Напоминание

Системно-деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ


Автор: Пирогова Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов

Тема: Системно–деятельностный и дифференцированный подходы – ме-

тодологическая основа концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

План:

1.

Понятие системно – деятельностного подхода.

2.

Понятие дифференцированного подхода.

1.

Понятие системно – деятельностного подхода.

Системно-деятельностный и дифференцированный подходы в обуче-

нии – основа методологии ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

ФГОС представляет собой систему требований к результатам начально-

го общего образования, его содержанию в целом. Методологической основой

стандарта для детей с ОВЗ является системно–деятельностный и дифферен-

цированный подходы.

СДП ориентирован на достижение основного результата – развитие

личности ребенка на основе учебной деятельности. СДП предполагает сме-

щение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему

учить?» к модели «Как учить?». Как отмечал Л.С.Выготский: «способности

проявляются в деятельности и в ней же формируются». На сегодняшний

день, учебный процесс должен быть «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ», дети должны

получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. В

процессе организации такого образовательного пространства, у детей форми-

руются требуемые общеучебные умения и способности:

умение ставить цель;

делать выбор;

принимать решения;

доводить их до исполнения.

У детей формируются УУД!!!

В начальной школе получает большое распространение технология дея-

тельностного метода (ТДМ), разработанная педагогическим коллективом под

руководством Л.Г.Петерсон. ТДМ строится на основе структуры учебной дея-

тельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельно-

сти.

Учебная деятельность – деятельность ученика, суть которой заключает-

ся

в

развитии

собственных

способностей,

необходимых

для

освоения

культурных ценностей.

Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов

Как человек учится?????

Что бы чему-то научиться, необходимо дать себе соответствующую

установку – поставить цель! Когда это может произойти? Когда человек

чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть

тогда, когда человек что-то делал, пробовал. При этом в его действии возник-

ло затруднение – иначе бы он доделал до конца. Но человек начинает что-то

делать только тогда, когда у него возникает мотивация. Таким образом, мы

получаем следующую последовательность шагов:

мотивация;

пробное действие;

затруднение;

цель.

Итак, у нас возникло определенное затруднение, как же действовать дальше?

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие

действия:

исследование – анализ, в каком месте возникло затруднение;

критика – установить, по какой причине возникло затруднение;

проект – поставить перед собой цель и построить проект, в который

включается составление плана, определение способа решения данного за-

труднения.

Завершается путь учения САМООЦЕНКОЙ и САМОКОНТРОЛЕМ!!!

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на 2

шага:

Первый шаг – до постановки цели – направлен на выяснение того, чему

нужно научиться. Только после этого цель не становится случайной.

Второй шаг – поставить цель и самому найти нужные знания и умения

для достижения.

2.

Понятие дифференцированного подхода.

Современные концепции начального образования исходят из приорите-

та цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе фор-

мирования учебной деятельности.

Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полно-

стью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, при этом учиты-

вать особые образовательные особенности детей с ОВЗ. Для этого образова-

тельный процесс необходимо выстраивать на основе принципа индивидуаль-

ного подхода.

Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов

Один из путей реализации индивидуального подхода – дифференциация обу-

чения.

Дифференцированный подход – это создание разнообразных условий

обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их

контингента. Это комплекс методических, психолого-педагогических и орга-

низационно-управленческих

мероприятий,

обеспечивающих

обучение

в

группах.

Дифференцированным

считается

учебно-воспитательный

процесс,

для которого характерен учет типичных и особых индивидуальных различий

учащихся.

Выделяют 2 основных вида дифференциации обучения школьников:

1.

Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ,

классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальны-

ми особенностями.

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная – означает

создание профиля обучения, уровневая – учёт уровня развития учащихся.

2.

Внутренняя дифференциация (учебной работы) – предполагает органи-

зацию внутри класса соответственно группам учащихся.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку

детей не отбирают специально по какому – либо критерию. При использова-

нии дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического

контроля проводится учет выполнения работы учащимися, определяется ди-

намика развития. В этих целях целесообразно распределять детей по груп-

пам. По мере усвоения материала для одной группы задания усложняются,

тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овла-

дения знаниями.

Способы дифференциации учебной работы:

Дифференциация содержания учебных заданий:

По уровню творчества

По уровню трудности

По объему

Использование разных способов организации деятельности детей, при

этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

По степени самостоятельности

По степени и характеру помощи учащимся

По характеру учебных действий.

Таким образом, дифференциация на основе выбора способствует фор-

мированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику

надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепен-

но усложнять оценочную ситуацию. Тем самым, ситуация выбора оказывает

влияние на становление положительной учебной мотивации.

Пирогова Валентина Андреевна, учитель начальных классов



В раздел образования