Напоминание

"СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"


Автор: Тихомирова Софья Дмитриевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
Раздел: начальное образование





Назад




СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

В последнее время актуальность сохранения психического здоровья

педагога в образовательном учреждении стала достаточно острой. Пожалуй,

одной

из

самых

серьезных

проблем

современной

школы

является

эмоциональное выгорание педагогов.

Эмоциональное

выгорание определяется

как

синдром,

который

развивается

на

фоне

хронического

стресса

и

ведет

к

истощению

эмоционально-энергетических

и

личностных

ресурсов

человека.

Этот

синдром

считается

одним

из

опасных

вариантов

профессиональных

«деформаций»

и

наблюдается

у

специалистов,

чья

профессия

связана

с

постоянным

общением

с

людьми:

у

педагогов,

врачей,

психологов,

журналистов,

бизнесменов

и

т.д. Известный

американский

психолог

К.

Маслач,

которая

одной

из

первых

начала

исследовать

эту

проблему,

утверждала, что эмоциональное выгорание – это наша плата за сочувствие.

Постоянная высокая эмоциональная вовлеченность в педагогический

процесс,

организационные

моменты,

ежедневная

подготовка

уроков

и

внеклассных мероприятий, проверка тетрадей, беседы с родителями, большая

ответственность,

переживания

за

результат

своей

работы,

общее

перенапряжение организма провоцируют стресс, что, в свою очередь, может

повлечь за собой невротические расстройства различного рода. Зачастую,

эмоциональное

выгорание

наблюдается

у

людей

среднего

и

старшего

возраста.

Наверняка,

подобную

картину

можно

наблюдать

и

в

вашем

коллективе (или даже у Вас самих): у педагога заметно снижается энтузиазм

в работе, появляется негативизм, нарастает усталость, нежелание продолжать

деятельность…

Синдром

профессионального

выгорания

не

возникает

сразу,

он

развивается постепенно, проходя три стадии:

1.

У

педагога

исчезают

положительные

эмоции,

появляется

ощущение «пустоты на душе», повышается тревожность, а в отношении с

коллегами, членами семьи наблюдается стремление к уединению («Не лезьте

ко мне, оставьте меня в покое!»).

2.

Появляются негативная оценка учащихся, зарождается неприязнь

к некоторым из них, вспышки раздражения сдерживаются с трудом.

3.

На третьей стадии человек становится равнодушным ко всему

происходящему, эмоциональное отношение к миру и своей жизни в целом

как бы «уплощается».

В педагогической среде СЭВ имеет ряд причин:

стресс, вызванный большим количеством требований;

неспокойная обстановка на работе

не всегда разумная организация рабочего времени и труда;

невнимание к своему физическому здоровью.

Кроме того, среди основных причин возникновения данного синдрома

можно

выделить

несоответствие

между

требованиями,

которые

предъявляются к педагогу, и его реальными возможностями, непосильность в

решении поставленных задач, которые предъявлялись как администрацией,

так

и

педагогом

к

самому

себе.

Нередко

отсутствие

соответствующего

вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его

труда, ощущается острая несправедливость, что также негативно сказывается

на

эмоциональном

состоянии

профессионала

и

ведет

к

возникновению

синдрома. Профессиональное

выгорание

возникает

в

результате

постоянного

накапливания

отрицательных

эмоций

без

возможности

освобождения от них в виде какой-либо разрядки.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) выступает, в большинстве

случаев,

как

механизм

психологической

защиты

организма

в

ответ

на

психотравмирующие обстоятельства. Как результат – энергетические ресурсы

организма начинают расходоваться экономно: у педагога пропадает блеск в

глазах,

снижается

жажда

деятельности,

он

становится

негативистом

и

циником, впадает в апатию. Кроме того, явление СЭВ достаточно «заразно» в

педагогической среде: циники и пессимисты, находясь в коллективе людей,

которые подвержены такому же стрессу и трудностям педагогической работы,

могут быстро превратить некоторых коллег в целую группу «выгорающих».

Психологическое переутомление педагога быстро приводит не только к

снижению

качества

образовательного

процесса,

но

и

к

ухудшению

эмоционального

состояния

детей.

Именно

поэтому

очень

важно

вовремя

предупредить возникновение данного состояния.

Возникает вопрос, как преодолеть это состояние?

1.

Прежде

всего,

необходимо

понять,

каковы

ваши

настоящие

желания в профессиональной деятельности. Важно найти ответ на вопросы:

«Зачем я работаю?» и «Хочу ли я этим заниматься?». Простой способ – на

листе составить список причин, которые заставляют нас работать.

2.

Попробуйте

сделать

таблицу,

в

которой

нужно

указать

все

«плюсы» и «минусы» работы в образовательной сфере, имеющиеся у вас. Это

очень важно при ответе на вопрос, стоит ли продолжать деятельность, нужно

ли этим заниматься.

3.

Можно составить список того, чем вам нравится заниматься на

работе в убывающей последовательности. Помните, наглядность таблиц и

кратких списков помогает лучше оценить ситуацию.

4.

Одно из важнейших правил: постарайтесь правильно расставить

приоритеты в рабочей деятельности. Чувство ответственности, несомненно,

является положительным качеством человека, но стоит поставить границы

своей ответственности: суперответственность непременно ведет к стрессу. В

рабочей сфере важно соревноваться не с окружающими, а с самим собой, это

является залогом профессионального роста.

5.

Развивайте уверенность в себе.

6.

Начните

заботиться

о

своем

физическом

и

психологическом

здоровье. Займитесь спортом, разработайте систему правильного питания,

нормируйте режим работы и отдыха, боритесь с вредными привычками, в том

числе и с ленью. Посещайте различные курсы повышения квалификации,

тренинги.

7.

Найдите себя еще в чем-то, кроме работы! Делайте то, что вам

нравится: танцуйте, пойте, чаще путешествуйте, устраивайте сюрпризы себе

и близким – иными словами, делайте то, что доставляет вам удовольствие и

радость. Положительные эмоции помогают бороться со стрессами!

8.

Найдите себя в общении с друзьями или коллегами: делитесь

опытом, беседуйте. Такая «группа поддержки» может оказать положительный

эффект.

9.

Иногда стоит отвлекаться от постоянной рабочей серьезности.

Пусть в каждом дне будет что-то спонтанное, дающее выход негативным

эмоциям: сходите на массаж, покривляйтесь перед зеркалом, расстреляйте

свои негативные эмоции в тире, сходите в контактный зоопарк погладить

пушистых

зверушек,

попускайте

вместе

с

детьми

мыльные

пузыри,

вспомните,

как

здорово

кататься

на

велосипеде

и

коньках.

ПОЧАЩЕ

УЛЫБАЙТЕСЬ людям и своему отражению в зеркале.

В

профессиональной

деятельности

нужно

придерживаться

следующих принципов:

Возьмите в привычку планировать свою деятельность: огромное

количество планов приводит к путанице, дезорганизованности.

Стремитесь

к

саморазвитию

как

в

профессиональном,

так

и

личностном плане.

Старайтесь

сосредотачиваться

на

положительных

качествах

окружающих:

хвалите

других

людей,

избегайте

конфликтов

и

критики,

старайтесь мыслить позитивно.

Учитесь прощать.

Позволяйте себе расслабиться.

Чаще хвалите себя: находите возможность хвалить себя в течение

рабочего дня не менее 3–5 раз.

Надеюсь,

выполнение

этих

несложных

рекомендаций

поможет

вам,

уважаемые коллеги, в своей сложной, но очень интересной и насыщенной

деятельности. Работайте в удовольствие.



В раздел образования