Напоминание

"Что за листья?"


Автор: Бобовникова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №35 им.К.Воробьева"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе
Тема: "Что за листья?"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок окружающего мира

по теме: «Что за листья?», 1 класс

Учитель
: Бобовникова Е.В.
УМК
: «Школа России»
Цели и задачи:
познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся определять наиболее распространенные породы деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.
Оборудование:
кроссворд, фотографии цветов, аппликации из листьев ( сделанные обучающимися на уроке технологии); карточки с названиями осенних месяцев, фото-пейзаж осеннего леса ; у обучающихся – пакетики с листьями разных пород деревьев, цветные карандаши, бумажные разноцветные кленовые листья.
DVD
: фрагмент мультфильма «Времена года. Октябрь».
Звуковое сопровождение
: шум леса, классическая музыка в современной обработке.

Ход урока:

Структура занятия

Деятельность учителя

Характеристика

деятельности обучающихся

УУД
1.Организационный момент 2.Актуализация знаний. -Всем доброе утро! Урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу и гостям. Желаю вам хорошей работы и успешных ответов. Начинаем! - Вспомним прошлый урок. На какие 2 группы можно разделить известные вам растения? - Муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха принесли нам кроссворд и предлагают разгадать его. Попробуем? 1.Это растение похоже на зеленого ёжика (кактус). 2.А этот цветок называют звездой (астра). 3.Это растение цветет повсюду: на клумбе, в парках, на дачных участках и при этом является лекарственным (календула). 4.В народе его называют «щучий хвост» (сансевьера). 5.Название этого величавого цветка в переводе с латинского языка означает «меч» (гладиолус). 6.Это растение цветет в декабре, за что и получило в народе такое название Обучающиеся вспоминают тему прошлого урока. -Те, которые растут на клум- бе и те, которые растут на подоконнике. Познавательные УУД: владение операциями классификации,синтеза, обобщения материала. Обучающиеся могут структуировать информацию в нужной форме.
3.Самоопределение к деятельности. «декабрист» (зигокактус) 7.Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? (фиалка) - Назовите растения, которые растут на подоконнике… - Назовите растения, которые украшают наши сады, парки и улицы…. - Молодцы! Кроссворд разгадали. А кто может прочитать слово по вертикали в выделенном столбце? (красота) - Как вы думаете, почему именно это слово подобрали муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха? Учитель включает детей в открытие но- вых знаний. - Посмотрите, наш друг муравьишка еще что-то принес на урок. Что же это? Загадки! Попробуем отгадать? 1.Желто-красная одежка. Каждый кустик как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это… (клен) 2.Деревца в лесу стоят. Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой ..(осинки) Вывод. Обобщение: Цветы – это всегда красиво, ярко, торжественно. Мы ухаживаем за ними, бережем красоту, которую они нам дарят. Логические УУД: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: целеполагание,прогнози- рование,коррекция. Личностные УУД: обучающийся способен к волевому усилию, умеет адекватно реаги-ровать на трудности и не боится сделать ошибку.
ФИЗПАУЗА 3.Он в лесу, как витязь встанет. Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это … (дуб) 4.Белый низ, зеленый верх. В летней роще краше всех. На стволах полоски. Хороши … (березки)! 5.Падают с ветки золотые монетки (листья). -Почему листья названы золотыми монетками? - Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом? - Да, действительно, волшебница-осень раскрасила все вокруг. Посмотрите на фото осеннего леса! Мне даже захотелось озвучить их стихами. Помогайте! (И.Бунин «Лес, точно терем расписной.») - Кто был внимателен и может перечислить слова-отгадки? - Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? - Осенью листья очень красивые. Они ярко-желтые. Листья переливаются на солнце. Обучающиеся хором, стоя, проговаривают четверости- шие. Обучающиеся самостоятельно выводят тему урока ( будем говорить о листьях). Обучающиеся по учебнику знакомятся с темой урока и учебной задачей. Познавательные УУД: знаково-символические. Коммуникативные УУД: ребёнок умеет слышать и слушать, умеет всту-пать в диалог.
