Авторы: Герман Милана Яновна, Кузьмина Инна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов , директор школы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы с детьми с синдромом детского аутизма
Раздел: начальное образование
Из опыта работы с детьми с синдромом детского аутизма
(учитель начальных классов Герман Милана Яновна)
Образовательный процесс в нашей школе обусловлен ее спецификой. При
составлении программ для учащихся мы исходим из возможностей ребенка, а
не из того, чем он может овладеть,определяя» зону ближайшего развития»
ребенка и ставим соответствующие цели и задачи обучения. Для детей с
трудностями в обучении школьная программа должна быть нацелена,прежде
всего,на то чтобы максимально полно адаптировать к жизни в
обществе,семье,к обучению. Коррекционную работу мы ведем комплексно, с
группой специалистов: психологом,логопедом,соцпедагогом. Решая такие
цели и имея таких специалистов,мы взялись за обучение аутичных детей.
Таких детей у нас трое.
Никита поступил в нашу школу в 2013 году.
Слабое физическое развитие. Трудности при выполнении работ, требующих
использования функций кистей рук и мелких мышц пальцев.
Недостаточный уровень произвольности поведения, памяти, внимания. Это
говорит о низком уровне волевой готовности к обучению.
Ребенок отрешен и безразличен к окружающему миру,старается уйти от
контакта с окружающими его людьми. Подолгу совершает однотипные
бесцельные движения: постукивания пальцем по столу,открывает и закрывает
тетрадь,не слушая учителя, и не выполняя его задания.Он может громко
смеяться и плакать без причины. Мальчик не говорит совсем и не пытается
быть понятым. В контакт со сверстниками не вступает,созерцая со стороны.
При попытке увлечь каким — нибудь занятием,у ребенка возникает тревога и
напряжение.
Для Никиты была составлена программа индивидуального обучения. За
время обучения у мальчика не наблюдается никаких положительных сдвигов
в учебной деятельности. Он не умеет обводить и раскрашивать. Приходится в
буквальном смысле»работать » его руками,писать вместе с ним,держа» рука в
руке». Положительная динамика наблюдается только в социальной адаптации
в коллективе: ребенок перестал бояться находиться в обществе детей и
взрослых,овладел навыками самообслуживания. Хотя,непосредственно в
игровой деятельности Никита участия не принимает.
Вадим прибыл в 2013 году. У ребенка наблюдается нарушение всех сторон
речи.Но мальчик пытается говорить и быть понятым. В начале 1 класса
ученик,не обращал внимания на меня,мои призывы поработать,выполнить то
или иное задание,находился в» себе».При моих многократных,однообразных
повторениях задания, и постоянной посадке его за парту,он выходил из этого
состояния на 3 — 5 минут и снова отвлекался. Реакцией были вспышки
самоагрессии.Позже,когда ребенок принял меня и доверился мне,для
снижения тревожности, я использовала свои педагогические
«секреты».Например,ребёнку разрешалось на уроке занять на какое — то
время удобное положение: постоять,порисовать,полежать на парте,подойти ко
мне. Так же я использовала телесный контакт: поглаживание по голове,спине.
Так постепенно время нашего взаимодействия увеличивалось. Я изо дня в
день вела работу по снижению
уровня тревожности,созданию положительных эмоций и положительной
психологической атмосферы для занятий.
Вадим очень любит рисовать,лепить из пластилина. Заниматься этим может
часами,не замечая ничего вокруг.
При работе с таким ребенком нужно проявлять гибкость,не надо заставлять
делать его запланированное,лучше следовать его интересам и стремлениям,не
форсировать события,быть последовательной,действовать поэтапно.
К концу года Вадим овладел программой 1 класса и сейчас мы осваиваем 2
класс.
Паша прибыл в нашу школу в 2014 году. При поступлении в школу наладить
контакт с ним просто не представлялось возможным.Ребенок избегал любой
попытки взаимодействия,проявляя негативное поведение. Постоянно
кричал,плакал,проявлял беспокойство. В речи присутствовали стереотипные
фразы «Я плохой»,»Я маленький».Навыки самообслуживания не
сформирова-ны. Требовалось помощь при одевании,ребенок не мог даже
помыть руки.
