Автор: Дубинина Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План воспитательной работы
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г.Пензы
Классный руководитель: Дубинина Н.Б.
Модель воспитательной деятельности учащихся 1-го класса
в рамках внедрения ФГОС
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитательной деятельности обучающихся МОУ СОШ №43 являются
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт),
Концепция
духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников
(далее
—
Концепция),
Программа
развития
Школы,
система
воспитательной работы школы.
В
рамках
перехода
образовательных
учреждений,
реализующих
программы
общего
образования,
на
государственный
образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с
организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не менее 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей
осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться
получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского
образования.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом
внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными
способами
деятельности
(компетенциями)
и
демонстрировать
уровень
их
развития.
Участие
ребенка
в
общешкольных
делах
будет
осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Цель
воспитательной
деятельности:
создание
условий
для
моделирования
и
построения
воспитательной
системы
класса,
направленной
на
развитие
и
раскрытие
индивидуальности
ребенка,
умеющего
жить
в
классном
коллективе
и
строить
со
своими
одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к
внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи кл.руководителя на 2016-2017 учебный год:
1.
Формирование
ученического
коллектива.
2. Осуществлять изучение условий жизни и личности каждого ученика.
3. Выявить слабоуспевающих и часто болеющих учеников, организовать работу по предупреждению неуспеваемости.
4. Привлекать к сотрудничеству школьного психолога.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
6.Развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика, вовлекать ребят в различные формы творческой деятельности.
7.Обеспечивать развитие коммуникативной компетентности как компонента общей культуры человека.
8. Воспитание патриотизма.
9. Создание классных традиций.
10. Проводить различные виды диагностики.
11. Начать организацию классного самоуправления .
Информация о классе
Наш девиз
:
Каждый твой поступок отражается на других людях, помни, что рядом с тобой
человек!
В 1 «Б» классе 29 человек. Из них 13девочек и 16 мальчиков. Большинство детей одного возраста – 2009 года рождения. Жуманезов
Мухамманджон – 2008 года рождения, Мещеряков Артем и Шоназарова Мухлиса -2010 года рождения..
Все дети до школы посещали детский сад, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, но пока ещё
не всегда умеют управлять своим поведением. В классе есть гиперактивные дети. Это – Мещеряков Артем, Сорокин Андрей, Сдобнов
Сергей, Надольская Татьяна, Абрамова Анастасия, Мазурина Полина, Шагалина Ольга.
Нет замкнутых детей, трудно контактирующих с коллективом.
В классе есть дети из многодетных семей: Джаборова Исмигуль(3 детей), Жуманезов Мухамманджон (3 детей), Надольская Татьяна (3
детей), Шоназарова Мухлиса(3 детей) Самохин Макар. Есть дети из малообеспеченных семей: Надольская Татьяна, Самохин Макар,
Сорокин Андрей. В классе 19 семей полных и 10неполных. Дети очень активны, доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг
другу.
Большая часть детей подготовлены к школе. Многие знают буквы, отвечают на поставленные вопросы. У детей присутствуют первичные
вычислительные навыки. Все ученики стараются обсуждать, решать поставленные задачи.
Самоуправление в классе начинает работать со 2 четверти под девизом «Нам солнышко светит, сияет. Учиться и жить помогает».
Обязанности (выборные и сменные):
- ответственный за здоровье и спорт – Крепыш
- за учение – Знайка
- за общение – Добряк
- за досуг – Затейник
- за развитие личностных качеств (уход за комнатными цветами) – Лесовичок
Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающие работу, выбирает командира и
помощника
командира.
Такая
организация
дает
почувствовать
каждому
ребенку
свою
принадлежность
к
коллективу
класса,
учит
самостоятельности и ответственности.
Родительские собрания посещают в основном мамы. За всеми детьми хороший контроль.
Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Планируется провести совместные мероприятия, помогающие
лучше понять друг друга . Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям.
1.
Психолого-педагогическое просвещение.
2.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
3.
Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.
Н е о бход и м о
п р од ол ж ат ь
и зу ч е н и е
о с о бе н н о с т е й
д е т е й ,
и х
с е м е й
и
у с л о в и й
ж и з н и
д л я
п р а в и л ь н о г о
построения
воспитательного
пр о це сс а.
Список класса с поручениями
№
п/п
Ф.И.О.
Дата
рождения
Поручение
Домашний адрес
1
Абрамова Анастасия
20.10.09.
Затейник
2 Ангарский пер.,3-2
2
Алексеева Валерия
07.04.09.
Ул.Тарханова,15-38
3
Аргаткин Ярослав
16.01.09.
Ул.Луговая,45-1
4
Буланкин Данил
20.04.09.
Командир
Ул.Зарубина,21-7
5
Вечкин Павел
31.01.09.
Ул.Фабричная,6-27
6
Денисова Мария
02.03.09.
Добряк
Ул.Фабричная,5-47
7
Джаборова Исмигуль
27.01.09.
Лесовичок
СТ «Восход» уч.6-3
8
Екимов Макар
27.07.09.
Ул.Тарханова,12-2
9
Жуманезов
Мухамманджон
16.12.08.
Затейник
Горбатов пер.,5
10
Копнин Никита
01.04.09.
3 проезд Зарубина,2
11
Мазурина Полина
20.03.09.
Затейник
3Фестивальный
пр.,2-
65
12
Макеева Арина
21.12.09.
Ул.Зарубина,27-23
13
Маркеев Ярослав
04.05.09.
Ул.Стадионная,3-13
14
Махнова Анна
21.06.09.
Знайка
Ул.Серого,22-1
15
Мещеряков Артем
13.03.10.
Ул.Фабричная,2-15
16
Надольская Татьяна
29.09.09.
Ул.Фабричная,11-1
17
Овчинников Андрей
04.08.09.
Крепыш
Ул.Тарханова, 10В-112
18
Осипов Данил
29.08.09.
Ул.3Фестивальный
пр.,2-18
19
Потапчук Кирилл
02.07.09.
Ул.3Фестивальный
пр,5-2
20
Пылаева Дарья
06.01.09.
Ул.Фабричная,7-37
21
Рузанова Варвара
19.11.09.
Лесовичок
Ул.Верещагина,19-2
22
Самохин Макар
16.04.09.
1 Ангарский пер.,26-4
23
Сдобнов Сергей
31.08.09.
Ул.Фабричная,11-89
24
Семенова Вероника
24.09.09.
Ул.Добролюбова,38-1
25
Сорокин Андрей
20.03.09.
Крепыш
Ул.Измайлова,41
а
-2/13
26
Шагалина Ольга
06.03.09.
Знайка
Ул.Фабричная,8-9
27
Шишов Никита
18.03.09.
Лесовичок
Ул.Тарханова,9-7
28
Шоназарова Мухлиса
13.01.10.
Знайка
Ул.Тарханова, 10В-167
29
Ярахмедов Ярахмед
20.09.09.
Ул.Измайлова,21-9
Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
Ежедневно:
1.
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2.
Организация питания учащихся.
3.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1.
Проверка дневников учащихся.
2.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
3.
Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц:
1.Проведение классного мероприятия.
Один раз в четверть:
1.
Оформление классного журнала по итогам четверти.
2.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
3.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1.
Оформление личных дел учащихся.
2.
Анализ и составление плана работы класса.
3.
Статистические данные класса (1 сентября)
Социальный паспорт 1 «Б» класса
Классный руководитель :_Дубинина Н.Б
.
1.Общее количество детей в классе
Кол-во семей 29
Состав семьи:
Количество
семей,
где 1 ребенок (Ф.И.
ребенка)
Количество
семей,
с
2
детьми
Количество семей, 3 детьми
Количество
малообеспеченных
семей
1.Абрамова
Анастасия
2.Алексеева Валерия
3.Буланкин Данил
4.Вечкин Павел
5.Екимов Макар
6.Мазурина Полина
7.Макеева Арина
8.Маркеев Ярослав
9.Махнова Анна
10.Осипов Данил
11.Потапчук Кирилл
12.Рузанова Варвара
13.Сафронова
Анастасия
14.Сорокин Андрей
15.Шишов Никита
16.Денисова Мария
1. Копнин Никита
2.Мещеряков Артем
3.Овчинников Андрей
4.Пылаева Дарья
5.Сдобнов Сергей
6.Семенова Вероника
7.Шагалина Ольга
8.Ярахмедов Ярахмед
9.Аргаткин Ярослав
10.Самохин Макар
1.Джаборова Исмигуль
2.Жуманезов Мухамманджон
3.Надольская Татьяна
4.Шоназарова Мухлиса
1.Надольская
Татьяна
2.Самохин Макар
3.Сорокин Андрей
Тип семьи:
1.
