Автор: Шафеева Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Алмалинская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская обл, Тюльганский р-н, с. Алмала.
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Раздел: начальное образование
Урок по развитию речи.
3 класс.
Тема: Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря « Февральская
лазурь»
Цель:
-обучающая: продолжить знакомство учащихся с художественными
достоинствами картин ведущих художников России; подготовить учащихся к
восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна
художника;
научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий
материал для написания сочинения;
научить передавать свои впечатления об увиденном
-развивающая: развивать пространственное мышление и творческое
воображение;
обогащать литературную речь учащихся;
развивать навык использования в речи средств художественной
выразительности;
ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины;
-воспитательная : учить видеть красоту окружающего мира, развивать
чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
-личностные: выражение положительного осознанного отношения к учению;
оценка собственной учебной деятельности
-предметные: создание связного высказывания;
использование изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение орфографических и пунктуационных норм при письме
-регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения с
учетом причинно-следственных связей, пространственных отношений,
-познавательные: обогащение словарного запаса, изучение лингвистической
и искусствоведческой терминологии
-коммуникативные: формирование коммуникативных умений сотрудничать
в группе; учет различных мнений, сравнение разных точек зрения.
Используемое оборудование: Репродукция картины И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь»,
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Ход урока:
I.Мобилизация внимания:
Настроимся на урок.
Наши ушки будут слушать.
Наши глазки будут внимательно смотреть.
Наши пальчики будут красиво писать.
Наши головки будут хорошо думать.
Настройтесь на работу.
У вас все получится, ваша работа будет только вас радовать.
Улыбнитесь друг другу.
Приступаем к работе.
II.Актуализация опорных знаний.
Запишите слова, поставьте ударение ,подчеркните орфограммы:
-Б*рёза, к*ртина, дер*во, м*роз
III.Целеполагание.
-Сегодня на уроке развития речи вы сможете расширить свои знания, узнаете
новое.
-О чем сегодня будем говорить, вы узнаете прослушав стихи русских поэтов:
1)
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О. Шестинский)
2)
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)
3)
Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П. Кудрявцев)
4)
Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский)
-Какая тема объединяет эти стихи?
(Эти стихи написаны о березе)
-Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о березе).
-Да, сегодня мы будем говорить о берёзе.
А поможет нам в этом знаменитый русский художник И.Э. Грабарь.
-Сегодня на уроке развития речи мы будем писать сочинение по картине И.Э
Грабаря «Февральская лазурь»
IV.Осознанное выполнение различных действий.
1.Подготовка
к
работе
над
картиной.(
Знакомство
с
творчеством
художника.)
- Знаменитый русский художник И.Э. Грабарь родился в 1871 г. Рисованием
увлекался с самого раннего детства. Он закончил Петербургскую академию
художеств. Художник любил путешествовать по свету, посетил много
красивых мест, но всегда восхищался русской зимней природой. Назову
лишь некоторые его работы: «Белая зима», «Сентябрьский снег»,
«Мартовский снег» и др. Эти картины относятся к пейзажной живописи.
( Слайд 1)
-Картина «Февральская лазурь»- одна из лучших работ художника. Он сумел
уловить особое своеобразие в хорошо знакомой березе , и открылось оно
ему совсем неожиданно.
-Эту картину Грабарь писал зимой и весной 1904г., когда гостил у друзей в
Подмосковье. Во время одной из своих обычных прогулок он был поражен
праздником пробуждающейся весны и в последствии очень живо
рассказывал историю создания этого полотна."Я стоял около дивного
экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.
Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я
взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от
открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то
перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой
эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это
будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью
подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне
посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух
с лишним недель, пока я не кончил картину...
2.Беседа по содержанию картины.
А)Прочитайте название картины.(Слайд 2)
-О каком месяце говорится в названии этой картины?
(В названии картины говорится о феврале)
- Вот что о феврале сказала П. Соловьёва
-Послушайте стихотворение об этом месяце:
Февраль
Изменчивый месяц февраль -
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,
А в полдень он яркие слёзы роняет.
И, жмурясь сквозь солнце глядит он в замлевшую даль,
Улыбчиво-грустный февраль.
Лежат на снегу ярко-синие тени
От чёрных деревьев, и, став на колени,
Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,
Над снегом колдует для тех, кто под снегом во мгле.
И радость морозную вешняя точит печаль
В обманчивый месяц февраль...
-Почему автор называет февраль изменчивым?
( Потому что в феврале погода может быть изменчивой: то теплой. как весной
,то сильные морозы.)
Б) -Рассмотрите картину.( Дети рассматривают картину под музыку П.И.
Чайковского “Времена года” “Февраль”).
-Поделитесь своими впечатлениями.
(Картина красивая! Белоствольные березки, голубое небо.)
-Что изображено на переднем плане картины?
(На переднем плане изображена береза, которая покрыта тонким слоем
инея)
- Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол
и ветви,?(Белый)
– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие,
белоствольные, статные, ждут весны
-Что мы видим на вершине березы?
(На вершине мы видим прошлогодние листья.)
- Какой кажется прошлогодняя листва?
(Прошлогодня листва похожа на золотистые монетки)
- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.
- Когда такое небо бывает в природе?
( В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день)
--Как изображено небо? Как бы вы его описали?
(Небо на картине синее, а у горизонта становится голубым)
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?
(Тёплый, вся картина залита солнцем.)
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?
(Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Ветки переливаются
разными красками)
-- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
Охарактеризуйте его по цвету используя данные слова
фиолетово – синий; ослепительно – белый; золотисто – розовый;
переливающийся; искрящийся.
-Что изображено на втором плане?
(На втором плане изображен лес, видна березовая роща.)
В)Словарная работа.
-Прочитайте еще раз название картины. Как вы понимаете слово «лазурь»?
(Это цвет неба, голубой цвет.)
-Где мы можем найти толкование этого слова?
(В толковом словаре)
-Посмотрите значение слова «лазурь.»
(Это светло-синий цвет, голубая или светло- зеленая краска с сиреневым
оттенком)
-Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине?
(Он хотел изобразить все ярким, сверкающим, воздушным, чтобы показать
первые признаки приближающейся весны.)
-Какие чувства вызывает у вас эта картина.
(Эта картина вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется
побывать здесь и увидеть всё своими глазами.)
V.Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и
помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше,
выше» - встать и вытянуть руки вверх.
VI .Работа над композицией сочинения.
1.-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы
постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде
рассказа.
-Мы будем описывать пейзаж.
-Что означает слово пейзаж? Обратимся к толковому словарю.
(Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист –
художник, специалист по пейзажам).
Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание.)
-Какой вопрос мы ставим к тексту описание?
(Мы поставим вопрос какой?)
-Какая часть речи отвечает на этот вопрос?
( На этот вопрос отвечает имя прилагательное.)
-Следовательно, слова этой части речи вы будете употреблять больше в
сочинении.
2. Чтобы нам удалось нарисовать яркую, выразительную словесную картину
можно использовать опорные слова. (Слайд 3)
3.Составление плана.
-Давайте составим план и запишем его на доске.
-Как бы вы озаглавили пункты?
План:
1.День на картине.
2.Лазурное небо.
3.Восхищение русской красавицей.
4.Тени на снегу.
5.Настроение от картины.
VI.Написание сочинения.
VII. Итог.
- С творчеством какого художника мы познакомились сегодня на уроке?
-Какие впечатления у вас остались от его картины « Февральская лазурь»?
VIII.Рефлексия. (Слайд 4)
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
.