Напоминание

"Формирование языковой и лингвистической компетенций у младших школьников на уроках русского языка"


Автор: Купаева Алла Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4
Населённый пункт: г. Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование языковой и лингвистической компетенций у младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование языковой и

лингвистической компетенций у младших

школьников на уроках русского языка»

Купаева А.В.,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №4

г. Кстово Нижегородской обл.

Компетенция

«

Владение совокупностью знаний о

языке, правилом их анализа и синтеза и

способность пользоваться ими для целей

коммуникации».

(Н. М. Шанский)

Требования к результатам освоения ООП НОО

Метапредметные результаты должны отражать:

активное использование речевых средств для решения

коммуникативных и познавательных задач;

осознанное построение речевого высказывания в

соответствии с задачами коммуникации и составление

текстов в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать

свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

умение работать в материальной и информационной среде

НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета; формирование

начального уровня культуры пользования словарями в

системе универсальных учебных действий.

Требования к результатам освоения

ООП НОО

Предметные результаты освоения ООП НОО в

предметной области «Филология. Русский язык»,

должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о

языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой

явление национальной культуры и основное средство

человеческого общения, осознание значения русского языка как

государственного языка Российской Федерации, языка

межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной

и письменной речи как показателям общей культуры и

гражданской позиции человека

;

Требования к результатам освоения ООП

НОО

Предметные результаты освоения ООП НОО в

предметной области «Филология. Русский язык»

должны отражать:

4) овладение первоначальными представлениями о нормах

русского и родного литературного языка (орфоэпических,

лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и

условиях общения, выбирать адекватные языковые средства

для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и

умение использовать знания для решения познавательных,

практических и коммуникативных задач.

Основные задачи реализации

содержания предметной области

«Филология. Русский язык»

Формирование первоначальных

представлений о единстве и многообразии

языкового и культурного пространства

России, о языке как основе национального

самосознания.

Развитие диалогической и монологической

устной и письменной речи, коммуникативных

умений, нравственных и эстетических чувств,

способностей к творческой деятельности.

Языковая компетенция -

совокупность умений и навыков, которые

необходимы члену языкового коллектива для

речевого общения с другими членами и для

обучения языковедению как научной

дисциплине;

знание языковой системы изучаемого языка на

всех уровнях (фонологическом, лексическом,

грамматическом) грамматических правил

построения предложения;

является базовым компонентом

коммуникативной компетенции.

Языковая компетенция

-

способность учащихся употреблять слова,

их формы, синтаксические структуры в

соответствии с нормами литературного

языка;

использовать его синонимические

средства;

владение богатством языка как условие

успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция -

результат осмысления речевого опыта

учащимися;

знание основ науки о русском языке;

владение терминологической базой курса,

различные учебно-языковые умения;

определенные действия с языковым

материалом;

формирование представлений о том, как

русский язык устроен, что и как в нем

изменяется, какие онтологические аспекты

являются наиболее острыми.

Лингвистическая компетенция

опознавательные умения: умения

опознавать звуки, буквы, части слова,

морфемы, части речи и т.д., отличать

одно явление от другого

классификационные умения: умения

делить языковые явления на группы

аналитические умения: фонетический,

морфемный, словообразовательный,

морфологический, синтаксический,

стилистический разбор

Лингвистическая компетенция

обеспечивает:

познавательную культуру личности

школьника;

развитие логического мышления, памяти,

воображения;

овладение навыками самоанализа,

самооценки;

формирование лингвистической

рефлексии как процесса осознания

школьником своей речевой деятельности.

Речевая (коммуникативная)

компетенция

знания о речи, её функциях;

развитие умений в области основных

видов речевой деятельности

(говорения, слушания и понимания,

чтения, письма);

способность к полноценному речевому

общению во всех сферах человеческой

деятельности, с соблюдением

социальных норм речевого поведения.

Речевая (коммуникативная)

компетенция

умение создавать и воспринимать тексты -

продукты речевой деятельности;

знание основных понятий лингвистики речи –

стили, типы речи;

строение описания, повествования,

рассуждения;

способы связи предложений в тексте;

умения и навыки анализа текста.

Условия выбора слов и

грамматических средств

взаимоотношения между собеседниками и

их социальные роли

место общения

цель и намерения говорящего

Речевая (коммуникативная)

компетенция

«Обучать общению, общаясь».

«Обучать общению, общаясь».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования