Автор: Голонягина Любовь Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№16"
Населённый пункт: город Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: "Ёж-спаситель", 2 класс
Раздел: начальное образование
Предмет: литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Класс: 2-й класс.
Технологическая карта урока.
Тема
О братьях наших меньших. В. Бианки. Ёж-спаситель
Цель
- познакомить с произведением о братьях наших меньших
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Задачи: создать условия для ознакомления с произведением, рассмотрения поведения героев, их чувств, выяснения причин поступков,
раскрытия замысла автора; способствовать развитию навыка чтения, умений ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой,
работать совместно с товарищами; содействовать воспитанию интереса к чтению, доброго отношения к животным.
Планируемые результаты
Предметные : пользуются
средствами речевой вырази-
тельности в зависимости от со-
держания текста; узнают в ав-
торских произведениях героев
Метапредметные:
познавательные: осознанно воспринимают литературные
произве-дения; формулируют ответы на вопросы; строят
рассуждения; осу-ществляют сравнение, выделяя
особенности;
регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и
товари-щей;
коммуникативные: взаимодействуют с окружающими
Личностные: осознают значимость чтения
для развития и обучения; испытывают
потребность в систематическом чтении ;
проявляют эмоциональ-ную отзывчивость на
прочитанное; высказывают точку зрения и
уважают мнение собеседника
Ресурсы
Основные: учебник Л.А.Ефросининой литературное чтение
для
2 класса
Дополнительные: проектор, презентация,
выставка книг В.В.Бианки, листы для
моделиро-вания, задания для групповых работ
(блоки, кластер).
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающихся
Универсальные учебные
действия
I. Мотивация к
учебной деятельности
Цели:
– актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности;
– создание условий для
– Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И пусть каждый становится добрым,
доверчивым...
-Всем доброе утро!
Я рада приветствовать вас на уроке, где ждёт
, как всегда, много нового и интересного.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: самоопре-
деление.
Коммуникативные: планиро-
вание учебного сотрудни-
чества с учителем и сверст-
никами.
возникновения у
учеников внутренней
потребности включе-
ния в учебную дея-
тельность;
– организовать плани-
рование учебной
деятельности на уроке.
Слушайте внимательно,
Поймете всё обязательно!
– Вспомним правила поведения на уроке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Проговаривают правила поведения на
уроке.
(Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.)
II. Актуализация
знаний учащихся.
Цель:
-организовать проверку
знаний по изученным
темам.
-Сегодня на уроке мы продолжим своё
путешествие в мир, где живут наши братья
меньшие и вспомним произведения о них.
-Кто это? Угадай.
1 вопрос.
-Кто говорит о своём герое так: «Серенький
лобок, лапки бархатные, ушки чутки, усы
длинные, шубка шелковая?»
2 вопрос.
-У неё, кумушки, зубки остры, рыльце
тоненькое, ушки на макушке, хвостик на
отлёте, шубка тёпленькая, шерсть пушистая,
золотистая»
Назовите автора и определите модель.
Слайд №2
Слушание, ответы на вопросы.
-К.Д.Ушинский в рассказе «Васька»
-Рассказ К.Д.Ушинского «Лиса
Патрикеевна» о хитрой лисе.
Ответы обучающихся.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
прогнозирование, целепо-
лагание.
Коммуникативные:
овладение навыками
оформления своих мыслей в
устной речи.
Познавательные:
организовать повторение.
III. Подготовка к
первичному
восприятию
произведения.
Цели:
-организовать
постановку цели урока;
-проверить умение
работать с информа-
цией
-Продолжим работу над темой «О братьях
наших меньших». И какую цель поставим?
-Обратимся к произведениям лучшего
знатока природы, который писал о братьях
наших. Кто это?
Высказывание учащихся. Будем
работать над техникой чтения,
говорения и слушания, анализа..
Слайд №3
Род и л с я
о н
в
с е м ь е
у ч ё н о г о
орнитолога
(знатока
птиц),
который
работал
в
Зоологическом
музее
Р о с с и й с ко й
А к а д е м и и .
М а м а
будущего
пис ателя
т ак
у м е л а
обращаться с растениями, что под её
руками
расцветал
любой
зачахший
кустик. Родители передали сыну свою
Регулятивные: уметь
определять и формулировать
цель на уроке с помощью
учителя.
Личностные: мотивация к
познавательной деятельности.
Познавательные: умение
выявлять сущность, особен-
ности объектов.
Коммуникативные: умение
слушать и слышать, понимать
других, строить речевое
высказывание в соответствии
- Что вы можете рассказать о В.В. Бианки?
-Я сейчас загадаю загадку, вы отгадаете и
узнаете, о ком мы с вами будем говорить.
Он о себе говорит так:
У меня торчат кругом
Тысячи иголок
У меня с любым врагом
Разговор короток. (Ежик) (Слайд №5 )
- Произведение В.Бианки, над которым мы
будем работать, называется «Ёж-спаситель»
-Как вы понимаете смысл слова спаситель?
(подбор однокоренных слов, словообра-
зование)
– За что же ежа так могли назвать? Я
думаю, ответ мы найдём в произведении.
- Прежде чем приступить к знакомству с тек-
стом, разберем значения трудных слов.
- Где можно посмотреть значения слов?
- Если нет в конце текста, как узнать
значение слова?
Зафуфукал, засеменил – в конце текста.
любовь
природе. Отец рано начал
брать его в лес. Он каждую травинку,
каждую птицу и зверюшку называл по
имени. Учил сына узнавать птиц по
голосу, по виду, по полёту… Окончив
университет, побывал в самых разных
уголках
страны
и
везде
изучал
природу.
Природа
и
стала
главным
героем его произведений.
Слайд № 4
Таким человеком был писатель и
учёный Виталий Валентинович
Бианки”
Слушание и отгадывание загадки.
Работа в паре, подбор однокоренных
слов, ответ.
Высказывание предположений
учащихся.
Ответы учащихся (посмотреть в сло-
варе, в конце текста, найти ответ в
споре)
Одна ученица ищет ответ в словаре
с поставленными задачами.
Плеть ( слайд № 6 )
Прочитаем слова, которые при чтении
могут вызвать затруднение ?(слайд № 7 )
со-рвав-шись
о-пом-ни-лась
по-сколь-зну-лась
вскрик-ну-ла
Ожегова.
Сообщение ребёнка.
1. Плеть- кнут из перевитых ремней
или верёвок.2. Стебель, ветка
вьющегося, ползучего растения по
земле.
(чтение по слайду хором по слогам,
целыми словами)
Тренировка в чтении (по слогам,
целиком)
IV. Первичное
восприятие текста и
анализ
Цели:
-организовать обсужде-
ние рассказа, выполне-
ние самопроверки.
- Слушайте, я читаю!
До кульминации сделать остановку.
-Какая опасность грозит девочке?
-Укусит ли Машу гадюка? (слайд № 8 )
Обсуждение после прочтения.
- Подтвердилось ли наше предположение?
-Какое чувство вызвало это произведение?
-Что понравилось, а что и нет?
В. В.Бианки называл свои произведения
« сказки - не сказки».
-Как вы думаете, что это за произведение?
Определите, работая с соседом.
Моделирование произведения (обращение
к слайду № 9, вспомнить заместителей )
Вывод: Этот рассказ написал
В.В.Бианки. Рассказ о людях и о братьях
Внимательное слушание и
запоминание.
Ответы учеников , предположение.
(Чувство страха за Машу, жалость.
Гадюка могла укусить, ёжик уколол).
Работа в паре, соблюдая правила ( Не
шуми, не перебивай и учись слушать,
и слышать других; умей высказать
свое мнение; вноси свой вклад в
общий результат).
Моделирование.
Ответ учащихся. (Это рассказ, так как
события происходят в реальной
жизни)
Вывод: это произведение о людях и
животных (прямоугольник, состоя-
щий из двух частей - желтый и ко-
ричневый).
Личностные: умение
высказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
Регулятивные: умение осу-
ществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные: овладе-
ние навыками оформления
своих мыслей в устной речи.
Познавательные: умение
представлять информацию в
виде схемы, на основе
анализа делать выводы.
В.В.Бианки
Ёж-
спаситель
наших меньших.
V. Физминутка.
-Вы, наверное, устали?
Тогда все дружно встали.
То на стену посмотрели, то в окошко.
Улыбнулись!
Глазки дружно все закрыли ,
Вдруг открыли, поморгали
И на доску посмотрели.
Слушание и выполнение действий
Личностные: понимание
важности проявления заботы
о своём здоровье.
VI. Вторичное чтение
Применение нового
знания
Цели:
– организовать приме-
нение новых знаний;
– организовать вы-
полнение самостоя-
тельной работы;
– организовать фрон-
тальную проверку, са-
мопроверку;
– организовать само-
оценку ;
– зафиксировать новое
содержание урока;
-Посмотрите и определите, правильно ли
показана последовательность событий?
(Определить в группах, помня правила
работы ).
(На доске блоки для передачи последова-
тельности событий, а на экране правильный
порядок)
-Обращаем свое внимание на сюжетный
треугольник.
(Слайд № 10 с изображением сюжетного
треугольника)
Повторное чтение с использованием
сюжетного треугольника: вступление,
завязка, развитие событий, кульминация
(самый напряженный момент), продолжение
событий, развязка и заключение.
Вывод: Братья меньшие всегда могут
помочь человеку в беде. Береги и люби их!
-Какой же наш спаситель?
(составление кластера в виде ромашки)
Работа в группах (каждая группа
получает комплект блоков)
Высказывание мнений групп.
Поиск и чтение.
Работа в группах.
Регулятивные: построение
учащимися нового знания и
преодоление затруднений.
Познавательные: применение
нового знания с проговарива-
нием во внешней речи, уме-
ние представить информацию
в виде схемы.
Коммуникативные: умение
слушать и понимать других,
работать в группе
-А теперь для нас творческое задание
(работа в паре и рассказ в инсценировке).
-Подумайте, о чём мог думать и сказать ёж,
глядя на плачущую девочку?
Вывод: Братья меньшие всегда могут
помочь человеку в беде. Береги и люби их!
Выполнение творческого задания.
VII. Рефлексия
учебной деятель-
ности. Домашнее
задание.
Цели:
-зафиксировать новое
содержание изученного
на уроке;
- оценить свою работу
и работу класса на
уроке;
- наметить направления
будущей учебной дея-
тельности;
- обсудить д/з
– Подведем итоги нашей работы.
- Какую цель мы ставили перед собой на
уроке и удалось ли достичь?
- Что ещё предстоит сделать?
- Произведение какого автора вы читали на
уроке?
- Чем вам понравился рассказ?
Я рекомендую при высказывании своих
мнений использовать эти слова:
Меня удивило………..
Я почувствовал………
Я думаю………………
- Благодарю вас за работу (оценивание).
Меня приятно удивило ваше творчество. Я
почувствовала радость от результата нашего
урока и думаю, что вы с интересом выпол-
ните домашнюю работу (рассказ от имени
Маши о событии в лесу). Справимся с
заданием?
-Благодарна за то, что встретили тепло и
Ответы учеников на поставленные
вопросы.
Высказывание своих мнений.
Слайды №11,№12
Регулятивные: соотносить
поставленную цель и полу-
ченный результат деятель-
ности.
Личностные: осознать
успешность при изучении
темы.
поработали на славу!
Закончить урок хочу словами «Любите
природу, братьев меньших», ведь общение
с ними приносит большую радость всем нам
и читайте рассказы В.В.Бианки.