Полных семей (кол-во) - 19
2.
Воспитывающиеся одним отцом -1
3.
Воспитывающиеся одной матерью - 8
4.
Воспитывающиеся матерью-одиночкой – 1
5.
Семьи, где родители-инвалиды – 0
6.
Студенческие семьи - 0
7.
Семьи, получающие пособие по потере кормильца - 1
8.
Многодетные семьи (всего семей ) - 4
9.
Малообеспеченные семьи - 3
10.
Семьи несовершеннолетних родителей - 0
11.
Семьи ликвидаторов Чернобыльской аварии - 0
12.
Дагестан - 1
13.
Переселенцы - 4
Неблагополучные семьи:
1.
Семьи с аморальным поведением - 0
2.
Родители, не занимающиеся воспитанием детей, не содержащие их материально - 0
3.
Семьи, стоящие в ПДН - 0
4.Семьи, стоящие на внутришкольном учете - 0
5.
Родители, страдающие психическими расстройствами - 0
6.
Судимые родители - 0
7.
Семьи безработных родителей - 3
Трудные дети - 0
Дети инвалиды - 0
Опекаемые дети – 0
Список родительского комитета
Состав родительского комитета
№
Фамилия, имя, отчество
Место работы
Телефон
Поручение
1
О в ч и н н и к о в а
Ю л и я
Александровна
Арбитражный суд
Пензенск. Обл.
8-909-320-89-09
Председатель РК
2
Буланкина Елена Сергеевна ООО «Легион»
8-960-323-33-02
Член РК
3
Копнина Ольга
Владимировна
Домохозяйка
8-986-732-41-22
Казначей
4
Представитель в Совет отцов
№
Фамилия, имя, отчество
Место работы
Телефон
Поручение
1
Джаборов Абдушукур
Абдукаримович
ТЦ « Пассаж»
8-937-427-59-29
Завхоз
Представитель в Совет бабушек
№
Фамилия, имя, отчество
Место работы
Телефон
Поручение
1
Макарова Валентина
Борисовна
Пенсионерка
8-963-101-31-15
Работа с родителями
1.
Родительские собрания:
Дата проведения
Основные вопросы
26.08.2016г.
а) ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
б) основные требования к первокласснику
в) организационные вопросы по благоустройству класса.
4 неделя сентября
а) лекторий «Режим дня первоклассника»
б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и
воспитания учащихся 1-го класса
в) организационные вопросы
г) выборы родительского комитета
3 неделя октября
а) лекторий «Адаптация первоклассника»
б) итоги 2 четверти»
в) диагностика «Адаптация»
г) организация осенних каникул.
3 неделя декабря
а) лекторий «Формирование культуры здоровья у ребёнка
».
б) итоги полугодия; итоги диагностики «Адаптация»
в) организация зимних каникул.
3 неделя марта
а) лекторий «Привитие интереса к чтению»
б) итоги 3 четверти»
в) организация весенних каникул
2 неделя мая
а) итоги учебного года;
б)
итоговая
диагностика
«Изучение
удовлетворённости
родителей
работой образовательного учреждения»
б) организация летних каникул.
1.Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.
2.
Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).
3.
Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).
4.
Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.
5.
Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты
Учет посещаемости родительских собраний
Дата проведения
26.08.
21.09
12.10
05.12
23.12
17.03.
26.04.
23.05.
