Автор: Воронина Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 "
Населённый пункт: город Чебаркуль, Челябинской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии"
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающи
е
технологии
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
•
Деньги
•
Здоровье
•
Знания и умения
•
Положительные оценки учеников.
Результаты :
здоровье
знания
деньги
оценки
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
дети
родители
учителя
Современные
здоровьесберегающие
технологии
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья
•
Стретчинг
•
Витаминизация и аромотерапия
•
Динамические паузы
•
Подвижные и спортивные игры
•
Релаксация
•
Гимнастика пальчиковая
•
Гимнастика для глаз
•
Гимнастика дыхательная
•
Гимнастика бодрящая
•
Организация работы в режиме смены позы
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин после
приема пищи, в хорошо проветренном
помещении.
–
упражнения на растяжку мышц.
Стретчинг
Продолжительность удержания каждой позы
растягивания должна составлять от 10
до 30 секунд.
За это время должно пропасть любое,
даже небольшое напряжение.
Физкультминутки-
динамические паузы
•
гимнастика для улучшения мозгового
кровообращения
•
для снятия утомления плечевого пояса и
рук
•
для снятия напряжения с мышц туловища
•
гимнастика пальчиковая
•
гимнастика для глаз
•
гимнастика бодрящая
Представьте, что на вас дует ветер.
Поморгайте глазами.
•
Закройте левой рукой левый
•
глаз, пусть отдохнет.
* Наблюдайте за бабочками
правым глазом.
Молодцы!
Игра « День и ночь»
Если поет петушок,
проснитесь
и потанцуйте вместе с ним
.
Если кричит сова,
закройте глаза и спите.
«Умные пальчики»
Назад
Гимнастика дыхательная
использую во время контрольной или самостоятельной работы
успокаивающее дыхание:
Вдох выдох пауза
4 с - 5с - 2с
4 с - 4 с - 2с
4 с - 6с – 2с
мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза
4с - 2с - 4с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ
Эмоциональный климат урока
“У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё
по силам!”
Эмоциональный климат урока во многом
зависит от доброжелательного тона
учителя.
Постоянная серьезность – признак
психологического нездоровья.
Улыбка, искренний смех ученика на уроке
стоит – с позиций здоровьесбережения – не
менее физкультминутки. Это мощный
противовес состоянию утомления.
3.Коррекционные технологии
•
Арттерапия –коррекция через творчество
•
Технологии музыкального воздействия
•
Сказкотерапия
•
Технологии воздействия цветом - цветотерапия
•
Психогимнастика
•
Комфортное начало и окончание урока
•
Личный пример учителя.
Психогимнастика-
это упражнения, этюды, игры,
направленные на развитие и
коррекцию разных сторон
психики ребенка.
Цветотерапия
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ .
Цвет – это инструмент, с помощью
которого мы можем получить
необходимые нам энергии.
Цветотерапия
•
Красный цвет влияет на физическое состояние(Красный и
оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе,
ускоряют процессы жизнедеятельности)
•
Жёлтый – на умственное, (это цвет хорошего настроения. Под его
воздействием быстро принимается решение и мгновенно
выполняется задача)
•
Голубой –влияет на эмоции.
•
Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает
сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед
столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите
на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
•
Синий цвет способствует восстановлению нервной
•
системы, помогает при рассеянности.
Факты:
От цвета бумаги изменяется даже число
верных ответов.
Например, на зелёной бумаге число
верных ответов было на 20% больше,
чем на белой,
на красной, напротив, уменьшилось на
19%.
Музтерапия
(использование музыки как оформления
фона занятий и сопровождения моментов
урока)
Музыка влияет на человека через ритм,
которому подчинены все функции организма.
музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия,
восстановления, снятия психоэмоционального напряжения:
•
Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим
действием и нормализует функции сердечно-сосудистой
системы.
•
Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной
мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на
деятельность внутренних органов и систем.
•
Мажорные мелодии придают человеку бодрость,
улучшают самочувствие, психоэмоциональное
состояние.
«Дерево здоровья»
для наглядной пропаганды здорового
образа жизни.
•
На это “дерево” заносятся имена и
фамилии ни разу не болевших учеников за
четверть, достижения учеников в спорте .По
итогам года ученики получают награду,
поощрение.
Арт-терапия –коррекция через творчество
•
Лепка, рисование, смайлики на полях
тетради (символ дня) используются в
качестве вспомогательного средства как
часть других технологий для снятия
напряжения
Организация саморефлексии.
Ведение дневника здоровья
Каждый день начинался и заканчивался фиксацией в
специальном дневнике здоровья (Дневнике
настроения) состояния детей и изменений,
произошедших в самочувствии в процессе дня, урока,
упражнения, помогающие укреплению
стрессоустойчивости.
Умело проведённая рефлексия даёт возможность
понять: насколько дети осознают, что и как они делали
на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в
своей жизни за пределами класса и школы.
Обо мне и моей семье
•
Я родился____________________________
•
Я живу____________________________________
•
Я учусь__________________________________
•
Мой рост_________ Мой вес___________
•
Мои родители
•
Мама__________ Папа _____________
Моё
фото
Занимательная страничка
Ответь на вопросы.
1. Что значит быть здоровым? ___________________
______________________________________
2. Что влияет на твоё здоровье?___________________
3. Как уберечь себя от болезней? _________________
______________________________________________
4. Как лечат простуду? _________________________
_____________________________________________
5.Как тебе помогают солнце, воздух и вода?
______________________________________________
6. Может ли измениться температура тела,
и
когда это происходит? __________________________________
______________________________________________
Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай,
что ответил мудрец...
_____________________________________________
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоров будешь - всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Напиши сам пословицы о здоровье.___________________________________________
Занимательная страничка
Проверь себя.
1. Во сколько ты ложишься спать?________________
_______________________________________
2.Какова продолжительность твоего сна?___________
3.Проветриваешь ли ты комнату перед сном? _______
______________________________________________
4.Какие правила гигиены нужно соблюдать перед сном?
_______________________________________
_____________________________________________
Какую колыбельную песню пели или поют тебе мама, бабушка перед сном?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Самочувствие
месяц
число
Сент.
Окт.
Нояб.
декаб
.
Янв.
Февр.
Март.
Апр.
май
1.
Х – хорошее Ο – обычное П- плохое
сон
месяц
число
с
о
н
д
я
ф
м
а
м
1
2
С – спокойный Б – беспокойный
Посчитай, каких значков
у тебя больше, и запиши
в таблицу:
аппетит
Х – хороший П - плохой
Месяц
число
с
о
н
д
я
ф
м
а
м
1
2
Посчитай, каких значков у
тебя больше, и запиши в
таблицу:
Посчитай, каких значков у тебя больше, и
запиши в таблицу
Месц
Кол.з.
с
о
н
д
я
ф
м
а
м
хороший
плохой
Дни здоровья
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
месяц
мероприятие
оценка
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
З – здорово! Х – хорошо Н - нормально
Мама, папа, я- спортивная семья
Поделись впечатлениями о своём лучшем выходном дн
е.
Напиши ___________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Нарисуй
2. Технологии обучения здоровому образу
жизни во внеурочной деятельности
•
Физкультурные занятия
•
Проблемно-игровые (игротренинги и
игротерапия)
•
Занятия из серии «Здоровье»
•
Самомассаж
Здоровье самого учителя
учительство, как профессиональная группа, отличается
крайне низкими показателями физического и
психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа
работы в школе.
Факты:
Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет
характерны “педагогические кризы”, “истощение”,
“сгорание”.
У трети учителей показатель степени социальной
адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Тренинг-тест
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»
I. Если утром вам надо встать пораньше, вы
1 заводите будильник -30
2 доверяете внутреннему голосу -20
3 полагаетесь на случай - 0
II. Проснувшись утром, вы
1 сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела -10
2 встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только
потом начинаете собираться на занятия - 30
3 увидев, что у вас в запасе несколько минут,
продолжаете нежиться под одеялом - 0
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак?
