Напоминание

творческие задания на уроках сольфеджио


Автор: Светлакова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ГДШИ
Населённый пункт: Гремячево, Нижегородская обл.
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: творческие задания на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




45

Творческие задания на уроках сольфеджио

Практическое применение

С целью обобщения и реализации изученного теоретического материала

автор

данной

работы,

являясь

преподавателем

ДШИ,

провел

эксперимент

по

внедрению творческих заданий на

уроках сольфеджио на базе Гремячевской

детской школы искусств в течение 5 месяцев.

В педагогическую нагрузку входит 10 групп. С 1 по 5 группы занимаются

по программам предпрофессионального дополнительного образования, с 5 по 10

общеразвивающей программе предметов сольфеджио и музыкальной литературы.

Ниже представлен количественный и качественный состав групп. В

скобках указан срок обучения.

1 группа -1 класс (8), 9

учащихся, из них

4 учащихся

хорового

отделения, 1 - вокального отделения, двое – фортепианного отделения, 2-

народного отделения.

2

группа-2

класс

(8),3

учащихся,

2-фортепианное

отделение,

1-хоровое

отделение.

3

группа-3класс

(8),5

учащихся,1-фортепианное

отделение,4-хоровое

отделение.

4 группа-4 класс(8), 3 учащихся: 2-фортепианное отделение, 1- хоровое

отделение.

5 группа-1 класс (5)2 учащихся, 2-народное отделение.

6 группа- 3 класс(5)5 учащихся,4-народное отделение, 1- хоровое отделение.

7 группа-4 класс (5)2 учащихся, 2-хоровое отделение.

8

группа-6

класс(7)

3

учащихся,2-вокальное

отделение,1-

фортепианное

отделение.

9 группа-7 класс(7) 2 учащихся,2-фортепианное отделение.

10 группа-профильный класс.

В эксперимент вошли 2 группы: 1 кл (8),4 кл(8).

46

Выбор группы 1 класса (8) был связан с желанием внедрения творческих

заданий с самого начала процесса обучения, 4 класса(8) - с возросшей трудностью

тероретического материала, усвоением навыка построений обращений главных

трезвучий и доминантового септаккорда

В 1 группе были применены задания по импровизации и сочинению.

Импровизация:

-музыкальный диалог « вопрос-ответ» (интуитивное нахождение тоники);

- сочинение вокальной мелодии на заданный ритм;

- сочинение вокальной мелодии на заданный текст.

Сочинение:

-сочинение мелодии на заданный ритм;

- сочинение мелодии на заданный текст, с использованием пройденного

материала:

лад,

темп,

трихорды,

тетрахорды

восходящие

и

нисходящие,

тоническое

трезвучие,

опевание

устойчивых

ступеней,

остановка

мелодии

на

тонике.

В 4 группе добавлены задания по подбору:

-подбор

басового

голоса

с

использованием

главных

трезвучий,

пение

мелодий с собственным аккомпанементом.

Выбор заданий был обусловлен рабочей программой ФГТ.

В 1 классе творческие задания были взяты из учебного пособия «Развитие

музыка льного

слуха

и

навыков

творче ского

музицирования»

Г.

Шатковского,«Азартное

сольфеджио

А.Камаева;

в

4

классе

-

из

пособия

И.Б.Мориха «Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам», о

которых подробно говорится в 2,3 главе настоящей работы.

В 1 классе знакомство с импровизацией началось с практического

освоения

ритмических

заданий.

В

частности,

были

использованы

творческие

задания, основанные на ритмических схемах И.Б.Мориха (см. приложение 2). С

помощью

музыкальных

инструментов

(бубен,

барабан,

металлофон

и

др.)

учащиеся

воспроизводили

ритмические

композиции

(каждый

свою

партию),

расположенные

на

специальных

таблицах.

Учащиеся

с

удовольствием

и

47

ощущением своей ответственности участвовали в

исполнении своих партий.

Творческое

исполнение

ритмических

композиций

дало

понять

учащимся,

что

ритм, как выразительное средство, играет существенную роль в организации

музыки.

Далее использовалась импровизация ритмического аккомпанемента к

знакомой песне или мелодии. Например, «Маленькой елочке», который

также

был

исполнен

с

помощью

музыкальных

инструментов

детьми

сначала

индивидуально,

затем

ансамблемвсех

учащихся,

где

каждый

играл

свою

сочиненную партию.

Первоклассники, благодаря музыкальному диалогу «вопрос-ответ», без

особого труда освоили

«чувство» тоники. Выполнение задания проходило в

непринужденной

обстановке,

задавались

вопросы

различной

тематики,

что

вызывало у детей дополнительный интерес, например: «Любимое время года»,

«Лучший

друг»,

«Любимый

школьный

урок»

и

т.д.

Импровизация

мелодии

вопроса

преподавателя

(«Кто

твой

лучший

друг»?)

строилась

на

последовательном нисходящем и восходящем движении, опевании, тоническом

трезвучии, то есть с использованием всех пройденных тем. Главное условие-

остановка на неустойчивом звуке. Вначале и вопрос, и ответ импровизировал сам

преподаватель, затем учащиеся втягивались в игру-пение.

Так же использовалось варьирование небольших попевок:

«

Дождь-дождь,

целый

день…»,

«

Милая,

милая

мама…»,

«Заинька,

беленький…», «Белочка пушистая….», «Кто поет чирик- чирик…». Например,

Вопрос преподавателя: «Волк, волк, где бывал?»

В этом задании дети импровизировали не только мелодию, но и слова,

например, один из вариантов может быть таким: « На полянке танцевал!»

48

Почти все учащиеся группы охотно, живо, музыкально откликнулись на

подобные творческие задания.

Однако была небольшая сложность, связанная с количеством учеников в

группе

(8

детей).

Выполнение

импровизации

учеников

не

должно

быть

идентичным, и тем учащимся, которые импровизировали позже, было намного

сложнее

не

повторить

предыдущих

ответов

и

создать

свою

индивидуальную

импровизацию,

красивую

и

правильную.

Выход

был

найден

в

помощи

преподавателя,

который

своими

творческими

идеями

выводил

учащихся

из

затруднительного положения.

Также ученикам предлагалась импровизация мелодии из предложенных

ступеней лада.

Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор.

Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями:

Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней.

Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.

Обязательно нужно учащимся показать - как можно сделать и что можно

сделать. Такое упражнение использовалось при проработке скачков тонического

трезвучия и ощущения « чувства тоники».

Учащиеся с выраженным интересом отнеслись к этому заданию,

выполнение которого дало неплохие результаты. Практически все учащиеся стали

свободно ориентироваться в слуховом анализе тонического трезвучия, ступени

которого шли в

разной последовательности, можно отметить положительный

49

результат в написании диктантов, где мелодия шла по I - V - III - II - I ступеням

лада, а так же повысился уровень интонирования тонического трезвучия.

(Данное

задание

относится

к

импровизации,

но

если

такое

задание

предлагается для домашней работы, то оформляется как сочинение).

Сюда

же, в импровизационные формы, входит «досочинение»

недостающихся звуков мелодии: все

такты записываются на доске, последний

сочиняется

каждым

учеником

самостоятельно,

главное

-

чтобы

досочиненная

мелодия заканчивалась тоникой.

Детям очень понравилось ощущать себя в роли маленьких композиторов,

и они с удовольствием

сочиняли вокальные и инструментальные

мелодии,

вначале основанные на трихордах, тетрахордах, пентахордах. Затем в ход мелодии

были добавлены тоническое трезвучие, опевание устойчивых ступеней.

Это способствовало лучшему усвоению теории, кроме того, сочинение

мелодии постепенно подвело к знакомству с формой периода, предложениями,

фразами и также упростило

их усвоение. В процессе

нотирования своих

сочинений учащиеся закрепляли навык нотной грамоты, музыкального размера и

соответствующих ему ритмических фигур.

Положительная практика введения творческих заданий отразилась и на

успеваемости

первоклассников,

которая

во

втором

полугодии,

т.е.

в

3

и

4

четвертях значительно выросла в сравнении с первым полугодием. В особенности

это

касается

учащихся

(три

человека),

развитие

музыкальных

способностей

которых

находилось на низком уровне, их оценки не превышали «3» баллов.

Внедрение

в

учебный

процесс

творческих

заданий,

приведенных

выше,

способствовало тому, что оценки двух учащихся удалось поднять до «4» и даже

иногда до «5» баллов, у третьего также заметно повышение учебной активности.

50

В практической работе обнаружился лишь один небольшой минус,

который

связан

с

программой

учащихся

1

класса

народного

отделения.

В

соответствии с программой ФГТ предмет фортепиано у народников поставлен

только со 2 класса, дети физически не могут проиграть свои сочинения, так как

отсутствует

элементарная

техника

игры

на

фортепиано

(«не

поставлены»

руки).Выход

нашли

в

исполнении

мелодии

на

инструменте

специальности

(гитара).

В 4 классе был применен подбор аккомпанемента к пению собственных

мелодий.

В

основе

задания

пройденная

тема

«Главные

трезвучия

и

их

обращения». Можно отметить, что этот вид работы принес только положительные

результаты. Учащиеся без особого труда отлично выучили все ступени трезвучий

и их обращений и закрепили стили известных композиторов. Более того, получили

не только знания, но и удовольствие от исполнения собственного аккомпанемента.

Таким образом, творческие задания, в том понимании, как предлагает

ФГТ, применялись в основном в качестве закрепления нового материала. На

задания отводилось примерно третья часть урока, так как процесс творчества не

может

иметь

конкретного

времени

выполнения

задания,

он

зависит

от

индивидуальных музыкальных способностей каждого учащегося, а также от их

количества в группе.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что благодаря творческим

заданиям

усвоение

теории

учащимися

происходит

намного

легче.

Дети

с

большим удовольствием импровизируют и сочиняют, образовательный процесс

оказывается для них намного интереснее и продуктивнее.



В раздел образования