Автор: Пирогова Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов
Тема: Системно–деятельностный и дифференцированный подходы – ме-
тодологическая основа концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
План:
1.
Понятие системно – деятельностного подхода.
2.
Понятие дифференцированного подхода.
1.
Понятие системно – деятельностного подхода.
Системно-деятельностный и дифференцированный подходы в обуче-
нии – основа методологии ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
ФГОС представляет собой систему требований к результатам начально-
го общего образования, его содержанию в целом. Методологической основой
стандарта для детей с ОВЗ является системно–деятельностный и дифферен-
цированный подходы.
СДП ориентирован на достижение основного результата – развитие
личности ребенка на основе учебной деятельности. СДП предполагает сме-
щение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему
учить?» к модели «Как учить?». Как отмечал Л.С.Выготский: «способности
проявляются в деятельности и в ней же формируются». На сегодняшний
день, учебный процесс должен быть «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ», дети должны
получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. В
процессе организации такого образовательного пространства, у детей форми-
руются требуемые общеучебные умения и способности:
умение ставить цель;
делать выбор;
принимать решения;
доводить их до исполнения.
У детей формируются УУД!!!
В начальной школе получает большое распространение технология дея-
тельностного метода (ТДМ), разработанная педагогическим коллективом под
руководством Л.Г.Петерсон. ТДМ строится на основе структуры учебной дея-
тельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельно-
сти.
Учебная деятельность – деятельность ученика, суть которой заключает-
ся
в
развитии
собственных
способностей,
необходимых
для
освоения
культурных ценностей.
Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов
Как человек учится?????
Что бы чему-то научиться, необходимо дать себе соответствующую
установку – поставить цель! Когда это может произойти? Когда человек
чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть
тогда, когда человек что-то делал, пробовал. При этом в его действии возник-
ло затруднение – иначе бы он доделал до конца. Но человек начинает что-то
делать только тогда, когда у него возникает мотивация. Таким образом, мы
получаем следующую последовательность шагов:
мотивация;
пробное действие;
затруднение;
цель.
Итак, у нас возникло определенное затруднение, как же действовать дальше?
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие
действия:
исследование – анализ, в каком месте возникло затруднение;
критика – установить, по какой причине возникло затруднение;
проект – поставить перед собой цель и построить проект, в который
включается составление плана, определение способа решения данного за-
труднения.
Завершается путь учения САМООЦЕНКОЙ и САМОКОНТРОЛЕМ!!!
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на 2
шага:
Первый шаг – до постановки цели – направлен на выяснение того, чему
нужно научиться. Только после этого цель не становится случайной.
Второй шаг – поставить цель и самому найти нужные знания и умения
для достижения.
2.
Понятие дифференцированного подхода.
Современные концепции начального образования исходят из приорите-
та цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе фор-
мирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полно-
стью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, при этом учиты-
вать особые образовательные особенности детей с ОВЗ. Для этого образова-
тельный процесс необходимо выстраивать на основе принципа индивидуаль-
ного подхода.
Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов
Один из путей реализации индивидуального подхода – дифференциация обу-
чения.
Дифференцированный подход – это создание разнообразных условий
обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их
контингента. Это комплекс методических, психолого-педагогических и орга-
низационно-управленческих
мероприятий,
обеспечивающих
обучение
в
группах.
Дифференцированным
считается
учебно-воспитательный
процесс,
для которого характерен учет типичных и особых индивидуальных различий
учащихся.
Выделяют 2 основных вида дифференциации обучения школьников:
1.
Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ,
классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальны-
ми особенностями.
Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная – означает
создание профиля обучения, уровневая – учёт уровня развития учащихся.
2.
Внутренняя дифференциация (учебной работы) – предполагает органи-
зацию внутри класса соответственно группам учащихся.
Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку
детей не отбирают специально по какому – либо критерию. При использова-
нии дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического
контроля проводится учет выполнения работы учащимися, определяется ди-
намика развития. В этих целях целесообразно распределять детей по груп-
пам. По мере усвоения материала для одной группы задания усложняются,
тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овла-
дения знаниями.
Способы дифференциации учебной работы:
Дифференциация содержания учебных заданий:
По уровню творчества
По уровню трудности
По объему
Использование разных способов организации деятельности детей, при
этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
По степени самостоятельности
По степени и характеру помощи учащимся
По характеру учебных действий.
Таким образом, дифференциация на основе выбора способствует фор-
мированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику
надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепен-
но усложнять оценочную ситуацию. Тем самым, ситуация выбора оказывает
влияние на становление положительной учебной мотивации.
Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов