Автор: Соколова Оксана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №15 Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: Что такое интегрированный урок Раздел: начальное образование
Что такое интегрированный урок
Синергетическому подходу и интегрированным урокам уделяется огромное значение в
современной
системе
образования.
Специфика
современного
урока
состоит
в
его
интегративном
характере,
т.е.
в
сочетании
традиционных
форм
образования
с
инновационными, а также в их способности выступать в качестве цели и средств обучения
для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной или
же технологической).
Следует
отметить,
что
интеграция
есть
глубокое
взаимопроникновение,
слияние
в
одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Таким образом, в
интегрированном
уроке
могут
быть
реализованы
самые
разнообразные
метапредметные
связи.
П ре и мущ е с т ва
мн огоп редме т н ого
и н т е г ри рова н н ого
урока
п е р е д
традиционнымметопредметным
очевидны.
Данный
вид
организации
учебного
процесса
способствует целостному восприятию мира, развивает потенциал учащихся, побуждает к
активному
познанию
окружающей
действительности,
к
осмыслению
и
нахождению
причинно-следственных
связей,
к
развитию
логики,
мышления,
коммуникативных
способностей. В большей степени интегрированные уроки способствуют развитию речи,
формированию
умения
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы.
Благодаря
нестандартной
увлекательной
форме
проведения
урока
наблюдается
снижение
нагрузки,
утомляемости
учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Подобные
занятия
также
способствуют
повышению
профессионального
мастерства
преподавателя,
дают
возможность
для
его
самореализации,
творчества,
способствуют
раскрытию способностей его учеников.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и
дисциплины
вспомогательные,
способствующие
углублению,
расширению,
уточнению
материала ведущей дисциплины.
На
нем
можно
преодолеть
поверхностное
и
формальное
изучение
вопроса,
расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия
и
законы,
обобщить
материал,
соединить
опыт
учащихся
и
теорию
его
понимания,
систематизировать изученный материал.
Преимущества
многопредметного
интегрированного
урока
перед
традиционным
многопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия
для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на
формирование
более
широкого
синергетического
мышления,
научить
применению
теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и
научных
ситуациях.
Интегрированные
уроки
приближают
процесс
обучения
к
жизни,
натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Что же такое интеграция предметов?
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их
взаимовлияние
и
взаимопроникновение,
а
также
слияние
учебного
материала
двух
дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину
явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока,
его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие
разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и
историю с хореографией, а русский язык с информатикой.
В чём преимущества интегрированных уроков?
Интегрированные
уроки
являются
мощными
стимуляторами
мыслительной
деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи
между предметами и явлениями.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети
более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход
урока побуждает его интерес и стимулирует активность.