Напоминание

Память,которой не будет конца.


Автор: Тарасенко Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская обл. Городищенский р-он. п. Котлубань
Наименование материала: проект
Тема: Память,которой не будет конца.
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Котлубанская СШ»

Проект

«Память, которой не

будет конца…!!!»

Котлубань, 2017г

Выполнили:

Учащиеся 7-11 классов

Отчизна, воля тот горчайший дым,

Что нас разбудит поздно или рано,

Но хоть дай раз заплакать покаянно:

Учитель перед именем твоим…

Введение

Отечество, Родина, Россия…Что произошло с нами, с огромной страной в последние

пятнадцать лет. Почему стало не модным говорить о гражданственности?

Наши современники…они родились в мирное спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы

строить, растить, создавать, любить. Но на их долю выпали, далекие от этих повседневных

человеческих забот и радости, дела. Им пришлось познать и боль потерь товарищей, и

огонь, и порох сражений, видеть разрушение и смерть. Они рисковали своей молодой

жизнью. Для некоторых она заканчивалась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на

перекрестах пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел. Во имя чего? Ответ прост:

они люди долга и чести, до конца верны присяги, которую дали Родине, встав на путь

служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию-защитника,

воина. Так получилось, что мы знаем о героях Великой Отечественно войны. Герои всегда

остаются героями и в сражениях давно забытых дней, и в битвах более близких к нашему

времени. Они существовали всегда, великолепные и яркие примеры русского патриотизма

и патриотизма дружественных народов.

Но патриотизм – емкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и

гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову.

Поступок такого человека влечет за собой не только конкретные действия, но и

положительный пример.

Основой воспитания патриотизма является вовлечение молодежи в разрешение тех

вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.

С этой целью в социальной практике используется один их интенсивных методов – метод

проектирования, осуществляемый во внеурочной деятельности.

I.Актуальность выбранной темы

1. Выбор проблемы

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И не только гламурный стиль моды, идеи

интерьера, заброшенное хобби, литературные пристрастия возвращаются к нам из

далекого и не очень прошлого, заставляют покопаться в старых журналах, залезть в

дальние уголки бабушкиных шкафов, достать с полки задымленный томик стихов

любимого поэта. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками,

проверенные на прочность и необходимость для всех, жизненные ценности: Семья,

Любовь, Природа, Мир, Отечество.

Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание

патриотизма у подрастающего поколения.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином

своей страны.

Сегодня, как никогда, стоит вопрос о патриотическом воспитании школьников, цель

которого – формирование и развитие у учащихся чувства преданности своему Отечеству,

гордости за свою страну и ее народ, утверждение в сознании учащихся патриотических

ценностей, взглядов и убеждений, выработка у них профессионально значимых качеств,

умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях

мирного и военного времени. В рамках всероссийской акции «Я – гражданин России»,

педагог – организатор познакомила учащихся 7 – классов Котлубанской школы со

спецификой работы над проектом. Выяснилось, что у ребят появилось желание

участвовать в проекте. Учащиеся довольно детально проанализировали широкий спектр

вопросов, которые значимы для поселка Котлубань. Каждая группа выступила со своими

предложениями, вопросами, ответами и аргументами.

В нашей школе была создана творческая группа, в которую вошли: учитель истории и

обществознания, педагог – организатор и учащиеся 7-11 классов

Котлубанская школа гордится светлым именем Рубцова Владимира Ивановича, педагога с

«большой буквы», директором школы. Ра бота в школе, воспитание детей – стало его

призванием. Большая ответственность, возлагаемая на директора, выдвигает ряд

требований к его духовному миру – нравственности, интеллекту, волевым качествам.

Первое самое главное и самое важное качество, без которого педагог не может быть

директором, как и не всякий человек может быть педагогом – это глубока любовь к детям

органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность

проникнуть в духовный мир ребенка, понять и почувствовать в каждом из воспитанников

личное индивидуальное.

Эту способность, являющеюся в известном отношении результатом педагогической

культуры, в полной мере можно отнести Рубцову В.И.

В 2003 году ушел из жизни Владимир Иванович. Его до сих пор с благодарностью

вспоминают все, знавшие его лично. А для нынешнего поколения это имя становится

легендой.

