лет.

Замечательное число.

Число 37 имеет замечательное свойство. Если умножить его на

числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд: 111,222,

333, 444,555,666.

Карточка

№ 3

Спишите, записывая числительные словами.

1.

Сзади, метрах в 50 от Нюши, смутно маячила фигура Димы. В

дверь мимо Маши бочком проскользнула щуплая девчонка лет

11. Около 80 человек смотрело, как поднималась из воды

труба перископа подводной лодки «Архимед».

2.

Около 460 тонн; свыше 70 гектаров; более 2 000 000 000

человек; 90 костюмов.

2.

Упражнение в определении разряда количественных

числительных.

1.

Распространенная поговорка «толстокожий, как слон» не

точна: толщина кожи слона не превышает 1/3 сантиметра.

2.

Хвоя сосны держится на ветках 3 года. Ежегодно 1/3

игловидных листьев опадает и 1/3 вырастает.

3.

В Толковом словаре Даля 200 000 слов и 30 000 пословиц и

поговорок.

4.

Гениальные русские физики Лебедев и Столетов были

большими друзьями. Оба были широко образованными

людьми, оба отлично знали и любили русскую литературу.

5.

Продолжительность жизни кошки в среднем 18 лет, а собаки –

15 лет.

3.

Составление предложений по иллюстрациям.

- Составьте предложения о продолжительности жизни некоторых

животных, используя данные из таблицы:

черепаха – 300 лет

слон – 80 лет

крокодил – 50- 70 лет

4.

Разгадывание ребусов.

3 О

Трио – музыкальное произведение для 3-х

исполнителей.

3 КО Трико – тонкий трикотажный костюм,

облегающий тело.

3УМФ Триумф – блестящий успех, торжество.

3БУНА

Трибуна – возвышение для оратора.

3 КОТАЖ Трикотаж – текстильное изделие,

вырабатываемое из нитей

путем образования петель и их

переплетения.

II.

Синтаксическая пятиминутка.

1.

Разбор предложения.

Дети радуются первому белому снегу и лепят из него снежную

бабу.

- Укажите грамматическую основу предложения.

- Чем оно осложнено?

2. Разбор словосочетаний.

первому снегу (числит. + сущ.)

белому снегу (прилаг. + сущ.)

- Что можете сказать о числительном: простое или составное?

Количественное или порядковое?

- На какой вопрос отвечает, что обозначает?

III. Сообщение темы и цели.

I.

Изучение нового материала.

1.

Объяснение материала на основе анализа примеров:

- Чем выражено главное слово в обоих словосочетаниях?

- В чем согласуется прилагательное с существительным?

- Если структура словосочетаний сходна, то в чем согласуется

порядковое числительное с существительным?

- Значит, как изменяются порядковые числительные?

- Определите род, число, падеж прилагательного и порядкового

числительного в словосочетаниях. (м.р., ед.ч., Д.п.)

- Выделите окончания в прилагательном и в порядковом

числительном.

- Какова будет их синтаксическая функция?

- 1945 год. Поставьте числительное в предложном падеже.

В тысяча девятьсот сорок пятом году

- Как изменяется составное порядковое числительное?

2. Знакомство с материалом учебника: с.157-158 (по Баранову М.Т.)

3. Тренировочное упражнение.

- Образуйте от количественных числительных порядковые,

составьте с ними

словосочетания, запишите.

79, 567, 725, 97,585

1.

Работа с учебником: упр.376 с.158 – письменно

Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега, езды со

специальным покрытием из гари (шлаков).

2.

Упражнение в склонении порядкового числительного.

- Просклоняйте (устно) порядковое числительное сорок пятый

V. Итог.

- Как изменяются порядковые числительные?

- От чего зависит род, число, падеж порядковых числительных?

- Каким членом предложения может быть порядковое числительное?

VI. Домашнее задание.

- с. 157-158, с.160 упр. 382



В раздел образования