Автор: Твельнева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Сергиев Посад. Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обобщение знаний об имени существительном"
Раздел: начальное образование
Урок-проект по русскому языку. (3 класс)
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном».
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об имени
существительном и его грамматических признаках
Задачи урока.
1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени
существительном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о
формирование орфографической зоркости.
2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных
процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать,
классифицировать, обобщать, делать выводы.
3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку
деятельности.
4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.
5. Использование здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, документ-камера, листы
с заданиями для групповой работы
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль» (2 мин)
2.Самоопределение к деятельности.
-какое сейчас время года? (зима)
- слово зима –какая часть речи? Перечислите все грамматические признаки
имени существительного.
Какова тема урока? Как вы думаете? (предположения детей)
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени существительном как о части
речи, поговорим о роде, падеже и числе, обобщим все наши знания.)
Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе.
Работать будем в паре. К концу урока создадим зимнюю страничку. На краю
парты лежит лист, положите перед собой, все задания будете выполнять в
нем. Повторим правила работы в паре. В конце каждого задания проверка
через документ-камеру. (Один ученик около компьютера, другой на месте.)
(3 мин)
3.Работа по теме урока.
1 задание. Составьте ассоциограмму к слову зима, используя имена
прилагательные. Проверка через документ-камеру (3 мин)
2 задание. –Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год)
-Кто нас поздравляет на утреннике? (Дед Мороз и Снегурочка)
-составим к слову Снегурочка синквейн.
Проверка через документ-камеру. (6 мин)
3 задание. Письмо пословицы под диктовку.
«По зиме узнавай зверя, а не человека»
-объясните пословицу (варианты ответа)
-определите падеж и число имени существительного. Проверка через
документ-камеру. (4 мин)
4 задание. Письмо по памяти И. Суриков «Зима» (отрывок)
На доске:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
-назовите все известные орфограммы
-напишите по памяти
-определите падеж имени существительного. Проверка через документ-
камеру. (7 мин)
4.Физкультминутка. (2 мин)
«Зимние игры»
Стали дети кататься
(ладони держите горизонтально перед грудью
и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И снегу кувыркаться
(делайте синхронные круговые движения руками
перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой
стрелки).
Захотели в снежки играть
(переложите «снежок» из одной ладони в
другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать
(«слепите» снежок, а затем
понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить
(сымитируйте соответствующие
движения)
—бабу снежную лепить
(снизу вверх двумя руками одновременно
изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой,
средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
5 задание. Какому явлению природы посвящаются строки из 4 задания?
(снегопаду)
-составьте словарную змейку. Проверка через документ-камеру. (2 мин)
6 задание. Напишите сочинение-миниатюру по теме «Зима»
(5 предложений). (8 мин)
-несколько сочинений послушаем в конце урока. Остальные –на уроке
чтения.
Украсьте свою зимнюю страницу. На обратной стороне нарисуйте картину на
тему «Зима». (5 мин)
5. Рефлексия. (2 мин)
-демонстрация своих проектов.
- что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Я узнал…
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
- Выставление отметок
6.Итог урока. (1 мин)
- Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Мне с вами было приятно
работать. Молодцы!