Напоминание

"Музыкальный фольклор на уроках музыки как средство развития младших школьников"


Автор: Маркеева Александра Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальный фольклор на уроках музыки как средство развития младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Музыкальный фольклор на уроках музыки

как средство развития младших школьников

Развитие теории и практики музыкального воспитания в школах России

– это процесс постепенного освоения важнейших идей в музыковедении.

Значительный этап развития музыкального воспитания в России связан с

появлением в 70-е годы музыкально-педагогической концепции Д.

Кабалевского, которая впитала в себя опыт отечественной и зарубежной

музыкальной педагогики и выдвинула в качестве цели школьного предмета

“Музыка” формирование музыкальной культуры школьников как

неотъемлемой части “их общей духовной культуры”.

Но противоречия современной жизни выдвигают новые требования к

образованию, в том числе и музыкальному. Конечно, раньше было проще,

потому что была единственная программа по музыке. Зато теперь учитель

имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных

программами, может двигаться разными путями, работать с новым

музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных

произведений и предложенных тем.

Разумеется, в настоящее время существуют разнообразные новые

программы с яркими красочными учебниками и индивидуальными тетрадями

на печатной основе для детского творчества, но в силу определенных причин

(дорогих учебников, печатных тетрадей и т.д.) мне как учителю приходится

задумываться над содержанием музыкального образования в

общеобразовательной школе. Таким образом, обновление содержания

преподавания уроков музыки остается одной из важнейших проблем

музыкального воспитания учащихся.

Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках

закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность

музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как

качественная характеристика музыкальной культуры; творческое

художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка

в разнообразных видах музицирования; способность эстетического

созерцания как установление своего отношения к миру.

Обновление содержания школьного предмета “Музыка” я провожу в

следующих направлениях:

1.

Введение в уроки музыкального фольклора.

2.

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих

заданий и игр.

3.

Обновление песенного материала.

Фольклор – это источник знаний о действительности, о человеке и

средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле,

средство познания родного языка, родной речи, через лучшие образцы

народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит

ребенка видеть мир глазами своего народа. Работая по программе

Е.Д.Крицкой, я обратила внимание, что в ней недостаточно места уделяется

русскому народному творчеству. Вот поэтому я решила больше внимания

уделять в своей работе с обучающимися в начальной школе музыкальному

фольклору. Все это богатство русского народного творчества помогает детям

усвоить язык своего народа, его обычаи и нравы.

В своей работе я опираюсь на два основных включения фольклора в

учебный процесс:

Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов,

творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает

исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также

авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал

«Четвертой симфонии» П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле

береза стояла»; хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская

народная песня «Уж как по мосту - мосточку»; тема белочки из оперы

Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» и русская народная песня

«Во саду ли в огороде», вариации на тему русской народной песни «Вниз по

матушке по Волге» А. Даргомыжского и русская народная песня «Вниз по

матушке по Волге»; «Камаринская» М.Глинки и П.Чайковского и т.д.

Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному

фольклору, например, потешки, прибаутки, календарные песни, заклички,

колыбельные, игры, хороводы и т.д. Важно, чтобы содержание русских

народных произведений было доступно детям, вызывало эмоциональный

отклик, тогда и вызывает интерес к ним.

В начальной школе я ставлю следующие задачи: дать детям начальное

представление о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты,

жизненной силы;

привить бережное отношение к культурным традициям, как своего

народа, так и других народов;

обеспечить знание традиционного русского поэтического и

музыкального творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

познакомить с традиционными народными песнями, обрядами,

обычаями;

на фольклорной основе сформировать и развивать исполнительские –

творческие навыки и умения каждого ученика.

Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в

каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие,

честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих,

трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое

до конца.

Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора, в

условиях начальной школы, когда формируется не только основа предметных

знаний, но, что самое главное, умение применять их в жизненной практике.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества,

развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет

активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского

музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным

успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.



В раздел образования