Напоминание

"Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС начального общего образования".


Автор: Васильева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ №8
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: учебно-методческий материал
Тема: "Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС начального общего образования".
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение детей с ОВЗ в

условиях введения ФГОС

общего образования:

вызовы и риски

Васильева Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов

МАОУСОШ №8 г.Старая Русса

Новгородской области

Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа»

(04.02. 2010 г. Пр.-271)

«Новая школа - это школа для всех.

В

любой

школе

будет

обеспечиваться

у с п е ш н а я

с о ц и а л и з а ц и я

д е т е й

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей-инвалидов,

детей,

оставшихся

без

попечения родителей, находящихся в трудной

жизненной ситуации».

Приоритетные направления

модернизации

1.

Совершенствование нормативно-правовой базы, в

целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности

посещать специальные или обычные

образовательные учреждения.

2.

Создание условий для получения

детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в

образовательных учреждениях, находящихся в

«шаговой доступности» от места их проживания.

Особые образовательные потребности

1.

Современные научные представления

позволяют выделить общие для разных

категорий детей с нарушениями

психофизического развития (ограниченными

возможностями здоровья) особые

образовательные потребности.

2.

Особые образовательные потребности могут

испытывать как дети с ОВЗ, так и дети, не

имеющие ОВЗ. В последнем случае особые

образовательные потребности могут быть

обусловлены социокультурными факторами.

(Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009)

Переход на новые образовательные

стандарты

начальная школа перешла на новые

образовательные стандарты с 1 сентября 2011 г.

по какому стандарту должны учиться «дети

инклюзии»?

какова квалификация организаторов

инклюзии?

по каким учебникам учат «детей инклюзии»?

Утвержден Минобрнауки РФ 19.12.14г. № 1598

Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.15г. № 35847

Федеральный

государственный

образовательный стандарт

начального образования

детей с ограниченными

возможностями здоровья

Проблемы

Не все дети с ОВЗ охвачены образованием;

Дети с минимальными нарушениями развития,

как правило, поступают в массовую школу,

в большинстве случаев не получая там

необходимой

специальной

поддержки.

Они

также

не

могут

реализовать

право

на

адекватное их возможностям и потребностям

образование.

Смысл ФГОС для детей с ОВЗ

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ

реализацию права на образование,

соответствующего его потребностям и

возможностям, в не зависимости от:

степени тяжести нарушения психического

развития,

способности к освоению цензового уровня

образования,

вида учебного заведения,

региона проживания.

Специфика

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

В нее входят дети с разными нарушениями развития:

слуха

зрения

речи

опорно-двигательного аппарата

задержкой психического развития

умственной отсталостью

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы, включая ранний детский аутизм

множественными нарушениями развития

Диапазон различий в развитии детей

с ОВЗ чрезвычайно велик

от

практически

нормально

развивающихся,

н о

испытывающих

временные

и

относительно

легко

устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым

поражением центральной нервной системы;

от ребенка, способного при специальной поддержке на

равных обучаться вместе с нормально развивающимися

сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования.

Столь принципиальные различия наблюдаются не

только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой

входящей в нее категории детей.

Потребность в дифференцированном

ФГОС для детей с ОВЗ

Из-за неоднородности состава учащихся

требуется

д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы й

стандарт для каждой категории детей с

ОВЗ

-

разработка

вариантов,

н а

практике

обеспечивающих

охват

всех

детей

образованием,

соответствующим

их возможностям и потребностям

Изменение состава детей с ОВЗ

требует дифференциации уровней

образования

СФГОС - инструмент дифференциации

уровней образования детей с ОВЗ,

обучающихся в специальных (коррекционных)

школах и гарантий специальной помощи детям,

интегрированным в общеобразовательную среду

Функции СФГОС

максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием,

отвечающим их возможностям и потребностям;

дать

ребенку

возможность

реализовать

на

практике

Конституционное

право

на

школьное

образование,

вне

зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей

освоения

цензового

уровня,

типа

учреждения,

где

он

получает образование;

гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными

детьми

и

особых

образовательных

потребностей,

создать

оптимальные

условия

реализации

его

реабилитационного

потенциала;

обеспечить

на

практике

возможность

выбора

стандарта

образования,

адекватного

возможностям

р еб енк а,

отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов,

сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при

выборе того или иного варианта стандарта

Предмет стандартизации –

требования

к:

результатам

структуре

условиям

конечному уровню образования

(цензовый, нецензовый, индивидуальный)

Компоненты

:

«академический» и

«жизненной компетенции»

Шесть традиционных областей образования, но

их содержание выстраивается в новой логике.

Каждая

область

образования

включает

два

взаимодополняющих

к о м п о н е н т а

-

«академический» и «жизненной компетенции».

Специальная работа по

формированию «жизненной

компетенции»

1.

Развитие

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях и ограничениях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении,

способности

вступать

в

к о м м у н и к а ц и ю

с о

в з р о с л ы м и

п о

в о п р о с а м

медицинского сопровождения и созданию специальных

условий для пребывания в школе, своих нуждах и

правах в организации обучения

2.

Овладение

социально-бытовыми

у м е н и я м и ,

используемыми в повседневной жизни

3.

Овладение навыками коммуникации

4.

Дифференциация

и

осмысление

картины

мира,

ее

временно-пространственной организации

5.

Осмысление своего социального окружения и освоению

соответствующих

возрасту

системы

ценностей

и

социальных ролей

4 варианта ФГОС начального

образования детей с ОВЗ

Четыре

варианта

стандарта

-

системные

характеристики

требований

к

у ров н ю

конечного результата начального школьного

образования,

структуре

образовательной

программы, условиям получения образования

в

очерченном

диапазоне

образовательных

потребностей и возможностей детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Варианты СФГОС

Глухие дети

1

2

3

4

Слабослышащие дети

1

2

3

-

Слепые дети

1

2

3

4

Слабовидящие

1

2

3

-

Дети с речевыми нарушениями

1

2

3

-

Дети с двигательными нарушениями

1

2

3

4

Дети с ЗПР

1

2

3

-

Умственно отсталые дети

3

4

Дети с расстройствами аутистического спектра

1

2

3

4

Специфика

уровень психического

развития пришедшего в школу

ребенка с ОВЗ зависит

не только от медицинского диагноза,

но и от качества предшествующего

обучения и воспитания

Устойчивые тенденции в изменении

состава детей с ОВЗ

растет число детей с тяжелыми комплексными

нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ)

благодаря

успешному

внедрению

научных

достижений

в

сфере

ранней

и

дошкольной

помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-и годам

д о с т и г а ю т

б л и з ко г о

к

н о р м е

у р о в н я

психического

развития,

ранее

это

считалось

исключительным достижением

Функции СФГОС

обеспечить

на

всей

территории

РФ

сопоставимое

качество образования детей с ОВЗ;

эволюционно перейти от двух параллельных к единой

системе

образования,

обеспечив

м е х а н и з м

взаимодействия общего и специального образования и

сделав регулируемым процесс совместного обучения

нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

обеспечить

детям

с

ОВЗ

равную

с

д р у г и м и

сверстниками

возможность

б е с п р е п я т с т в е н н о

переходить

из

одного

типа

образов ательного

учреждения в другое;

создать

условия

и

стимулировать

модернизацию

специального

образования

в

его

с т р у к т у р н о -

функциональном, содержательном и технологическом

аспектах.

СФГОС: вариант I

Ребенок

получает

цензовое

образование,

сопоставимое

по

уровню

с

образованием

его

здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те

же календарные сроки.

В случае необходимости среда и рабочее место

ребенка должны быть специально организованы в

соответствии

с

особенностями

ограничений

его

здоровья.

Обязательна

систематическая

специальная

психолого-педагогическая

поддержка

д л я

реализации

особых

образовательных

потребностей, целенаправленного формирования

полноценной жизненной компетенции.

