Автор: Бисерова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сивинская СОШ"
Населённый пункт: Пермский край с.Сива
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Программа детского отряда "Огнеборец", как образовательная платформа патриотического воспитания детей".
Раздел: начальное образование
IX краевой конкурс инновационных индивидуальных образовательных проектов
модернизации образования «Инновации – 2016»
Проект
«Программа детского отряда «Огнеборец», как образовательная
платформа патриотического воспитания детей».
Номинация: Творческий–долгосрочный проект
Автор, должность: Бисерова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Название ОУ, муниципалитета:
МБОУ «Сивинская СОШ» Сивинский район
Адрес: 617240, Пермский край, Сивинский район,
С.Сива ул. Ленина, д.59
E-mail: Biserova-tatyana@mail
Тел: 89523225336
Аннотация проекта:
Проект направлен на создание условий для развития движения юных пожарных в
школе,
для
системного
обучения
детей
мерам
пожарной
безопасности,
их
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний. Материалы,
разработанные в ходе реализации проекта, могут быть интересны педагогам, воспитателям
ГПД, руководителям кружков, родителям и учащимся.
Актуальность проекта
Проект
посвящен
актуальной
проблеме
-
воспитанию
у
детей
осознанного
отношения
к
себе,
как
к
активному
субъекту
противопожарной
безопасности.
Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная
психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать
что-то
новое,
непосредственность
часто
ставят
их
перед
реальными
опасностями.
Подсчитано:
на
тысячу
пожаров
сто
вспыхивает
по
вине
детей,
которые
становятся
жертвами
своего
незнания
и
легкомыслия.
Число
детей
пострадавших
от
пожара
возрастает
с
каждым
годом.
Это
не
может
не
вызвать
тревогу,
особенно
на
фоне
повышенной пожароопасности в нашем регионе, районе.
Чтобы
сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо
заниматься
вопросами пожарной
безопасности.
Эта
работа
должна
вестись
целенаправленно и систематически. Школе и родителям надо объединить усилия, чтобы
уберечь детей от трагедии.
Проблема проекта
Актуальной и новой задачей, в соответствии с рекомендациями Министерства
Образования Пермского края становится работа по созданию отрядов юных пожарных в
школах.
До
этого
года
в
Сивинской
школе
таких
отрядов
не
было.
Количество
педагогической
литературы
по
противопожарной
безопасности
и
организации
специальных
занятий
с
детьми
тоже
недостаточное,
что
вызывает
определенные
сложности и не способствует улучшению состояния дела в образовательном учреждении.
Вот
почему
возникла
острая
потребность
в
создании
данной
программы,
где
систематизирован необходимый минимум материала по противопожарной безопасности.
Цель:
Создание
условий
для
системного
обучения
детей
мерам
противопожарной
безопасности,
их
профессиональной
ориентации,
пропаганды
пожарно-технических
знаний.
Задачи:
1.
Учить
детей
правилам
поведения
в
экстремальной
ситуации
(набирать
номер
телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, чётко называть
свой адрес);
2.
Систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности,
формировать привычки их соблюдения;
3.
Познакомить со средствами пожаротушения;
4.
Расширить знания детей о профессии пожарного, воспитывать уважение к труду
пожарных;
5.
Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим при
пожаре;
6.
Организовать
распространение
наглядно-изобразительных
тематических
материалов
и
вести
разъяснительную
работу
по
пожарной
безопасности
среди
населения.
7.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности,
коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
1.
Профилактика панического страха перед огнём.
2.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, умение
оказать первую помощь.
3.
Развитие и укрепление гражданско-патриотических чувств.
4.
Знание средств пожаротушения.
5.
Приобретение знаний о профессии пожарного.
6.
Расширение
возможностей
для
позитивной
реализации
школьников
как
условия их индивидуального развития.
7.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
8.
Умение
самостоятельное
вести
разъяснительную
работу
по
пожарной
безопасности среди населения.
Время реализации: 1 сентября 2015г.- 30 июня 2016г.
