Автор: Васильева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ №8
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: учебно-методческий материал
Тема: "Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС начального общего образования".
Раздел: начальное образование
Обучение детей с ОВЗ в
условиях введения ФГОС
общего образования:
вызовы и риски
Васильева Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУСОШ №8 г.Старая Русса
Новгородской области
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
(04.02. 2010 г. Пр.-271)
«Новая школа - это школа для всех.
В
любой
школе
будет
обеспечиваться
у с п е ш н а я
с о ц и а л и з а ц и я
д е т е й
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-инвалидов,
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, находящихся в трудной
жизненной ситуации».
Приоритетные направления
модернизации
1.
Совершенствование нормативно-правовой базы, в
целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности
посещать специальные или обычные
образовательные учреждения.
2.
Создание условий для получения
детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в
образовательных учреждениях, находящихся в
«шаговой доступности» от места их проживания.
Особые образовательные потребности
1.
Современные научные представления
позволяют выделить общие для разных
категорий детей с нарушениями
психофизического развития (ограниченными
возможностями здоровья) особые
образовательные потребности.
2.
Особые образовательные потребности могут
испытывать как дети с ОВЗ, так и дети, не
имеющие ОВЗ. В последнем случае особые
образовательные потребности могут быть
обусловлены социокультурными факторами.
(Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009)
Переход на новые образовательные
стандарты
начальная школа перешла на новые
образовательные стандарты с 1 сентября 2011 г.
•
по какому стандарту должны учиться «дети
инклюзии»?
•
какова квалификация организаторов
инклюзии?
•
по каким учебникам учат «детей инклюзии»?
Утвержден Минобрнауки РФ 19.12.14г. № 1598
Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.15г. № 35847
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
начального образования
детей с ограниченными
возможностями здоровья
Проблемы
Не все дети с ОВЗ охвачены образованием;
Дети с минимальными нарушениями развития,
как правило, поступают в массовую школу,
в большинстве случаев не получая там
необходимой
специальной
поддержки.
Они
также
не
могут
реализовать
право
на
адекватное их возможностям и потребностям
образование.
Смысл ФГОС для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ
реализацию права на образование,
соответствующего его потребностям и
возможностям, в не зависимости от:
степени тяжести нарушения психического
развития,
способности к освоению цензового уровня
образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
Специфика
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
В нее входят дети с разными нарушениями развития:
слуха
зрения
речи
опорно-двигательного аппарата
задержкой психического развития
умственной отсталостью
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой
сферы, включая ранний детский аутизм
множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей
с ОВЗ чрезвычайно велик
от
практически
нормально
развивающихся,
н о
испытывающих
временные
и
относительно
легко
устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы;
от ребенка, способного при специальной поддержке на
равных обучаться вместе с нормально развивающимися
сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к
их возможностям индивидуальной программе образования.
Столь принципиальные различия наблюдаются не
только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой
входящей в нее категории детей.
Потребность в дифференцированном
ФГОС для детей с ОВЗ
Из-за неоднородности состава учащихся
требуется
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы й
стандарт для каждой категории детей с
ОВЗ
-
разработка
вариантов,
н а
практике
обеспечивающих
охват
всех
детей
образованием,
соответствующим
их возможностям и потребностям
Изменение состава детей с ОВЗ
требует дифференциации уровней
образования
СФГОС - инструмент дифференциации
уровней образования детей с ОВЗ,
обучающихся в специальных (коррекционных)
школах и гарантий специальной помощи детям,
интегрированным в общеобразовательную среду
Функции СФГОС
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием,
отвечающим их возможностям и потребностям;
дать
ребенку
возможность
реализовать
на
практике
Конституционное
право
на
школьное
образование,
вне
зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей
освоения
цензового
уровня,
типа
учреждения,
где
он
получает образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными
детьми
и
особых
образовательных
потребностей,
создать
оптимальные
условия
реализации
его
реабилитационного
потенциала;
обеспечить
на
практике
возможность
выбора
стандарта
образования,
адекватного
возможностям
р еб енк а,
отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов,
сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при
выборе того или иного варианта стандарта
Предмет стандартизации –
требования
к:
результатам
структуре
условиям
конечному уровню образования
(цензовый, нецензовый, индивидуальный)
Компоненты
:
«академический» и
«жизненной компетенции»
Шесть традиционных областей образования, но
их содержание выстраивается в новой логике.
