Автор: Феклистова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"
Населённый пункт: г.Камызяк
Наименование материала: авторская программа
Тема: Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников "Всезнайка"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
«ПРИНЯТО»
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № __ от ____________ 2017 г.
Руководитель МО ____________
« УТВЕРЖДЕНО»
Директор МКОУ
________________________________
Рабочая программа
предшкольной подготовки
будущих первоклассников
« Готовимся к школе»
(на основе программы УМК «Гармония».)
Составитель: учитель начальных классов
выс. квалификационной категории
МКОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Е.Ю.Феклистова
г. Камызяк
2017-2018 учебный год
Программа предшкольной подготовки
«Готовимся к школе»
Перед приходом в школу для обучающихся 1-х классов организовано пред-
школьное обучение, что способствует лучшей адаптации детей при переходе из дет-
ского сада в школу.
1. Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образованияявляется
повышение доступности дошкольного образования.
Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологиче-
ской готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разго-
ворчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выпол-
нять требования педагога.
1. Цели программы:
· подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяю-
щейся социальной ситуации;
· создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуаль-
ной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задачи программы:
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящих-
ся к обучению в школе;
· формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
·
развивать
любознательность,
активность,
инициативность,
самостоятель-
ность дошкольников;
· создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосы-
лок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравствен-
ному развитию ребёнка;
· осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность
воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
2. Организация работы «Школы будущего первоклассника»
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подго-
товка организуется с октября по май месяц. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
субботам, с 10.00 часов до 12.00. Занятия ведут педагоги начальных классов, кото-
рым предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое за-
нятие длится 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. В день проводится 3
занятия.
3. Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенцией о правах ребенка;
- статьей 43 Конституции РФ;
- законом РФ «Об основных гарантия прав ребенка» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ,
- «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» (Поста-
новление
Правительства
РФ
от
19.03.2001г.
№196
(
в
редакции
от10.03.2009г);
- письмом МО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»;
-
письмом
Департамента
общего
и
дошкольного
образования
МО
РФ
от
17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального
развития при подготовке детей к школе»;
- СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Устав школы.
4. Ожидаемые результаты
· Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеоб-
разовательной школы; адаптация детей;
· Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка
к школе.
5. Учебный план
№
Название учебного занятия
Всего часов
1.
Математическая подготовка
10
2.
Подготовка к чтению и письму
10
3.
Учимся писать
10
Итого:
30
6. Учебно-методический комплект:
1.
Н. Б. Истомина «Готовимся к школе». Математическая подготовка детей
старшего дошкольного возраста. Часть 1. Издательство «Ассоциация
XXI век, 2015 год;
2.
И. С. Ордынкина «Прописи цифр», «Дрофа», 2015 год.
3.
О. И. Бадулина «Готовимся к школе». Подготовка к чтению и письму де-
тей старшего дошкольного возраста. Часть 1. Издательство «Ассоциация
XXI век, 2015 год;
4.
С.
Е.
Гаврина,
Н.
Л.
Кутявина,
И.
Г.
Топоркова,
С.
В.
Щербинина
«Учимся писать», рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЕН», 2015 год.
5.
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Гото-
вим руку к письму», рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЕН», 2015 год.
7. Учебные области
Математика.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компо-
нента государственного стандарта, примерной программы УМК «Гармония».
Программа подкорректирована для детей предшкольной подготовки.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития
каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространствен-
ных отношений, творческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические зна-
ния в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре
предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в пря-
мом и обратном порядке;
• используя изученную последовательность чисел, учатся пересчитывать предметы;
• учатся выражать результат счёта числом.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под,
за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник);
2. различать:
число и цифру;
геометрические фигуры.
3. сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше).
Обучение грамоте.
Рабочая программа по учебному курсу «Подготовка к чтению и письму» на-
чального общего образования составлена на основе примерной программы по рус-
скому языку УМК «Гармония», в соответствии с федеральным компонентом государ-
ственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта
2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образо-
вательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответ-
ствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемствен-
ности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализа-
ция позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержани-
ем следующей ступени обучения.
Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными зна-
ниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения до-
школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования
– направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразова-
ния этого возрастного периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
— формирование действий звукового анализа;
— формирование навыка письма;
— развитие речи.