1
Абрамова Анастасия
+
+
-
+
+
+
-
+
2
Алексеева Валерия
+
+
-
+
-
-
+
+
3
Аргаткин Ярослав
+
+
-
+
-
-
-
+
4
Буланкин Данил
+
+
+
+
+
-
-
+
5
Вечкин Павел
+
+
-
+
+
+
+
+
6
Денисова Мария
+
+
+
+
-
+
+
+
7
Джаборова Исмигуль
+
+
-
+
+
-
+
+
8
Екимов Макар
+
+
+
+
+
+
-
+
9
Жумазенов
Мухамманджон
-
-
+
+
-
-
+
+
10
Копнин Никита
+
+
+
+
+
-
-
--
11
Мазурина Полина
+
-
+
+
+
-
+
-
12
Макеева Арина
+
+
-
+
+
+
+
+
13
Маркеев Ярослав
+
+
+
+
+
+
-
+
14
Махнова Анна
+
+
+
+
-
+
-
+
15
Мещеряков Артем
+
+
-
+
+
-
+
-
16
Надольская Татьяна
+
+
-
-
+
+
+
-
17
Овчинников Андрей
+
+
+
+
+
+
+
+
18
Осипов Данил
+
+
+
+
+
+
+
+
19
Потапчук Кирилл
+
+
-
+
+
+
+
+
20
Пылаева Дарья
-
-
-
-
-
-
+
-
21
Рузанова Варвара
+
+
+
+
+
+
+
+
22
Самохин Макар
-
-
+
+
-
-
-
-
23
Тарасова Милана
+
+
+
-
-
+
+
+
24
Сдобнов Сергей
+
-
-
-
+
+
+
+
25
Семенова Вероника
+
-
+
+
+
-
-
+
26
Сорокин Андрей
+
+
+
-
-
-
+
-
27
Шагалина Ольга
+
+
+
+
+
-
+
+
28
Шишов Никита
+
+
-
+
+
+
+
+
29
Шоназарова Мухлиса
+
+
-
+
-
+
+
+
30
Ярахмедов Ярахмед
+
+
+
+
+
+
+
+
Основные направления воспитательной работы
1. Я-ГРАЖДАНИН ( воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека )
Задачи: Формирование
патриотического
сознания,
чувства
верности
своей
Родине.
Приобщение
учащихся
к
традициям и истории Отечества, города, семьи школы, развитие и совершенствование системы нравственного
воспитания.
2. Я И ЗДОРОВЬЕ ( формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)
Задачи: Создание
условий
для
становления
психически
и
физически
здоровой,
социально-адаптированной
личности,
обладающей
нравственными
и
гуманистическими
ориентациями,
формирование
потребности
в
здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.
3. Я И ТРУД (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)
Задачи: Стимулирование
потребности
в
продуктивной
творческой
деятельности
через
непосредственное
знакомство
с
различными
видами
художественной
деятельности,
формирование
творческого
воображения,
любознательности, осуществление эстетического воспитания школьников, воспитание аккуратности, приобщение
к
созданию
уюта
вокруг
себя,создание
атмосферы
радости,
восхищения
в
процессе
коллективно-поисковой
деятельности учащихся.
4. Я-ЧЕЛОВЕК (формирование и развитие нравственных чувств и этического сознания)
Задачи: Развитие
творческих
способностей
у
учащихся,
формирование
потребности
в
общении,
творческой
деятельности и самоорганизации, формирование художественного и эстетического вкуса,духовно-нравственных
качеств
личности,
воспитание
доброты,
чуткости,
сострадания,
заботы
по
отношению
к
другим
людям,
приобщение к православным духовным ценностям.
5. Я И ПРИРОДА (формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде).
Задачи: Формирование
знаний
об
организации
природы
Земли
в
границах
обитания
человека,
воспитывать
внимательное разумное ,бережное отношение к окружающей природе родного края.
Работа с родителями.
З
АДАЧИ
:
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом,
особенностями поведения ребенка в семье.
2. Изучение семей учащихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических
и индивидуальных консультаций и собеседований;
4.Совместное проведение досуга.
Свободное общение
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;
№
Проводимые мероприятия
Соки проведения
1
Взаимодействие с социальным педагогом школы
В течение года
2
Оказание родителям методической помощи в
вопросах воспитания и обучения
3
Участие инициативной группы родителей в
мероприятиях с учащимися класса
в теч.года
4
Посещение на дому
по мере необходимости
в течение года
5
Беседы с учащимися «группы риска» и их
родителями
в течение года
6
Посещение уроков и внеклассных мероприятий
родителями
в течение года
7
Участие родителей класса в ремонте классного
июнь, в теч. года
кабинета, подготовка к новому учебному году,
организации внеклассных мероприятий
8
Диагностические мероприятия
согласно плану ВР и
плану работы с
родителями
9
Родительские собрания
в течение года
1
0
Индивидуальные консультации по вопросам
воспитания, обучения, развития, общения и др.
в течение года
План воспитательной работы
СЕНТЯБРЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
Здравствуй, школа!
