Автор: Светлакова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ГДШИ
Населённый пункт: Гремячево, Нижегородская обл.
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: творческие задания на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
45
Творческие задания на уроках сольфеджио
Практическое применение
С целью обобщения и реализации изученного теоретического материала
автор
данной
работы,
являясь
преподавателем
ДШИ,
провел
эксперимент
по
внедрению творческих заданий на
уроках сольфеджио на базе Гремячевской
детской школы искусств в течение 5 месяцев.
В педагогическую нагрузку входит 10 групп. С 1 по 5 группы занимаются
по программам предпрофессионального дополнительного образования, с 5 по 10
общеразвивающей программе предметов сольфеджио и музыкальной литературы.
Ниже представлен количественный и качественный состав групп. В
скобках указан срок обучения.
1 группа -1 класс (8), 9
учащихся, из них
4 учащихся
хорового
отделения, 1 - вокального отделения, двое – фортепианного отделения, 2-
народного отделения.
2
группа-2
класс
(8),3
учащихся,
2-фортепианное
отделение,
1-хоровое
отделение.
3
группа-3класс
(8),5
учащихся,1-фортепианное
отделение,4-хоровое
отделение.
4 группа-4 класс(8), 3 учащихся: 2-фортепианное отделение, 1- хоровое
отделение.
5 группа-1 класс (5)2 учащихся, 2-народное отделение.
6 группа- 3 класс(5)5 учащихся,4-народное отделение, 1- хоровое отделение.
7 группа-4 класс (5)2 учащихся, 2-хоровое отделение.
8
группа-6
класс(7)
3
учащихся,2-вокальное
отделение,1-
фортепианное
отделение.
9 группа-7 класс(7) 2 учащихся,2-фортепианное отделение.
10 группа-профильный класс.
В эксперимент вошли 2 группы: 1 кл (8),4 кл(8).
46
Выбор группы 1 класса (8) был связан с желанием внедрения творческих
заданий с самого начала процесса обучения, 4 класса(8) - с возросшей трудностью
тероретического материала, усвоением навыка построений обращений главных
трезвучий и доминантового септаккорда
В 1 группе были применены задания по импровизации и сочинению.
Импровизация:
-музыкальный диалог « вопрос-ответ» (интуитивное нахождение тоники);
- сочинение вокальной мелодии на заданный ритм;
- сочинение вокальной мелодии на заданный текст.
Сочинение:
-сочинение мелодии на заданный ритм;
- сочинение мелодии на заданный текст, с использованием пройденного
материала:
лад,
темп,
трихорды,
тетрахорды
восходящие
и
нисходящие,
тоническое
трезвучие,
опевание
устойчивых
ступеней,
остановка
мелодии
на
тонике.
В 4 группе добавлены задания по подбору:
-подбор
басового
голоса
с
использованием
главных
трезвучий,
пение
мелодий с собственным аккомпанементом.
Выбор заданий был обусловлен рабочей программой ФГТ.
В 1 классе творческие задания были взяты из учебного пособия «Развитие
музыка льного
слуха
и
навыков
творче ского
музицирования»
Г.
Шатковского,«Азартное
сольфеджио
А.Камаева;
в
4
классе
-
из
пособия
И.Б.Мориха «Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам», о
которых подробно говорится в 2,3 главе настоящей работы.
В 1 классе знакомство с импровизацией началось с практического
освоения
ритмических
заданий.
В
частности,
были
использованы
творческие
задания, основанные на ритмических схемах И.Б.Мориха (см. приложение 2). С
помощью
музыкальных
инструментов
(бубен,
барабан,
металлофон
и
др.)
учащиеся
воспроизводили
ритмические
композиции
(каждый
свою
партию),
расположенные
на
специальных
таблицах.
Учащиеся
с
удовольствием
и
47
ощущением своей ответственности участвовали в
исполнении своих партий.
Творческое
исполнение
ритмических
композиций
дало
понять
учащимся,
что
ритм, как выразительное средство, играет существенную роль в организации
музыки.
Далее использовалась импровизация ритмического аккомпанемента к
знакомой песне или мелодии. Например, «Маленькой елочке», который
также
был
исполнен
с
помощью
музыкальных
инструментов
детьми
сначала
индивидуально,
затем
ансамблемвсех
учащихся,
где
каждый
играл
свою
сочиненную партию.
Первоклассники, благодаря музыкальному диалогу «вопрос-ответ», без
особого труда освоили
«чувство» тоники. Выполнение задания проходило в
непринужденной
обстановке,
задавались
вопросы
различной
тематики,
что
вызывало у детей дополнительный интерес, например: «Любимое время года»,
«Лучший
друг»,
«Любимый
школьный
урок»
и
т.д.
Импровизация
мелодии
вопроса
преподавателя
(«Кто
твой
лучший
друг»?)
строилась
на
последовательном нисходящем и восходящем движении, опевании, тоническом
трезвучии, то есть с использованием всех пройденных тем. Главное условие-
остановка на неустойчивом звуке. Вначале и вопрос, и ответ импровизировал сам
преподаватель, затем учащиеся втягивались в игру-пение.