4.Работа по теме урока - Откройте учебник на стр.28. Прочтем тему урока… Прочтите учебную задачу… Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие новых знаний. - Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. Как вы думаете, по каким признакам их можно разделить на группы? - Верно. Давайте обратимся к рисункам учебника. - Листья каких деревьев вы видите? - Как отличить лист березы от листа осины? - Сколько на рисунке листьев клена? - Чем отличаются листья? - Сколько на рисунке листьев березы? - Что можете сказать об их окраске? - Сколько листьев осины на рисунке? - Чем они отличаются? - Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы видели на прогулке? Отметьте их крестиком. - По форме, цвету, размеру. Обучающиеся работают с иллюстрациями учебника, анализируют форму, размер, цвет листьев деревьев. - Клена, березы, осины.. - У березы верхняя часть листа образует уголок, а у осины верхняя часть листка закруглена. - 2 кленовых листа отличаются цветом и размером. - 5 листьев березы разной окраски: зелёные, жёлтые, кра-сно-жёлтые. - 3 осиновых листа темнее других, они тёмно- коричневые, бардовые. Логические УУД: анализ с целью выделения при- знаков (существенных и несущественных), подведение под понятие, выведение следствий.
5.Практическая работа. ФИЗПАУЗА - Я обратила внимание на одну интерес- ную вещь: листков клёна – 2, берёзы – 5, осины – 3. Догадайтесь, что я хочу сказать Учитель обучает приемам работы в группах. - Во время прогулки вы собирали разные листья. Я раздам пакетики с листьями деревьев, которые растут возле школы. Как вы думаете, можно по листу узнать дерево? Как? - О чем говорит этот значок? - Пользуясь рисунками учебника, разложите листья по группам, работая в парах. Постарайтесь определить, с какого дерева каждый лист. - На сколько групп разложили листья? - Можете по этим листьям назвать деревья? - Муравьишка Вопросик решил поиграть с вами. Посмотрите, сколько вокруг листьев! Листья разные, но один из них дубовый. Найдите его! Посмотрите по сторонам! - Некоторые ребята из нашего класса, пользуясь атласом-определителем, - Между числами 2, 3, 5 существует такая связь: 5 = 2 + 3. -Да. На каждом дереве определенная форма листьев и окраска. Обучающиеся работают в парах , группируют и сравнивают листья разных деревьев. - На 4 группы: клён, берёза, осина, дуб. Обучающиеся отыскивают глазами дубовый лист в классе. Познавательные УУД: знаково-символические, моделирование. Коммуникативные УУД: планирование, управление поведением партнёра в точности выражений своих мыслей, развитие уме- ния сотрудничества с другими людьми. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение вы- ражать свои мысли, строить высказывание в
6.Работа с дополнительными источниками информации. 7.Самостоятельная работа (под звуки шума леса). DVD подготовили интересные рассказы о деревьях. - С какого дерева этот лист? О … расскажет … . - Откройте рабочие тетради на стр.18. Прочтем задание. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте листья так, как этого требует задание… - Проверим! Использование учителем ИКТ. - Напомните, какой сейчас идет месяц? Какой месяц был перед октябрём? Будет после? - Сейчас вы просмотрите фрагмент мультфильма. Будьте внимательны! Постарайтесь запомнить народные приметы, поговорки об октябре, о которых будет рассказывать тётушка Сова. - Что интересного про октябрь узнали от тётушки Совы? Объясните. - Мудрая Черепаха весь урок наблюдала Подготовленные обучающиеся рассказывают о клёне, дубе, берёзе, осине (рассказы сопровождаются показом иллюстраций ). Выполнение самостоятель- ной работы (под звуки шума леса). - Листья слева должны быть только зелеными (как летом), а справа желтые, бардовые, коричневые. Обучающиеся смотрят фра- гмент мультфильма. - Поговорка: октябрь то смеётся, то плачет. - Примета: если с берёзы в октябре ещё не опали полностью листья, то снег выпадет поздно соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные УУД: способность к волевому усилию, планирование и коррекция своих дей- ствий, оценка результа- та Познавательные УУД: поиск и выделение информации, развитие умения строить устные высказывания.
8.Итоги урока за нашей работой и теперь хочет проверить, кто был самым внимательным. Она ждет ответ на вопросы: 1.Чем различаются листья разных деревьев? 2.Как по листьям можно определить дерево? 3.Какие деревья растут возле нашей школы? - Прочтем выводы мудрой Черепахи по учебнику (с.29). Учитель предлагает ребенку сделать свой нравственный выбор. - Как вы думаете, а можно ли с деревьев рвать листики? - Вспомните, какие поделки мы делали на уроке технологии. А если листья с деревьев рвать нельзя, то как же тогда такую красоту можно смастерить? Обучающиеся отвечают. Чтение вывода хорошо читающими детьми. Воспитание бережного отно- шения к природе. - Нет! Деревья – наши друзья. Они помогают нам дышать. - Нужно пользоваться только опавшими листьями. Коммуникативные УУД: ребенок может осущест- влять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми. Личностные УУД: смыслообразования и нравственно-этического оценивания (какое значение для меня имеет учение и что я сегодня усвоил для себя на уроке).


В раздел образования