Автор: Алешина Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 г.Тосно"
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Тосно
Наименование материала: проект урока внеклассного чтения во 2 классе
Тема: "От чистого сердца: произведения о маме"
Раздел: начальное образование
Алёшина Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно»,
первая квалификационная категория,
стаж работы 25 лет
Проект урока внеклассного чтения, 2 класс
Тема: «От чистого сердца: произведения о маме»
УМК «Планета знаний»
2015 г
Урок внеклассного чтения, 2 класс
Тема: «От чистого сердца: произведения о маме»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний;
УМК «Планета знаний»
Форма урока: Урок-беседа
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: знакомство
с
произведениями
о
маме
разных
писателей,
поэтов,
художников,
русским
народным
творчеством,
произведением
В.
Сухомлинского «Крылья матери».
Задачи:
развивать
речь,
мышление,
внимание;
воспитывать
интерес
к
чтению,
коммуникативную культуру, любовь к маме.
предметные
- совершенствовать умение работать с текстом
- формировать умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы
- формировать навык и культуру чтения
метапредметные:
- Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
регулятивные
• выполнение принятой учебной задачи; адекватное восприятие оценки
учителя и товарищей; планирование своих действий;
познавательные
общеучебные – ознакомление с рассказом В. Сухомлинского «Крылья
матери»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирова-
ние ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические
части, построение оценочных рассуждений.
коммуникативные
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и
эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;
личностные:
•умение
высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения,
умение
соотносить
поступки
и
события
с
принятыми
этическими
принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях.
Задачи учителя:
совершенствовать навыки чтения, формирование читательских умений по
работе с текстом;
активация «вдумчивого чтения»
- умения думать над произведением до
чтения, во время чтения и после завершения чтения;
обеспечить нравственное и эстетическое воспитания детей.
развивать речь и формировать читательскую самостоятельность, образное и
логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей
Оборудование: мультимедийная техника, выставка книг, выставка картин
разных художников, оборудованная доска, у обучающихся
карточки для
самооценки, тексты для чтения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности (2
мин)
Дидактическая задача:
подготовка учащихся к работе на уроке
Деятельность учителя
Деятельность учащих-
ся
Формируемые
УУД
Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку
- Начинаем урок внеклассного чтения. Я вижу,
что все к уроку готовы, настроение у всех
хорошее. Молодцы!
- Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку «пять»!
У вас у каждого есть индивидуальный
оценочный лист. В течение урока вы будете
выставлять себе оценки за работу, рисуя
кружочки:
зеленого цвета - у меня получается это очень
хорошо
синего - в моей работе есть недочеты
красного - у меня получается не очень хорошо
Приветствуют учителя,
проверяют готовность к
уроку, эмоционально на-
страиваются на урок
Личностные
УУД:
-установить
личностный
смысл учебной
деятельности на
данном уроке
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Дидактическая
задача: установить
правильность
и
осознанность
выполнения всеми учащимися домашнего задания
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
-Ребята, вы к нашему уроку внеклассного
чтения готовили разные задания по группам.
На какую тему были задания?
-Почему мы выбрали эту тему?
-О чем же вы узнали? Посовещайтесь в
группах и определите, кто будет от вашей
Участвуют в диалоге с
учителем,
Готовимся к празднику
День матери.
группы выступать.
1 группа - исследователи. Работала со
словарями и узнала значение слова «мама».
2 группа - библиотекари. Искали книги о
маме, оформили выставку. Расскажите о
понравившейся книге.
3 группа – художники – иллюстраторы.
Искали изображение мамы.
4 группа – поэты – лирики.
Какой сделаем вывод?
Остальные ребята покажут свои задания
позже.
-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это
магическое слово, которым называют
человека – самого близкого, дорогого,
единственного.
Материнская любовь греет нас до старости.
Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает
советы, заботится о нас, оберегает нас.
Не зря многие писатели, поэты, художники,
режиссеры, музыканты посвятили свои
произведения мамам.
Молодцы! С домашним заданием вы
справились неплохо. Каждый самостоятельно
оценит выполнение домашней работы в
оценочном листе кружочками.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Много произведений о
маме.
3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач
урока.
Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную
деятельность учащихся
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
-Продолжить урок я хочу строками хорошо
известного стихотворения Нины Саксонской:
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме…
-А что значит «толковать»?
-В словосочетании «потолковать о маме»
замените слово «потолкуем» на синонимы.
Участвуют в диалоге с
учителем,
Поговорим о маме.
(Поговорим,
побеседуем, что-то
поймем о маме).
Предметные
УУД:
- умение
отвечать на
вопросы по
содержанию
текста
Коммуникативн
ые УУД
- О маме, сложено немало стихов, песен,
написано множество рассказов, повестей,
романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с
рассказом Василия Александровича
Сухомлинского «Крылья матери» и
продолжим учиться работать с текстом.
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
-А сейчас мы послушаем это произведение, и
вы скажите, верны ли ваши предположения по
поводу содержания.
Чтение учителем первой части текста.
- умение
слушать и
вступать в
диалог;
-умения
сотрудничать с
учителем и
сверстниками
Познавательные
УУД:
- умение найти
и выделить
необходимую
информацию;
- умение
оценить
результат
деятельности;
- умение
адекватно
передавать
содержание
текста
4.
Проверка первичного восприятия текста.
Дидактическая задача:
обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение
учащимися содержания художественного произведения.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Учитель проверяет степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности учащихся через фронтальную
беседу для определения уровня осмысления
содержания услышанного текста.
- Понравился ли вам отрывок из произведения
В.А. Сухомлинского?
- Кто из вас более точно предположил то, о
чем будет рассказано в произведении?
- Какое настроение вызывает этот отрывок?
Почему? Какие слова текста передают ваше
настроение?
- Хочется ли вам самим выразительно
продолжить читать его?
Учащиеся участвуют в
диалоге, рассказывают о
своих впечатлениях.
Личностные
УУД:
- умение
оценивать
поступки
людей;
Коммуникатив
ные УУД:
- умение
вступать в
диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем;
Познавательн
ые УУД:
- Умение
определять
жанр
произведения
5. Физкультминутка.
Дидактическая задача:
Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Учитель организует смену деятельности
детей, через проведение динамической паузы.
- Молодцы, ребята! Вы внимательные
слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом
прочитаем продолжение интересного рассказа
вслух и выполним задания. Ребята из
музыкальной группы подготовили песню о
маме.
Ребята выполняют
физические упражнения
для снятия напряжения.
Регулятивные
УУД:
- умения
действовать по
внутреннему
плану
6.
Первичное восприятие произведения (продолжение), анализ содержа-
ния, выборочное чтение.
Дидактическая задача:
организовать работу по адекватному осмыслению содер-
жания и основной мысли текста и делению его на логические части
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
-Как вы думаете, что произошло дальше с
утятами и их мамой? Обсудите в группах.
Высказывание мнений.
Учитель организует чтение текста вслух,
следит за интонацией, постановкой ударения в
словах, проводит проверку усвоения
содержания и идейного замысла текста через
постановку вопросов, выборочное чтение,
выполнение заданий для обобщения
высказываний учащихся об основной мысли
текста.
Третью часть читает учитель.
- Так ли развивалось событие рассказа, как вы
предположили?
-Почему гусята оказались на лугу?
-Каким бы был мир гусят, если бы мама-
гусыня не выводила их в этот мир?
-Каким увидели гусята новый мир?
Дети читают текст,
следят за чтением
товарищей, участвуют в
диалоге по содержанию
прочитанного,
выполняют задания по
поиску информации в
тексте, читают отрывки
из текста, сравнивают и
объясняют смысл
пословиц
Познаватель-
ные УУД:
- умение пра-
вильно и чётко
построить ответ
на вопрос
- умение сво-
бодно выражать
своё мнение
-умение слу-
шать и следить,
воспринимать
текст на слух
-умение осо-
знанно строить
речевое выска-
зывание в уст-
ной форме
- умение ориен-
тироваться в
тексте
-умение прово-
дить анализ
-Какие чувства испытывали гусята в новом
мире?
-Найдите в тексте, почему гусята забыли о
маме?
-Как мама стала созывать гусят? Прочитайте.
Почему автор использовал слово
«тревожным»?
-Почему гусята вспомнили о маме? Как об
этом сказал автор?
-Как изменились чувства гусят, когда они
оказались под крылом у мамы? Прочитайте.
-Как изменился мир на лугу во время дождя?
-Найдите и прочитайте, что сказал автор о
крыльях матери. Как вы понимаете эти слова?
-Почему гусята чувствовали себя безопасно
под крылом у мамы во время дождя?
-Что бы случилось с гусятами, если бы мама
не прикрыла их крыльями?
-Как изменились крылья гусыни после дождя?
Прочитайте.
-Кто это заметил?
-Просили и требовали – в чем разница?
-Почему мать не сказала о своей боли?
-Почему мать, несмотря на боль, была
счастлива?
-Как вы думаете, защищать своего ребенка в
трудную минуту может только мама-гусыня?
- Так скажите, почему В.А.Сухомлинский
назвал свое произведение «Крылья матери»?
- Ребята 5 команды нашли пословицы к
нашему уроку. Найдите пословицу, которая
выражает главную мысль рассказа:
1 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не
погибает.
2 Нет милее дружка, чем родная матушка
3 Птица радуется весне, а младенец матери.
4 При солнышке тепло, при матери – добро.
5 Сердце матери лучше солнца греет.
6 Дитя хоть криво, да отцу - матери мило.
7 Одна у человека родная мать, одна у него и
Родина.
8 Мать кормит детей, как земля людей.
9 Всякой матери свое дитя мило.
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой
2?
- Вы правильно справились с заданием.
объектов с це-
лью выделения
существенных
признаков
Коммуника-
тивные УУД:
-умение нала-
живать продук-
тивное сотруд-
ничество и взаи-
модействие со
сверстниками
7.
Домашнее задание.
Дидактическая задача: организовать обсуждение и запись домашнего за-
дания
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Мы прослушали текст, прочитали рассказ
вслух. Выберите задание к следующему уроку
внеклассного чтения по желанию:
рассказать биографию В. А. Сухомлинского
оформить выставку книг Сухомлинского
оформить фотовыставку о Сухомлинском
найти и прочитать произведения
Сухомлинского, рассказать о них
нарисовать рисунки к рассказу «Крылья
матери»
Дети распределяются по
парам и выбирают
задание на дом,
записывают его в
дневник
Регулятивные
УУД:
- умение
выстраивать
планы на
перспективу
Коммуникативн
ые УУД:
-умения
межличностног
о общения,
совместной
деятельности
8.
Рефлексия учебной деятельности.
Дидактическая задача
: организовать анализ и оценивание учебной деятельности
на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Учитель проводит фронтальную беседу для
проверки выполнения задач данного урока,
проверки уровня усвоения содержания
-С каким произведением мы познакомились?
- Закройте глаза и представьте, что прошел
год. Какими стали гусята?
-С какой целью Василий Алексеевич написал
рассказ «Крылья матери»? Выберите правиль-
ное высказывание на доске, подтверждающее
главную мысль рассказа.
(слайд 17)
1. Рассказать о поведении гусыни и гусят во
время дождя.
2. Описать крылья гусыни.
3. Показать, что нужно ценить, любить свою
маму.
- Чему же научил нас рассказ Сухомлинского?
- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что
вы ребята, теперь еще внимательнее и забот-
ливее будете относиться к своей маме.
Итог нашего урока. Продолжите фразу:
Ребята участвуют в диа-
логе по подведению
итогов урока, высказы-
вают свое отношение к
содержанию урока,
дают самооценку своей
деятельности в течение
всего урока.
Личностные
УУД:
-умения, связан-
ные с развитием
самооценки;
-умение выбрать
ориентир в сфе-
ре нравственно-
этических отно-
шений;
Коммуника-
тивные УУД:
- умения учиты-
вать разные
мнения;
- умения аргу-
ментировать
свои мысли, де-
лать выводы и
обобщения;
•
1. Я научился…
•
2. Было интересно…
•
3. Было трудно…
•
4. Больше всего мне понравилось…
•
5. Я понял, что…
Домашнее
задание
Выразительное
чтение
Беседа по
прочитанному
Пословицы
Итог
урока
Оценка
за урок