Автор: Купаева Алла Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4
Населённый пункт: г. Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование языковой и лингвистической компетенций у младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
«Формирование языковой и
лингвистической компетенций у младших
школьников на уроках русского языка»
Купаева А.В.,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №4
г. Кстово Нижегородской обл.
Компетенция
«
Владение совокупностью знаний о
языке, правилом их анализа и синтеза и
способность пользоваться ими для целей
коммуникации».
(Н. М. Шанский)
Требования к результатам освоения ООП НОО
Метапредметные результаты должны отражать:
•
активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
•
осознанное построение речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составление
текстов в устной и письменной формах;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
•
умение работать в материальной и информационной среде
НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование
начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Требования к результатам освоения
ООП НОО
Предметные результаты освоения ООП НОО в
предметной области «Филология. Русский язык»,
должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной
и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека
;
Требования к результатам освоения ООП
НОО
Предметные результаты освоения ООП НОО в
предметной области «Филология. Русский язык»
должны отражать:
4) овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Основные задачи реализации
содержания предметной области
«Филология. Русский язык»
•
Формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального
самосознания.
•
Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
Языковая компетенция -
•
совокупность умений и навыков, которые
необходимы члену языкового коллектива для
речевого общения с другими членами и для
обучения языковедению как научной
дисциплине;
•
знание языковой системы изучаемого языка на
всех уровнях (фонологическом, лексическом,
грамматическом) грамматических правил
построения предложения;
•
является базовым компонентом
коммуникативной компетенции.
Языковая компетенция
-
•
способность учащихся употреблять слова,
их формы, синтаксические структуры в
соответствии с нормами литературного
языка;
•
использовать его синонимические
средства;
•
владение богатством языка как условие
успешной речевой деятельности.
Лингвистическая компетенция -
•
результат осмысления речевого опыта
учащимися;
•
знание основ науки о русском языке;
•
владение терминологической базой курса,
различные учебно-языковые умения;
•
определенные действия с языковым
материалом;
•
формирование представлений о том, как
русский язык устроен, что и как в нем
изменяется, какие онтологические аспекты
являются наиболее острыми.
Лингвистическая компетенция
•
опознавательные умения: умения
опознавать звуки, буквы, части слова,
морфемы, части речи и т.д., отличать
одно явление от другого
•
классификационные умения: умения
делить языковые явления на группы
•
аналитические умения: фонетический,
морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический,
стилистический разбор
Лингвистическая компетенция
обеспечивает:
•
познавательную культуру личности
школьника;
•
развитие логического мышления, памяти,
воображения;
•
овладение навыками самоанализа,
самооценки;
•
формирование лингвистической
рефлексии как процесса осознания
школьником своей речевой деятельности.
Речевая (коммуникативная)
компетенция
•
знания о речи, её функциях;
•
развитие умений в области основных
видов речевой деятельности
(говорения, слушания и понимания,
чтения, письма);
•
способность к полноценному речевому
общению во всех сферах человеческой
деятельности, с соблюдением
социальных норм речевого поведения.
Речевая (коммуникативная)
компетенция
•
умение создавать и воспринимать тексты -
продукты речевой деятельности;
•
знание основных понятий лингвистики речи –
стили, типы речи;
•
строение описания, повествования,
рассуждения;
•
способы связи предложений в тексте;
•
умения и навыки анализа текста.
Условия выбора слов и
грамматических средств
•
взаимоотношения между собеседниками и
их социальные роли
•
место общения
•
цель и намерения говорящего
Речевая (коммуникативная)
компетенция
«Обучать общению, общаясь».
«Обучать общению, общаясь».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!