Автор: Маркеева Александра Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальный фольклор на уроках музыки как средство развития младших школьников"
Раздел: начальное образование
Музыкальный фольклор на уроках музыки
как средство развития младших школьников
Развитие теории и практики музыкального воспитания в школах России
– это процесс постепенного освоения важнейших идей в музыковедении.
Значительный этап развития музыкального воспитания в России связан с
появлением в 70-е годы музыкально-педагогической концепции Д.
Кабалевского, которая впитала в себя опыт отечественной и зарубежной
музыкальной педагогики и выдвинула в качестве цели школьного предмета
“Музыка” формирование музыкальной культуры школьников как
неотъемлемой части “их общей духовной культуры”.
Но противоречия современной жизни выдвигают новые требования к
образованию, в том числе и музыкальному. Конечно, раньше было проще,
потому что была единственная программа по музыке. Зато теперь учитель
имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных
программами, может двигаться разными путями, работать с новым
музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных
произведений и предложенных тем.
Разумеется, в настоящее время существуют разнообразные новые
программы с яркими красочными учебниками и индивидуальными тетрадями
на печатной основе для детского творчества, но в силу определенных причин
(дорогих учебников, печатных тетрадей и т.д.) мне как учителю приходится
задумываться над содержанием музыкального образования в
общеобразовательной школе. Таким образом, обновление содержания
преподавания уроков музыки остается одной из важнейших проблем
музыкального воспитания учащихся.
Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках
закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность
музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как
качественная характеристика музыкальной культуры; творческое
художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка
в разнообразных видах музицирования; способность эстетического
созерцания как установление своего отношения к миру.
Обновление содержания школьного предмета “Музыка” я провожу в
следующих направлениях:
1.
Введение в уроки музыкального фольклора.
2.
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих
заданий и игр.
3.
Обновление песенного материала.
Фольклор – это источник знаний о действительности, о человеке и
средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле,
средство познания родного языка, родной речи, через лучшие образцы
народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит
ребенка видеть мир глазами своего народа. Работая по программе
Е.Д.Крицкой, я обратила внимание, что в ней недостаточно места уделяется
русскому народному творчеству. Вот поэтому я решила больше внимания
уделять в своей работе с обучающимися в начальной школе музыкальному
фольклору. Все это богатство русского народного творчества помогает детям
усвоить язык своего народа, его обычаи и нравы.
В своей работе я опираюсь на два основных включения фольклора в
учебный процесс:
Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов,
творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает
исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также
авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал
«Четвертой симфонии» П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле
береза стояла»; хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская
народная песня «Уж как по мосту - мосточку»; тема белочки из оперы
Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» и русская народная песня
«Во саду ли в огороде», вариации на тему русской народной песни «Вниз по
матушке по Волге» А. Даргомыжского и русская народная песня «Вниз по
матушке по Волге»; «Камаринская» М.Глинки и П.Чайковского и т.д.
Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному
фольклору, например, потешки, прибаутки, календарные песни, заклички,
колыбельные, игры, хороводы и т.д. Важно, чтобы содержание русских
народных произведений было доступно детям, вызывало эмоциональный
отклик, тогда и вызывает интерес к ним.
В начальной школе я ставлю следующие задачи: дать детям начальное
представление о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты,
жизненной силы;
привить бережное отношение к культурным традициям, как своего
народа, так и других народов;
обеспечить знание традиционного русского поэтического и
музыкального творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
познакомить с традиционными народными песнями, обрядами,
обычаями;
на фольклорной основе сформировать и развивать исполнительские –
творческие навыки и умения каждого ученика.
Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в
каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие,
честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих,
трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое
до конца.
Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора, в
условиях начальной школы, когда формируется не только основа предметных
знаний, но, что самое главное, умение применять их в жизненной практике.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества,
развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет
активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского
музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным
успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.