Напоминание

"Имя числительное - часть речи"


Автор: Форшнева Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: село Рощино Красноармейский район Приморский край
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Имя числительное - часть речи"
Раздел: начальное образование





Назад




ФИО: Форшнева Елена Борисовна

Предмет: Русский язык УМК «Начальная школа 21 века»

Класс: 4 класс

Учебная тема: Имя числительное – часть речи

Урок открытия новых знаний

Технология: проблемное обучение

Технологическая карта изучения темы «Имя числительное – часть речи».

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Создать условия для открытия нового знания учащимися; сформировать у учащихся знания об имени числительном как о

самостоятельной части речи.

Планируемые

результаты

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Метапредметные:

-

Регулятивные

УУД:

уметь

определять

и

формулировать

цель

на

уроке

с

помощью

учителя;

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке;

работать

по

коллективно

составленному

плану;

оценивать

правильность

выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное

мнение и позицию.

- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

Предметные:

- умение узнавать имя числительное в ряду слов;

- различать порядковые и количественные числительные.

- дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

- обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

Основные понятия

Имя числительное, порядковые и количественные числительные.

Ресурсы:

- основные

- рабочая тетрадь

- учебник

Иванова

«Русский язык», 4 класс, 2 часть; раздаточный материал для работы в группах,

презентация,

компьютер, телевизор.

- дополнительные

конверты для работы в группе (внутри конверты с названиями частей речи: имя существительное, имя прилагательное,

глагол, наречие, местоимение и чистый конверт без надписи, карточки со словами), бумажные цветочки для самооценки,

цветные карандаши, плакат «Лестница успеха»

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Межпредметные

связи

Математика, литературное чтение.

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный

момент.

У.:- Здравствуйте, ребята! Проверьте - все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.

У.: - Ребята, я знаю, что вы в школу приходите с разным настроением. Но я хочу предложить вам высказывание

Бенедикта Спинозы, знаменитого голландского философа. Прочтите его. Слайд 2

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение». Я думаю, что это

высказывание можно сделать девизом нашего урока. Улыбнитесь, верьте в себя, у вас все получится.

2. Актуализация

знаний

У.: - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Что главное на таких уроках? (ответы детей)

У.: - Вы правы. Сегодня вы будете не только добывать новые знания, но и формулировать новые понятия. Давайте

спланируем свою деятельность на уроке (дети предлагают план работы).

Слайд 3

1 этап: Вспоминаем, повторяем.

2 этап: Открываем, изучаем.

3 этап: Применяем, запоминаем.

У.: - Первый этап нашего плана - …(Д.: Вспоминаем, повторяем).

У.: - На этом этапе вы будете работать в группах.

Слайд 4

У.: - У вас на столах лежит большой конверт. В нем карточки со словами и конверты с названием частей речи. Ваша

задача – разложить эти карточки в другие конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово.

Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас ваша основная задача – не скорость, а качество

выполнения.

У.: - Прочитайте надписи на конвертах (имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, числительное).

Если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут - сложите их в пустой конверт без надписи.

Дети работают в группах.

У.: - Проверим, что у вас получилось. Группа № 1 , прочитайте слова, карточки с которыми вы положили в конверт «Имя

существительное».

Д.: - Девочка, пенал, стол, птица.

У.: - Докажите, что эти слова являются существительными.

Дети доказывают (называют признаки существительных).

У.: - Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Я хочу попросить кого-нибудь из вашей группы

дать характеристику имени существительному как части речи. Кто ответит?

Д.: -

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?».В

предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.

У.: - Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, слова, карточки с которыми вы положили в конверт «Имя прилагательное»

Д.: - Быстрый, веселый, умный, короткий.

У.: - Спасибо. У других групп такие же слова? Может быть, кто-то хочет дополнить? Я хочу попросить кого-нибудь из

вашей группы дать характеристику имени прилагательному как части речи. Кто ответит?

Д.:

- Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?

какая? какое? какие?». В предложении чаще всего является определением.

У.: - Группа № 3, прочитайте слова, карточки с которыми вы положили в конверт «Глагол».

Д.: - Писать, пел, вычитать, добежал.

У.: - Спасибо. Может быть, кто-то хочет дополнить? Кто из группы даст характеристику глаголу?

Д.: - Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал?

Что сделал? Что буду делать? Что делаю?». В предложении является сказуемым.

У.: - Группа № 4, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения»?

Д: - Ты, они, я, мы.

У.:

-

Спасибо.

У

остальных

групп

есть

другие

слова

в

данном

конверте?

Дайте,

пожалуйста,

характеристику

местоимению.

Д.:

- Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его. В предложении является

подлежащим.

У.: - Группа № 5, карточки с какими словами вы положили в конверт «Наречие»?

Д.: - Сегодня, завтра, быстро, досуха.

У.: - Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Я попрошу кого-нибудь из вашей группы дать

характеристику наречию как части речи. Кто ответит?

Д.:

- Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как?

Почему?

Зачем?

Наречие

обозначает

признак

предмета,

признак

другого

признака

или

признак

действия.

В

предложении является обстоятельством.

Слайд 5

В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.

3. Постановка учебной

проблемы.

Открытие

нового знания

У.- Какие же слова у вас остались?

