Напоминание

"Использование наглядности и дидактических материалов для повышения мотивации к обучению английского языка в начальной школе"


Автор: Матвеева Мария Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "НОШ №41"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование наглядности и дидактических материалов для повышения мотивации к обучению английского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




М.А. Матвеева

учитель английского языка,

МБОУ «НОШ №41», г. Череповец

Вологодская область

Использование наглядности и дидактических материалов для

повышения мотивации к обучению английского языка в начальной

школе.

Современные

психологи

и

педагоги

едины

в

том,

что

качество

выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от мотивации

ученика.

Именно

мотивация

активизирует

учащихся

и

помогает

достичь

наилучших

результатов.

Проблема

мотивации

возникает

по

каждому

предмету, и как правило, она снижается от класса к классу.

Расценивая мотивацию, как важнейшую пружину процесса овладения

иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в

виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она

определяется

его

собственными

побуждениями,

пристрастиями,

потребностями.

Отсюда

все

трудности

вызова

мотивации

со

стороны.

Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки

и формируя основания.

Вопрос мотивации является достаточно сложным в начальной школе.

На уроках английского языка в начальной школе первоначально создается

общая мотивация – это значение английского языка, его роль в общении с

другими народами. Однако общей мотивации не достаточно для постоянного

поддержания

активности.

Важно,

чтобы

вся

учебная

деятельность

была

мотивированна.

Очень

мотивирует

учеников

манера

учителя

вести

урок,

осуществлять контроль. Для мотивации очень важно, чтобы учитель при

изучении

нового

или

при

контроле

пройденного

материала

подчеркивал

только

позитивные

моменты,

говорил

в

первую

очередь

о

том,

что

получилось.

Основной

целью

обучения

иностранному

языку

в

школе

является

овладение учащимися коммуникативным навыком. Под коммуникативным

навыком подразумевается коммуникативная компетенция – это говорение,

понимание на слух, чтение с пониманием английских текстов, так же письмо.

Речевая

деятельность

неразрывно

связана

с

мотивированностью,

с

потребностью в высказывании. Многие методисты, учителя работают над

проблемой мотивации, над способами мотивировать учащихся на общение.

1

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных способов является

использование

наглядных

средств

обучения,

которые

позволяют

сделать

процесс

речевого

общения

более

интенсивным.

Они

создают

коммуникативную мотивацию и помогают выйти в речь.

Что же такое наглядность? «Наглядность не есть какое-то свойство или

качество объектов. Наглядность есть особенность образов этих объектов,

которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель

простоты

и

понятности

для

данного

человека

того

психического

образа,

который он создает в результате его непосредственного и опосредованного

познания».

Средства наглядности формируют смысловую опору говорения. Это

может быть показанная перед началом работы сюжетная картинка, эпизод

фильма,

рассказ.

Благодаря

такой

опоре

учащемуся

задаются

смысловое

содержание

и

логическая

последовательность

высказывания,

и

от

него

требуется

лишь

оформить

это

смысловое

содержание

известными

ему

языковыми средствами. Такого плана наглядность очень часто встречается в

учебных пособиях по английскому языку. Например, ребятам дается письмо

ученика из Великобритании, где он рассказывает о своем питомце. И в конце

письма он просит учащихся из нашей школы рассказать про их питомцев. С

помощью такой опоры ученикам не трудно построить свое высказывание.

Также важным наглядным средством являются карточки (flash cards).

Это

карточки

с

напечатанными

словами

на

английском

языке,

которые

касаются

определённой

темы.

Такой

наглядный

материал

можно

использовать на любом уроке, с людьми любого возраста, при изучении

любой темы. Такие карточки становятся более эффективными, если на них

даётся

транскрипция

английского

слова

(помогает

учащимся

правильно

прочитать слово). И так же замечательно, если на обратной стороне есть

образ слова в виде картинки. При работе с такими карточками, заметила, что

слова легче запоминаются у ребят, если на картинке есть образ любимого

мультгероя. Поэтому учителю важно быть в курсе того, что нравится ребятам.

Какие мультфильмы они смотрят. Чем они увлекаются. Таким образом, с

помощью flash cards ученики могут запомнить правильное произношение

слова,

написание

слова.

Учитель,

показывая

карточки,

просит

учащихся

повторить это слово несколько раз, а ученик, в свою очередь, невольно

«фотографирует» его глазами, и оно остается в памяти. А картинка к слову

позволяет

избежать

русского

перевода

слова,

избежать

русскую

речь

на

уроке. Flash cards используются на всех уроках, где вводится новая лексика.

Например по темам: Семья, Мое домашнее животное, Любимые виды спорта,

Покупки, Одежда, Продукты и т.д.

2

Благодаря

техническому

прогрессу

у

учителей

есть

возможность

использовать

мультимедию,

создавать

яркие,

интересные

презентации

с

помощью Microsoft

Power

Point.

Такие

презентации

помогают

быстро

и

эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. С помощью

таких

презентаций

очень

удобно

вводить

как

лексический,

так

и

грамматический материал. Например, ребятам очень нравится презентация

при

введении

грамматического

материала:

Множественное

число

имён

существительных. Благодаря красочным картинкам они образно запоминают

предметы-исключения и запоминают правило.

Учащиеся

очень

любят

работать

с

дидактическими

карточками,

которые тоже являются средством наглядности. Например, при изучении

структуры предложения можно использовать карточки со словами, расставив

которые по местам, можно получить то или иное предложение. («Метод

разрезного предложения»)

Большую популярность в последнее время набирает такое средство

наглядности, как «лэпбук». Это тетрадь, в которой с помощью аппликации,

рисунка,

вводится

новая

лексика,

грамматика.

Благодаря

красочному

исполнению, такие лэпбуки повышают мотивацию учащихся, помогают легче

запомнить новый материал. «Лэпбук» предоставляет большое пространство

для фантазии учителя и ученика.

Фантазия

учителя

играет

огромную

роль

в

создании

средств

наглядности.

А

они

в

свою

очередь

несут

большой

мотивационный

потенциал, повышают уровень практического владения языком, помогают

презентовать и закрепить новый материал.

Наглядность

создает

ситуации,

схожие

с

ситуациями

реальной

действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на

языке.

Применение

наглядности

привлекает

внимание

ребенка

на

уроке,

мотивирует его на речь, делает урок интереснее и красочнее, облегчает весь

процесс изучения английского языка.

Литература:

1.

Карпенко

А.В.

Соотношение

наглядности

и

моделирования

в

обучении: Ист. аспект.//Начальная школа плюс до и после/2004 №4.

2.

Колюткин

Ю.Ю.,

Сухобская

Т.С.

Творческая

направленность

деятельности педагога//Сборник трудов/1998

3.

Прокофьева

В.Л.

Наглядно сть

как

средство

с о з д а н и я

коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному

общению//Иностранные языки в школе/1990

3



В раздел образования