Каждая
область
образования
включает
два
взаимодополняющих
к о м п о н е н т а
-
«академический» и «жизненной компетенции».
Специальная работа по
формированию «жизненной
компетенции»
1.
Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении,
способности
вступать
в
к о м м у н и к а ц и ю
с о
в з р о с л ы м и
п о
в о п р о с а м
медицинского сопровождения и созданию специальных
условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения
2.
Овладение
социально-бытовыми
у м е н и я м и ,
используемыми в повседневной жизни
3.
Овладение навыками коммуникации
4.
Дифференциация
и
осмысление
картины
мира,
ее
временно-пространственной организации
5.
Осмысление своего социального окружения и освоению
соответствующих
возрасту
системы
ценностей
и
социальных ролей
4 варианта ФГОС начального
образования детей с ОВЗ
Четыре
варианта
стандарта
-
системные
характеристики
требований
к
у ров н ю
конечного результата начального школьного
образования,
структуре
образовательной
программы, условиям получения образования
в
очерченном
диапазоне
образовательных
потребностей и возможностей детей с ОВЗ
Категория детей с ОВЗ
Варианты СФГОС
Глухие дети
1
2
3
4
Слабослышащие дети
1
2
3
-
Слепые дети
1
2
3
4
Слабовидящие
1
2
3
-
Дети с речевыми нарушениями
1
2
3
-
Дети с двигательными нарушениями
1
2
3
4
Дети с ЗПР
1
2
3
-
Умственно отсталые дети
3
4
Дети с расстройствами аутистического спектра
1
2
3
4
Специфика
уровень психического
развития пришедшего в школу
ребенка с ОВЗ зависит
не только от медицинского диагноза,
но и от качества предшествующего
обучения и воспитания
Устойчивые тенденции в изменении
состава детей с ОВЗ
растет число детей с тяжелыми комплексными
нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ)
благодаря
успешному
внедрению
научных
достижений
в
сфере
ранней
и
дошкольной
помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-и годам
д о с т и г а ю т
б л и з ко г о
к
н о р м е
у р о в н я
психического
развития,
ранее
это
считалось
исключительным достижением
Функции СФГОС
обеспечить
на
всей
территории
РФ
сопоставимое
качество образования детей с ОВЗ;
эволюционно перейти от двух параллельных к единой
системе
образования,
обеспечив
м е х а н и з м
взаимодействия общего и специального образования и
сделав регулируемым процесс совместного обучения
нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
обеспечить
детям
с
ОВЗ
равную
с
д р у г и м и
сверстниками
возможность
б е с п р е п я т с т в е н н о
переходить
из
одного
типа
образов ательного
учреждения в другое;
создать
условия
и
стимулировать
модернизацию
специального
образования
в
его
с т р у к т у р н о -
функциональном, содержательном и технологическом
аспектах.
СФГОС: вариант I
Ребенок
получает
цензовое
образование,
сопоставимое
по
уровню
с
образованием
его
здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те
же календарные сроки.
В случае необходимости среда и рабочее место
ребенка должны быть специально организованы в
соответствии
с
особенностями
ограничений
его
здоровья.
Обязательна
систематическая
специальная
психолого-педагогическая
поддержка
д л я
реализации
особых
образовательных
потребностей, целенаправленного формирования
полноценной жизненной компетенции.
Ребенок с ОВЗ в обычной школе
СФГОС – вариант I
Устанавливаются обязательные направления
коррекционной
помощи
и
соответствующие
им специальные требования к результатам
обучающихся
всех
категорий
с
О В З ,
освоивших
основную
образовательную
программу начального общего образования
СФГОС: вариант II
Ребенок
получает
цензовое
образование,
находясь
в
среде
сверстников
со
сходными
проблемами развития, в
более
пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательна организация специального обучения и воспитания для
реализации
как
общих,
так
и
особых
образовательных
потребностей.
В
структуре
образования
расширяется
компонент
жизненной
компетенции.
Среда
и
рабочее
место
организуются
в
соответствии
с
особенностями
развития
категории
детей
и
дополнительно
приспосабливаются к конкретному ученику.
В
связи
с
неизбежной
вынужденной
упрощенностью
среды
специального
обучения
и
воспитания,
м а к с и м а л ь н о
приспособленной
к
особому
ребенку
и
ограничивающей
его
взаимодействие
со
здоровыми
сверстниками,
требуется
специальная
работа
по
расширению
жизненного
опыта
и
повседневных социальных контактов ребенка.
СФГОС: вариант III
Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде
сверстников со сходными проблемами развития, в более
пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательно
специальное
обучение
и
воспитание
для
реализации
как
общих,
так
и
особых
образовательных
потребностей.
В
структуре
образования
«академический»
компонент
редуцирован
за
счет
расширения
компонента
«жизненной
компетенции».
В
связи
с
неизбежной
вынужденной
упрощенностью
среды
обучения
и
воспитания,
максимально
приспособленной
к
дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со
здоровыми
сверстниками,
требуется
специальная
работа
по
расширению
жизненного
опыта
и
социальных
контактов
ребенка в доступных для него пределах.
СФГОС: вариант IV
Уровень образования определяется индивидуальными возможностями
ребенка
При
значительной
редукции
«академического»
компонента
максимально
расширяется
компонент
«жизненной
компетенции».
Обязательной
и
единственно
возможной
является
индивидуальная
образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями
развития,
при
этом
их
проблемы
не
обязательно
должны
быть
однотипны.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями
развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни
ребенка
для
реализации
его
особых
образовательных
потребностей в условиях дома и школы.
Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную
предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально
дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Варианты СФГОС, предусмотренные для
разных категорий детей с ОВЗ:
Глухие дети – I, II, III, IV
Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии
других нарушений)
Слепые дети – I, II, III, IV
Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других
нарушений)
Дети с речевыми нарушениями – I, II, III
Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV
Дети с ЗПР - I, II, III
Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование
исключается)
Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV
Области ОБРАЗОВАНИЯ:
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ
ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
1.
Язык – речевая практика
2.
М а т е м а т и к а
–
п р а к т и к а
п р и м е н е н и я
математических знаний
3.
Естествознание
–
практика
взаимодействия
с
окружающим миром
4.
Знания
о
человеке
–
практика
личного
взаимодействия с людьми
5.
Обществознание – практика жизни в социуме
6.
Знание об искусствах – практика творчества
Язык и речевая практика
(пример)
Овладение
грамотой,
основными
речевыми
формами и правилами их применения
Развитие устной и письменной коммуникации,
способности к осмысленному чтению и письму.
Овладение способностью пользоваться устной
и
п и с ь м е н н о й
р е ч ь ю
д л я
р е ш е н и я
соответствующих возрасту житейских задач
Развитие вкуса
и способности к словесному
творчеству
на
уровне,
соответствующем
возрасту и развитию ребенка
ikprao
Адрес Института коррекционной
педагогики РАО:
119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8,
корп. 1
Тел. 8(499) 245-04-52
Учебно-методические пособия,
разработанные на базе ИТ
Публикации, раскрывающие
содержание СФГОС детей с ОВЗ
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Единая концепция специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья:
основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной
социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. — 2009. — №6.
Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.
Никольская О.С. Специальный федеральный государственный
образовательный стандарт для детей нарушениями развития
аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1.
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для
детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.