Мы, считаем, что память об этом великом человеке должна быть увековечена. По

инициативе педагогического и ученического коллектива муниципальной Котлубанской

средней общеобразовательной шклы было решено открыть на здании школы

мемориальную доску Рубцову Владимиру Ивановичу, участнику ВОВ, кавалеру Ордена

Красной звезды, с 1963 по 1984 – директору Котлубанской школы, «Отличнику народного

просвещения».

- «К вам обращается внук рядового Николаева А. Н., погибшего, защищая вашу деревню

Котлубань…», - так начиналось письмо, пришедшее из Чувашии на адрес школы в ноябре

2007 года. И такие письма с просьбой «найти», «узнать» идут со всех уголков нашей

страны.

Значит, не затихает боль от тех сороковых, военных годов. Хранить эту память о погибших

и ветеранах обязаны и мы, и следующие поколения.

Вот почему мы обращаемся к теме «Учитель в солдатской шинели» и хотим рассказать о

биографии Рубцова Владимира Ивановича, недавно ушедшего из жизни. Его имя известно

каждому в поселке.

«Почему он заслужил уважение земляков?» - задались мы вопросом.

И целью нашего исследования стало воссоздание жизненного пути (пускай обыденного)

подвига Человека, показавшего примера высокой гражданственности, нравственности и

любви к Родине. Особенно это актуально сейчас, когда в обществе потеряны некоторые

нравственные ориентиры.

(например: уважение к опыту старших). Много говорится о возрождении России, но

почему в словах забывается о самых близких.

Мы же, опираясь, в первую очередь, на воспоминания, ставим задачи о накоплении

данных о нашем крае и земляках, чтобы привить любовь кРодин и большой, и малой,

формировать гражданско-правовую ответственность и принципы гуманизма и

нравственности.

В работе нам пришлось систематизировать материал уже имевшейся и собирать новый,

обобщать, составляя основу для дальнейших поисковых работ. Речь пойдет не только о

Рубцове В.И., но и о поселке Котлубань, школе в те далёкие годы.

Особенностью данной работы является то, что мы используем материал из местных

архивных документов, письменных и устных воспоминаний. В ходе исследования

проводится работа по их упорядочиванию, приведению имеющихся материалов в

соответствие.

Мы надеемся, что обобщенный нами материал будет способствовать изучению истории

родного края, патриотическому воспитанию учащихся нашей школы.

Рубцов Владимир Иванович (1924-2003гг)

Директор Котлубанской средней школы (1963-1984гг)

Участник ВОВ, кавалер ордена Красной звезды, «Отличник народного просвещения»

II.Сбор и анализ

информации

1.

Творческие группы учащихся

В начале проекта обсуждался план проведения проекта в школе, затем учащиеся

разделились на группы, это позволило им увидеть сущность данного проекта.

Исследовательский этап организованный нами через критерии оценивания, критерии,

имеющие направляющий характер, позволили нам на любом этапе провести

самооценку и увидеть продвижение к цели. В ходе работы над проектом удалось найти

необходимую информацию к проекту. Коллективное обсуждение результатов изучения

теоретических вопросов и самостоятельных исследований каждой группы позволила

формировать целостное восприятие и усвоение проектного материала.

1 группа:

Шиповалов Александр;

Дмитриева Светлана;

Зубкова Ангелина

проводили социологические исследования среди различных категорий населения по

поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для

жителей и учащихся п. Котлубань.

2 группа:

Давиденко Валерия;

Французова Татьяна

занимались изучением средств массовой информации по данной теме, обсуждали ее,

реакция властей и населения.

3 группа:

Гаджиева Мария;

Сон Надежда

входили во взаимодействие с компетентными специалистами ( родители,

администрация школы)

4 группа:

Бабанина Татьяна

Кобзева Анастасия

занимались с компетентными специалистами

5 группа:

Шпак Глеб

Капарова Анастасия

занимались оформительской работой

6 группа:

Алимов Даниил

Акименко Сергей

занимались сбором пакета документов

7 группа:

Брытченко Алина

Царькова Анастасия

Баклачев Денис

Решетников Никита

ответственные за защиту и презентацию проекта.

2.

Систематизация собранного материала

а) Котлубанская школа до и после войны

Жизнь Котлубанской школы тесно переплетается с историей совхоза Котлубань.