1 из кофе или чая с бутербродами -20
2 из мясного блюда и кофе или чая -30
3 вы вообще не завтракаете дома и
предпочитаете более плотный завтрак часов в
десять -0
IV. Вы предпочли бы,
1 чтобы продолжительность обеденного
перерыва давала вам возможность успеть поесть
в столовой -30
2 поесть не торопясь и еще спокойно выпить
чашку кофе - 0
3 поесть не торопясь еще немного отдохнуть
-10
V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас
выдается возможность немножко пошутить и
посмеяться с коллегами
1 каждый день -0
2 иногда -30
3 редко -20
VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную
ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее
1 долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете
свою позицию -0
2 флегматичным отстранением от споров -10
3 ясным изложением своей позиции и отказом от
дальнейших споров -30
VII. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после
окончания занятий
1 не более чем на 20 минут -30
2 до 1 часа -0
3 более 1 часа - 30
VIII. Чему вы обычно посвящаете свое свободное
время?
1 встречам с друзьями, общественной работе -30
2 хобби -10
3 домашним делам -0
IX. Встреча с друзьями и прием гостей для
вас – это
1 возможность встряхнуться и отвлечься от
забот -10
2 потеря времени и денег -20
3 неизбежное зло -30
X. Когда вы ложитесь спать?
1 всегда примерно в одно и тоже время -30
2 по настроению - 0
3 по окончанию всех дел- 0
XI. Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск?
1 все сразу -30
2 часть летом, а часть – зимой -0
3 по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел -0
XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни?
1 ограничиваетесь ролью болельщика -20
2 делаете зарядку на свежем воздухе -0
3 находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной -0
XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз
1.Танцевали -0
2.занимались физическим трудом или спортом -30
3.прошли пешком не менее 4 км. -0
XIV. Как вы проводите летние каникулы?
1.пассивно отдыхаете - 30
2.физически трудитесь, например, в саду -30
3.гуляете и занимаетесь спортом -30
XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы
1.любой ценой стремитесь достичь своего -0
2.надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды
-20
3.намекаете окружающим на вашу ценность,
предоставляя им возможность делать надлежащие
выводы -30
Оценка результатов
Вопр-
ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
30
10
20
30
0
0
30
30
10
2
20
30
30
0
30
10
0
10
20
3
0
0
0
10
20
30
30
0
30
10
11
12
13
14
15
30
30
20
0
30
0
0
0
0
30
30
20
0
0
0
0
30
30
Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов
и суммируйте их
результат
•
400-480 очков:
у вас почти максимальная сумма
очков, и можно сказать, что вы ведете правильный
образ жизни. Вы хорошо организовали режим
работы и эффективного отдыха, что, безусловно,
положительно скажется на результатах вашей
работы. Не бойтесь, что регламентированность
вашей жизни придает ей монотонность –
напротив, сбереженные силы и здоровье сделают
ее разнообразной и интересной.
•
280-400 очков
: вы близки к идеалу, хотя и не
достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели
искусством восстанавливать свои силы и при
самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша
общественная и личная жизнь и впрямь
оставались уравновешенными, без стихийных
бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения
производительности за счет более разумной
организации ритма своей работы в соответствии
с особенностями вашего организма.
•
160-280 очков
: вы «середнячок». Если вы
будите и дальше жить в таком же режиме,
ваши шансы дожить до пенсии в добром
здравии невелики. Опомнитесь, пока не
поздно, ведь время работает против вас. У
вас есть все предпосылки, чтобы изменить
свои вредные привычки. Примите наш
совет как предостережение друга и не
откладывайте профилактику на завтра.
•
Менее 160 очков
: по правде говоря, незавидная у вас
жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то
недомогания, особенно сердечно-сосудистой
системы, то можете смело винить лишь ваш
собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас
идут не лучшим образом. Вам нужен совет
специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но
лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть
нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Пропишите себе рецепт оздоровления.
Ведь оздоровление в школе
должно начинаться именно с
нас.
один из рецептов возвращения к ЗОЖ –
УЛЫБКА
1. Она поднимает настроение, даже если
первоначально вызвана искусственно.
2.Улыбка располагает к нам окружающих,
вызывает ответные положительные эмоции
учеников.
3.Заметно подтягивает мышцы лица,
позволяет выглядеть молодо и мило
Будьте здоровы!!!
“Здоровье не всё, но всё
без здоровья – ничто”.
СОКРАТ