Участники проекта: учащиеся 4 «в» класса, родители, работники Сивинского отделения
Пермского краевого отделения ООО ВДПО ПЧ №81 ГККУ «23 ОППС по Пермскому
краю», Сивинская ЦРБ, учителя.
Ресурсы проекта:
1.
Кадровые: педагоги МБОУ «Сивинская СОШ» Сивинского района Пермского края,
Сивинское отделение Пермского краевого отделения ООО ВДПО ПЧ №81 ГККУ
«23 ОППС по Пермскому краю», ЦСАПМ.
2.
Временные: практические дни.
3.
Материальные: костюмы, атрибутика,
расходные материалы (бумага, маркеры и
др.), финансовые средства для проведения экскурсии г.Пермь (бензин, транспорт).
4.
Технические: Средства ИКТ.
5.
Информационные: литература и интернет-источники.
Содержание проекта
Теоретическое обоснование
Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье
непременно
произойдет.
Этому
предшествуют
определенные
условия,
причины,
источники. Причиной несчастных, а порой и трагических случаев с огнем обычно служит
наша беспечность или неосторожность окружающих.
Чтобы сохранить здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять
причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой
опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющи -
мися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной
противопожарной
службы,
в
которых
констатировано,
что
основными
причинами
многочисленных
пожаров
по-прежнему
остаются
неосторожное
обращение
с
огнем,
нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть
пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички. Все это приводит к
огромным материальным потерям и человеческим жертвам. Травмы и ожоги различной
степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое
время нуждаются в психологической реабилитации.
Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников
опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых
квалифицированных
действий
и
спасательных
мероприятий
при
пожаре
нередко
предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.
Организация профилактической работы по противопожарной безопасности в
образовательных
учреждениях
требует,
по
свидетельству
и
опыту
педагогов,
дополнительного
внеучебного
времени
и
нуждается
в
проведении
внеклассных
мероприятий в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей перед
каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах
безопасности,
о
причинах
и
последствиях
пожаров,
действиях
при
пожаре.
Чтобы
изменить отношение человека к
этой проблеме, необходимо уже с младше-школьного
возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.
Этапы проектной деятельности
1.Подготовительный этап:
Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.
Содержание деятельности
Сроки
реализации
Ответственный
Убедить
участников
проекта
в
том,
что
с
помощью противопожарной пропаганды число
пожаров и жертв можно уменьшить.
сентябрь
Учителя
Родители
Волантёры (ЦСАПМ).
Организации
Подобрать методическую, научно-популярную
и
х у д о ж е с т в е н н у ю
л и т е р а т у р у ,
иллюстративный
материал,
атрибуты
для
учащихся.
Сентябрь,
Составить план сотрудничества с работниками
пожарной части, Сивинской ЦРБ.
Октябрь
Подобрать
материа л
для
т в о рч е с ко й
деятельности.
Октябрь
Заказать
отличительные
футболки
для
участников проекта.
Октябрь
Составить первичный план мероприятий
Сентябрь
Ожидаемые результаты:
- изучение теоретического материала по проблеме;
-накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности
школьников;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
иллюстрированного материала, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности
по противопожарной тематике;
- создание отряда и подбор для учащихся отличительной атрибутики.
2.Практический этап:
Цель: реализация задач данного проекта.
Содержание деятельности
Сроки
реализации
Ответственный
Игровая деятельность
«Готовность 01»
«Пожарная машина»
Апрель
Январь
Познавательная деятельность
Беседы-обсуждения
« Огонь – друг и враг человека»
« Люди героической профессии»
« Пожарная сигнализация»
«Просмотр мультфильмов»
Экскурсии:
Пожарная часть с.Сива
Сивинская ЦРБ
Встреча со спасателями г.Пермь
В с т р е ч а с
заслуженными
работниками
пожарной охраны.
Ноябрь
Февраль
Январь
Ноябрь
Ноябрь
Март
Июнь
Февраль
Развитие речи
Обучение ролевому диалогу с диспетчером
службы спасения.