Кл.час «Моя малая
родина».
Проект «Моя малая
родина- Пенза».
ПДД. Безопасный
маршрут от дома до
школы.
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
Кл.час «Опрятный
вид школьника».
Музыкальный конкурс
« талант в каждой
семье».
сознания
«Я и труд»:
воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Поделки из
пластилина «Мой
любимый
мультяшный герой»
Конкурс рисунков
«Моя будущая
профессия»
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
День здоровья.
Кл.час «Перемена с
увлечением»
«Мама, папа,я –
спортивная семья»
Кл.час «Профилактика
простудных
заболеваний»
«Я
и
п р и р о д а»:
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
Школьная ярмарка
«Дары осени"
Поделки из
природного материала
ОКТЯБРЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
День учителя.
Обсуждение
нравственных
проблем после
просмотра фильма
«Чук и Гек»
«Я - человек»:
формирование и
Кл.час «С детства
дружбой дорожить
Кл.час «Что такое
«хорошо» и что такое
«Мой папа самый
лучший».
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
учат в школе»
«плохо».
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Выставка рисунков
«Мое настроение»
Генеральная уборка
классной комнаты
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
Действия при ЧС.
Пожар.
Кл.час «Режим дня-
основа жизни
человека»
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
Выставка рисунков
«Волшебница осень».
Экскурсия «Сезонные
изменения в природе»
НОЯБРЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
День народного
единства
День российской
полиции.
Профессия:
полицейский.
Кл.час «Права
ребенка»
«Я - человек»:
Кл.час «Мама-первое
Праздник «мамочка
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
слово,главное слово».
моя».
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Поделки для мам.
День толерантности.
Выполнение коллажа
«Ладошка добра»
(16.11.)
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
«Веселые старты»
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
«Цветы в моем доме»
Кл.час «Путешествие
в страну Добра».
ДЕКАБРЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
День воинской славы.
Нахимовцы. (01.12.)
День героев
Отечества. (09.12.)
Герой в моей семье.
День Конституции
(12.12.)
Кл.час «Наша Родина-
Россия».
«Я - человек»:
Кл.час «Путешествие
Волшебник Дед
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
в сказку».
Мороз
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Волонтеры.
Твори добро.
Мастер класс
«Столовая для птиц»
Мастерская Деда
Мороза
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
Подвижные игры
День чая (15.12.)
Чествование
именинников
Игры на свежем
воздухе
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
Кл.час «Птицы
зимой»
Кормушки для птиц.
Экскурсия «Матушка-
Зима».
ЯНВАРЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
Кл.час «Права и
обязанности
школьника»
Кл.час «Правила
поведения в школе и
на уроке».
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
Старый Новый год.
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Выставка снежинок
Снежные фигуры.
Лепка снеговиков.
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
Кл.час «Здоровое
питание».
Всемирный день снега
(24.01) Игры на
свежем воздухе.
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
Кл.час «Ты береги
нас, береги»
День заповедников и
национальных парков.
Показ презентации.
ФЕВРАЛЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
2 февраля-
Сталинградская битва.
Что значит защитник
Отечества.
обязанностям человека
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
Кл.час «Доброта»
Катание на коньках.
ВСК «Золотая
шайба»
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Поделки для пап.
Выставка Масленицы
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
7.02.-день зимних
видов спорта в России.
Катание на лыжах.
Масленица.
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
Сочинение «Зимняя
сказка»
Последний месяц
зимы. Преобразования
в природе.
МАРТ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения
Кл.час «Символы
государства
Российского»
Кл.час «Мое хочу и
мое надо».
к правам, свободам и
обязанностям человека
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
«Девичьи
посиделки».
21.03.- всемирный
день поэзии.
Конкурс чтецов.
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Подарок маме и
бабушкам.
Кл.час «Путешествие
в мир профессий».
27.03.-Всемирный
день театра.
Лучшая маска.
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
Игры на свежем
воздухе.
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
01.-3.День кошек.
Выставка «Мой
питомец»
Экскурсия
«путешествие
кораблика».
20.03.- День Земли.
АПРЕЛЬ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
гражданственности,
12.04.- День
Космонавтики.
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
Кл.час «Я иду в
гости».
Уроки вежливости.
8.04.-День российской
анимации. Просмотр
мультфильмов.
