Напоминание

Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"


Автор: Шафеева Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Алмалинская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская обл, Тюльганский р-н, с. Алмала.
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по развитию речи.

3 класс.

Тема: Сочинение - описание по картине И.Э. Грабаря « Февральская

лазурь»

Цель:

-обучающая: продолжить знакомство учащихся с художественными

достоинствами картин ведущих художников России; подготовить учащихся к

восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна

художника;

научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий

материал для написания сочинения;

научить передавать свои впечатления об увиденном

-развивающая: развивать пространственное мышление и творческое

воображение;

обогащать литературную речь учащихся;

развивать навык использования в речи средств художественной

выразительности;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины;

-воспитательная : учить видеть красоту окружающего мира, развивать

чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

-личностные: выражение положительного осознанного отношения к учению;

оценка собственной учебной деятельности

-предметные: создание связного высказывания;

использование изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение орфографических и пунктуационных норм при письме

-регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения с

учетом причинно-следственных связей, пространственных отношений,

-познавательные: обогащение словарного запаса, изучение лингвистической

и искусствоведческой терминологии

-коммуникативные: формирование коммуникативных умений сотрудничать

в группе; учет различных мнений, сравнение разных точек зрения.

Используемое оборудование: Репродукция картины И.Э.Грабаря

«Февральская лазурь»,

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Ход урока:

I.Мобилизация внимания:

Настроимся на урок.

Наши ушки будут слушать.

Наши глазки будут внимательно смотреть.

Наши пальчики будут красиво писать.

Наши головки будут хорошо думать.

Настройтесь на работу.

У вас все получится, ваша работа будет только вас радовать.

Улыбнитесь друг другу.

Приступаем к работе.

II.Актуализация опорных знаний.

Запишите слова, поставьте ударение ,подчеркните орфограммы:

-Б*рёза, к*ртина, дер*во, м*роз

III.Целеполагание.

-Сегодня на уроке развития речи вы сможете расширить свои знания, узнаете

новое.

-О чем сегодня будем говорить, вы узнаете прослушав стихи русских поэтов:

1)

Без березы не мыслю России,

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы - вся Русь рождена. (О. Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)

3)

Белая берёза -

Русская земля!

И печаль, и радость,

И любовь моя. (П. Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,

Искры, искры, серебром горят.

Ветер, ветер заметает след,

Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский)

-Какая тема объединяет эти стихи?

(Эти стихи написаны о березе)

-Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о березе).

-Да, сегодня мы будем говорить о берёзе.

А поможет нам в этом знаменитый русский художник И.Э. Грабарь.

-Сегодня на уроке развития речи мы будем писать сочинение по картине И.Э

Грабаря «Февральская лазурь»

IV.Осознанное выполнение различных действий.

1.Подготовка

к

работе

над

картиной.(

Знакомство

с

творчеством

художника.)

- Знаменитый русский художник И.Э. Грабарь родился в 1871 г. Рисованием

увлекался с самого раннего детства. Он закончил Петербургскую академию

художеств. Художник любил путешествовать по свету, посетил много

красивых мест, но всегда восхищался русской зимней природой. Назову

лишь некоторые его работы: «Белая зима», «Сентябрьский снег»,

«Мартовский снег» и др. Эти картины относятся к пейзажной живописи.

( Слайд 1)

-Картина «Февральская лазурь»- одна из лучших работ художника. Он сумел

уловить особое своеобразие в хорошо знакомой березе , и открылось оно

ему совсем неожиданно.

-Эту картину Грабарь писал зимой и весной 1904г., когда гостил у друзей в

Подмосковье. Во время одной из своих обычных прогулок он был поражен

праздником пробуждающейся весны и в последствии очень живо

рассказывал историю создания этого полотна."Я стоял около дивного

экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.

Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я

взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от

открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то

перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой

эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это

будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью

подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне

посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух

с лишним недель, пока я не кончил картину...

2.Беседа по содержанию картины.

А)Прочитайте название картины.(Слайд 2)

-О каком месяце говорится в названии этой картины?

(В названии картины говорится о феврале)

- Вот что о феврале сказала П. Соловьёва

-Послушайте стихотворение об этом месяце:

Февраль

Изменчивый месяц февраль -

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие слёзы роняет.

И, жмурясь сквозь солнце глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От чёрных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех, кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль...

-Почему автор называет февраль изменчивым?

( Потому что в феврале погода может быть изменчивой: то теплой. как весной

,то сильные морозы.)

Б) -Рассмотрите картину.( Дети рассматривают картину под музыку П.И.

Чайковского “Времена года” “Февраль”).

-Поделитесь своими впечатлениями.

(Картина красивая! Белоствольные березки, голубое небо.)

-Что изображено на переднем плане картины?

(На переднем плане изображена береза, которая покрыта тонким слоем

инея)

- Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол

и ветви,?(Белый)

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие,

белоствольные, статные, ждут весны

-Что мы видим на вершине березы?

(На вершине мы видим прошлогодние листья.)

- Какой кажется прошлогодняя листва?

(Прошлогодня листва похожа на золотистые монетки)

- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.

- Когда такое небо бывает в природе?

( В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день)

--Как изображено небо? Как бы вы его описали?

(Небо на картине синее, а у горизонта становится голубым)

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?

(Тёплый, вся картина залита солнцем.)

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

(Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Ветки переливаются

разными красками)

-- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

Охарактеризуйте его по цвету используя данные слова

фиолетово – синий; ослепительно – белый; золотисто – розовый;

переливающийся; искрящийся.

-Что изображено на втором плане?

(На втором плане изображен лес, видна березовая роща.)

В)Словарная работа.

-Прочитайте еще раз название картины. Как вы понимаете слово «лазурь»?

(Это цвет неба, голубой цвет.)

-Где мы можем найти толкование этого слова?

(В толковом словаре)

-Посмотрите значение слова «лазурь.»

(Это светло-синий цвет, голубая или светло- зеленая краска с сиреневым

оттенком)

-Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине?

(Он хотел изобразить все ярким, сверкающим, воздушным, чтобы показать

первые признаки приближающейся весны.)

-Какие чувства вызывает у вас эта картина.

(Эта картина вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется

побывать здесь и увидеть всё своими глазами.)

V.Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и

помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше,

выше» - встать и вытянуть руки вверх.

VI .Работа над композицией сочинения.

1.-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы

постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде

рассказа.

-Мы будем описывать пейзаж.

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к толковому словарю.

(Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист –

художник, специалист по пейзажам).

Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание.)

-Какой вопрос мы ставим к тексту описание?

(Мы поставим вопрос какой?)

-Какая часть речи отвечает на этот вопрос?

( На этот вопрос отвечает имя прилагательное.)

-Следовательно, слова этой части речи вы будете употреблять больше в

сочинении.

2. Чтобы нам удалось нарисовать яркую, выразительную словесную картину

можно использовать опорные слова. (Слайд 3)

3.Составление плана.

-Давайте составим план и запишем его на доске.

-Как бы вы озаглавили пункты?

План:

1.День на картине.

2.Лазурное небо.

3.Восхищение русской красавицей.

4.Тени на снегу.

5.Настроение от картины.

VI.Написание сочинения.

VII. Итог.

- С творчеством какого художника мы познакомились сегодня на уроке?

-Какие впечатления у вас остались от его картины « Февральская лазурь»?

VIII.Рефлексия. (Слайд 4)

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

.



В раздел образования