Автор: Чамжаева Тамара Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШИ №16
Населённый пункт: г. Междуреченск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Общее понятие о предлоге"
Раздел: начальное образование
Открытый урок русского языка
Класс: 2
Учитель: Т. В. Чамжаева
Тема урока: «Общее понятие о предлоге. Космос.»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: формирование представления о предлоге как части речи, его роли в предложении.
Задачи:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по формированию представления о предлоге как части речи, его роли в предложении.
Развивающие:
- развивать навыки путём создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность
-воспитывать умение слушать других.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Русский язык», 2 класс (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
I
Организационный момент
- Какое сегодня число?
- Что будем прописывать на минутке чистописания?
- Пропишите. Под самым красивым соединением
поставьте точку.
Учащиеся записывают в тетрадях
число, минутка чистописания –
комментированное письмо.
Коммуникативные:
формирование умения
объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос
Познавательные:
способность
и
умение
учащихся
производить
п р о с т ы е
л о г и ч е с к и е
действия
Личностные:
с а м о а н а л и з
и
самоконтроль результата
II
Актуализация знаний
1.
Словарная работа.( Слайд 1)
К_р_ндаш, обл_ко, скор_, м_роз, _тец, с_бака.
Вет_р, _ктябрь, су__ота, т_варищ, _бед, к_ньки.
Учащиеся по одному у доски,
передавая маркер другу, объясняют
написание слов.
Коммуникативные:
формирование умения
объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос
2.
Обведите первые буквы в словах. Что
получилось? (Слайд 2)
- Как понимаете значения данных слов?
Космос – мир звезд и галактик. Это понятие дальнего
пространства.
Восток – сторона горизонта и название космического
корабля. ( Ю.А. Гагарин)
Выполняя данный вид работы,
ученики определяют слова и дают их
лексическое значение.
Познавательные:
способность и умение
учащихся производить
простые логические
действия
Личностные:
самоанализ и
самоконтроль результата
III
Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы тоже будем путешествовать, только по
просторам русского языка, где тоже есть свои планеты,
тайны которых мы будем открывать. Это части речи.
(Слайд 3)
- Какие части речи вы знаете?
- Что обозначает имя сущ.?
- Что обозначает имя прилаг.?
- Что обозначает глагол?
- Прочитайте, что написано на слайде: (Слайд 4)
_ космической ракете
_ название «Восток»
Он первым _ планете
Подняться _ звёздам смог.
- О ком эти слова?
- Что заметили? (не хватает слов)
-Каких слов? Кто-нибудь знает, как эти маленькие слова
называются? (предлоги)
Отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся читают четверостишье
(проблемная ситуация)
Отвечают на поставленные вопросы.
Коммуникативные:
формирование
ум е н и я
объяснять
свой
выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос
Регулятивные:
совместно
с
учителем
о б н а р у ж и в а т ь
и
формулировать
учебную
проблему
Личностные:
опираясь
на
общие
для
всех
простые
правила
поведения,
делать
выбор,
как
себя
вести,
работая
коллективно.
IV
Работа по теме урока
а) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(О предлогах)
Тема нашего урока - «Предлоги»
-А зачем они нужны в нашей речи?
б)-Мы продолжаем наше путешествие по просторам
русского языка. И планета, на которую мы прилетели,
Учащиеся самостоятельно озвучивают
тему урока.
Высказывают свое мнение о
необходимости предлогов в речи.
Познавательные:
способность и умение
учащихся производить
простые логические
действия
Личностные:
самоанализ и
самоконтроль результата
Коммуникативные:
называется «Предлог» (Слайд 5)
Нам эту планету нужно будет изучать, узнавать новое о
планетах «Части речи».
-Посмотрите на слайд (Слайд 6) Прочитайте, что нужно
сделать?
На слайде: Прочитайте. Отгадайте загадку.
Крыльев нет у синей птицы,
Но нельзя не удивиться.
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд.
- Что это? (Ракета)
- Какие слова выделены? Как называются?
- Перед какими словами они стоят? К какой части речи
относятся данные слова? (у синей- прил., до звезд – сущ.)
- Как написаны предлоги со словами – слитно или
раздельно?
- Выпишите из загадки предлоги вместе со словами.
Укажите над словами части речи.
в) - А мы на этой ракете летим дальше к планете
«Учебник»
Работа по учебнику (с. 109, правило)
-Прочитайте правило.
- Что такое предлог?
- Для чего служат предлоги?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- А перед какими – никогда не пишутся?
Своими словами говорят о задании к
упражнению.
Выполняют задание, отвечают на
поставленные вопросы.
Выписывают в тетрадь:
У синей, до звезд.
Работа с учебником.
Учащиеся читают правило, анализ
прочитанного правила.
Уметь объяснять своё
мнение
Регулятивные:
самоопределение
-Молодцы! Летим дальше! Планета «Физминутка»
Проводят физминутку дежурные.
V
Закрепление изученного материала
Планета «Учебник» (с. 109 упр. 185)
- Прочитайте сначала предлоги с буквой А.
- Прочитайте предлоги с буквой О.
- Прочитайте предлоги, состоящие из 2 слогов.
- Прочитайте предлоги, состоящие из 1 звука.
- Составьте устно1 предложение о космосе, космонавтах
Рассматривают в учебнике таблицу с
предлогами, выполняют задание,
отвечая на вопросы.
Устно составляют предложение,
Познавательные:
воспроизвести
информацию,
необходимую для решения
данного задания
Личностные: проявлять
внимание, желание больше
знать
с одним из этих предлогов. Запишите.
записывают с комментированием.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
VI
Рефлексия
- Сейчас мы отправляемся на планету «Предлог», и чтоб
удачно завершить полет, вам необходимо самостоятельно
выполнить посадку на этой планете – т.е. вставить
нужные предлоги в текст (слайд )
__ нас сбываются мечты!
Покажут __ телекадре,
Как ___ Сатурну ходим мы
___ космическом скафандре.
- Спишите, вставляя пропущенные предлоги.
- Проверим.
Списывают четверостишье, вставляя
необходимые предлоги.
Самопроверка по образцу.
Познавательные:
рефлексия
Личностные:
смыслообразование
Коммуникативные:
взаимодействуют с
учителем, слушают
собеседника, управление
поведением партнера –
контроль, оценка,
коррекция
VII
Подведение итогов
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Что узнали о предлогах?
- Для чего они служат?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- А перед какими - никогда не пишутся?
- Что понравилось на уроке?
Учащиеся отвечают на поставленные
вопросы.
Коммуникативные:
взаимодействуют с
учителем, слушают
собеседника, управление
поведением партнера –
контроль, оценка,
коррекция
Познавательные:
умение произвольно
строить речевые
высказывания
Личностные: выражать
отношение к процессу
выбора ответа
Д.з. с. 109 упр. 186
Записывают в дневник.