Напоминание

Семейные посиделки


Автор: Мошегова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семейные посиделки
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие «Семейные посиделки»

Задачи: показать непрерывную связь поколений; пробуждать интерес к возрождению

утерянных

народных

традиций

русского

народа

воспитание

нравственности,

эстетического

вкуса,

реализация

творческого

потенциала;

расширять

кругозор

обучающихся

за

счет

обогащения

словарного

запаса

и

ознакомления

с

предметами

старины; содействовать организации семейного досуга, сплочению родителей и детей.

Ведущая:

Здоровы гости будете!

С чем пришли, припожаловали?

Коли с добром да с приветом, так и мы тем ответим.

Коли с песней, голосьем, так и мы вам подпоем.

Ну, так хорошо, гостечки – то у меня пришли, по лавочкам резным расселись. Кому нет

скамейки, тому и стул приспел! У нас ведь не гордятся, где стоят, там и садятся. А девицы

– то, красавишны какие.

Звучит русская народная музыка. Входят мамы с детьми по очереди:

Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

Мама 1:Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Ведущая усаживает гостей.

Ведущая: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Мама 2:Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Ведущая провожает гостей и усаживает.

Ведущая: Проходите гости дороги! Гостю - почет, хозяину – честь.

Мама 3, 4:Туда голуби летают, где их привечают.

Ведущая: На нашем празднике присутствуют члены школьного пресс-центра «Мы есть!»

(…), которые будут выполнять свою работу для школьной газеты «Утро понедельника».

Ведущая: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти замечательные слова принадлежат Л.Н.

Толстому.

Семейное

счастье,

благополучие

семьи

рождаются

благодаря

характеру

человеческих

взаимоотношений,

когда

родители

и

дети

связаны

взаимной

любовью,

общими интересами и делами. Родной дом – это именно то место, где хочется творить,

размышлять, отдыхать и главное, общаться со своими родными, любить их, уважать,

помогать.

Ведущая: Уважаемые гости, дорогие ребята и родители! Я рада приветствовать Вас на

семейных посиделках. Недаром мудрая народная пословица гласит: гость в дом – радость

в дом!

Доброму гостю у нас всегда ворота настежь! И встречаю я гостей, как заведено у русских

людей, добрым словом да низким поклоном!

Ведущая кланяется гостям.

Ведущая:

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Хоть и более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

Ведущая: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали работы в огороде

и поле, коротали холодные осенние и зимние вечера все вместе, устраивали посиделки,

чтоб на людей посмотреть и себя показать. Кто шил, кто вышивал, кто лапти плел, а кто и

песни

пел.

Весело

было!

И

мы

собрались

сегодня

в

нашей

горнице

на

семейные

посиделки. Ведь играть сегодня, ребята, будете вместе с кем-то из своих родителей, пусть

они у вас поучатся и порадуются вашим успехам. Посмотрите, у нас получилось несколько

семей.

Ученик 1:На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ученик 2:При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ученик 3:А играли как? Вот игры!

Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ученик 4:Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Ученик 5:Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Мама: Собрались все вместе, коли,

Как там бают "чином чин",

Начинаем с песни, что ли,

С доброй песни наш зачин.

Мама: Ох, уж, а песенка- то в добром деле завсегда помощница. А как без песен – то, без

песен – то внутрях одни потемки.

(Исполняется русская народная песня "Как у наших у ворот".)

Как у наших у ворот, (2 раза)

Ай, люли, у ворот. (2раза)

Стоял девок хоровод,

Ай, люли, хоровод.

Молодушек табунок,

Ай, люли, табунок.

Меня девки кликали,

Ай, люли, кликали.

Молодушки манили,

Ай, люли, манили.

На улицу погулять,

Ай, люли, погулять.

С ребятами поиграть,

Ай, люли, поиграть

Ведущая: Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Мама: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Ведущая: В тесноте, да не в обиде!

Полна горница гостей

Ожидают новостей

Каждый чем-то славится,

Пора и семьям представиться.