За время обучения Паша постепенно, начал контактировать с педагогом,хотя
контакт носит пока еще формальный характер. Постепенно начинает
вовлекаться в учебную деятельность. К заданиям относится
избирательно,выполняя только то,что ему хочется. По прошествии
некоторого времени выяснилось,что ребенок читает,знает цифры,выполняет
арифметические действия. Стал более усидчив. Попадаю в ситуацию
затруднения,он все еще кричит,упрямиться. Для конструктивного решения
выдерживается пауза,во время которой успокаивается и часто самостоятельно
решает поставленную задачу. Привыкание — не единственная причина того,
что поведение таких детей постепенно становится все более нормальным.
Самым важным является то, что они постепенно усваивают стереотип урока
и следование этому стереотипу начинает охранять их от поведенческих
срывов Хорошо усваивает программу 1 класса. Сформировались навыки
самообслуживания. Ребенок очень любит лепить из пластилина.
Главная моя задача – вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную
деятельность. С этой целью применяю самые разнообразные формы
взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Ведущее направление – развитие навыков социального взаимодействия.
«Индивидуальный образовательный процесс» - это замечательно, но нашим
детям недостаёт общения. Ведь:
«Группа – это не просто моральный авторитет, распоряжающийся жизнью
своих членов, это и есть источник жизни. От неё исходит тепло, которое
согревает и оживляет сердца, открывает их к сочувствию, растапливает
эгоизм». Э. Дюркгейм.
В начале обучения аутичный ребенок часто ведет себя с людьми как совсем
маленький: со взрослыми может дичиться, стесняться или, наоборот, быть
слишком доверчивым, открытым. Детей может тоже либо бояться, либо
использовать самые примитивные формы контакта: бегать вместе, обнимать,
толкать, заглядывать в глаза и смеяться. Отношения с учителем довольно
быстро налаживаются. Ребенок готов привязаться к заинтересованному в
нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку
и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с
учителем в классе. Вместе с тем без специальной работы сложившиеся
отношения могут в дальнейшем не развиваться.
Со сверстниками же самые простые отношения устанавливаются
значительно труднее. Даже при взаимной симпатии детей их общение не
наладится само собой и в лучшем случае останется на уровне беготни и
возни, заканчивающейся общим перевозбуждением и дискомфортом.
Теоретически идущий в школу ребенок с приязнью относится к другим
школьникам, хочет быть вместе с ними, но в реальности у него могут
возникнуть другие чувства. Дети быстро утомляют его, раздражают, кроме
того, он не хочет делить с ними внимание и похвалу учителя.
Поэтому интенсивность контактов с другими учащимися сначала должна
быть строго дозированной, а общение четко организованным в рамках
стереотипа урока и перемены.
На первых порах важно просто не допустить возникновения стойких
конфликтов и попытаться сформировать идеальные образы друг друга.
Взрослым следует рассказывать ребенку о его одноклассниках, он должен
знать, что это — его друзья, что каждый из них имеет свой характер, свои
достоинства, по-своему ему интересен и ценен. Сначала должна просто
сложиться легенда о дружном классе и о «наших ребятах», каждый из
которых успешен в своей области и поэтому ни в коем случае не может
затмить достоинств самого ребенка.
Позже эти идеальные образы должны постепенно
индивидуализироваться и конкретизироваться. Важно рассказывать детям
друг о друге, объяснять реакции, поступки, особенности, сглаживать и
предотвращать неизбежные обиды и конфликты. При сложившемся
стереотипе учебного взаимодействия можно переходить к попыткам
организации общения детей на праздниках. Последние надо проводить
регулярно и тоже очень организованно, позволяя детям поддерживать
ощущение удовольствия от общения. В дальнейшем необходимо создавать
возможность для развития форм более свободного общения: обмена
впечатлениями, воспоминаниями, планами, увлечениями. Опыт показывает,
что детей можно подготовить для полноценного общения в дружеской
компании.
