Напоминание

"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка в 1 и 2 классе"


Автор: Ромчук Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика
Населённый пункт: станица Медведовская, Тимашевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка в 1 и 2 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика

Методическая разработка то теме:

«Формирование навыков

самоконтроля на уроках

русского языка в 1 и 2 классе»

Разработку подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Ромчук Е.А.

2017год

Актуальность

проблемы

формирования

навыков

самоконтроля

возросла

при

переходе на ФГОС. Образование, полученное в начальной школе, является фундаментом

всего последующего обучения. Если раньше стандарты определяли минимум содержания

по отдельным предметам, то сегодня они ориентированы на то, чтобы научить ребенка

учиться . То есть помочь ему овладеть тем, что мы называем универсальными учебными

действиями. Одной из главных учебных задач является умение контролировать

свои

учебные

действия

и

их

результат,

то

есть

осуществлять

самоконтроль,

рефлексию.

Младшему

школьнику

должны

быть

созданы

условия

для

развития

рефлексии

способности

осознавать

и

оценивать

свои

мысли

и

действия,

соотносить

результат

деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к

самоконтролю

важнейшее

качество,

определяющее

социальную

роль

ребенка

как

ученика, школьника, направленное на саморазвитие.

Именно поэтому проблема формирования самоконтроля, как одного из регулятивных

универсальных учебных действий у младших школьников, несмотря на свою большую

историю,

стала

еще

более

актуальна.

Изучением

проблемы

формирования

учебной

деятельности

и,

в

частности,

действия

самоконтроля

занимались многие

известные

педагоги и психологи

Проблема

формирования

навыков

самоконтроля

на

уроках

русского

языка

в

начальной школе не менее актуальна.

Формирование орфографически-грамотного письма

– одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе.

Рассмотрим наиболее эффективные, по нашему мнению, приемы формирования

навыка самоконтроля (орфографического самоконтроля) на уроках русского языка

Выделение орфограмм зелёной пастой.

Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим

приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная

паста,

как

свет

светофора,

постепенно

вырабатывает

у

детей

чувство

самоконтроля.

Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется

первое

правило.

И

так

на

протяжении

всей

начальной

школы

зелёная

паста

«путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.

Зелёной пастой в 1 классе выделяем такие орфограммы:

заглавная буква в начале предложения;

заглавная буква в именах собственных;

знаки препинания в конце предложения;

гласные после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу;

правописание сочетаний чк-чн.

Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям

нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.

Орфографическое проговаривание.

Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в

качестве

контрольной

операции

при

повторном

прочтении

уже

написанного

слова.

Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно

сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово

«как

написано»

-

это

значит

проговорить

его

орфографически.

Такой

способ

чтения

называют

проговариванием.

Именно

орфографическое

послоговое

проговаривание

помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена,

перестановка,

вставка

букв.

Особенно

эффективно

послоговое

проговаривание

при

проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного

слога дужкой.

Специально организованное списывание.

Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В.

Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-

первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам

алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. Вначале

работа

проводится

в

классе

коллективно,

под

строгим

контролем

учителя.

Алгоритм

составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает

дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Только

после

того,

как

учащиеся

овладели

всеми

операциями,

они

могут

начать

упражняться в списывании дома.

Работа по инструкции.

Одним из приемов обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его

проведения

при

выполнении

задания,

которые

даются

в

процессе

инструктирования

учащихся.

Рекомендуем

использовать

карточки

с

порядком

проведения

самоконтроля,

выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и

какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результат

Применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога.

Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше

овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля.

Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не

знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно

учитывать

то,

что

второй

способ

без

отработки

первого

не

принесёт

желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы

в слове, в том числе и еще неизученные.

«Метод Буратино».

Приём, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с

буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть

обозначен данный звук.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не

просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали

одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая

самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

проговариваю;

определяю орфограмму;

вспоминаю правило;

применяю его;

пишу;

проверяю.

Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Карточка

состоит

из текста,

из

которого

следует

выписать

слова

с

заданной

орфограммой

и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными

окошками

на

местах,

соответствующих

словам

с

орфограммами.