Так же использовалось варьирование небольших попевок:
«
Дождь-дождь,
целый
день…»,
«
Милая,
милая
мама…»,
«Заинька,
беленький…», «Белочка пушистая….», «Кто поет чирик- чирик…». Например,
Вопрос преподавателя: «Волк, волк, где бывал?»
В этом задании дети импровизировали не только мелодию, но и слова,
например, один из вариантов может быть таким: « На полянке танцевал!»
48
Почти все учащиеся группы охотно, живо, музыкально откликнулись на
подобные творческие задания.
Однако была небольшая сложность, связанная с количеством учеников в
группе
(8
детей).
Выполнение
импровизации
учеников
не
должно
быть
идентичным, и тем учащимся, которые импровизировали позже, было намного
сложнее
не
повторить
предыдущих
ответов
и
создать
свою
индивидуальную
импровизацию,
красивую
и
правильную.
Выход
был
найден
в
помощи
преподавателя,
который
своими
творческими
идеями
выводил
учащихся
из
затруднительного положения.
Также ученикам предлагалась импровизация мелодии из предложенных
ступеней лада.
Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор.
Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями:
Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней.
Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.
Обязательно нужно учащимся показать - как можно сделать и что можно
сделать. Такое упражнение использовалось при проработке скачков тонического
трезвучия и ощущения « чувства тоники».
Учащиеся с выраженным интересом отнеслись к этому заданию,
выполнение которого дало неплохие результаты. Практически все учащиеся стали
свободно ориентироваться в слуховом анализе тонического трезвучия, ступени
которого шли в
разной последовательности, можно отметить положительный
49
результат в написании диктантов, где мелодия шла по I - V - III - II - I ступеням
лада, а так же повысился уровень интонирования тонического трезвучия.
(Данное
задание
относится
к
импровизации,
но
если
такое
задание
предлагается для домашней работы, то оформляется как сочинение).
Сюда
же, в импровизационные формы, входит «досочинение»
недостающихся звуков мелодии: все
такты записываются на доске, последний
сочиняется
каждым
учеником
самостоятельно,
главное
-
чтобы
досочиненная
мелодия заканчивалась тоникой.
Детям очень понравилось ощущать себя в роли маленьких композиторов,
и они с удовольствием
сочиняли вокальные и инструментальные
мелодии,
вначале основанные на трихордах, тетрахордах, пентахордах. Затем в ход мелодии
были добавлены тоническое трезвучие, опевание устойчивых ступеней.
Это способствовало лучшему усвоению теории, кроме того, сочинение
мелодии постепенно подвело к знакомству с формой периода, предложениями,
фразами и также упростило
их усвоение. В процессе
нотирования своих
сочинений учащиеся закрепляли навык нотной грамоты, музыкального размера и
соответствующих ему ритмических фигур.
Положительная практика введения творческих заданий отразилась и на
успеваемости
первоклассников,
которая
во
втором
полугодии,
т.е.
в
3
и
4
четвертях значительно выросла в сравнении с первым полугодием. В особенности
это
касается
учащихся
(три
человека),
развитие
музыкальных
способностей
которых
находилось на низком уровне, их оценки не превышали «3» баллов.
Внедрение
в
учебный
процесс
творческих
заданий,
приведенных
выше,
способствовало тому, что оценки двух учащихся удалось поднять до «4» и даже
иногда до «5» баллов, у третьего также заметно повышение учебной активности.
50
В практической работе обнаружился лишь один небольшой минус,
который
связан
с
программой
учащихся
1
класса
народного
отделения.
В
соответствии с программой ФГТ предмет фортепиано у народников поставлен
только со 2 класса, дети физически не могут проиграть свои сочинения, так как
отсутствует
элементарная
техника
игры
на
фортепиано
(«не
поставлены»
руки).Выход
нашли
в
исполнении
мелодии
на
инструменте
специальности
(гитара).
В 4 классе был применен подбор аккомпанемента к пению собственных
мелодий.
В
основе
задания
–
пройденная
тема
«Главные
трезвучия
и
их
обращения». Можно отметить, что этот вид работы принес только положительные
результаты. Учащиеся без особого труда отлично выучили все ступени трезвучий
и их обращений и закрепили стили известных композиторов. Более того, получили
не только знания, но и удовольствие от исполнения собственного аккомпанемента.
Таким образом, творческие задания, в том понимании, как предлагает
ФГТ, применялись в основном в качестве закрепления нового материала. На
задания отводилось примерно третья часть урока, так как процесс творчества не
может
иметь
конкретного
времени
выполнения
задания,
он
зависит
от
индивидуальных музыкальных способностей каждого учащегося, а также от их
количества в группе.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что благодаря творческим
заданиям
усвоение
теории
учащимися
происходит
намного
легче.
Дети
с
большим удовольствием импровизируют и сочиняют, образовательный процесс
оказывается для них намного интереснее и продуктивнее.