Напоминание

Звук [ш], буквы Ш, ш


Автор: Чеченева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 9"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Звук [ш], буквы Ш, ш
Раздел: начальное образование





Назад




Урок обучения грамоте

Учитель начальных классов Чеченева Л. В.

Тема урока: Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].

Цель урока: Познакомить учащихся с буквами Ш, ш и звуком, который она

обозначает.

Задачи урока:

формировать умение выделять и характеризовать звук [ш];

учить узнавать букву, обозначающую согласный звук [ш];

формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;

развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание,

мышление;

развивать познавательный интерес учащихся;

расширять коммуникативные способности детей.

Обучение УУД: учить ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения;

развивать умение работать в паре; осуществлять самоконтроль.

Пропедевтика: полный фонетический анализ слова.

Оборудование: презентация; схемы звуков, конверты с буквами, картинки с буквой

Ш.

Ход урока

I. Организационный момент.

Раз, два, три, звенит звонок!

Начинается урок!

II. Включение в учебную деятельность.

- Для чего мы с вами изучаем буквы?

- Кому из вас хочется хорошо научиться читать, чтобы прочитать много интересных

книг и о многом узнать?

III. Актуализация знаний.

- Сегодня мы опять отправляемся на экскурсию в Город букв. Помогите мне в нем

не заблудиться. Расскажите, какие в этом городе есть районы и какие существуют

улицы. Кто живет на этих улицах?

IV. Постановка целей и определение темы урока.

- Посмотрите внимательно, а ведь в Городе букв опять новоселье. Появился новый

домик. В каком районе, на какой улице?

- Чтобы быстрее догадаться, что за буква справляет новоселье, послушайте

небольшой рассказ и подумайте, какой звук обращает на себя внимание. (слайд 1)

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-

нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы,

штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

- Мыша! Где мои вещи? – грозно спрашивает папа.

- Я их скушал… Нечаянно…

- Как скушал? Шалопай!

- Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.

- А шапку в прошлом году тоже в шутку съел?

- Правильно, это звук [ш].

- Какая же у нас сегодня тема урока? (слайд 2)

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуком [ш].

- Кто был главный герой рассказа?

- Как его звали?

- Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

- Какой новый звук вы услышали? Произнесите его еще раз.

- Дайте ему характеристику (согласный, глухой, твердый).

- Есть ли у него пара. Попробуйте придумать парный звук по твердости и мягкости.

- Звук [ш] один. Ему нет пары.

2.Физкультминутка.

- Вставайте, если услышите новый звук в словах: шум, песня, шорох, чашка,

пижама, машина, кресло, мышонок, поросенок,

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Этот звук обозначается буквой Ш. На что она похожа? (слайд 3)

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

- Посмотрите, как она пишется.

- Сейчас я вам раздам картинки, а вы постарайтесь удивить нашу новую жительницу,

и заполните платочек у буквы Ш печатными буквами.

Буква Ш купила шелк.

В шелке буква знает толк.

Шьет из шелка шорты, юбки,

Шапки, шали, даже шубки.

- А я поселю новую букву в домик.

- А теперь отложите их в сторону, возьмите конверты и найдите новую букву.

Почему она одна? Почему синего цвета?

- Составьте слоги и дополните их до слов (работа в парах):

ша – шапка, шарф, Саша…

шу – шум, шуруп, шуба…

шо – шорох, мышонок, хорошо…

- А теперь составьте слог ши. Какие буквы вы взяли для этого? Почему-то некоторые

ребята взяли букву И, а некоторые букву Ы.

- Поясните выбор буквы. ( звук [ш] всегда твердый. После твердых согласных

пишутся буквы А, О, У, Ы).

- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?

(Буквы Я, Е, И показывают, что согласный перед ними мягкий.)

- Я сегодня раскрою вам секрет. Когда-то наша новая буква Ш обозначала мягкий

звук, поэтому после него писали в соответствии с произношением букву И.

Сейчас же буква Ш обозначает твердый звук, но по старой традиции после нее

пишут букву И.

-Посмотрите на доску: перед вами правило, которое вы должны запомнить. (слайд 4)

- Теперь составьте слог ши правильно. Дополните его до слова ( шина, машина,

малыши…).

- Уберите буквы в конверты.

VII. Физкультминутка для глаз. (слайды 5 – 8)

VIII. Развитие речевого аппарата.

1) Разминка органов речи.

Постукивание по лбу кончиками пальцев с одновременным произнесением –

гм.

Постукивание по крыльям носа – зм.

Постукивание над верхней губой – в.

Постукивание под нижней губой – з.

Постукивание кулаком по груди – ж.

Сложить губы «трубочкой», двигать из стороны в сторону, а потом по часовой

и против часовой стрелки.

2) Работа со чистоговорками. (слайд 9)

- Ши-ши-ши – мы теперь не малыши.

- Шу-шу-шу – я в тетради напишу.

-Шо-шо-шо – будет очень хорошо

3) Работа со скороговоркой. (слайд 10)

Шапка да шубка –

Вот и наш Мишутка.

- Сколько букв Ш в этой скороговорке?

-

Расскажите ее в парах.

IX. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

- Куда пошли дети? Что они там увидели?

- Понравилось ли им в лесу?

- Подумайте, как их могли звать? Обязательное условие: в словах должен быть звук

[ш].

X. Подведение итогов.

- С какой новой буквой мы познакомились на уроке?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Дайте ему характеристику.

XI. Рефлексия. (слайд 11)

- Давайте мы тоже окажемся в лесу. Какие слова здесь спрятались?

- Поднимите руку, кому на уроке было интересно, скучно, легко, трудно.

- Вы молодцы! Вы очень хорошо занимались и буква Ш приготовила вам подарок.

(слайд 13)

Урок окончен.



В раздел образования