Понятно также, что психологическая поддержка в организации общения
нужна не только ребенку с аутизмом, но и его одноклассникам. Очень
много зависит от их отношения к необычному ребенку. И если в младших
классах оно определяется, прежде всего, позицией учителя (его
настроенностью на помощь, уважением, стремлением подчеркнуть перед
другими детьми достоинства странного ребенка), то в средней и старшей
школе ситуация может измениться. Дети могут терять друзей, потому что
общение с необычным ребенком подчас снижает статус в компании
подростков. Надо сказать, что они тяжело переживают такие
«предательства».
Поэтому:
При одновременных занятиях в помещении школы, стараюсь организовать
работу в мини – группе, в паре.
Здесь: - путешествия по карте;- по рекам,городам. - игра с мячом: «Я знаю
четыре времени года… 12 месяцев»; Путешествие в страну Смешариков.
Нарисовал замечательную физическую карту.
Увлечён историей Древней Греции. «Надень сандалии древнегреческого
воина». Шнуровка.
подвиг Геракла. Снегопад. На физической карте много карточек с
изображениями снежинок. Ты – Геракл. Надо убрать снег.
Волшебство за окном. Занимаемся перед окном – смотреть не запрещается, а
только поощряется! Отдыхаем, наблюдаем, восхищаемся.
Путешествие в страну Доброты и Улыбок ( по произведениям А.Л Барто)
«Рамки Монтессори» - для развития тактильного, кинестетического
восприятия.
Наблюдаются положительные результаты: повысился уровень
произвольности, лучше стал владеть руками, ориентироваться в
пространстве, повысилась эмоционально-волевая устойчивость, успешно
проходит формирование поведенческой саморегуляции.
Работа с детьми, страдающими аутистическими расстройствами должна быть
последовательной. Вначале я предлагаю ребенку что-то простое, например,
попросить о чем-то. Далее усложняю задачу, к примеру, предложить сделать
более сложные действия. И так постепенно сменяю простые действия
сложными. Таким образом, полученные знания и навыки со временем
заполнят психику и жизнь, у которого диагностируют аутизм.
Провожу занятия с детьми в одно время и в одной и той же обстановке. К
тому же конец урока сопровождаю особым поощрением.
Также очень важно, чтобы работа проходила пошагово. Первый шаг –
постановка конкретной задачи. Необходимо объяснить малышу,
страдающему аутизмом, что он должен сделать. На втором шаге необходимо
детально продемонстрировать то, что нужно сделать аутисту. На третьем
шаге можно поэтапно выполнить действия вместе с малышом, страдающим
аутизмом, и при необходимости задействовать его руки. Все сложные
операции и действия необходимо разбивать на простые операции, иначе
ребенок с аутизмом не сможет их выполнить.
При правильном подходе к ребенку, можно достигнуть хороших результатов.
Конечно, педагог должен понимать, что результаты у всех детей будут
разными, поскольку это индивидуальные показатели. К тому же периоды
прогресса могут сменяться регрессом, так происходит даже у здоровых детей.
Педагогу необходимо вести записи всех достижений ребенка, страдающего
аутизмом, даже незначительных. Таким образом можно отследить динамику
успехов аутиста.
Учитель, работающий с детьми, у которых диагностируют аутизм, должен
обладать твердым характером, настойчивостью и быть требовательным
педагогом. Ему необходимо добиться от ребенка правильного поведения,
чтобы у ребенка с аутизмом сформировался соответствующий стереотип,
который поможет ему познавать мир, учиться и взаимодействовать с другими
людьми.
В процессе своей работы я стараюсь создать комфортные условия для
формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и
психически здоровой личности в соответствии с его склонностями,
интересами и возможностями с учётом системно–деятельностного и
личностно– ориентированного подходов.
Впереди непочатый край работы по последовательному обретению своей
родовой сущности и по созданию условий для помощи своим ученикам.
«Детей нет, есть люди, но с иным запасом опыта, иными влечениями, иной
игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Я. Корчак.
Стараюсь узнавать. Для этого постоянно работаю над самосознанием
(осознанием себя