Напоминание

"От чистого сердца: произведения о маме"


Автор: Алешина Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 г.Тосно"
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Тосно
Наименование материала: проект урока внеклассного чтения во 2 классе
Тема: "От чистого сердца: произведения о маме"
Раздел: начальное образование





Назад




Алёшина Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно»,

первая квалификационная категория,

стаж работы 25 лет

Проект урока внеклассного чтения, 2 класс

Тема: «От чистого сердца: произведения о маме»

УМК «Планета знаний»

2015 г

Урок внеклассного чтения, 2 класс

Тема: «От чистого сердца: произведения о маме»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний;

УМК «Планета знаний»

Форма урока: Урок-беседа

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: знакомство

с

произведениями

о

маме

разных

писателей,

поэтов,

художников,

русским

народным

творчеством,

произведением

В.

Сухомлинского «Крылья матери».

Задачи:

развивать

речь,

мышление,

внимание;

воспитывать

интерес

к

чтению,

коммуникативную культуру, любовь к маме.

предметные

- совершенствовать умение работать с текстом

- формировать умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы

- формировать навык и культуру чтения

метапредметные:

- Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

регулятивные

• выполнение принятой учебной задачи; адекватное восприятие оценки

учителя и товарищей; планирование своих действий;

познавательные

общеучебные – ознакомление с рассказом В. Сухомлинского «Крылья

матери»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирова-

ние ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические

части, построение оценочных рассуждений.

коммуникативные

• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать

партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и

эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

личностные:

•умение

высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения,

умение

соотносить

поступки

и

события

с

принятыми

этическими

принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию

в социальных ролях и межличностных отношениях.

Задачи учителя:

совершенствовать навыки чтения, формирование читательских умений по

работе с текстом;

активация «вдумчивого чтения»

- умения думать над произведением до

чтения, во время чтения и после завершения чтения;

обеспечить нравственное и эстетическое воспитания детей.

развивать речь и формировать читательскую самостоятельность, образное и

логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей

Оборудование: мультимедийная техника, выставка книг, выставка картин

разных художников, оборудованная доска, у обучающихся

карточки для

самооценки, тексты для чтения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности (2

мин)

Дидактическая задача:

подготовка учащихся к работе на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащих-

ся

Формируемые

УУД

Приветствует обучающихся, проверяет их

готовность к уроку

- Начинаем урок внеклассного чтения. Я вижу,

что все к уроку готовы, настроение у всех

хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Побольше нового узнать

И получить отметку «пять»!

У вас у каждого есть индивидуальный

оценочный лист. В течение урока вы будете

выставлять себе оценки за работу, рисуя

кружочки:

зеленого цвета - у меня получается это очень

хорошо

синего - в моей работе есть недочеты

красного - у меня получается не очень хорошо

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к

уроку, эмоционально на-

страиваются на урок

Личностные

УУД:

-установить

личностный

смысл учебной

деятельности на

данном уроке

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Дидактическая

задача: установить

правильность

и

осознанность

выполнения всеми учащимися домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

-Ребята, вы к нашему уроку внеклассного

чтения готовили разные задания по группам.

На какую тему были задания?

-Почему мы выбрали эту тему?

-О чем же вы узнали? Посовещайтесь в

группах и определите, кто будет от вашей

Участвуют в диалоге с

учителем,

Готовимся к празднику

День матери.

группы выступать.

1 группа - исследователи. Работала со

словарями и узнала значение слова «мама».

2 группа - библиотекари. Искали книги о

маме, оформили выставку. Расскажите о

понравившейся книге.

3 группа – художники – иллюстраторы.

Искали изображение мамы.

4 группа – поэты – лирики.

Какой сделаем вывод?

Остальные ребята покажут свои задания

позже.

-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это

магическое слово, которым называют

человека – самого близкого, дорогого,

единственного.

Материнская любовь греет нас до старости.

Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает

советы, заботится о нас, оберегает нас.

Не зря многие писатели, поэты, художники,

режиссеры, музыканты посвятили свои

произведения мамам.

Молодцы! С домашним заданием вы

справились неплохо. Каждый самостоятельно

оценит выполнение домашней работы в

оценочном листе кружочками.

Выступает 1 человек.

Выступает 1 человек.

Выступает 1 человек.

Выступает 1 человек.

Много произведений о

маме.

3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач

урока.

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную

деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

-Продолжить урок я хочу строками хорошо

известного стихотворения Нины Саксонской:

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме…

-А что значит «толковать»?

-В словосочетании «потолковать о маме»

замените слово «потолкуем» на синонимы.

Участвуют в диалоге с

учителем,

Поговорим о маме.

(Поговорим,

побеседуем, что-то

поймем о маме).

Предметные

УУД:

- умение

отвечать на

вопросы по

содержанию

текста

Коммуникативн

ые УУД

- О маме, сложено немало стихов, песен,

написано множество рассказов, повестей,

романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с

рассказом Василия Александровича

Сухомлинского «Крылья матери» и

продолжим учиться работать с текстом.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение, и

вы скажите, верны ли ваши предположения по

поводу содержания.

Чтение учителем первой части текста.

- умение

слушать и

вступать в

диалог;

-умения

сотрудничать с

учителем и

сверстниками

Познавательные

УУД:

- умение найти

и выделить

необходимую

информацию;

- умение

оценить

результат

деятельности;

- умение

адекватно

передавать

содержание

текста

4.

Проверка первичного восприятия текста.

Дидактическая задача:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение

учащимися содержания художественного произведения.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Учитель проверяет степень соответствия

поставленной цели и результатов

деятельности учащихся через фронтальную

беседу для определения уровня осмысления

содержания услышанного текста.

- Понравился ли вам отрывок из произведения

В.А. Сухомлинского?

- Кто из вас более точно предположил то, о

чем будет рассказано в произведении?

- Какое настроение вызывает этот отрывок?

Почему? Какие слова текста передают ваше

настроение?

- Хочется ли вам самим выразительно

продолжить читать его?

Учащиеся участвуют в

диалоге, рассказывают о

своих впечатлениях.

Личностные

УУД:

- умение

оценивать

поступки

людей;

Коммуникатив

ные УУД:

- умение

вступать в

диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем;

Познавательн

ые УУД:

- Умение

определять

жанр

произведения

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача:

Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Учитель организует смену деятельности

детей, через проведение динамической паузы.

- Молодцы, ребята! Вы внимательные

слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом

прочитаем продолжение интересного рассказа

вслух и выполним задания. Ребята из

музыкальной группы подготовили песню о

маме.

Ребята выполняют

физические упражнения

для снятия напряжения.

Регулятивные

УУД:

- умения

действовать по

внутреннему

плану

6.

Первичное восприятие произведения (продолжение), анализ содержа-

ния, выборочное чтение.

Дидактическая задача:

организовать работу по адекватному осмыслению содер-

жания и основной мысли текста и делению его на логические части

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

-Как вы думаете, что произошло дальше с

утятами и их мамой? Обсудите в группах.

Высказывание мнений.

Учитель организует чтение текста вслух,

следит за интонацией, постановкой ударения в

словах, проводит проверку усвоения

содержания и идейного замысла текста через

постановку вопросов, выборочное чтение,

выполнение заданий для обобщения

высказываний учащихся об основной мысли

текста.

Третью часть читает учитель.

- Так ли развивалось событие рассказа, как вы

предположили?

-Почему гусята оказались на лугу?

-Каким бы был мир гусят, если бы мама-

гусыня не выводила их в этот мир?

-Каким увидели гусята новый мир?

Дети читают текст,

следят за чтением

товарищей, участвуют в

диалоге по содержанию

прочитанного,

выполняют задания по

поиску информации в

тексте, читают отрывки

из текста, сравнивают и

объясняют смысл

пословиц

Познаватель-

ные УУД:

- умение пра-

вильно и чётко

построить ответ

на вопрос

- умение сво-

бодно выражать

своё мнение

-умение слу-

шать и следить,

воспринимать

текст на слух

-умение осо-

знанно строить

речевое выска-

зывание в уст-

ной форме

- умение ориен-

тироваться в

тексте

-умение прово-

дить анализ

-Какие чувства испытывали гусята в новом

мире?

-Найдите в тексте, почему гусята забыли о

маме?

-Как мама стала созывать гусят? Прочитайте.

Почему автор использовал слово

«тревожным»?

-Почему гусята вспомнили о маме? Как об

этом сказал автор?

-Как изменились чувства гусят, когда они

оказались под крылом у мамы? Прочитайте.

-Как изменился мир на лугу во время дождя?

-Найдите и прочитайте, что сказал автор о

крыльях матери. Как вы понимаете эти слова?

-Почему гусята чувствовали себя безопасно

под крылом у мамы во время дождя?

-Что бы случилось с гусятами, если бы мама

не прикрыла их крыльями?

-Как изменились крылья гусыни после дождя?

Прочитайте.

-Кто это заметил?

-Просили и требовали – в чем разница?

-Почему мать не сказала о своей боли?

-Почему мать, несмотря на боль, была

счастлива?

-Как вы думаете, защищать своего ребенка в

трудную минуту может только мама-гусыня?

- Так скажите, почему В.А.Сухомлинский

назвал свое произведение «Крылья матери»?

- Ребята 5 команды нашли пословицы к

нашему уроку. Найдите пословицу, которая

выражает главную мысль рассказа:

1 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не

погибает.

2 Нет милее дружка, чем родная матушка

3 Птица радуется весне, а младенец матери.

4 При солнышке тепло, при матери – добро.

5 Сердце матери лучше солнца греет.

6 Дитя хоть криво, да отцу - матери мило.

7 Одна у человека родная мать, одна у него и

Родина.

8 Мать кормит детей, как земля людей.

9 Всякой матери свое дитя мило.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой

2?

- Вы правильно справились с заданием.

объектов с це-

лью выделения

существенных

признаков

Коммуника-

тивные УУД:

-умение нала-

живать продук-

тивное сотруд-

ничество и взаи-

модействие со

сверстниками

7.

Домашнее задание.

Дидактическая задача: организовать обсуждение и запись домашнего за-

дания

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Мы прослушали текст, прочитали рассказ

вслух. Выберите задание к следующему уроку

внеклассного чтения по желанию:

рассказать биографию В. А. Сухомлинского

оформить выставку книг Сухомлинского

оформить фотовыставку о Сухомлинском

найти и прочитать произведения

Сухомлинского, рассказать о них

нарисовать рисунки к рассказу «Крылья

матери»

Дети распределяются по

парам и выбирают

задание на дом,

записывают его в

дневник

Регулятивные

УУД:

- умение

выстраивать

планы на

перспективу

Коммуникативн

ые УУД:

-умения

межличностног

о общения,

совместной

деятельности

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Дидактическая задача

: организовать анализ и оценивание учебной деятельности

на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Учитель проводит фронтальную беседу для

проверки выполнения задач данного урока,

проверки уровня усвоения содержания

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел

год. Какими стали гусята?

-С какой целью Василий Алексеевич написал

рассказ «Крылья матери»? Выберите правиль-

ное высказывание на доске, подтверждающее

главную мысль рассказа.

(слайд 17)

1. Рассказать о поведении гусыни и гусят во

время дождя.

2. Описать крылья гусыни.

3. Показать, что нужно ценить, любить свою

маму.

- Чему же научил нас рассказ Сухомлинского?

- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что

вы ребята, теперь еще внимательнее и забот-

ливее будете относиться к своей маме.

Итог нашего урока. Продолжите фразу:

Ребята участвуют в диа-

логе по подведению

итогов урока, высказы-

вают свое отношение к

содержанию урока,

дают самооценку своей

деятельности в течение

всего урока.

Личностные

УУД:

-умения, связан-

ные с развитием

самооценки;

-умение выбрать

ориентир в сфе-

ре нравственно-

этических отно-

шений;

Коммуника-

тивные УУД:

- умения учиты-

вать разные

мнения;

- умения аргу-

ментировать

свои мысли, де-

лать выводы и

обобщения;

1. Я научился…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Больше всего мне понравилось…

5. Я понял, что…

Домашнее

задание

Выразительное

чтение

Беседа по

прочитанному

Пословицы

Итог

урока

Оценка

за урок



В раздел образования