Автор: Чакина Ольга Викторовна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-" (УМК "Начальная школа XXI века, 2 класс)
Раздел: начальное образование
Тема: учимся писать суффиксы –ик-, -ек-.
Цель:
1) формировать представление о способе правописания суффиксов –
ик-, -ек-;
2) развивать
умения
наблюдать,
сравнивать,
делать
выводы,
осуществлять пошаговый контроль и оценку результата;
3) воспитывать интерес к русскому языку, культуру общения.
Ход урока:
I.
Организационный этап.
II.
Актуализация знаний, умений.
1.
Чистописание.
в в в ов лив
травка, медовый, дождливый
Спиши слова. Выдели суффикс.
- Каким способом воспользуетесь для выделения суффикса в слове?
(Алгоритмом:Сначала
обозначу
в
слове
окончание,
затем-
корень.
Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.)
Оценка каллиграфических умений.
Проверка задания (фронтально).
-Прочитайте слова. Какие выделили суффиксы?
-Как определили?
-Какую роль выполнил суффикс в слове?
-Обощим.
Что
такое
суффикс?
(Суффикс-
часть
слова,
которая
находится между окончанием и корнем, служит для образования новых
слов. Суффикс имеет значение.)
2. -Подтвердите свои знания о суффиксе. Выполните следующее
задание.
-Прочитайте слова.
лос…нок, галч…нок, медвеж…нок
-В какой части слова орфограмма? (В суффиксе)
-Вы согласны, что в суффиксах этих слов пропущена буква о? Докажите
свое мнение. (Нет, т.к. после мягких согласных, кроме [ч'], пишется
суффикс –ёнок-; после твердых согласных и [ч']пишется суффикс –
онок-.)
-
Спишите,
вставьте
орфограммы,
обозначьте
графически
условия
выбора орфограммы.
Фронтальная проверка задания.
1
-Назовите пропущенную орфограмму. Докажите выбор орфограммы.
Оценка работы класса.
-Что помогло вам успешно справиться с заданиями? (Умение выделять
части в словах, способ определения орфограммы).
III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи. Проблемная
ситуация.
- Добавлю еще два слова.
стол..к, человеч..к
-Почему новые слова включены в эту группу? Докажите свою точку
зрения. (Орфограмма в суффиксе)
-Вы
согласны,
что
в
суффиксах
этих
слов
пропущена
буква и?
Докажите. (Не
знаем
способ
действия
для
правописания
этих
суффиксов)
-Можно обойтись без знания?
-Так,
какой
вопрос
у
вас
возник?
(Какой
способ
действия
для
правописания данных суффиксов)
-Кто хочет получить ответ на вопрос?
-Прочитайте
тему
урока
на
доске.
Сформулируйте
задачу
урока.
(Узнать способ правописания суффиксов – ик-, -ек-)
IV. Открытие нового способа действия.
Групповая работа.
-Хотите сами открыть способ действия?
- Проведите наблюдения за этой группой слов по данному плану:
1.
Сравните произношение суффиксов с их написанием.
2.
Попробуйте определить, когда пишется суффикс –ик-, а когда –
суффикс –ек-.
1.
Сравните произношение суффиксов с их написанием.
2.
Попробуйте определить, когда пишется суффикс –ик-, а когда –
суффикс –ек-.
арбуз[ик]
нет арбуз[ик]а – арбузик
билет[ик]
нет билет[ик]а – билетик
горош[ик]
нет горош[к]а – горошек
кармаш[ик]
нет кармаш[к]а – кармашек
2
Фронтальная проверка (выступление групп).
Проверка и оценка групповой работы.
-
Проверьте
правильность
вывода,
прочитав
рубрику
«Обрати
внимание», учебник, стр.123. (Приложение)
-Определите способ действия при выборе суффикса.
(1.Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не
пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- звучат одинаков: [ик].
2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слово нет. Проверяем,
остался гласный звук или исчез.
3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звк
исчез, пишем суффикс –ек-.)
Групповая работа.
-Используйте полученный способ в определении суффиксов в словах
стол…к, человеч…к.
Фронтальная
проверка
с
вынесением
на
доску
примеров
применения алгоритма.
Физминутка.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
1.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот
головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову
наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги
врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз
налево.
Во
время
поворотов
плечевой
пояс
ос
тавить
неподвижным.
Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
V. Закрепление.
Работа в парах.
Учебник, стр.124-125, упр.2 (с опорой на алгоритм). (Приложение)
Учитель конкретизирует задание:
-Записывайте не все слова, а подберите по три слова в каждый столбик,
но так, чтобы у работающих в одной паре слова не повторялись.
Взаимоконтроль.
-Кого вы можете похвалить за правильную работу по алгоритму?
-Кто помогал соседу?
-В чем была помощь?
-поднимите руку, кто такую же помощь оказал?
- (Имя)…, каким способ ты пользовался?
(1.Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не
пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- звучат одинаков: [ик].
2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слово нет. Проверяем,
остался гласный звук или исчез.
3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук
3
исчез, пишем суффикс –ек-.)
-…, а ты?
Физминутка.Упражнение гимнастики для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторять 4 - 5 раз.
VI. Контроль.
Задание на карточках.
Вариант 1.
Подбери
и
запиши
проверочное
слово.
Обозначь
с уф ф и кс ы ,
п о д ч е р к н и
д о к а з а т е л ь с т в о
п р а в и л ь н о с т и
в ы б о р а
орфограммы.
___________ - горош…к
___________ - лист…к
Вариант 2.
Подбери
и
запиши
проверочное
слово.
Обозначь
с уф ф и кс ы ,
п о д ч е р к н и
д о к а з а т е л ь с т в о
п р а в и л ь н о с т и
в ы б о р а
орфограммы.
___________ - мешоч…к
___________ - сухар…к
Проверка по эталону.
-Выполните проверку по эталону. Поставьте + те, кому удалось верно
выполнить задание.
Вариант 1.
нет горошка – горошек
нет листика – листик
Вариант 2.
нет мешочка – мешочек
нет сухарика - сухарик
Оценка учителем всех учащихся.
-Поднимите руку у кого +.
-
Что
значит
+?
(Я понял каким
способом
действия необходимо
пользоваться при выборе суффикса –ик-, -ек-.)
- Какой способ действия?
(1.Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не
пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- звучат одинаков: [ик].
2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слово нет. Проверяем,
остался гласный звук или исчез.
3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звк
исчез, пишем суффикс –ек-.)
VII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь, стр.69,упр.1 или стр.71-72,упр.3.(Приложение)
4
VIII. Итог урока.
-Какие трудности возникли в начале урока? (Не смогли определить
правописание суффиксов.)
-Почему? (Не знали способ действия для правописания суффиксов –ик-,
-ек-)
-Какую
учебную
задачу
ставили?
(Узнать
способ
правописания
суффиксов –ик-, -ек-)
-А теперь сможете определить способ правописания этих суффиксов?
-Каким способом можно определить написание суффиксов –ик-, -ек-?
-
Заполните лист самооценки.
Узнал что-то новое Научился
Расстроился
Я
Получил радость
Удивился Ничего не понял
Кто хочет поделиться?
5