Автор: Тихомирова Софья Дмитриевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
Раздел: начальное образование
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
В последнее время актуальность сохранения психического здоровья
педагога в образовательном учреждении стала достаточно острой. Пожалуй,
одной
из
самых
серьезных
проблем
современной
школы
является
эмоциональное выгорание педагогов.
Эмоциональное
выгорание определяется
как
синдром,
который
развивается
на
фоне
хронического
стресса
и
ведет
к
истощению
эмоционально-энергетических
и
личностных
ресурсов
человека.
Этот
синдром
считается
одним
из
опасных
вариантов
профессиональных
«деформаций»
и
наблюдается
у
специалистов,
чья
профессия
связана
с
постоянным
общением
с
людьми:
у
педагогов,
врачей,
психологов,
журналистов,
бизнесменов
и
т.д. Известный
американский
психолог
К.
Маслач,
которая
одной
из
первых
начала
исследовать
эту
проблему,
утверждала, что эмоциональное выгорание – это наша плата за сочувствие.
Постоянная высокая эмоциональная вовлеченность в педагогический
процесс,
организационные
моменты,
ежедневная
подготовка
уроков
и
внеклассных мероприятий, проверка тетрадей, беседы с родителями, большая
ответственность,
переживания
за
результат
своей
работы,
общее
перенапряжение организма провоцируют стресс, что, в свою очередь, может
повлечь за собой невротические расстройства различного рода. Зачастую,
эмоциональное
выгорание
наблюдается
у
людей
среднего
и
старшего
возраста.
Наверняка,
подобную
картину
можно
наблюдать
и
в
вашем
коллективе (или даже у Вас самих): у педагога заметно снижается энтузиазм
в работе, появляется негативизм, нарастает усталость, нежелание продолжать
деятельность…
Синдром
профессионального
выгорания
не
возникает
сразу,
он
развивается постепенно, проходя три стадии:
1.
У
педагога
исчезают
положительные
эмоции,
появляется
ощущение «пустоты на душе», повышается тревожность, а в отношении с
коллегами, членами семьи наблюдается стремление к уединению («Не лезьте
ко мне, оставьте меня в покое!»).
2.
Появляются негативная оценка учащихся, зарождается неприязнь
к некоторым из них, вспышки раздражения сдерживаются с трудом.
3.
На третьей стадии человек становится равнодушным ко всему
происходящему, эмоциональное отношение к миру и своей жизни в целом
как бы «уплощается».
В педагогической среде СЭВ имеет ряд причин:
стресс, вызванный большим количеством требований;
неспокойная обстановка на работе
не всегда разумная организация рабочего времени и труда;
невнимание к своему физическому здоровью.
Кроме того, среди основных причин возникновения данного синдрома
можно
выделить
несоответствие
между
требованиями,
которые
предъявляются к педагогу, и его реальными возможностями, непосильность в
решении поставленных задач, которые предъявлялись как администрацией,
так
и
педагогом
к
самому
себе.
Нередко
отсутствие
соответствующего
вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его
труда, ощущается острая несправедливость, что также негативно сказывается
на
эмоциональном
состоянии
профессионала
и
ведет
к
возникновению
синдрома. Профессиональное
выгорание
возникает
в
результате
постоянного
накапливания
отрицательных
эмоций
без
возможности
освобождения от них в виде какой-либо разрядки.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) выступает, в большинстве
случаев,
как
механизм
психологической
защиты
организма
в
ответ
на
психотравмирующие обстоятельства. Как результат – энергетические ресурсы
организма начинают расходоваться экономно: у педагога пропадает блеск в
глазах,
снижается
жажда
деятельности,
он
становится
негативистом
и
циником, впадает в апатию. Кроме того, явление СЭВ достаточно «заразно» в
педагогической среде: циники и пессимисты, находясь в коллективе людей,
которые подвержены такому же стрессу и трудностям педагогической работы,
могут быстро превратить некоторых коллег в целую группу «выгорающих».
Психологическое переутомление педагога быстро приводит не только к
снижению
качества
образовательного
процесса,
но
и
к
ухудшению
эмоционального
состояния
детей.
Именно
поэтому
очень
важно
вовремя
предупредить возникновение данного состояния.
Возникает вопрос, как преодолеть это состояние?
1.
Прежде
всего,
необходимо
понять,
каковы
ваши
настоящие
желания в профессиональной деятельности. Важно найти ответ на вопросы:
«Зачем я работаю?» и «Хочу ли я этим заниматься?». Простой способ – на
листе составить список причин, которые заставляют нас работать.
2.
Попробуйте
сделать
таблицу,
в
которой
нужно
указать
все
«плюсы» и «минусы» работы в образовательной сфере, имеющиеся у вас. Это
очень важно при ответе на вопрос, стоит ли продолжать деятельность, нужно
ли этим заниматься.
3.
Можно составить список того, чем вам нравится заниматься на
работе в убывающей последовательности. Помните, наглядность таблиц и
кратких списков помогает лучше оценить ситуацию.
4.
Одно из важнейших правил: постарайтесь правильно расставить
приоритеты в рабочей деятельности. Чувство ответственности, несомненно,
является положительным качеством человека, но стоит поставить границы
своей ответственности: суперответственность непременно ведет к стрессу. В
рабочей сфере важно соревноваться не с окружающими, а с самим собой, это
является залогом профессионального роста.
5.
Развивайте уверенность в себе.
6.
Начните
заботиться
о
своем
физическом
и
психологическом
здоровье. Займитесь спортом, разработайте систему правильного питания,
нормируйте режим работы и отдыха, боритесь с вредными привычками, в том
числе и с ленью. Посещайте различные курсы повышения квалификации,
тренинги.
7.
Найдите себя еще в чем-то, кроме работы! Делайте то, что вам
нравится: танцуйте, пойте, чаще путешествуйте, устраивайте сюрпризы себе
и близким – иными словами, делайте то, что доставляет вам удовольствие и
радость. Положительные эмоции помогают бороться со стрессами!
8.
Найдите себя в общении с друзьями или коллегами: делитесь
опытом, беседуйте. Такая «группа поддержки» может оказать положительный
эффект.
9.
Иногда стоит отвлекаться от постоянной рабочей серьезности.
Пусть в каждом дне будет что-то спонтанное, дающее выход негативным
эмоциям: сходите на массаж, покривляйтесь перед зеркалом, расстреляйте
свои негативные эмоции в тире, сходите в контактный зоопарк погладить
пушистых
зверушек,
попускайте
вместе
с
детьми
мыльные
пузыри,
вспомните,
как
здорово
кататься
на
велосипеде
и
коньках.
ПОЧАЩЕ
УЛЫБАЙТЕСЬ людям и своему отражению в зеркале.
В
профессиональной
деятельности
нужно
придерживаться
следующих принципов:
Возьмите в привычку планировать свою деятельность: огромное
количество планов приводит к путанице, дезорганизованности.
Стремитесь
к
саморазвитию
как
в
профессиональном,
так
и
личностном плане.
Старайтесь
сосредотачиваться
на
положительных
качествах
окружающих:
хвалите
других
людей,
избегайте
конфликтов
и
критики,
старайтесь мыслить позитивно.
Учитесь прощать.
Позволяйте себе расслабиться.
Чаще хвалите себя: находите возможность хвалить себя в течение
рабочего дня не менее 3–5 раз.
Надеюсь,
выполнение
этих
несложных
рекомендаций
поможет
вам,
уважаемые коллеги, в своей сложной, но очень интересной и насыщенной
деятельности. Работайте в удовольствие.