Они-то

и

обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или

тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки

– ключа. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же

ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их

на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая

функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

Какографические упражнения.

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок,

безусловно,

способствует

развитию

самоконтроля.

Младшие

школьники

очень

охотно

выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной

работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом

работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки.

На уроках русского языка часто используем различные виды диктантов, которые

способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают

познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно

выделить диктанты:

Предупредительный;

Объяснительный;

Диктант с обоснованием;

Диктант с постукиванием;

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит

слово

с

какой-либо

орфограммой.

Это

заставляет

ученика

думать

и

вспоминать

орфограмму.

Диктант «Проверяю себя»;

Главное достоинство этого вида диктанта состоит в том, что дети начинают

нащупывать

свои

слабые

места,

учатся

спрашивать

и

сомневаться,

мы

даем

им

возможность писать без ошибок, предупреждать их. Это один из вариантов письма «с

дырками».

Самодиктант;

Это вид диктанта, при котором: текст перед записью зрительно воспринимается

детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия

выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе

по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

Взаимодиктант;

Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

-в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

-одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения

слова; После записи происходит комментирование записанного несколькими учениками

(их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку

учителю.

Зрительный диктант;

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске

заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают

слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои

работы.

Знаковый диктант;

Этот вид диктантов позволяет экономить время. Их можно проводить письменно с

самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

Дидактическая игра

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится

дидактической

игре.

В

процессе

игры

у

детей

вырабатывается

привычка

сосредоточиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание,

стремление

к

з

н

а

н

и

я

м

.

Игра

это

незаменимый

инструмент

в

развитии

личности

младшего

школьника,

с

помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет

более «живым» и увлекательным.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо

сравнивать

свою

работу

с

образцом

учителя,

оценивать

свои

ответы

и

ответы

одноклассников,

контролировать

друг

друга.

Игры

строятся

на

материале

различной

трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе

игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный

материал, исправляют и оценивают друг друга. В ситуации игры школьник чувствует себя

более уверенным, он не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть

возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

В

своей

работе

по

формированию

навыков

самоконтроля

используем

различные игры.

Организация работы над ошибками

.

Одним из приёмов повышения грамотности считаем развитие самоконтроля при

индивидуальной работе над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно

быть обучающим.

Предлагаем способы учительской правки орфографических ошибок, которые мы

расположили

по

степени

возрастания

самостоятельности,

проявляемой

учеником

при

работе над ошибками:

подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение;

подчеркнуть слово, выделить в нем морфему с ошибкой;

подчеркнуть слово в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать

морфему, содержащую неверное написание;

привести на полях верную запись слова;

написать на полях правильную букву;

на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи;

отметить только строку, где надо искать ошибку;

В 1 классе, при выполнении работы над ошибками мы используем следующие способы

орфографической правки:

зачеркнуть неправильно написанную букву в слове;

подчеркнуть неправильно написанную букву в слове;

подчеркнуть слово, в котором есть ошибка;

на полях строки, в которой есть неправильно записанное слово, поставить условный

знак (I – если это орфографическая ошибка, V – пунктуационная).

Работу над ошибками начинаем с 1 класса, когда дети приступают к изучению

грамматических правил, и проводим её на каждом уроке, на дополнительных занятиях по

теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил. На каждом уроке

русского языка ученикам даётся 3 - 5 минут для работы над ошибками.

Желательно,

чтобы, получив тетрадь, школьник с опорой на сделанные пометы исправил ошибки (те,

которые учитель ему подсказал, а не исправил сам).

У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками. Предлагаем образец

памятки для работы над ошибками в 1 классе.

Каждый раз, работая с памяткой, ученик видит перед собой список изученных

орфограмм,

знает

способ

исправления

ошибок.

Все

это

способствует

лучшему

запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Огромную

роль

при

формировании

самоконтроля

отвожу

работе

с

памятками,

которые актуализируют знания учащихся при повторении изученного материала, помогают

учащимся объективно оценивать свои ответы на обобщающих уроках, когда они могут

сравнивать свой ответ с образцом-памяткой.

