Автор: Гончарова Светлана Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 115
Населённый пункт: Волгоградская область г.Волгоград
Наименование материала: методическая разработка по русскому языку
Тема: "Безударные окончания имён существительных 1,2,3 склонения".
Раздел: начальное образование
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения.
Педагогическая цель
Способствовать закреплению знаний о существенных признаках, по которым распознаются простые
предложения и предложения с однородными членами, о правописании безударных окончаний имён
существительных 1, 2, 3 склонения.
Тип урока
Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Планируемые результаты
(предметные)
Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие
языковые единицы, как слово, часть речи, предложение.
Личностные результаты
Применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные
приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при
выполнении письменных заданий.
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы в учебном
тексте.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную
работу.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на
реплики, поддерживают деловое общение, участвуют в работе в группах, в парах.
Основное содержание темы,
понятия и термины
Простое предложение.
Предложение, осложнённое однородными членами.
Правописание безударных окончаний имён существительных 1,2, 3 склонения.
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы,
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность
осуществляемые
действия
учащихся
формируемые
умения
Формы
контроля
1.
Мотивирование к
учебной
деятельности
(организационны
й момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
- Проверим готовность к уроку.
- Сегодня наш урок будет немного необычным.
Представьте себе, что вы удобно устроились в
кресле и приготовились смотреть фильм по
телевизору, но фильм почему –то не
показывают.
Вместо этого на экране появляется
завораживающая осенняя картина и вы
слышите стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А.С.Пушкин
- Какое настроение вызывает это
стихотворение?
Приветствуют
учителя.
Организуют своё
рабочее место.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на
слова учителя.
2. Чистописание
Индивидуальная
.
Практический.
Письмо.
Запись на доске:
Лес окрасился в жёлтые, красные, оранжевые
краски осени.
- Какое это предложение по составу – простое
или осложнённое однородными членами?
Выполняют письмо
по образцу.
Отвечают на вопросы
учителя.
Вырабатывают
каллиграфический
почерк.
Правильное
написание
3. Словарная
работа
Фронтальная.
Парная.
Словесный.
Осень славится не только своей красотой, но и
богатым урожаем. А какой урожай вы
помогали собирать летом и осенью?
- Из каких растений можно сварить?
На доске словарные слова: 1 вариант «варит»
борщ, 2 вариант – «варит» компот с сахаром.
М…лина, к..пуста, з…мл…ника, к…ртофель,
см…родина, м…рковь, ч…снок, св…кла,
ябл..ко.
Выполняют работу в
парах.
Отвечают на вопросы
учителя.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
соответствующую
данному этапу
урока.
Правильный
выбор слов
4. Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
Знакомит с темой урока, предлагает
сформулировать учебную задачу.
Слушают учителя,
предлагают
формулировки
учебной задачи
Принимают
учебную задачу,
сформулированную
под руководством
учителя.
5. Повторение и
закрепление
знаний и способов
действий.
1.Тренировочные
упражнения.
Фронтальная.
Словесный,
проблемный.
Чтение, беседа.
- Осень длится долго. Она обычно начинается
как праздник красок, листопадный карнавал, а
заканчивается ненастьем, когда деревья стоят
голые, протягивая свои ветви, будто хотят
вернуть солнце.
А сейчас задание: на доске записано
предложение, надо вставить пропущенные
буквы в словах, выделить окончания, указать в
скобках падеж и склонение.
Лучи солнца заиграли на поверхност…(П.п.,
3 скл.) воды, на крыш…(П.п., 1 скл.) дома.
Проблемный вопрос:
- Почему падеж один и тот же, а окончание
разное?
Слушают учителя,
выполняют задания,
отвечают на
проблемный вопрос.
Осуществляют
сравнение; полно и
точно выражают
свои мысли
Упражнение
2. Работа по
карточкам.
Индивидуальная
.
Практический.
- Определить падеж и склонение
существительных.
Ветка сирени (Р.п., 3 скл.)
Подошли к опушке (Д.п, 1 скл.)
Далеко от рощи ( Р.п., 1 скл.)
Вставать на зорьке ( П.п., 1 скл.)
Путь к роще (Д.п., 1 скл.)
Прилетели к полянке (Д.П., 1 скл.)
Выполняют задания
на карточках.
Используют
знаково –
символические
средства для
решения учебной
задачи.
Упражнение
3. Творческое
задание на
карточках.
Индивидуальная
.
Практический.
Творческое задание по типам сложности:
Указать падеж, склонение, выделить окончание
существительных.
Вариант 1.
1 тип сложности: «Пишу сам (сама)».
«Лес осенью».
Вариант 2.
2 тип сложности: «Прошу маленькой
Выполняют задания
по выбору на
кленовых листочках
Принимают
учебное задание в
соответствии с
уровнем своего
развития.
Упражнение
помощи».
Царствовала, удивительный ковёр, в золотом
наряде, красные бусы, разноцветные осинки,
пёстрые листья.
Вариант 3.
3 тип сложности: Прошу большой
помощи».
Наступила________ осень. В моховых болотах
по кочкам рассыпалась ____________ клюква.
На опушке леса собрались____________
осинки.
6. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог).
Фронтальная.
Практический,
групповая.
Шифровка.
Разгадав ключ от этого шифра, мы подведём
итог урока.
2 -4; 2 -5; 1-1; 2-7; 2-3; 1-8; 2-3; 1-9;
2-6; 1-3;2-5;
2-7; 1-2; 1-1; 2-7; 2-1; 1-8; 2-7; 2-9.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
А
П
И
В
Ц
У
Н
Т
Ю
2
Е
Л
О
К
Р
М
С
З
Я
Ответ: «Красотою мир спасётся»
(Ф.М.Достоевский).
- А вам понравился урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- Что получилось хорошо?
- Что вызвало затруднения?
-Поднимите свои листочки. Я выставляю
оценки. Посмотрите, какой замечательный
листопад в нашем классе. Жаль расставаться с
осенью, но увы…
Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить
урок такими словами:
Разгадывают ключ к
шифровке, читают
высказывание.
Принимают
участие в работе
группами.
Открыто
осмысливают и
оценивают свою
деятельность на
уроке.
Работа с
таблицей,
выполнение
упражнения.
Беседа по
вопросам.
Саморегуляция.
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.»
7. Домашнее
задание
(Упражнение №8
(тетрадь))
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя.
Объясняет содержание и способы выполнения
домашнего задания. Проверяет
соответствующие записи.
Слушают объяснение
учителя. Делают
соответствующие
записи.
Принимают
учебное задание в
соответствии с
уровнем своего
развития.
Упражнение