декабрь
Конструирование
Создание с помощью всевозможных
конструкторов композиций
« Костюм пожарного»
Январь
Февраль
Исследовательская деятельность
Опыты
« Бенгальские огни»
Практикумы:
«Первая помощь при ожогах»
Декабрь
Март
Изобразительная и продуктивная
деятельность
Конкурс рисунков:
«С огнём шутить нельзя»
«Чтобы не было беды»
Ноябрь
Декабрь
Оформление альбома:
«Правила безопасности для детей»
Оформление стенда:
«Я-огнеборец»
Распространение листовок «Будь осторожен с
пиротехникой в новогодние праздники».
Оформление буклетов для жителей села
Май
Апрель
Декабрь
Май
Физическое развитие
Эстафета « Полоса препятствий».
Тренировочные учения
Апрель
Июнь
Профориентация
Знакомство с профессией пожарного.
Выступление агитбригаты на фестивале
«Хрустальная капель»
Показ спектакля «Злая спичка»
Праздник юного пожарного. Вручение
атрибутов: галстук, удостоверение, значок.
Ноябрь
Апрель
Февраль
Апрель
Ожидаемые результаты:
- Реализация мероприятия по пожарной безопасности с детьми;
-становление готовности детей самостоятельно решать задачи противопожарной
безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
-отработка до автоматизма правил поведения при пожаре.
-углубление знаний о правилах пожарной безопасности, пользования средствами
пожаротушения;
-умение проводить пропаганду среди населения.
3
Аналитический этап:
Цель: выявление уровня успешной реализации проекта.
Содержание деятельности
Сроки
реализации
Ответственный
1.Изготовление
совместно
буклетов
«Огонь-враг»;
2. Изготовление буклетов «Огонь-враг»;
3.
Создание
видео-фильма
«Мы-
юные
пожарные»
4.Отчёт перед родителями (агитбригада).
Май
июнь
Ожидаемые результаты:
- изменение отношения родителей к данной проблеме:
- совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование
привычки их соблюдения;
- обобщение и распространение опыта работы по проекту.
Основные направления работы проекта.
1.
Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае
возникновения
пожара.
Изучение
первичных
средств
пожаротушения
и
ознакомление
с
пожарной
техникой,
пожарно-техническим
оборудованием,
средствами связи.
2.
Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от
детской
шалости
с
огнем
и
пожарно-профилактической
работе
в
школе
с
использованием
технических
средств
пропаганды,
школьных
стенных
газет,
фотомонтажей, боевых листков.
3.
Проведение
занятий
и
соревнований
по
пожарно-прикладному
спорту,
противопожарных
конкурсов,
викторин,
организация
агитбригад,
участие
в
соревнованиях, экскурсиях, рейдах, военно-спортивных играх.
4.
Посещение
выставок,
музеев
и
памятных
мест,
рассказывающих
о
подвигах
пожарных, организация встреч с заслуженными работниками пожарной охраны.
Продукт проектной деятельности:
1.
Изготовление совместно буклетов «Огонь-враг»;
2.
Оформление стенда «С огнём не шути»;
3.
Принятие детей в отряд пожарников, вручение галстуков, значков, удостоверений.
4.
Создание видео-фильма «Мы- юные пожарные»
5.
Отчёт перед родителями (агитбригада).
Список используемой литературы.
1.
Пожарная
безопасность:
конспекты
занятий
и
классных
часов
(игры,
тесты,
практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»). Авторы составители О. В. Павлова, Г.
П. Попона. /Волгоград: Учитель, 2006.
2.
Детская энциклопедия «Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных
ситуациях» № 9/ 2005.
3.
Детская энциклопедия «Помоги себе и другим» №3 / 2006
4.
Детская энциклопедия «01» №8 /2007
5.
Журнал «Чем развлечь гостей» № 7 /2009, №2 /2011. №1 /2012
6.
«Основы медицинских знаний». Авторы В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. М. 2004 г.