Мама 1: А какие же посиделки без потешек и небылиц. В нашей семье их много знают

Небылицы в лицах…

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас.

Ученик 1

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ежи

Строят гнёзда из лапши.

Ученик 2

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился

Ученик 3

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Ученик 4

Сидит ежик на березе –

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

2 мальчика

– Федул, что губы надул?

– Кафтан прожег.

– Можно зашить.

– Да иглы нет.

– А велика ль дыра?

– Да один ворот остался!

2 мальчика

– Фома, что из лесу не идешь?

– Да медведя поймал.

– Так веди его сюда.

– Да он не идет.

– Ну так сам иди.

– Так он меня не пускает!

2 мальчика

– Что сегодня делал?

– Рукавицы искал.

– Нашел?

– Нашел.

– Где они были?

– Да за поясом.

2 девочки

Здорово, кума,

-На рынке была,

-Никак глуха, кума?

-Курицу купила, да петуха

-Прощай, кума.

-Пять алтын дала.

Девочка и мальчик

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит - надо идти!

Ведущая: Небылицы и потешки хороши – посмеялись от души.

Мама 2:А наша семья знает много загадок и игр. Сейчас я поиграю с вами в игру

«Ладушки».

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Кто вы все?... (Ребятушки.)

Кто сказал «козлятушки»?

Здесь козлят нам не хватало!

Начинаем все сначала!

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Где были?.. (У бабушки.)

Кто сказал «у матушки?»

Матушек здесь не бывало!

Начинаем все сначала!

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Где были?.. (У бабушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Что ели?.. (Оладушки.)

Кто ответил «камушки»?

Их пичужки поклевали.

Начинаем все сначала!

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Где были?.. (У бабушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Что ели?.. (Оладушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Как сидели?.. (Рядышком.)

Кто сказал «на бабушке»?

Бабушка б от вас устала.

Начинаем все сначала!

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Где были?.. (У бабушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Что ели?.. (Оладушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Как сидели?.. (Рядышком.)

Игроки. Ладушки, ладушки…

Мама. Как вас звали?.. (Лапушки.)

Кто ответил «пятнышки»?

Бабушка б так не сказала.

Начинаем все сначала!

Игра повторяется до слова «лапушки», после чего Мама говорит: «Мы играли в

«Ладушки». Молодцы, ребятушки!»

Мама: А сейчас мои помощники загадают вам загадки, а вы должны найти отгадки среди

предметов на лавочке.

Загадки.

Новая посудина, а вся в дырах. (Сито, решето)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома, на вашей стене.

Увидит старик - старика,

Ребенок - ребенка во мне. (Зеркало)

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый.(Гребешок)

Стоит столбом, горит огнем: ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)

С хвостом, а не мышь. Без ног, а бегает. (Клубок ниток)

В лес я с ней иду,

Грибы и ягоду кладу.

Цветы и травы собираю,

Как её я называю? (Корзинка)

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)

Она тонка, она мала,

Но велики её дела!

И без неё бы все вокруг

Портные были б, как без рук. (Иголка)

Мама 2: Молодцы, ребята! Приходите в гости! Мы научим вас играть в разные игры и

будем отгадывать загадки.

Ведущая: Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к

наблюдениям,

размышлению,

познанию,

развивает

речь

детей,

помогают

привлечь

внимание ребенка.

Мама 3: Это кто там загрустил?

У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора-

Снова музыка звучит.

- Какие же посиделки без частушек.

Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.

- И вы, парни не зевайте, эти ложки разбирайте и девчатам подыграйте

Девочка 1

За деревней я гуляла, там Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Девочка 2

Мода, мода, мода, мода,

До чего же ты дошла?

Даже бабушка Матрёна

В гости в шортиках пошла!

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Девочка 3

Я плясала в три ноги - потеряла сапоги

Оглянулася назад - сапоги мои стоят.

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Девочка 1

У меня подруга Маша

Рукодельница была.

В решето коров доила,

Из кармана чай пила.

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Девочка 2

Нынче праздник, воскресенье,

Понаряднее сряжусь:

Кринки на ноги надену.