Необходимо отметить, что в настоящее время учителя начальных классов, как

правило,

отдают

предпочтение сигнальным карточкам разных типов. Такие средства

обратной связи выполняют функцию контроля и диагностики качества усвоения знаний,

умений и навыков учащихся, способствуют не только формированию у учащихся знаний в

различных областях, развитию познавательных способностей, но и развитию навыков

самоконтроля.

Сам прием работы с сигнальными карточками традиционен и прост, но пользуется

заслуженной популярностью: повышает интерес школьников к работе, их активность,

вызывает желание не ошибиться (на виду у всех!), что, естественно, повышает качество

проверки знаний и способствует выработке навыков самоконтроля учащихся.

Таким образом, формирование у детей орфографического самоконтроля требует от

учителя

разработки

огромного

количества

наглядного

дидактического

материала

(коллекции разнообразных карточек с заданиями, сигнальные карточки, таблицы, схемы,

памятки, перфокарты), направленного на развитие навыков самоконтроля.

Работа над формированием орфографического самоконтроля будет результативна,

если она проводится систематически, с применением системы указанных нами приёмов .

Эти

приемы

будут

способствовать

формированию

ответственности

за

свои

действия, а в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля. Данные приемы по

формированию

навыка

самоконтроля

усиливают

ответственность

учащихся

при

выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении – тут же их

исправлять,

и

активизируют

процесс

обучения,

побуждают

интерес

к

занятиям.

Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно

развитом самоконтроле.

Показателями развития самоконтроля у младших школьников

являются:

наличие потребности в самоконтроле (стремление к самопроверке и отношение к

внешнему контролю);

овладение приемами прогнозирующего, пооперационного и итогового самоконтроля

(способность

действовать

по

заданному

образцу,

умение

действовать

строго

по

инструкции,

способность

придерживаться

плана

проверки,

способность

к

программированию и планированию, умение выполнять поставленную задачу и

руководить своими действиями в соответствии с заданными правилами);

уровень

произвольного

самоконтроля

(умение

принять

учебную

задачу

и

ее

сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемость в работу).

Наглядность в обучении младшего школьника, а особенно первоклассника, играет

огромную роль, а особенно если это наглядность отражает результаты их собственной

деятельности.

С этой целью мы оформили стенд результатов самоконтроля по русскому языку

«Сказочная поляна». На поляне «растут» цветики - самоцветики, их 29 (по количеству

учащихся

в

классе).

Середина

цветика

фотография

ученика.

5

белых

лепестков

соответствуют видам работы по формированию самоконтроля:

работа по образцу;

работа по развернутой инструкции;

работа по плану, включающему 1-2 пункта;

использование схем-моделей в работе;

зачетная работа по теме.

К каждой новой теме (орфограмме) – новый цветик – самоцветик.

Выполняя работу, ученик сам контролирует и оценивает себя, используя цветовой индекс.

Красный цвет – выполнил работу без ошибок;

Зеленый цвет – допустил ошибки, но сам их исправил;

Синий цвет – допустил ошибки, но их не обнаружил, не исправил.

Выполнив

работу,

проверив

и

оценив

ее,

школьник

раскрашивает

цветным

карандашом или фломастером 1 лепесток цветика – самоцветика.

Оценка уровня развития самоконтроля у каждого учащегося осуществлялась по трем

критериям:

потребность к самоконтролю;

владение учащимися приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего

самоконтроля;

произвольный самоконтроль.

Сравнительный анализ показал, что количество учащихся, достигших высокого уровня

самоконтроля, увеличилось по всем трем показателям:

уровень потребности к самоконтролю на 13,3%;

уровень владения приемами самоконтроля на 10,2%;

уровень произвольности самоконтроля на 6,7%.

Количество

учащихся,

достигших

среднего

уровня,

увеличилось

по

всем

трем

показателям:

уровень потребности к самоконтролю на 2,6%;

уровень владения приемами самоконтроля на 9,7%;

уровень произвольности самоконтроля на 12,1%.

Сопоставляя полученные данные, мы отмечаем динамику роста уровней развития

навыка самоконтроля.



В раздел образования