Основные требования к уровню подготовки уч-ся.
К концу обучения учащиеся должны:
знать/ понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и
признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные
звуки.
Учимся писать
Рабочая программа занятий «Учимся писать» составлена на основе федераль-
ного компонента государственного стандарта, примерной программы УМК «Гармо-
ния».
Программа подкорректирована для детей предшкольной подготовки.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными на-
выками письма.
Задачи курса:
формирование навыка правильно держать ручку;
штриховка различных фигур по заданному образцу;
ориентирование в тетради (лево-право; верх-низ);
рисование по заданному образцу;
письмо элементов букв.
Основные требования к уровню подготовки уч-ся.
К концу обучения учащиеся должны:
ориентироваться в тетради;
уметь писать по образцу элементы букв;
выполнять штриховку фигур;
писать элементарные графические диктанты.
8. Формирование универсальных учебных действий
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта на-
чального общего образования второго поколения программа формирования универ-
сальных учебных действий является основой разработки рабочей программы пред-
школьной подготовки «Готовимся к школе».
Личностные УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
1. Ценить и прини-
мать
следующие
базовые
ценности:
«добро»,
«терпе-
ние»,
«родина»,
«природа»,
« с е-
мья».
2. Уважать к своей
семье,
к
с во и м
родственникам,
любовь
к
родите-
лям.
3. Освоить
роли
ученика; формиро-
вание
и н т е р е с а
(мотивации) к уче-
нию.
4. Оценивать жиз-
ненные
ситуаций
и поступки героев
художественных
текстов
с
точки
зрения
общечело-
веческих норм.
1.
Организовы-
вать свое рабочее
место
под
руко-
водством
учите-
ля.
2.
Определять
цель выполнения
заданий
на
уро-
ке,
во
внеуроч-
ной
деятельно-
сти, в жизненных
ситуациях
под
руководством
учителя.
3.
Определять
план выполнения
заданий
на
уро-
ках,
внеурочной
деятельности,
жизненных ситу-
ациях
под
руко-
водством
учите-
ля.
4.
Использовать
в своей деятель-
ности
простей-
шие
приборы :
л и н е й к у,
т р е-
угольник и т.д.
1. Ориентировать-
ся
в
уч ебнике:
определять
уме-
ния,
которые
бу-
дут
сформирова-
ны на основе изу-
ч е н и я
д а н н о г о
раздела.
2.
Отвечать
на
простые
вопросы
учителя, находить
нужную информа-
цию в учебнике.
3 .
С р а в н и в а т ь
предметы,
объек-
ты:
находить
об-
щее и различие.
4.
Группировать
предметы,
объек-
ты
на
основе
су-
щественных
при-
знаков.
5. Подробно пере-
сказывать
прочи-
танное
или
про-
слушанное;
опре-
делять тему.
1.
Участвовать
в
диалоге на уроке и в
жизненных ситуаци-
ях.
2.
Отвечать
на
во-
просы
учителя,
то-
варищей по классу.
2.
Соблюдать
про-
стейшие
нормы
ре-
чевого этикета: здо-
роваться,
прощать-
ся, благодарить.
3. Слушать и пони-
мать речь других.
4.
Участвовать
в
паре.
Дополнительный курс «Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуни-
кативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комби-
нировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции,
используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуни-
кативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адап-
тированных) форм поведения и умения работать в группе.
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1
Аппликация « Павлин»
Умение правильно держать ножницы,обводить
свою ладонь, вырезать по контуру, применять
творчество в оформлении.
2
«радуга над полянкой», «бабоч-
ка»
Использование красок ,технику складывания
листа пополам
3
^ Оригами «Лебедь»
Знакомство с техникой оригами, приёмы скла-
дывания квадрата
4
Раскрашивание шаблона «Яйцо»
Знакомство с техникой росписи на бумаге.
5
^ Аппликация по шаблону «Гри-
бок»
работа по шаблону и образцу
6
Конструирование «Домик у до-
роги»
Аппликация из геометрических фигур
7
^ Рисование «Дерево»
Знакомство с техникой «по-мокрому листу»
8
Рисование Медвежонка на поля-
не
Развитие творческой инициативы
9
^ Мозаика «Кораблик»
Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»
10
Коллективная работа «Панно из
наших ладошек»
Умение работать в группе