Простоквашей подвяжусь.

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Девочка 3

Если б не было воды, не было б и кружки!

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

ВСЕ Здорово! Здорово! У ворот Егорова!

Ведущая: Вы пропели нам частушки

И скажу вам от души,

Хороши частушки ваши

И вы тоже хороши!

Ведущая: Как же весело в этой семье. Своими частушками они помогают людям не

унывать.

Мама

4: А наша семья народные умельцы. И пришли мы не с пустыми руками. А

принесли вам подарки – подковы. Сегодня я вас научу как из подковы сделать семейный

оберег.

Но для начала немного истории.

Возникновение оберега подковы уходит корнями далеко за пределы нашей эры. Когда – то

в Древнем Египте, фараоны запрягали в свои колесницы лошадей, подкованных золотыми

подковами. В поездках царской колеснице сопутствовала толпа народа. Если подкова

отрывалась, ее тут же подбирали, а счастливец ее подобравший был обеспечен на

длительное время.

В зависимости от финансового положения на Руси, подковать лошадей могли не только

золотыми, но и серебряными подковами. Да собственно и простое железо было дорогим и

редким. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать

кузнецких дел мастеру или торговцу.

Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью».

Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете ее оставить себе на память

ли подарить друзьям. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как говорят в

народе «За всякое дело берись смело».

А перед тем, как приступить к работе, послушайте, что я вам скажу, да на ум наматывайте.

Подкову мы будем украшать крупой. Она приносит в дом мир, лад, ведь не зря ею

молодожёнов осыпали. Но каждая крупа имеет своё символическое значение:

• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме

• тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала

• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство

• мак- исполнение желаний;

• пшено - от сглаза;

• гречка- плодородие и достаток

Вешаются карточки – подсказки.

Решите, какой узор вы будете выкладывать из крупы и семечек. А потом аккуратно

приклеиваем.

Дети выполняют работу вместе с мамой. Звучит народная музыка.

Мама 4: Скоро сказка сказывается, скоро и дело делается.

Знаете ли вы, что на Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз —

будет защита от зла, вверх — привлечешь в дом достаток.

Появляются рисунки.

Подкову - оберег нужно вешать особым способом:

1) подкову всегда вешают только на один гвоздь;

2) в этом процессе желательно, чтобы участвовали и хозяин и хозяйка дома вместе или вся

семья

3) перед тем как повесить подкову они вместе должны взяться за дужки подковы и

произнести такие слова:

Подкову на дверь прибиваем,

Ото всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем.

Ребята, а как мы повесим нашу подкову для класса?

Дети предлагают свои варианты

Сейчас мы подкову, которую я изготовила, мы повесим у входа и произнесем слова,

которые помогут прогнать от нашего порога все плохое, а впустить в дом все самое

хорошее.

Произносят слова и вешают подкову.

Ведущая: Наши посиделки заканчиваются. Сегодня мы с вами играли, пели, выступали,

веселились. Но рано или поздно каждый человек взрослеет. Вырастите и вы. У вас

непременно появится и своя семья, и свои дети, и свой собственный дом. И я надеюсь, что

семейные посиделки станут и вашей традицией.

Ученик 1

Дни общенья - счастья вехи.

Посиделкам каждый рад.

Делу - время, а потехе

Рады люди как никак.

Ученик 2

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: "До новых встреч !"

Ведущая:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих вам лет…

Разве за шутки кто нас осудит?

Где нет веселья – там жизни нет!

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать!

Исполняется заключительная песня: «Так будьте здоровы»

Так будьте здоровы, живите богато,

Еще приходите, мы будем вам рады!

Вы славно гостили на празднике нашем,

Нигде не встречали вы праздника краше!

Пусть к нам приезжают желанные гости

Пусть люди на нас не имеют и злости,

Пусть дружной работаю нашего класса

Все были б довольны, довольны и рады.

Так будьте здоровы, живите богато,

Еще приходите, мы будем вам рады!



В раздел образования