Автор: Чеченева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 9"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Звук [ш], буквы Ш, ш
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте
Учитель начальных классов Чеченева Л. В.
Тема урока: Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].
Цель урока: Познакомить учащихся с буквами Ш, ш и звуком, который она
обозначает.
Задачи урока:
формировать умение выделять и характеризовать звук [ш];
учить узнавать букву, обозначающую согласный звук [ш];
формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание,
мышление;
развивать познавательный интерес учащихся;
расширять коммуникативные способности детей.
Обучение УУД: учить ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения;
развивать умение работать в паре; осуществлять самоконтроль.
Пропедевтика: полный фонетический анализ слова.
Оборудование: презентация; схемы звуков, конверты с буквами, картинки с буквой
Ш.
Ход урока
I. Организационный момент.
Раз, два, три, звенит звонок!
Начинается урок!
II. Включение в учебную деятельность.
- Для чего мы с вами изучаем буквы?
- Кому из вас хочется хорошо научиться читать, чтобы прочитать много интересных
книг и о многом узнать?
III. Актуализация знаний.
- Сегодня мы опять отправляемся на экскурсию в Город букв. Помогите мне в нем
не заблудиться. Расскажите, какие в этом городе есть районы и какие существуют
улицы. Кто живет на этих улицах?
IV. Постановка целей и определение темы урока.
- Посмотрите внимательно, а ведь в Городе букв опять новоселье. Появился новый
домик. В каком районе, на какой улице?
- Чтобы быстрее догадаться, что за буква справляет новоселье, послушайте
небольшой рассказ и подумайте, какой звук обращает на себя внимание. (слайд 1)
Как Мыша шалил.
Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-
нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы,
штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.
- Мыша! Где мои вещи? – грозно спрашивает папа.
- Я их скушал… Нечаянно…
- Как скушал? Шалопай!
- Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году тоже в шутку съел?
- Правильно, это звук [ш].
- Какая же у нас сегодня тема урока? (слайд 2)
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство со звуком [ш].
- Кто был главный герой рассказа?
- Как его звали?
- Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
- Какой новый звук вы услышали? Произнесите его еще раз.
- Дайте ему характеристику (согласный, глухой, твердый).
- Есть ли у него пара. Попробуйте придумать парный звук по твердости и мягкости.
- Звук [ш] один. Ему нет пары.
2.Физкультминутка.
- Вставайте, если услышите новый звук в словах: шум, песня, шорох, чашка,
пижама, машина, кресло, мышонок, поросенок,
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Этот звук обозначается буквой Ш. На что она похожа? (слайд 3)
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
- Посмотрите, как она пишется.
- Сейчас я вам раздам картинки, а вы постарайтесь удивить нашу новую жительницу,
и заполните платочек у буквы Ш печатными буквами.
Буква Ш купила шелк.
В шелке буква знает толк.
Шьет из шелка шорты, юбки,
Шапки, шали, даже шубки.
- А я поселю новую букву в домик.
- А теперь отложите их в сторону, возьмите конверты и найдите новую букву.
Почему она одна? Почему синего цвета?
- Составьте слоги и дополните их до слов (работа в парах):
ша – шапка, шарф, Саша…
шу – шум, шуруп, шуба…
шо – шорох, мышонок, хорошо…
- А теперь составьте слог ши. Какие буквы вы взяли для этого? Почему-то некоторые
ребята взяли букву И, а некоторые букву Ы.
- Поясните выбор буквы. ( звук [ш] всегда твердый. После твердых согласных
пишутся буквы А, О, У, Ы).
- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?
(Буквы Я, Е, И показывают, что согласный перед ними мягкий.)
- Я сегодня раскрою вам секрет. Когда-то наша новая буква Ш обозначала мягкий
звук, поэтому после него писали в соответствии с произношением букву И.
Сейчас же буква Ш обозначает твердый звук, но по старой традиции после нее
пишут букву И.
-Посмотрите на доску: перед вами правило, которое вы должны запомнить. (слайд 4)
- Теперь составьте слог ши правильно. Дополните его до слова ( шина, машина,
малыши…).
- Уберите буквы в конверты.
VII. Физкультминутка для глаз. (слайды 5 – 8)
VIII. Развитие речевого аппарата.
1) Разминка органов речи.
Постукивание по лбу кончиками пальцев с одновременным произнесением –
гм.
Постукивание по крыльям носа – зм.
Постукивание над верхней губой – в.
Постукивание под нижней губой – з.
Постукивание кулаком по груди – ж.
Сложить губы «трубочкой», двигать из стороны в сторону, а потом по часовой
и против часовой стрелки.
2) Работа со чистоговорками. (слайд 9)
- Ши-ши-ши – мы теперь не малыши.
- Шу-шу-шу – я в тетради напишу.
-Шо-шо-шо – будет очень хорошо
3) Работа со скороговоркой. (слайд 10)
Шапка да шубка –
Вот и наш Мишутка.
- Сколько букв Ш в этой скороговорке?
-
Расскажите ее в парах.
IX. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:
- Куда пошли дети? Что они там увидели?
- Понравилось ли им в лесу?
- Подумайте, как их могли звать? Обязательное условие: в словах должен быть звук
[ш].
X. Подведение итогов.
- С какой новой буквой мы познакомились на уроке?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте ему характеристику.
XI. Рефлексия. (слайд 11)
- Давайте мы тоже окажемся в лесу. Какие слова здесь спрятались?
- Поднимите руку, кому на уроке было интересно, скучно, легко, трудно.
- Вы молодцы! Вы очень хорошо занимались и буква Ш приготовила вам подарок.
(слайд 13)
Урок окончен.