Напоминание

"Программа детского отряда "Огнеборец", как образовательная платформа патриотического воспитания детей".


Автор: Бисерова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сивинская СОШ"
Населённый пункт: Пермский край с.Сива
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Программа детского отряда "Огнеборец", как образовательная платформа патриотического воспитания детей".
Раздел: начальное образование





Назад




IX краевой конкурс инновационных индивидуальных образовательных проектов

модернизации образования «Инновации – 2016»

Проект

«Программа детского отряда «Огнеборец», как образовательная

платформа патриотического воспитания детей».

Номинация: Творческий–долгосрочный проект

Автор, должность: Бисерова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

Название ОУ, муниципалитета:

МБОУ «Сивинская СОШ» Сивинский район

Адрес: 617240, Пермский край, Сивинский район,

С.Сива ул. Ленина, д.59

E-mail: Biserova-tatyana@mail

Тел: 89523225336

Аннотация проекта:

Проект направлен на создание условий для развития движения юных пожарных в

школе,

для

системного

обучения

детей

мерам

пожарной

безопасности,

их

профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний. Материалы,

разработанные в ходе реализации проекта, могут быть интересны педагогам, воспитателям

ГПД, руководителям кружков, родителям и учащимся.

Актуальность проекта

Проект

посвящен

актуальной

проблеме

-

воспитанию

у

детей

осознанного

отношения

к

себе,

как

к

активному

субъекту

противопожарной

безопасности.

Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная

психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать

что-то

новое,

непосредственность

часто

ставят

их

перед

реальными

опасностями.

Подсчитано:

на

тысячу

пожаров

сто

вспыхивает

по

вине

детей,

которые

становятся

жертвами

своего

незнания

и

легкомыслия.

Число

детей

пострадавших

от

пожара

возрастает

с

каждым

годом.

Это

не

может

не

вызвать

тревогу,

особенно

на

фоне

повышенной пожароопасности в нашем регионе, районе.

Чтобы

сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо

заниматься

вопросами пожарной

безопасности.

Эта

работа

должна

вестись

целенаправленно и систематически. Школе и родителям надо объединить усилия, чтобы

уберечь детей от трагедии.

Проблема проекта

Актуальной и новой задачей, в соответствии с рекомендациями Министерства

Образования Пермского края становится работа по созданию отрядов юных пожарных в

школах.

До

этого

года

в

Сивинской

школе

таких

отрядов

не

было.

Количество

педагогической

литературы

по

противопожарной

безопасности

и

организации

специальных

занятий

с

детьми

тоже

недостаточное,

что

вызывает

определенные

сложности и не способствует улучшению состояния дела в образовательном учреждении.

Вот

почему

возникла

острая

потребность

в

создании

данной

программы,

где

систематизирован необходимый минимум материала по противопожарной безопасности.

Цель:

Создание

условий

для

системного

обучения

детей

мерам

противопожарной

безопасности,

их

профессиональной

ориентации,

пропаганды

пожарно-технических

знаний.

Задачи:

1.

Учить

детей

правилам

поведения

в

экстремальной

ситуации

(набирать

номер

телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, чётко называть

свой адрес);

2.

Систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности,

формировать привычки их соблюдения;

3.

Познакомить со средствами пожаротушения;

4.

Расширить знания детей о профессии пожарного, воспитывать уважение к труду

пожарных;

5.

Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим при

пожаре;

6.

Организовать

распространение

наглядно-изобразительных

тематических

материалов

и

вести

разъяснительную

работу

по

пожарной

безопасности

среди

населения.

7.

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности,

коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

1.

Профилактика панического страха перед огнём.

2.

Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, умение

оказать первую помощь.

3.

Развитие и укрепление гражданско-патриотических чувств.

4.

Знание средств пожаротушения.

5.

Приобретение знаний о профессии пожарного.

6.

Расширение

возможностей

для

позитивной

реализации

школьников

как

условия их индивидуального развития.

7.

Изменение отношения родителей к данной проблеме.

8.

Умение

самостоятельное

вести

разъяснительную

работу

по

пожарной

безопасности среди населения.

Время реализации: 1 сентября 2015г.- 30 июня 2016г.

Участники проекта: учащиеся 4 «в» класса, родители, работники Сивинского отделения

Пермского краевого отделения ООО ВДПО ПЧ №81 ГККУ «23 ОППС по Пермскому

краю», Сивинская ЦРБ, учителя.

Ресурсы проекта:

1.

Кадровые: педагоги МБОУ «Сивинская СОШ» Сивинского района Пермского края,

Сивинское отделение Пермского краевого отделения ООО ВДПО ПЧ №81 ГККУ

«23 ОППС по Пермскому краю», ЦСАПМ.

2.

Временные: практические дни.

3.

Материальные: костюмы, атрибутика,

расходные материалы (бумага, маркеры и

др.), финансовые средства для проведения экскурсии г.Пермь (бензин, транспорт).

4.

Технические: Средства ИКТ.

5.

Информационные: литература и интернет-источники.

Содержание проекта

Теоретическое обоснование

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье

непременно

произойдет.

Этому

предшествуют

определенные

условия,

причины,

источники. Причиной несчастных, а порой и трагических случаев с огнем обычно служит

наша беспечность или неосторожность окружающих.

Чтобы сохранить здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять

причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой

опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющи -

мися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной

противопожарной

службы,

в

которых

констатировано,

что

основными

причинами

многочисленных

пожаров

по-прежнему

остаются

неосторожное

обращение

с

огнем,

нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть

пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички. Все это приводит к

огромным материальным потерям и человеческим жертвам. Травмы и ожоги различной

степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое

время нуждаются в психологической реабилитации.

Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников

опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых

квалифицированных

действий

и

спасательных

мероприятий

при

пожаре

нередко

предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.

Организация профилактической работы по противопожарной безопасности в

образовательных

учреждениях

требует,

по

свидетельству

и

опыту

педагогов,

дополнительного

внеучебного

времени

и

нуждается

в

проведении

внеклассных

мероприятий в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей перед

каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах

безопасности,

о

причинах

и

последствиях

пожаров,

действиях

при

пожаре.

Чтобы

изменить отношение человека к

этой проблеме, необходимо уже с младше-школьного

возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.

Этапы проектной деятельности

1.Подготовительный этап:

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственный

Убедить

участников

проекта

в

том,

что

с

помощью противопожарной пропаганды число

пожаров и жертв можно уменьшить.

сентябрь

Учителя

Родители

Волантёры (ЦСАПМ).

Организации

Подобрать методическую, научно-популярную

и

х у д о ж е с т в е н н у ю

л и т е р а т у р у ,

иллюстративный

материал,

атрибуты

для

учащихся.

Сентябрь,

Составить план сотрудничества с работниками

пожарной части, Сивинской ЦРБ.

Октябрь

Подобрать

материа л

для

т в о рч е с ко й

деятельности.

Октябрь

Заказать

отличительные

футболки

для

участников проекта.

Октябрь

Составить первичный план мероприятий

Сентябрь

Ожидаемые результаты:

- изучение теоретического материала по проблеме;

-накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности

школьников;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,

иллюстрированного материала, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности

по противопожарной тематике;

- создание отряда и подбор для учащихся отличительной атрибутики.

2.Практический этап:

Цель: реализация задач данного проекта.

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственный

Игровая деятельность

«Готовность 01»

«Пожарная машина»

Апрель

Январь

Познавательная деятельность

Беседы-обсуждения

« Огонь – друг и враг человека»

« Люди героической профессии»

« Пожарная сигнализация»

«Просмотр мультфильмов»

Экскурсии:

Пожарная часть с.Сива

Сивинская ЦРБ

Встреча со спасателями г.Пермь

В с т р е ч а с

заслуженными

работниками

пожарной охраны.

Ноябрь

Февраль

Январь

Ноябрь

Ноябрь

Март

Июнь

Февраль

Развитие речи

Обучение ролевому диалогу с диспетчером

службы спасения.

декабрь

Конструирование

Создание с помощью всевозможных

конструкторов композиций

« Костюм пожарного»

Январь

Февраль

Исследовательская деятельность

Опыты

« Бенгальские огни»

Практикумы:

«Первая помощь при ожогах»

Декабрь

Март

Изобразительная и продуктивная

деятельность

Конкурс рисунков:

«С огнём шутить нельзя»

«Чтобы не было беды»

Ноябрь

Декабрь

Оформление альбома:

«Правила безопасности для детей»

Оформление стенда:

«Я-огнеборец»

Распространение листовок «Будь осторожен с

пиротехникой в новогодние праздники».

Оформление буклетов для жителей села

Май

Апрель

Декабрь

Май

Физическое развитие

Эстафета « Полоса препятствий».

Тренировочные учения

Апрель

Июнь

Профориентация

Знакомство с профессией пожарного.

Выступление агитбригаты на фестивале

«Хрустальная капель»

Показ спектакля «Злая спичка»

Праздник юного пожарного. Вручение

атрибутов: галстук, удостоверение, значок.

Ноябрь

Апрель

Февраль

Апрель

Ожидаемые результаты:

- Реализация мероприятия по пожарной безопасности с детьми;

-становление готовности детей самостоятельно решать задачи противопожарной

безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

-отработка до автоматизма правил поведения при пожаре.

-углубление знаний о правилах пожарной безопасности, пользования средствами

пожаротушения;

-умение проводить пропаганду среди населения.

3

Аналитический этап:

Цель: выявление уровня успешной реализации проекта.

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственный

1.Изготовление

совместно

буклетов

«Огонь-враг»;

2. Изготовление буклетов «Огонь-враг»;

3.

Создание

видео-фильма

«Мы-

юные

пожарные»

4.Отчёт перед родителями (агитбригада).

Май

июнь

Ожидаемые результаты:

- изменение отношения родителей к данной проблеме:

- совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование

привычки их соблюдения;

- обобщение и распространение опыта работы по проекту.

Основные направления работы проекта.

1.

Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае

возникновения

пожара.

Изучение

первичных

средств

пожаротушения

и

ознакомление

с

пожарной

техникой,

пожарно-техническим

оборудованием,

средствами связи.

2.

Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от

детской

шалости

с

огнем

и

пожарно-профилактической

работе

в

школе

с

использованием

технических

средств

пропаганды,

школьных

стенных

газет,

фотомонтажей, боевых листков.

3.

Проведение

занятий

и

соревнований

по

пожарно-прикладному

спорту,

противопожарных

конкурсов,

викторин,

организация

агитбригад,

участие

в

соревнованиях, экскурсиях, рейдах, военно-спортивных играх.

4.

Посещение

выставок,

музеев

и

памятных

мест,

рассказывающих

о

подвигах

пожарных, организация встреч с заслуженными работниками пожарной охраны.

Продукт проектной деятельности:

1.

Изготовление совместно буклетов «Огонь-враг»;

2.

Оформление стенда «С огнём не шути»;

3.

Принятие детей в отряд пожарников, вручение галстуков, значков, удостоверений.

4.

Создание видео-фильма «Мы- юные пожарные»

5.

Отчёт перед родителями (агитбригада).

Список используемой литературы.

1.

Пожарная

безопасность:

конспекты

занятий

и

классных

часов

(игры,

тесты,

практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»). Авторы составители О. В. Павлова, Г.

П. Попона. /Волгоград: Учитель, 2006.

2.

Детская энциклопедия «Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных

ситуациях» № 9/ 2005.

3.

Детская энциклопедия «Помоги себе и другим» №3 / 2006

4.

Детская энциклопедия «01» №8 /2007

5.

Журнал «Чем развлечь гостей» № 7 /2009, №2 /2011. №1 /2012

6.

«Основы медицинских знаний». Авторы В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. М. 2004 г.



В раздел образования