Ребенок с ОВЗ в обычной школе

СФГОС – вариант I

Устанавливаются обязательные направления

коррекционной

помощи

и

соответствующие

им специальные требования к результатам

обучающихся

всех

категорий

с

О В З ,

освоивших

основную

образовательную

программу начального общего образования

СФГОС: вариант II

Ребенок

получает

цензовое

образование,

находясь

в

среде

сверстников

со

сходными

проблемами развития, в

более

пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.

Обязательна организация специального обучения и воспитания для

реализации

как

общих,

так

и

особых

образовательных

потребностей.

В

структуре

образования

расширяется

компонент

жизненной

компетенции.

Среда

и

рабочее

место

организуются

в

соответствии

с

особенностями

развития

категории

детей

и

дополнительно

приспосабливаются к конкретному ученику.

В

связи

с

неизбежной

вынужденной

упрощенностью

среды

специального

обучения

и

воспитания,

м а к с и м а л ь н о

приспособленной

к

особому

ребенку

и

ограничивающей

его

взаимодействие

со

здоровыми

сверстниками,

требуется

специальная

работа

по

расширению

жизненного

опыта

и

повседневных социальных контактов ребенка.

СФГОС: вариант III

Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде

сверстников со сходными проблемами развития, в более

пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.

Обязательно

специальное

обучение

и

воспитание

для

реализации

как

общих,

так

и

особых

образовательных

потребностей.

В

структуре

образования

«академический»

компонент

редуцирован

за

счет

расширения

компонента

«жизненной

компетенции».

В

связи

с

неизбежной

вынужденной

упрощенностью

среды

обучения

и

воспитания,

максимально

приспособленной

к

дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со

здоровыми

сверстниками,

требуется

специальная

работа

по

расширению

жизненного

опыта

и

социальных

контактов

ребенка в доступных для него пределах.

СФГОС: вариант IV

Уровень образования определяется индивидуальными возможностями

ребенка

При

значительной

редукции

«академического»

компонента

максимально

расширяется

компонент

«жизненной

компетенции».

Обязательной

и

единственно

возможной

является

индивидуальная

образовательная программа.

Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями

развития,

при

этом

их

проблемы

не

обязательно

должны

быть

однотипны.

Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями

развития конкретного ребенка.

Обязательной является специальная организация всей жизни

ребенка

для

реализации

его

особых

образовательных

потребностей в условиях дома и школы.

Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную

предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально

дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного

опыта и повседневных социальных контактов.

Варианты СФГОС, предусмотренные для

разных категорий детей с ОВЗ:

Глухие дети – I, II, III, IV

Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии

других нарушений)

Слепые дети – I, II, III, IV

Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других

нарушений)

Дети с речевыми нарушениями – I, II, III

Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV

Дети с ЗПР - I, II, III

Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование

исключается)

Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

Области ОБРАЗОВАНИЯ:

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ

ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:

1.

Язык – речевая практика

2.

М а т е м а т и к а

п р а к т и к а

п р и м е н е н и я

математических знаний

3.

Естествознание

практика

взаимодействия

с

окружающим миром

4.

Знания

о

человеке

практика

личного

взаимодействия с людьми

5.

Обществознание – практика жизни в социуме

6.

Знание об искусствах – практика творчества

Язык и речевая практика

(пример)

Овладение

грамотой,

основными

речевыми

формами и правилами их применения

Развитие устной и письменной коммуникации,

способности к осмысленному чтению и письму.

Овладение способностью пользоваться устной

и

п и с ь м е н н о й

р е ч ь ю

д л я

р е ш е н и я

соответствующих возрасту житейских задач

Развитие вкуса

и способности к словесному

творчеству

на

уровне,

соответствующем

возрасту и развитию ребенка

ikprao

Адрес Института коррекционной

педагогики РАО:

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8,

корп. 1

Тел. 8(499) 245-04-52

Учебно-методические пособия,

разработанные на базе ИТ

Публикации, раскрывающие

содержание СФГОС детей с ОВЗ

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

Единая концепция специального федерального государственного

стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья:

основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной

социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития. — 2009. — №6.

Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? //

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.

Никольская О.С. Специальный федеральный государственный

образовательный стандарт для детей нарушениями развития

аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1.

Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для

детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем //

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.



В раздел образования