Кл.час «Уважай своих
товарищей».
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Поделки «Космос»
Кл.час «Путешествие
в мир профессий».
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
1 апреля- День Смеха.
7.04.-Всемирный день
здоровья.
Веселые старты
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
1 апреля-
Международный день
птиц.
19.04.-День
подснежника.
МАЙ
Направления
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Я - гражданин»:
воспитание
1мая- Праздник весны
и труда.
9мая- День Победы!
Мы помним, мы
Кл.час «Мы все
разные».
гражданственности,
патриотизма, уважения
к правам, свободам и
обязанностям человека
гордимся!
«Я - человек»:
формирование и
развитие нравственных
чувств и этического
сознания
Кл.час «Я и моя
семья». (15.05.)
14.05.-День Матери.
18.05.-
Международный день
музеев.
Поход в музей.
«Я и труд»: воспитание
трудолюбия,
творческого отношения
к учению, труду, жизни
Конкурс рисунков
«Моя мамочка»
Итоги первого года
обучения.
«Я и здоровье»:
формирование
ценностного
отношения к здоровью
и здоровому образу
жизни
ОБЖ во время летних
каникул.
Лагерь- полезный
отдых.
« Я
и
п р и р о д а » :
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде.
03.05.-
Международный день
солнца.
12.05.-День эколога
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диагностика в работе с классным коллективом.
Сентябрь. Диагностика № 1 «Рамочка для фотографии
Октябрь. Диагностика «Адаптация»
Ноябрь. Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
Декабрь. Диагностика №2 «Градусник»
Январь. Диагностика №3. «Краски».
Февраль. Диагностика №4. «Фотографии».
Апрель Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
27
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся в 1 классе.
1 класс
Диагностика №1. «Рамочка для фотографии».
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны
быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная
диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы
перенести на обрамление своей фотографии.
Диагностика №2. «Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет
предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку
плохо, тревожно. Такая температура бывает 38,39, 40, 41 градус.(запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет
тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает
слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся
поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту
температуру, которая у них безусловно появится при названии этого предмета. Например: русский язык -39, математика -36,6
т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика №3. «Краски».
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10
кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся- раскрасить кружки,
самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную
окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок
окрашивает предметы в тёмный или вовсе чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое
связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностика №4. «Фотографии».
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить
в роли «фотографов»- сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по
количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой
28
фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то,
в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет
работу.
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность
1
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4
3
2
1
0
2
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
4
3
2
1
0
3
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4
3
2
1
0
4
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
4
3
2
1
0
Бережливость
1
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
4
3
2
1
0
2
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
4
3
2
1
0
3
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
4
3
2
1
0
4
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).
4
3
2
1
0
Дисциплинированность
1
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
4
3
2
1
0
2
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
4
3
2
1
0
29
3
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
4
3
2
1
0
4
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.
4
3
2
1
0
Ответственное отношение к учебе
1
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
4
3
2
1
0
2
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.
4
3
2
1
0
3
Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).
4
3
2
1
0
4
Аккуратен, исполнителен, точен.
4
3
2
1
0
Отношение к общественному труду
1
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
4
3
2
1
0
2
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного
участка, сборе макулатуры).
4
3
2
1
0
3
Выполняю трудовые поручения родителей.
4
3
2
1
0
4
Добросовестно выполняю все поручения.
4
3
2
1
0
Коллективизм, чувство товарищества
1
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4
3
2
1
0
2
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и
общественных организациях.
4
3
2
1
0
3
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения
взрослых.
4
3
2
1
0
4
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих
товарищей.
4
3
2
1
0
Доброта и отзывчивость
30
1
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении
трудностей, возникающих перед ними.
4
3
2
1
0
2
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
4
3
2
1
0
3
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю
младшим .
4
3
2
1
0
4
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
4
3
2
1
0
Честность и справедливость
1
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
4
3
2
1
0
2
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
4
3
2
1
0
3
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища
без его присутствия при разговоре.
4
3
2
1
0
4
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
4
3
2
1
0
Простота и скромность
1
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
4
3
2
1
0
2
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
4
3
2
1
0
3
Иногда люблю похвастаться.
4
3
2
1
0
4
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
4
3
2
1
0
Культурный уровень
1
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
4
3
2
1
0
2
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы
( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные
жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только
4
3
2
1
0
31
современную музыку, эстрадную, но и классическую.
3
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили
грубо, некорректно, нецензурно.
4
3
2
1
0
4
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе
транспорте)
4
3
2
1
0
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
(расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя
предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем
показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень:
32
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими
внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и
гражданская позиция.
Определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора
Назначение и инструкция. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции
группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических
индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В
ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
5. Живу и существую отдельно от нее (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
33
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1)
2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
3. Не вижу никакой разницы (3)
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
6. Не знаю, трудно сказать (1)
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
15 баллов и выше — высокая;
11 — 14 баллов — выше средней;
34
7 — 10 — средняя;
4 — 6 — ниже средней;
4 и ниже — низкая.
Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
2.В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0
5.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0
35
6.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0
7.Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
8.Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
9.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
10.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
11.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
12.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
13.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
14.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
15.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
36
16.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех
ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного
учреждения.
37
Адаптация.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе
проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности
.
Анкета для родителей учащихся 1 класса.
Уважаемые родители первоклассников!
Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И. ребенка_____________________________Класс______
Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к
Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
-
неохотно
-
без особой охоты
-
охотно, с радостью
-
затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
-
не совсем
-
в основном да
-
затрудняюсь ответить
38
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти
признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
-
долго не может заснуть, хотя очень устал
-
внезапно просыпается ночью, плачет
-
разговаривает во сне
-
просыпается с трудом
-
утром сонный и вялый
-
недержание мочи
-
плохой аппетит
-
вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
-
беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
-
стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо
действия
-
наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
-
ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
-
другие
изменения_________________________________________________________________________________________________
__________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
-
да______________________________________________________
-
нет
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
-
встает в ______
-
в школу идет самостоятельно
-
в школу ребенка отводит ______________
-
посещает группу продленного дня с________до_________
39
-
из школы возвращается самостоятельно
-
из школы ребенка забирает______________в___________
-
посещает дополнительные занятия, кружки,
секции____________________________________________________________________________________________________
__________
_________________раз в неделю
-
делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
-
делает уроки дома с_________до__________
-
гуляет с___________до____________
-
смотрит телевизор с__________до___________
-
играет с______________до______________
-
ложится спать в ___________________
-
Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
-
имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
-
иногда
-
довольно часто
-
затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
-
в основном отрицательные впечатления
-
положительных и отрицательных примерно поровну
-
в основном положительные впечатления
8
. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
-
- довольно часто
- бывает, но редко
40
-
такого практически не бывает
-
затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
-
довольно часто
-
бывает, но редко
-
такого практически не бывает
-
затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
-
скорее да, чем нет
-
скорее нет, чем да
-
нет
-
затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________
Анкета для учащихся 1 класса. Адаптация.
Ф. И.__________________________________________________
Анкетирование
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
41
1.Тебе нравится в школе или не очень?
-
не очень
- нравится
-
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-
чаще хочется остаться дома
-
бывает по-разному
-
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно при
ходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел
бы в школу или остался бы дома?
-
не знаю
-
остался бы дома
-
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
-
не нравится
-
бывает по-разному
-
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-
хотел бы
-
не хотел бы
-
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-
не знаю
-
не хотел бы
-
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
-
часто
-
редко
-
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
-
точно не знаю
-
хотел бы
-
не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
-
мало
-
много
42
-
нет друзей
10.Тебе нравится твой класс?
-
нравится
-
не очень
-
не нравится
Анализ анкетирования
25-30
баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных
мотивов,
обладают
стремлением
успешно
выполнять
все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя,
добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с
учебной деятельностью.
19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе
интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им
трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не
справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается
ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое
исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации
дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на
среднем этапе обучения
43
Анкета «Занятость во время каникул»
1.Чем ты будешь заниматься во время весенних каникул?
2.Чем бы ты хотел заниматься?
3.Какие кружки ты посещаешь? Сколько раз в неделю?
4.Какое занятие кружка тебе запомнилось и почему?
5.Какую книгу ты читаешь? (название, автор)
6.Какие кружки хотел бы посещать в следующем учебном году?
7.Сколько времени ты проводишь на свежем воздухе?
8.С кем и где проводишь свободное время?
44
45