Автор: Кишулько Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Абанская СОШ №4
Населённый пункт: Красноярский край, п.Абан
Наименование материала: представление опыта
Тема: "Формирование личностных УУД через включённость младших школьников в образовательный процесс"
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Абанской СОШ№4 Кишулько Татьяна Витальевна
Методический конкурс.
«Формирование личностных УУД через включённость младших школьников в
образовательный процесс»
Анализ ситуации (актуальность).
Слайд 1
Уважаемые коллеги, добрый день! В 2009 году выпустила 4 класс. Моей
предыдущей темой была:
«
Включённость младших школьников в
образовательный процесс через реализацию методик КСО». Тема была очень
актуальна, и я, как многие учителя нашего района над ней работала. Для себя
приняла некоторые методики, пользуюсь ими в работе и сейчас. Результат на
выпуске получился следующий.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Успеваемость
90%
100%
100%
100%
Качество
11чел. / 65 %
12 чел. / 66%
12 чел. / 66% 12 чел. / 66%
Но время приготовила для нас новую задачу. Как с ней справиться, как освоить
особенности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Стандарт второго поколения впрямую говорит о новом образовательном
результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью. А так
как в основе всего этого лежит деятельностный поход, как обойтись без
включённости каждого ребёнка в этот процесс обучения и воспитания. Так
появилась тема моей индивидуально-ориентированной программы:
«Формирование личностных УУД через включённость младших школьников в
образовательный процесс».
Целью, которой стало: Создание необходимого инновационного
потенциала, организационных, методических предпосылок для формирования
личностных УУД через включённость младших школьников в образовательный
процесс.
Слайд 2
Проанализировав ситуацию, выявила собственные дефициты, из которых
сформулировала для себя следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме ИОП.
2.Повысить профессиональный уровень через курсовую подготовку.
3. Пройти обучение: «Как работать на интерактивной доске».
4.Освоить технологию продуктивного чтения.
5. Повысить уровень профессиональной компетентности через работу в
проблемной группе педагогов школы и района.
6.Внедрить технологию самооценки.
7.Внедрить мониторинг успешности учащихся 1 класса.
Изначально их было 5, две последних появились в процессе работы.
Слайд 3.
Мои первоклассники оказались «настоящими детьми своего времени»:
невнимательность, гиперактиность, возбудимость, быстрая утомляемость,
невоспитанность, избалованность - вот основные проблемы моего класса.
Умение заинтересовать детей очень важно. Начала эту работу с изучения
документов, посещения курсов, но и курсы не внесли полную ясность. Пока на
практике не попробуешь, трудно сказать, как лучше сделать. Первое полугодие
было самым трудным для меня, к игровым технологиям добавилось
целеполагание и рефлексия, но моим детям оказалось этого недостаточно для
эффективной работы, продолжали отвлекаться, наблюдались трудности с
дисциплиной. И со второго полугодия мы начали работать над самооценкой, к
которой я добавила рейтинговою технологию, мы начали вести так называемый
мониторинг успешности.
Слайд 4
Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения
вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах
своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша
самооценка, от которой зависит эффективность учебной деятельности
школьника. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и
развитием личности. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в
основном под влиянием учителя. Причём критерии для самооценки я предлагала
самые разные: связанные со знаниями, умениями, навыками, поведением,
настроением, главное, чтобы не отвлекались.
Слайд 5
Результаты самооценки выглядели в виде лестницы достижений, детям
предлагала три уровня. Сначала почти все ставили себя на высшую ступеньку,
даже при наличии ошибок, несоответствий, детям просто нравилось быть
первыми. Должна отметить, что на данный момент ребята более адекватно стали
относиться к своим результатам, если они ставят себя на низшую ступеньку, они
знают, что это не будет поводом для насмешек, просто они себя так чувствуют,
что-то не получилось, а для меня сигнал на кого обратить особое внимание, ведь
карточки все именные. Устные ответы одноклассников на моих уроках нередко
оценивают сами дети. Это помогает учащимся видеть неточности и ошибки не
только в ответах других, но и в своих собственных, а также повышает
объективность оценки, снимает у учащихся ощущение несправедливости и
недовольства.
Я не могу похвастаться, что у 100% моих детей сформирована адекватная
самооценка, но твёрдо могу сказать, что есть положительные изменения у детей
и с завышенной, и с заниженной самооценками.
Слайд 6
Неплохо помогла при решении проблем мне и рейтинговая система. Фактором,
стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость
системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей
деятельности с результатами одноклассников. Ребятам я её представила в виде
игры, в которой можно «заработать» баллы – смайлики. Так как основные
проблемы заключены в слабой мотивации к учёбе, видами деятельности за
которые можно заработать стали: хорошая дисциплина, ведение тетради, работа
на уроке, решение задач, сообщение, работа в группе, в паре, самостоятельная
работа, за всё, что можно назвать деятельностью на уроке. Предусмотрено
также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять
мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к
образованию: нарушение дисциплины на уроке.
Слайд 7
В течение всего рабочего дня дети зарабатывают смайлики, а потом записывают
свои результаты в сводную таблицу. В конце месяца подвожу итоги, лучших
ребят награждаю. Если сравнить листы достижений за три месяца, то можно
увидеть положительную динамику по каждому ребёнку. А значит, у меня
получилось активность детей направить в нужную сторону.
Таким образом, через свои уроки я стараюсь формировать мотивацию к учению,
развивать творчество и самостоятельность учащихся, помогать в
выработке адекватной самооценки. Поэтому большое внимание уделяю
собственному развитию: самообразованию, совершенствованию
приемов, методов и навыков работы. Ведь учить других может лишь тот,
кто сам умеет учиться.
Слайд 8
Формировать личностные УУД стараюсь и через внеурочную
деятельность. Один из примеров: мы с ребятами своими руками сделали
георгиевские ленточки и присоединились к народной акции, поздравили жителей
п.Абан с Днём Победы.
Слайд 9