Автор: Хаймина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: Оленегорск
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: "Неопределённая форма глагола"
Раздел: начальное образование
Тема урока " Неопределённая форма глагола"
Цель:
• сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;
Задачи, направленные на получение:
Предметных результатов:
• развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте;
• учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой
форме;
• развивать умение определять грамматические признаки глаголов;
• наблюдать роль глаголов в тексте
;
Метапредметных результатов:
• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы.
Познавательные:
• расширение кругозора учащихся;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его
распределять; (Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника,
обеспечивающие формирование функциональной грамотности (навыков работы с
информацией).
Регулятивные:
• самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
• контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные:
• слушать и понимать речь других;
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах;
• учиться работать в паре.
Личностные:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• воспитание положительной мотивации к учению;
• формировать интерес к изучению родного языка;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
I. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Интересный, познавательный,
результативный)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша
помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики? (активные, думающие, внимательные).
II Актуализация опорных знаний
Словарная работа:
Упражнения “Составь новое слово”.
а) Задание: Из каждого слова возьмите первый слог и запишите новое слово:
растение, столица, ягода, ничуть, ещё (расстояние)
одежда, сирень, народ ( осина)
б) нужно составить новое слово, взяв из первого слова первый слог, со второго слова -
второй слог, с третьего - третий слог.
урожай, кочегар, праздник ( ученик)
берёза, шоссе, одежда ( беседа)
в) с каждого слова взять последние слоги
сверху, скакать (сверкать)
лиса, клеймо, полёт (самолёт)
карта, карел, издалека ( тарелка)
-Подчеркните слабую позицию в словах.
Отгадайте ребус: ( товарищ)
-Подберите синоним к слову товарищ
"Составь пословицу" (РАБОТА В ГРУППАХ)
( в каждом слове надо вычеркнуть по одной букве так, чтобы из оставшихся, получился
текст)
НОЖ ВОЛ ГОД ДАР ЛУГ ПАЖ МЕЛ РАЙ АСТРА РОВ ГОЛ НЕТ ЗАЛ БЫТ ВАЛ АЙ
( Нового друга желай, а старого не забывай)
III Целеполагание.
......... на носу ......... баклуши
............. носом ....... мимо ушей.
- Вставьте пропущенные слова.
- Как называются данные высказывания?
- Как вы их понимаете?
- Какой фразеологизм подходит к уроку?.
- Поставьте вопрос к словам, которые вы вставили.
-Что это за часть речи?
-Сформулируйте тему урока. Поставьте цели к уроку.
IV Первичное закрепление.
-Давайте вспомним, что мы уже знаем по теме "Глагол"?
- Для этого я вам предлагаю тест. Ваша задача подчеркнуть всё то, что относится к глаголу.
- Проверка.
V. Проблемное объяснение нового знания. Открытие детьми новых знаний.
Задание: в скобках укажите время глаголов и число.
Поедут в гости (.......... ) Пролил молоко (.......... )
Говорить с другом (........ ) Присел на стул (............. )
Играть в домино (............. ) Улыбается другу (........... )
-Какая проблема?
-Почему у этих глаголов не определили время, число?
-А как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить время и число?
- Где можем узнать о новой форме глагола?
учебник стр. 72
-Прочитайте правило с карандашом. Выделите самые главные моменты.
(начальная форма, неизменяемая, что делать, что сделать?, суффиксы -ть, - ти)
- По -другому неопределенную форму глагола называют начальная форма, инфинитив
- Какое из этих названий вам незнакомо?
- Инфинитив в переводе с латинского означает неопределенный.
Игра "Четвёртый лишний"
думаю, играю, гулять, пою
читал, писал, считал, дружить
рассказал, подмёл, расцвести, подошёл
привезти, принести, отпустил, занести
РТ стр.44 упр.77
-Прочитайте задание.
-Составьте план к упражнению.
Физминутка
( Встать, потянуться, распрямиться, Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.)
буквенная матрица
1
2
3
4
с
ц
н
5
о
и
к
6
р
т
а
- Составьте слово по адресам букв: 1/4, 2/5, 3/4, 2/5 , 2/4, 3/6
- О ком будем читать?
работа с текстом
Приём "Инсерта"
+ я это знал
- не знал
! меня это удивило
1.
Прочитай текст.
Синица.
В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом
поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная
шапочка. Это птица – синица.
Они живут у нас круглый год , не мигрируют.
Синичка питается постоянно, а чувство голода ей и вовсе неизвестно.
Птичка приносит большую пользу, поедает жучков и гусениц, которые грызут
листья на садовых деревьях, портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его
пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её
называют сторожем наших садов.
На Руси, был издан даже указ, который грозил взимать крупный штраф за
убийство этой пернатой.
Существует поверье, согласно которому, если вы увидите синичку возле
кормушки - счастье не за горами.
2. Какой вид текста __________________________________________
3.С какой птицей сравнивает автор синицу?__________________________
4.Заполните таблицу, используя слова текста.
О птице
Какая?
Спинка
Грудка
Головка
5.Какой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.
6. Выпиши глаголы из третьего абзаца, определи время, число
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Найди в тексте глагол в неопределённой форме____________________
VI. Итог урока
-Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?
Рефлексия деятельности
Оцените работу класса, используя глаголы.
-Что нового узнали?
-Какие цели ставили?
Продолжите предложения:
Я узнал(а)…
Я повторил(а)…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…