Автор: Калиновская Елена Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №14 Населённый пункт: город Арзамас Наименование материала: методическая разработка Тема: классный час "Дорогую добра" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Арзамаса
Классный час на тему «Дорогую добра».
Разработала:
учитель начальных классов
Калиновская Елена Михайловна
г. Арзамас
2014 год
Конспект классного часа для учащихся 4 класса
« Дорогою добра…»
Цели и задачи:
формировать в сознании детей понятие «доброта»;
развивать чувство взаимопомощи,
внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к
природе;
расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Оборудование:
презентация к классному часу,
3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла,
дерево «доброты»
Ход классного часа
Учитель.Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном
качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
(Слайд 1)
А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
Звучит песня «Дорогою добра»
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта.
Первая ученица : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется,
как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё
положительное, хорошее, полезное. (слайд 2).
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Учитель:
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Вторая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель:
В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все
времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать
правильно.
Ребята работают в группах
1 группа
2 группа
На добрый привет -
добрый ответ.
Жизнь дана на -
добрые дела.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3 группа
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
Без добрых дел
нет доброго имени.
Проверим,
что
у
в а с
получилось
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго
имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его
добрые дела»?
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель:
Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла,
вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу
вас помочь мне.
Вспомните, как вы
обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем
боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть
куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы,
которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора?
Почему?
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
Попытаемся сделать вывод : боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её
разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет
очень важное значение в жизни человека. (Слайд ).
3 ученица Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у
него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Учитель:
А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы,
используя
жесты. Если вы согласны с
утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека
ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово … узнаем, откуда берётся зло.
Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт
характера. Зло - это войны и
предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный
обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая
их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и
жестокие. Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.
Демонстрируется клип «Жестокость» (Слайды ).
4 ученица: Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Учитель: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.
Упражнение «Волшебные сады»
Материал: листы бумаги с нераскрашенным изображением сада, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог предлагает детям раскрасить волшебные сады. Сады должны получиться очень красивыми, потому
что в них живут хорошие, добрые и, значит, красивые люди, и им понравится, если сады у них будут веселые,
звонкие, яркие, солнечные, или тихие, загадочные, сказочные, таинственные, мечтательные, нежные, светлые,
ясные – такие, каким бывает волшебство.
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает
от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Первый ученик:Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось. ( ).
Оказывается,
в
нашем
классе
почти
нет
ребят
недружелюбных,
недоброжелательных,
с
которыми
неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им
нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята,
которые
любезны,
нравятся
окружающим,
умеют
общаться
с
людьми.
У
них,
наверное,
много
друзей.
Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.
Ученица:Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми
людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (
Слайды).
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Учитель: Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания?
Давайте поиграем. Мы будем отрывать лепестки и называть доброе дело, которое мы можем с вами
совершить.
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы
пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Учитель:
Дорогие,
ребята!
Дорогие
гости!
В
этот
замечательный
день
я
хочу
пожелать
вам
хорошего
настроения,удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо.