Напоминание

Сюжетно-ролевые игры на раннем этапе обучения


Автор: Лаврушина Любовь Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа 814
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект-пособие для учителя
Тема: Сюжетно-ролевые игры на раннем этапе обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Сюжетно-ролевые

Игры на раннем этапе обучения

Иностранному языку.

Лаврушина Любовь Федоровна

Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются

особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в

особенности. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения

Эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия

решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти

вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если Ребенок

еще будет говорить на иностранном языке? Игра для детей, прежде всего,

увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей. В игре все равны.

Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой

подготовке ученик может стать первый в игре, находчивость и

сообразительность здесь сказывается порой более важным, чем знание

предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости ощущение

посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть

стеснительность, лишающую свободно употреблять в речи слова чужого

языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно

усваивается языковый материал, а вместе с этим возникает чувство

удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Детская игра - понятие широкое.

Это игра по ролям, когда ребенок может представить себя и продавцом,

и покупателем, а также можно поучаствовать и в домашнем спектакле. Это

игра по заранее установленным правилам, а также фонетические игры.

В общем то ситуация — игры- это ситуация реальной жизни.

Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создаёт

атмосферу эмоциональной напряженности.

Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и

жест, мимику. Имеет здесь ярко выраженную целенаправленность и носит

обязательный характер игры, с нашей точки зрения, способствует

выполнению важных методических задач.

Созданию психологической готовности детей в речевое общение.

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения или

языкового материала. Тренировка учащихся в выборе нужного варианта.

На уроках иностранного языка практикуются несколько видов игр.

1)

Грамматические- цель которых научить учащихся употреблению

речевых образцов, содержащих определённые грамматические

трудности.

2)

Лексические – цель отработать новую лексику и закрепить её на

практике.

3)

Фонетические – эти игры способствуют правильной артикуляции

органов речи учащихся при произношении отдельных английских

звуков.

4)

Орфографические – игры, способствующие формированию речевых

навыков, а также аддитивные и речевые.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических

структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят

своим однообразием. Игры помогают сделать скучную работу более

интересной и увлекательной. Так скажем, если игра используется в

качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то

ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может

проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением

уже пройденного материала.

Следует только помнить, что при всей привлекательности и

эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они

утомляют учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Конечно, урок иностранного языка — это не только игра.

Доверительность и непринуждённость общения учителя соучениками,

возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм

располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых

реальных ситуаций. Опыт убедил, что игра способствует развитию

познавательной активности учащихся при изучении иностранного

языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд

(овладение иностранным языком) радостным, творческим и

коллективным.

Посредственный учитель - излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – вдохновляет.

Структура игровой деятельности

1. роли

2. игровые действия, как средства реализации этих ролей

3. игровое употребление предметов

4. реальные отношения между играющими

Игровая деятельность имеет 3 функции

1. тренировочные

2. игры, как средство анализа языковых явлений

3. игры, как средство контроля

Условия игры

1. максимально чётко и кратко объяснить условия

2. выбираем игроков (кол-во, роли)

3. ограничение времени (создание мотива)

4. чётко объяснить условия выигрыша

Лексические игры

Учитель приносит в класс карточки (работа по группам)

An apple a day……..East and West….

Команды располагаются на некотором расстоянии от друга, игра на

скорость Победитель тот, то быстрее соберёт пословицу. Так же можно

использовать карточки на сложение предложения (словосочетание-

предложение-текст) всё сложить в одну линейку-принцип домино Каждая

игра должна выйти в речь.

Наиболее продуктивная форма организации этой игры-составить

рассказ, диалог, сценку с использованием эти предложений.

Вариант игры на тренировку памяти, рекомендуется при изучении темы

«Покупки”/ В этой игре следует обращать внимание на употребление

неопределённого артикля и местоимения some/ В начале игры учитель

говорит” I went to the shop and bought some meat

Kate; I went to the shop and bought some meat, butter and so on возможны

ещё варианты

I went to the Zoo and saw……

I went to the forest and picked some....

Игра с буквами

Правила игры несложны. Ученик называет слово, следующий ученик

должен сказать слово, начиная,, с поладней буквы предыдущего. Например;

map-pen-nose…..

Игра ‘cсъедобное-несъедобное’-тема ‘Еда’ Правила игры-все ребята

садятся в круг, ведущего выбирают с помощью считалки Ведущий кидает мяч

и говорит слова. Дети ловят мяч только тогда, когда слово относится к теме

Какой цвет юбки у Маши?

Эта игра для развития наблюдательности.

Teacher; Kate, come here and do not look at your friends. What colour is

Masha’s skirt.

Kate; It is red and green

Teacher; No, It is yellow Dima, what colour are Masha’s shoes?

Dima; They are black

Teacher; Masha, show us your shoes What colour are they?

Dima: They are grey За каждый правильный ответ даётся одна карточка

Учитель может спросить цвет любого предмета

I have a dog

Учитель вошёл в класс и сказал: “What a nice day is it today”

Andrei: It is a beautiful day

Misha: I It is a happy day

Masha: It is a bright day

Kate: It is a wonderful day and so on

Начинается игра для того, чтобы ученики использовали как можно

больше прилагательных к одному слову. Например: «I have a dog”. Etc За

каждое предложение даётся карточка

Описание предметов

Для проведения игры надо приготовить два набора карточек Один

набор имеет существительные другой набор содержит прилагательные Класс

делится на две команды Одна команда по очереди читает существительные

другая команда читает прилагательные, подходящие по смыслу за быстрый и

правильный ответ команда получает очко

Примерный список:

Day sunny, rainy

Cat little, black

Puppy playful, funny Etc

Игра “Почтальон” Тема-имена и адреса (Mr, Mrs, Miss, Ms street,

house, letter, address)

Условия игры-разделить класс на две группы.

Одна группа стоит напротив сидящей группы

Дать сидящей группе карточки с именами и адресами. Другая группа-

почтальоны с письмами. Им следует найти соответствующий дом

Цель игры; Все почтальоны должны доставить свои письма в

правильные дома

Игра: «Что я сделал?»

На столе учителя стоял стакан с водой.

В тот день учитель вошел в класс, «нечаянно» качнул стол, и … вода

пролилась. “What have I done?” не то воскликнул, не то спросил учитель.

Kate: You have spilt the water.

Учитель был огорчен, взял тряпку, вытер воду и спросил снова: “What

have I done?”

Misha: You have wiped up the water.

Это был наглядный урок употребления Present Perfect и начало новый

игры. Ребята это поняли и ждали, что еще сделает учитель, а он в это время

принялся «удить рыбу». Дернув за «удилище», учитель спросил: “ What have

I done?”

Dima: You have caught a fish.

Принцип этой игры, принцип театрализации, ребятам уже знаком,

поэтому этюды учителя они восприняли как приглашение к игре. Лена стала

мыть посуду - вдруг она «выронила тарелку» и спросила: “What have I done?

Olga: You have broken the plate.

Далее учитель с учениками «видели», как Виктора укусила собака,

Маша разорвала платье, Коля разлил чернила и т. д.

«Что? Почему? Когда?»

Ученики делают уже меньше ошибок во временных формах глагола, но

употребляют их еще недостаточно сознательно. Особенно трудно им дается

различие между временами Present Indefinite и Present Continuous. «Как

создать им «среду», где бы наглядно ощущалась эта разница?» - думал

учитель в поисках очередной игры.

Teacher: Olga. What am I doing?

Olga: Ah, again you are picking flowers.

(Ольга, конечно, вспомнила, как недавно учитель пригласил их всех

«в поле собирать цветы», и готова была снова пойти ему на помощь. Учитель

же, не торопясь, с удовольствием «собирал цветы» и продолжал беседу.)

Teacher: Yes. Again. And why?

Olga: Because you like them.

Teacher: Yes. Very much. And what season is it?

Dima: It is summer.

Teacher: Why do you think it is summer?

Victor: Because flowers grow in summer.

Итак, опять игра, построенная на театрализации. Надо прямо

признаться - играть (изображать действие) и при этом вести параллельно

беседу было очень трудно для учителя. Но трудности окупались результатом:

наглядность убеждала. Вскоре маленькие этюды стали играть сами ученики,

и учителю было легче беседовать с учениками, обращая их внимание на

разницу в употреблении двух временных форм.

Jane is washing.

Teacher: What is Pavel doing?

Victor: He is washing.

Teacher: What time of the day is it?

Katya: It is morning because people always wash in the morning.

Misha: It is morning because Pavel is washing his neck, and we wash our

necks in the morning.

Ann is eating.

Teacher: What is she doing?

Kolya: She is eating.

Teacher: What time of the day is it?

Dima: it is afternoon. She is eating soup and people eat soup in the

afternoon.

Вот темы для этюдов: the pupil is watering flowers, drinking hot tea,

dressing, skiing, playing snowballs, digging a flowerbed, catching fish, sawing

wood, feeding birds, etc.

Фонетические игры

Фонетические игры-упражнения преследуют цели

1. тренировать произношение английских звуков

2. учить учащихся читать стихотворения

Вот несколько примеров речовок, тренирующие звуки

I thought a thought, but the thought I thought was not the thought , I thought

I thought

Звук[b]

Betty Botter bought some butter,

But she said the butter the butter bitter.

If I put it in my batter, it will make my batter bitter.

But a bit of better butter will make my batter better

So ( it was) better Betty Botter bought a bit of better butter

A British builder built a building of brown bricks,

A Bulgarian builder built a building of black bricks,

A Brazilian builder built a building of blue bricks,

But which building will be a bit bad?

Звук [r]

A red lorry rides on a rural road regulary

Игра ‘В ресторане’ What is on the menu?

Baked beans Plum pudding

Peaches and pears Porridge

Pancakes Pasta with peppers

Pumpkin pie Broccoli

Barbecue Pot Pie Bread and butter

Bagel Bits Pizza With Pepperony

Bacon Butty Buns and Buscuits

Pickles Pork Pie

Pastry Poultry

Pineapple Berries

Звуки[h], [p]l

Little brown rabbit went hoppity hop,

Hoppity hop, hoppity hop

Into the garden without any stop,

Hoppity hop, hoppity hop,

He ate for his supper a fresh carrot top,

Hoppity hop, hoppity hop,

Then home went the rabbit without any stop,

Hippity hop, hippity hop

Разучив стихотворение, учащиеся тренируются в произношении этих

звуков,”Hippity hop”,которые передают мягкие прыжки кролика

Игра «Летящий аэроплан»

Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v]

The plane is travelling up in the sky

Vvv-vvv-vvv

Moving so fast, and ever so high,

Vvv-vvv-vvv

Over the land, and over the sea,

Vvv-vvv-vvv,

But we always come back in time for tea,

Vvv-vvv-vvv.

Ребята, играя в самолёт хорошо научились произносить звук[v].

Игра «Моторная лодка»

Оto sa отрабатывается звук[t]

I have a little motor boat,

It turns around the bay,

And when I start my motor boat,

It always seems to say,

Put-put Put-put

Грамматические игры

Игра «Не переживай» Do not worry

Условия игры: Игра в парах, отрабатываем грамматические

структурыAre you(hungry, thirsty)

Yes, I am. No I am not

Делим класс на пары A and B , даём каждой паре набор карточек с

изображением объекта ,,например , таблетки ,напитки и тд. затем дать паре

карточки с изображением чувств, карточки должны лежать лицом вниз на

столе Ученик из группы A берёт карточку с изображением чувств. Ученик из

группы B должен догадаться, спрашивая Are you?

Цель игры-соединить все карточки правильно, например: drink for

thirsty, pills fori ill etc.

Играна отработку конструкции «I like»

Некоторым детям нравится один предмет, а некоторым -другой. А что,

если попробовать использовать это для игры Учитель пишет на доске

1.

I like Literature best of all

2. I like History best of all

3. I like geography best of all

4. I like Mathematics best of all

Учитель обращается к любому ученику и предлагает выбрать одно из

предложений. Класс хочет угадать и задаёт вопросы:

Do you like History best of all?

No, I do not

Do you like Maths

No, I do not

Do you like Geogrphy

Yes, I do

Отгадывающий получает одно очко. Затем следующий ученик выбирает

своё предложение и т д

Игра «Карта мир»

Тема «Cтраны и обычаи»-отрабатываем структуру вопросительного

предложения.

Where does he/she live/?

What does he/she wear?

What does he/she eat

How does he /she travel/

Правила игры: Разделить класс на подгруппы, выбрать водящего для

каждой группы.

Одной подгруппе дать карточки с людьми, перевёрнутыми вниз лицом,

а другой подгруппе дать карты мира.

Водящий берёт карточку, смотрит на неё и не показывает её другим Он

должен сказать” It is a man” or “It is a woman’-дети должны задавать вопросы,

например, What kind of house does he live in? What does he eat? What does he

wear? How does he travel?

Цель игры-отгадать национальность человека на карточке ученик,

который отгадал правильно, берет карточку и помещает её на карту мира.

У Кого больше карточек на карте мира, тот-победитель.

Игра “ Холодильник’

Цель игры; Повторить исчисляемые,несисчисляемые существительные,

а также конструкции A lot of, much, many little, a little few a few

Правила игры; Дети должны сказать-каких продуктов много в

холодильнике,. а каких-мало и что нужно купит

Игра “Поезд-вагон”

Цель игры- отработать отрицательную, утвердительную и

вопросительную конструкции

I |have|not|done|it|yet-делаем перемещение, в зависимости от

конструкции

Игра “ В ладушки” ,игра в парах

Цель игры : повторить неправильные глаголы, например

Do-did-done,come-came-come etc

Игра “ Талантливые мастера”

Правила игры: Делим класс на пары A и B

Дать А карточки с номерами , а В карточки с картинками

А следует положить свои карточки так ,чтобы их было видно

Цель игры:

А должны соотнести свои картинки с номерами В

Для того чтобы сделать это они должны задавать вопросы по поводу

каждой картинки, начиная ‘ Can he fly a plane?,Can he drive?Повторяем

навыки

и возможности.

Пособие для учителя( Из личного опыта),при использовании литературы

.Ф.Стронин. Обучающие игры на уроке английского языка



В раздел образования