Автор: Наговицына Маргарита Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Кирово-Чепецкая санаторная школа- интернат"
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературный ринг "Сказочный денек" с использованием ИКТ
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие «Сказочный денёк»
Литературный ринг.
Цели:
Обобщение знаний по сказкам.
Развитие речи, памяти, логического мышления.
Привитие интереса к чтению книг.
Сплочение коллектива.
Ход мероприятия:
Звучит музыка.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Любите ли вы слушать сказки?
Ребята. Да. Любим. Очень любим (предполагаемые ответы детей).
Учитель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Ребята. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Учитель
1.
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
2.
Сказка - умница и прелесть
С нами рядышком идёт
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого стать хорошим убедил!
3.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
Учитель. Сегодня мы проведём литературный ринг «Сказочный денёк». Литературный
ринг пройдёт в виде соревнований трёх команд. Давайте назовём команды. За каждый
правильный ответ и выполненное задание команда будет получать 1 балл.
Представляем вам жюри.
Учитель. Приглашаю вас в путешествие по сказкам.
1 Демонстрируется слайд
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Учитель. «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у
него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая
рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и
унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего:
нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его
ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
- Поможем Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
Учитель. А чтобы проверить вашу готовность, давайте проведем небольшую разминку.
Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете. Только обязательно дослушиваем
задание до конца.
«Мозговой штурм»:
В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его…(Незнайка)
Он весёлый и не злой,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…(Вини-Пух)
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка – лапочка.
Как зовут её? (Красная Шапочка)
Человек не молодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто- ни будь из вас,
Кто же это? (Карабас)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка меньше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
Кто же эта девочка? (Дюймовочка)
Учитель. Я хочу предложить вам ещё одно задание.
2 Демонстрируется слайд.
Учитель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами. Расставьте буквы в
правильном порядке.
Получилось слово «Дружба».
Учитель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть внимательными
и дисциплинированными. Помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не
бросай, любое задание дружно выполняй».
Учитель. «Долго ли, коротко ли шёл Иван – царевич и вышел на развилку двух дорог.
Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
Учитель. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет
сказочный зайчик и ребята.
3 Демонстрируется слайд.
Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать
загадки для зайки.
4 Демонстрируется слайд.
1 конкурс «Загадки зайчика»
Каждой команде предлагается по 3 загадки. Дети дают ответы на загадки, которые
загадывает Зайка.
Учитель. Мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи.
Демонстрируется слайд.
Учитель. И вот нам встретилась лисичка.
Демонстрируется слайд.
2 конкурс «Загадки лисички»
Учитель. Хитрая лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь
дальше держать, но должны мы её загадки отгадать.
- «О какой сказке идёт речь?»
1 команда:
- Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Федорино горе)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
2 команда
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть- самобранка)
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым. (Конёк-Горбунок)
3 команда
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мышку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок- смоляной бочок)
И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки. (Золушка)
Учитель Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, она нам
поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы
быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка.
Демонстрация слайда
3 конкурс «Лабиринт»
«Лабиринт». Командная работа на листах.
Учитель. Зрители наши не должны скучать. Будем дружно отвечать.
- Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
- Усатый персонаж сказки К.И.Чуковского? (Тараканище)
- Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли» (Каа)
- Фрукты, которыми объелся Чебурашка? (Апельсины)
- Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
- Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
- Жених Мухи-цокотухи? (Комар)
- Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)
- Лучший друг Карлсона? (Малыш)
- Хозяйка Артемона? (Мальвина)
- Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
- Любимый музыкальный инструмент Незнайки? (Труба)
- Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
Демонстрируется слайд.
Учитель. Сейчас мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый
трудный участок дорог
Демонстрируется слайд.
Учитель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь
мы не знаем, добрая Яга или злая.
Демонстрируется слайд.
Учитель. Оказывается, Баба Яга добрая, и она нам очень рада.
Учитель Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть
слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и
другие. Только в таком случае она поможет.
4 конкурс «Конкурс капитанов»
«Дополни имя». Конкурс для капитанов.
1 задание
Учитель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть
имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
1 капитан: Кощей –…(Бессмертный), Сестрица - …(Алёнушка), Змей - …(Горыныч)
2 капитан: Елена - …(Прекрасная), Братец - …(Иванушка), Крошечка - …(Ховрошечка),
3 капитан: Иван - …(Царевич), Марья-…(Искусница), Мальчик - … (с пальчик),
2 задание
«Отгадай сказку».
1 команда:
В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было
три сына – все молодые, холостые, удалые такие, что ни в сказке сказать, ни пером
описать…»
(Русская народная сказка «Царевна-Лягушка») подсказки: Царь, три сына, стрела, болото.
2 команда:
Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и
щеголеваты, а младший Иван-дурак, был так себе – любил в лес по грибы ходить, а дома
всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…
(«Сивка-бурка) подсказка: Конёк-Горбунок.
3 команда:
Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад
великолепный; росла в этом саду яблоня с золотыми яблоками…
(Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк») подсказка:
Учитель.
5 конкурс «Кто за кем и что за чем»
А сейчас
Будем сказки вспоминать.
Будем в сказки мы играть.
1 команда
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
(дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
2 команда
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)
3 команда
Где найти нам смерть Кощея
Мы узнать хотим скорее
Нам порядок подскажите
Что за чем искать решите.
(дуб, сундук, заяц, волк, утка, яйцо)
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок
«Теремок», «Репка», «Кощей- Бессмертный»
Учитель быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Учитель: Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.
Демонстрируется слайд.
Учитель:
А вот и замок Кощея - Бессмертного
Что наделал злой Кощей
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
6 конкурс «Вернисаж» - это торжественное открытие выставки.
Учитель. Случилось несчастье, испортились 3 картины. Помогите их отреставрировать.
Конкурс для зрителей «Волшебный сундучок»
Учитель. В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду называть
предмет, а вы будете отгадывать из какой сказки этот предмет.
ТЕРМОМЕТР МЕДИЦИНСКИЙ – «Айболит»
МОТЕТКА – «Муха-Цокотуха»
ЗЕРКАЛО – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
ЯЙЦО – «Курочка ряба»
ГОРОШИНА – «Принцесса на горошине»
БАНОЧКА С МЁДОМ – «Виннин-Пух»
Учитель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню
заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются,
если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд.
Демонстрируется слайд.
7 конкурс. Кроссворд «Кто говорит эти слова?»
1 команда
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
2 команда
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
3 команда
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Учитель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня
и поскакал домой».
Демонстрируется слайд.
Учитель. За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался.
Учитель. Пришло время подводить итоги и пока работает наше жюри мы покажем вам
новую, современную необычную сказку.
Подведение итогов. Награждение.
№ конкурсы
2 класс
3 класс
4 класс
1
«Загадки зайчика»
(по 3 загадки)
2
«Загадки лисички»
(по 2 загадка)
3
Лабиринт
4
Конкурс капитанов
(по 3 слова + по 1сказке)
5
«Кто за кем и что за чем»
6
Вернисаж
7
Кроссворд
(по 2 слова)
место