Слайд 6

Д.: - Десять, третий, шестнадцать, сорок восемь, сто пятьдесят один.

У.: - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. Перепишите данные слова в свою тетрадь.

Слайд 7

У.: - Как вы думаете, почему остались именно эти слова?

Д.: - Их нельзя отнести к известным частям речи.

У.: - Значит, они относятся к какой – то другой части речи?

У.: - Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд 8

Д: - Определить часть речи, узнать, как она называется, на какие вопросы отвечает, что обозначает.

У.: - Это 2 этап нашего плана: Открываем, изучаем.

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.

У.: - Давайте подумаем, что называют эти слова?

Д.: - Они называют порядок при счете или количество предметов.

У.: - Как мы можем назвать такую часть речи?

Д.: - (Возможные ответы детей: численник, количественник, числительное.)

У. - Последнее название очень хорошее, точное. В русском языке эта часть речи называется имя числительное. Кто

попробует сформулировать новое знание (правило) об этой части речи?

Кто-нибудь из детей отвечает.

У.: - Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, что имя числительное – это часть речи, которая обозначает порядок

при счете или количество предметов?

Слайд 9

У.: - Где мы можем проверить наше предположение?

Д. - Мы можем проверить наше предположение в учебнике.

У. - Откройте учебник на стр. 84. Читаем определение.

Слайд 10

У. - Кто может повторить данное правило? Хорошо, молодцы!

У. - Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.

Проблема № 2. Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать еще по какому-

либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

Выдвижение гипотезы (групповая работа):

1. Выделение числительных, состоящих из одного слова, из двух слов, из трех слов.

2. Выделение числительных по группам на основании последней буквы в слове: числительные, которые заканчиваются

на гласную букву, числительные, которые оканчиваются на согласную букву, числительные, которые оканчиваются на ь.

3. Выделение двух групп числительных на основании первой буквы слова – гласная или согласная.

4. Количественные числительные и порядковые числительные.

Анализ выделенных групп

У.: - Какие группы у вас получились? Что вы взяли за основание классификации? Очень интересная версия. Какие

варианты есть еще? Что еще можно было взять за основание?

Проверка гипотезы (слайд 11)

У.: - На слайдах мы видим определение, которое предлагают нам авторы учебника - порядковые и количественные

числительные. Потренируемся их узнавать.

4. Применение нового

знания

5. Физкультминутка.

4. Применение нового

знания (продолжение)

Слайд 12

У.: - Найдите имя числительное в этих словосочетаниях.

У.: - Запишите словосочетания в тетрадь, группируя их в два столбика: в первый – количественные числительные, во

второй – порядковые.

У.: - Что вы узнали о порядковых и количественных числительных? Как их различать?

Д.:

- Имена

числительные,

которые

называют

количество

предметов,

отвечают

на

вопрос сколько?

Это

количественные числительные.

Д.:

- Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая?

какое? какие? Это порядковые числительные.

Видеофизминутка

У.: - Ребята, а никто из вас не обратил внимания на особенность в написании некоторых числительных? Попробуйте

данные числительные разделить по другому признаку.

Предположения детей.

Если кто-то из ребят сумел выделить группы слов на основании количества слов в числительном, то можно начать с

анализа их классификации.

Проверка гипотез по учебнику.

У.: - Что мы узнали о простых, сложных и составных числительных?

6. Закрепление

полученных знаний

У.: - Мы подошли к 3-му этапу нашего плана: Применяем, запоминаем. Для этого я вам предлагаю поработать

самостоятельно. Откройте учебник на стр. 84, найдите упр. 4. Прочитайте задание. У кого возникли вопросы по его

выполнению? (индивидуальная работа-объяснение).

Самостоятельная работа.

7. Проверка

выполнения

самостоятельной

работы.

Проверка выполнения самостоятельной работы и самооценка.

У.: - Сверьте свои ответы с ответами на доске (учитель вывешивает карточки с правильными ответами). Оцените

правильность вашего выполнения, достаньте цветные карандаши. (приём «Светофор»: зеленый цвет - ошибок нет,

желтый цвет – пока стою, другим немного уступлю, красный цвет – уступаю всем дорогу, повторю еще немного).

Дети оценивают свою работу нужным цветом.

8. Итог урока.

Рефлексия

У.: - Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? На какие вопросы

искали ответы? Чьи версии подтвердились?

Возможные варианты ответов детей: Мы открывали новое знание. Мы встретили слова неизвестной части речи,

сумели дать формулировку новой части речи. Учились группировать имена числительные по разным основаниям.

Выполняли самостоятельную работу по закреплению материала и т.д.

У.: - Ребята, вспомните, пожалуйста, а какую часть речи мы с вами изучили совсем недавно, перед темой «Имя

числительное».

Д.: - Наречие.

У.: - На ваших партах лежат бумажные цветочки. Я прошу каждого из вас взять цветочек и на каждом из лепестков

записать по одному наречию, которое показало бы как вы оцениваете свою работу на уроке.

Цветочки прикрепляются на лестницу успеха.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться, мне тяжело было учиться.

9. Домашнее задание

У.: - На дом я задаю вам не совсем обычное задание. Надо к следующему уроку записать на листочек как можно больше

литературных произведений с числительными в названии (Например: С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская

народная сказка «Волк и семеро козлят» и т. д.)



В раздел образования