В 1930 году был организован совхоз «75», на землях принадлежавших ранее

Войску Донскому, где выращивали знаменитых донских скакунов. На месте

современного посёлка была построена центральная усадьба, в том числе

школа, ставшая в 1935 году семилетней.

-Учились охотно,- вспоминает старожил Медведев А.Б.,- в свободное

время увлеченно занимались спортом. Играли в футбол на поле между конторой

и почтой. Хорошее было поле и команда сильная (даже в Москву ездили!).

В годы Великой Отечественной войны, в битве за Сталинград, война не

обошла и наш родной посёлок Котлубань. Все здания были разрушены, в том

числе и школа, осталось одна «коробка».

Когда врач был разбит – постепенно возвращалась мирная жизнь в

Котлубань. Март 1943 года, приказ № 1 по совхозу, призывал к труду – документ

был написан на обрывках немецких листовок и хранится в р.п Городище.

Вернулись эвакуированные, восстанавливалось хозяйство. Жили трудно – в

землянках, но уже в 1943 году ребята пошли в школу. Писать было не на чем и

нечем, сидели на лавках, за длинным столом, сразу три класса.

Закончилась война, и возвращались солдаты. Среди прочих прямо из армии

пришёл в школу Ульянов П.П., ставший учителем математике, а потом директором

школы.Длинный, худющий и в военной шинели. Голодным полураздетым детям он

заменял отца, ведь многие из них остались без кормильца. Да и педколлектив был

сплошь женским. Только потом – в 50-60 годы в школе появляются мужчины –

педагоги.

Б) Жизнь устремленная вверх,

И расписался на рейхстаге.

В 1963 году в Котлубанскую школу приехал преподаватель истории – Рубцов Владимир

Иванович с супругой (учителем литературы). За плечами была война, сражение в воздухе,

учеба, целина… Кроме него в эти годы в школе работал фронтовик Мельгунов Н.А. –

участник битвы за Смоленск (написавший работу «История совхоза Котлубань от истоков

до современности»).

Владимир Иванович родился в Суровикино в семье железнодорожника 30 июня 1924 года,

окончив 10 классов, был призван в ряды советской армии. В июне 1943 окончил

краткосрочный курс военного авиационного училища в Астрахани, прибыл на

Воронежский фронт. Участвовал в Курской битве, затем в освобождении Украины,

Молдавии, Польши, Чехословакии. В небе под Берлином совершил последний боевой

вылет на истребители ЯК – 3. Участвовал в 46 воздушных боях, в которых лично сбил 5

фашистских самолетов.

Владимир Иванович рассказывал:

«…Я летал на самолете ЯК – 3. Великолепная машина! У немцев тоже появился новый

самолет «Фокке – Вульф – 190» серьезный противник! Скорость составляла – 660 км/ч,

максимальная высота 10500 м., два пулемета и четыре пушки! Но очень скоро фашисты

стали избегать встреч с нами, хотя были быстрее и могли подняться на высоту не

доступную нашему самолету. С маневренностью ЯК – 3 они не могли сравняться».

Из анкеты Рубцова В.И. за 18.01.83 года:

«Самые памятные события в первых числах февраля 1945 года – в составе группы 12

самолетов ЯК – 3 охраняли переправу через реку Одр. При патрулировании встретились с

25 немецкими бомбардировщиками «Юнкерс – 88» под прикрытием 10 истребителей

«Фокке – Вульф – 190». С ними завязали воздушный бой, и мы заставили немцев

побросать бомбы, где попало, помогли нашим, наземным войскам переправиться. Приэто

сбили 4 «Юнкерса» и 2 «Фоккера», только два наших «Ястребка» получили повреждения,

но вернулись на аэродром. Все участники боя были награждены получили благодарность

командующего фронтом маршала Конева.

Второе памятное событие произошло в Берлине 3 мая 1945 года, я совершил «экскурсию»

по рейхстагу» и расписался на колонне кусочком подобранного деревянного угля. 9 мая в

Берлине на аэродроме самолеты стреляют из всех видов оружия: с четверенных

пулеметов, авиационных пушек».

За участие в ВОВ награжден: орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу»,

медалью «За боевые заслуги», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие

Берлина», «За освобождение Праги», не говоря о юбилейных медалях и ордене

«Отечественной войны».

За участие в ВОВ награжден:

Орденом Красной Звезды;

двумя медалями «За отвагу»,

медалью «За боевые заслуги»;

медалями «За освобождение

Варшавы», «За взятие Берлина»;

«За освобождение Праги»,

не говоря о юбилейных медалях и

ордене «Отечественной войны».

в) Отличник народного просвещения

После войны продолжал службу в авиационных соединениях на Дальнем Востоке,

Курильских островах, Сахалине, Средней Азии. В 1950 году демобилизовался по

состоянию здоровья (контузия). Поступил в Сталинградский педагогический институт, на

исторический факультет. Там встретил ту, с которой пройдут вместе по жизни.

Владимир Иванович Рубцов поступил в Сталинградский педагогический институт, на

исторический факультет.

Из воспоминаний Лилии Степановны Рубцовой:

«Я в 1950 году окончила с отличием педагогическое училище и поступила в

Сталинградский педагогический институт имени Серафимовича на филологический

факультет. Здесь, как говорится, я встретила свою судьбу – Владимира Ивановича. Он

приехал из Суровикино, только что демобилизовался из армии и тоже поступил в наш

институт. Бывший летчик, в гимнастерке, герой в моем понимании. В январе 1954 года мы

поженились».

В июне 1954 года окончили институт и поехали работать на целинные земли

в Старую Полтавку.

«О нас написали в газете «Молодой ленинец». Но приехав в Старую Полтавку, немного

сникли. От донских просторов, донской тёплой чистой воды да в степь. Кругом серая

земля, ни деревца, безводье. Но молодость брала своё, весело, как нигде и никогда.

Работали не жалея сил, школа-дом родной. Днём в школе, вечером в клубе такие концерты

ставили, мест в помещении не хватало, люди из дома несли скамейки, чтобы посмотреть

наши концерты.

Вместо обязательных трёх лет после института, мы проработали там восемь лет, и уежать

не хотелось. Владимир Иванович работал сначала завучем, а потом директором.

Некоторые обстоятельства заставили нас уехать, однако мы не жалеем, и вспоминаем годы

в Старой Полтавке, как лучшие годы в своей жизни».

В 1963 году семья Рубцовых переехала в Котлубань и стали работать в школе. 8 августа

1963 года Рубцов Владимир Иванович был назначен директором Котлубанской школы.

«Котлубанская школа встретила нас далеко не с распростёртыми объятиями: дисциплина

ужасная ,педколлектив подразделён на группировки, склоки, жалобы, за последний год

сменилось три директора. Готовы были бежать обратно, но поддержало РОНО, дали

квартиру в новом доме. Владимир Иванович человек спокойный, терпеливый,

непробиваемый, делал своё дело, не обращая внимания на возню. Постепенно всё

налаживалось… Как-то незаметно Котлубанская школа стала нашей родной,работать

стало интересно, мы видели результаты труда. Наши ученики уходили в жизнь, а мы не

теряли с ними связь, радовались их успехам, переживали их неудачи.

Владимир Иванович отличался прекрасным знанием истории, энциклопедическими

знаниями и казалось, нет предмета, который он нее мог вести. Неожиданно для себя

увлекается биологией. В 1963 году поступает на заочное отделение в Сталинградский

сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Пришкольный участок при

нем стал знаменит на весь Дубовский район. Но ему этого уже мало. Он задумывает и

ставит опыты с учениками на полях совхоза. Совхоз был заинтересован в этой работе, а

сама школа становится участником ВДНХ в Москве и награждается автобусом.

С 1974 по 1984 годы Котлубанская школа гремела не только по району, но и по области.

Работа поискового отряда «Орлята» отмечена во Всесоюзном масштабе, ведется переписка

с родственниками погибших, раскрывается тайна Братской могилы в поселке. Про них

писали в газетах, их показывали по телевизору, директор школы получал награды и

благодарности. На районных и даже областных предметных олимпиадах котлубанцы

занимали призовые места. Этого добивались слаженной работой преподавателей.

-Двойку поставьте карандашом, а после уроков занимайтесь с отстающими учениками,

пока они не поймут материал, - внушал директор, - мы пришли давать знания, а не

наказывать!

Оставались после работы, занимались допоздна и видели результат. Родители сами

интересовались: «Ну как там мой?». Учителя же выезжали в военный городок и в

соседние села на встречу с родителями.

Авторитет педагога был необычайно высок. Тесная связь с администрацией держалась

постоянно. С утра Рубцов В.И. присутствовал на планерке совхоза.

Рубцов помнится не только по фотографиям в альбоме, но остались коллеги и ученики,

которые помнят его и готовы о нем рассказать:

-Справедливый. У него не было любимчиков, или «преследуемых». Если делал замечание,

то за дело, а не за мелочь, - говорит учитель начальных классов Караваева Л.А.,

-требовательный (чувствовалась военная закалка). Ученики – то из разных школ, но

быстро привыкали к общему порядку.

Интернат посещал ежедневно, расспросит, если что – звонит родителям. У нас же учились

из Грачей, Варламово, Кузьмичей, Самофаловки. Владимир Иванович умел подпирать

кадры – поможет советом молодому педагогу, если видит – нет призвания у человека, то

расстается после четырех лет отработки. Урок вел на высочайшем уровне, если был в

командировке, то я шла на урок биологии, думая «Нельзя спускать планку».

- Добрый. Проверки из РОНО тогда приезжали на неделю, а с транспортом туго, вот он и

пускал их в дом как гостеприимный хозяин, - вспоминает учитель начальных классов

Сафьянова В.И., - хороший семьянин.

- Интеллигент. С учителями, техперсоналом, учениками на «Вы», - говорит бывшая

ученица Утебекова Ф.Т., - умничка, эрудит, а как его слушали! Станет возле первой парты

и рассказывает о войне, подвигах (не своих) и о самолетах... Помнится, мел не выпускал

из пальцев, забудется, пригладит встрепавшие черные кудри на висках, и они становятся

белыми.

г) При жизни легенда.

В 1984 году Рубцов В.И. ушел на пенсию, но еще два года проработал в школе. Это

кажется символичным, потому что это было время расцвета не только школы, но и самого

поселка Котлубань.

К боевым наградам Владимира Ивановича добавились «За доблестный труд в

ознаменовании столетия со дня рождения В.И. Ленина», в 1971 году орден «Трудового

Красного Знамени» за успехи в организации народного образования, знак «Отличник

народного просвещения» в 1970 году.

Казалось, можно отдохнуть, но он приходит в школу, выступает перед учениками, да и

коллеги идут в гостеприимный дом Рубцовых за советом. Бывшие воспитанники в поле их

зрения, да и они всегда навещают любимых преподавателей. Подрастают внуки, но

здоровье все чаще дает о себе знать. Страстный книгочей – он стремительно теряет

зрение, но по телевизору обязательно смотрит новости. Ведь в стране творится такое!

Соседи интересуются мнением Владимира Ивановича на счет «перестройки». А еще

Рубцов почитатель Мичурина – прививает груши, виноград. Но стали подводить и ноги.

В июле 2003 года Рубцова Владимира Ивановича е стало. Проститься с ним пришли не

только все жители поселка, но и из окрестных городов бывшего Союза. Ехали, узнав по

телефонному звонку, телеграмме.

Рубцова В.И. до сих пор с благодарностью вспоминают все знавшие его, а для нынешнего

поколения это имя становится уже легендой.

По инициативе педагогического и ученического коллективов муниципальной

Котлубанской средней общеобразовательной школы было решено открыть на

здании школы мемориальную доску Рубцову Владимиру Ивановичу,

участнику ВОВ, кавалеру Ордена Красной звезды, - директору Котлубанской

школы, «Отличнику народного просвещения».

III. Программа действий

1.

Схема программы действий

Работа с

материалами

школьной

библиотеки

Анкетирование

среди учащихся и

социальное

исследование среди

населения

Урок

мужества

«Сталинград.

200 дней и

ночей»

(9-10 классы)

Классный час

на тему:

«Этих дней не

смолкнет

слава» (1-4

классы)

Систематизация

собранного

материала по

проекту «Память,

которой не будет

конца…»

Организовали встречу с

членами Совета ветеранов п.

Котлубань (Сумич З.Ф.,

Грибова Л.Н., Канов В.С.,

Винокурва М.П., Белибоу

В.Н.)

Работали с фондом

Котлубанской поселковой

библиотеки

Посетили супругу

Рубцову Лилию

Степановну.

Внеклассные мероприятия

А). Урок Мужества

«Сталинград.

200 дней и ночей»

Ведущий

Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во

многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего народа не померкнет в веках.

1 чтец

Что делали?

ПРОЕКТ

«Память, которой не будет конца…»

Куда обращались за помощью?

В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда»

2 чтец

Я её бережно достал,

И что-то сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было.

Ведущий

17 июля началась величайшая битва Второй мировой войны – битва за Сталинград.

В ней участвовало до полутора миллиона человек, более 25 тысяч самолётов.

Немцы стремились любой ценой взять Сталинград – важный транспортный узел и

центр военной промышленности.

Гитлер говорил: «Судьбе было угодно, чтобы я одержал решающую победу в

городе, носящее имя самого Сталина».

Советское

правительство

принимало

все

меры,

чтобы

сорвать

немецкое

наступление. Со всех сторон нашей страны шли сюда эшелоны с боевой техникой,

боеприпасами, продовольствием.

1-й ученик

Те, кто защищал Сталинград, были героями. Один из них – моряк-пехотинец

Василий Потапов.

Больше роты пехоты при поддержке артиллерии бросил враг против 10 моряков.

Огонь наших воинов был меток, они отражали одну атаку за другой.

Потапова ранило, но он не покидал поле боя. И вот в боевом строю осталось 2

человека. Потапов вместе с товарищем в течении 8 часов сдерживали натиск противника,

уничтожили 70 фашистов. Когда немцы сочли, что с группой русских покончено, ранений

Потапов незаметно подполз к их пулемёту и забросал его гранатами. Тут фашистская пуля

настигла смельчака.

2-й ученик

В августе 1942 года 33 советских воина оказались на пути 70 танков и батальона

пехоты. Советские солдаты смело вступили в неравный бой. Враг потерял 29 танков и до

150 солдат.

3-й ученик

23 августа немецкая авиация совершила налёт на Сталинград. Тысячи жителей

города погибли под бомбами и в огне пожаров. Город застилал чёрный дым.

1-й чтец

Где был когда-то Сталинград,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой зловонный смрад,

И трупы на полях лежали.

2-й чтец

Нет, мы не грелись у костров,

В мороз и стужу замерзали.

И, расчесавши тело в кровь,

Мы вошь из складок выгребали.

3-й чтец

Вгрызлись в землю, как могли.

Надёжней место не искали.

«За Волгой нет для нас земли», –

Как клятву часто повторяли.

Ведущий

В сентябре 1942 года начались бои на улицах города. Они не затихали ни днём, ни

ночью. Каждому советскому солдату ставилась цель: тебе поручено защищать вот этот

дом, ты защищаешь великую Россию. И от того, устоишь ты или нет, зависит судьба

Родины.

Сержант Яков Федотович Павлов с группой солдат немногим более 20 человек 58

суток защищали четырёхэтажный дом на площади 9

Января. Гитлеровцы непрерывно

атаковали эту «крепость». «Дом Павлова» оставался неприступным. В сводках Паулюса

этот

дом

отмечался

как

мощный

оборонительный

узел

с

сильным

гарнизоном

и

подземными ходами. Невдомёк было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая

группа солдат. (Иллюстрации)

1-й чтец

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!».

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

2-й чтец

Танк на него надвигался рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой грозил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

3-й чтец

Смерть подступила к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапёр –

Он не сошёл с ума.

Что ему пламя геенны, ад?

Он защищал Сталинград.

4-й чтец

Просто солдат, лейтенант, генерал

Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирал металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.

Ведущий

Не сумев захватить город, немцы решили отсидеться за своими укреплениями и

сохранить за собой захваченную территорию. Советская армия вела подготовку к зимнему

наступлению.

В ночь на 19 ноября 1942 года войскам Красной армии был объявлен приказ о

переходе в контрнаступление.

1-й чтец

И, наконец, тот день настал,

Который должен был свершиться.

Собрался с силой исполин,

И, вспомнив доблесть вековую,

Народ поднялся как один

На смертный бой за Русь святую.

2-й чтец

Загрохотало всё кругом,

Пошли вперёд наши солдаты,

Пока не пробил час расплаты.

Ведущий

Загрохотали

тысячи

пушек.

Огневой

налёт

причинил

врагу

тяжёлые

потери,

нарушил его оборону.

23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе

города Калач. В окружении оказались 330 тысяч вражеских солдат и офицеров. Гитлер

приказал окружённым войскам не сдаваться и ждать помощи. Два месяца томились немцы

в гигантском котле окружения. Их косили и голод и холод. Советские зенитчики сбивали

фашистские самолёты, пытавшиеся доставить окружённым войскам продовольствие и

боеприпасы.

3-й чтец

Наш меч сурово покарал

Фашистов в собственной берлоге

И путь к прозренью показал

Для тех, кто сбился на дороге.

Ведущий

9

января

1943

года

был

отдан

приказ

о

наступлении.

Ликвидация

немецко-

фашистских войск находившихся в окружении, была поручена воинам Донского фронта.

25 января они ворвались в Сталинград с запада, а к вечеру 26 января соединились в

районе Мамаева кургана с частями 62-й армии.

31

января

капитулировала

южная

группировка

немецких

войск

во

главе

с

фельдмаршалом Паулюсом.

Фашисты не смогли взять Сталинград. Они твердили о том, что Сталинград – это

сильнейшая крепость России. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город:

дама, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров

ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – вот она, неприступная

крепость; вот они, неодолимые рубежи». Мужество наших солдат – вот о какие стены

сломали в Сталинграде фашисты стены.

3-й чтец

На Волге возродился град

Еще прекрасней и чудесней.

Для нас он – он прежний Сталинград.

Его не вычеркнешь из песни.

Там, на Мамаевом кургане,

Вознёсся ввысь мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал.

4-й чтец

Чтоб мир надолго сохранить,

Чтоб сердце болью не щемило,

Народ, умевший победить,

Обязан помнить всё, как было.

Пусть будет счастлив наш народ,

Пусть жизни радуются дети,

Но строго помнят наперёд –

Они теперь за всё в ответе.

Ведущий.

За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров удостоены звания

Героя Советского союза, Орденом Ленина награждено 5 военных соединений. Орденом

красного Знамени – 55 воинских частей; Не вернулись из боёв под Сталинградом около 1

миллиона наших солдат.

Вечная память героям Сталинграда!

(Песня «На Мамаевом кургане Тишина»).

Б). Классный час

Цель:

Показать

мужество

русских

солдат

и

жестокость

войны,

развивать

чувство

патриотизма.

Оформление и оборудование: магнитофон с песнями, военных лет, плакаты, газета,

документальный фильм, свечи.

Ход мероприятия.

1. уч-ся:

Русский марш

Лег над пропастью русский путь.

И срывается в бездну даль.

Русский русского не забудь.

Русский русского не предай.

Не ступили бы мы за край,

Да подталкивают враги.

Русский русского выручай.

Русский русскому помоги.

2. уч-ся:

Грелась тьма у моих костров.

Никого кормить не берусь.

Но, вставая из тьмы веков,

Русской силой держалась Русь.

Отслужила свое хлеб-соль.

Мир не стоит нашей любви.

Русский русскому, как пароль,

Имя нации назови.

3. уч-ся:

Перешел в набат благовест.

И нельзя избежать борьбы.

Могут вынести русский крест

Только наши с тобой гробы.

Русским духом, народ, крепись

У последней своей черты.

Русский русскому поклонись.

Русский русского защити.

Душу русскую сохрани.

Землю русскую сбереги.

В окаянные эти дни

Русский русскому помоги.

Мастер п/о: Мы думали, что Великая Отечественная война будет последней в нашей

жизни. И вот – сначала Афган, потом - Чечня. Почему совсем недавно, говоря о

трагедии в Косове, Югославии, наши правители все свои выступления заканчивали:

“Добиваться мира только путем переговоров”.

Что изменилось? Почему мы уже привыкли не содрогаться от слов диктора на

телевидении: “Погибло столько – то… Ранено столько – то…тяжело столько – то…

Пропало без вести… Зачистка… Уничтожено…” Почему все забыто? Почему

продолжается бойня, которую бывший президент назвал ошибкой?

Ученик:

Высоко, высоко над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

“Боевым награждается орденом”

Это значит, что где – то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят

И что в этой борьбе как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет,

Охраняя все то, чем мы так дорожим,

Он ведет этот правильный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

“Боевым награждается орденом”…

Мастер п/о: Я расскажу немного о нашем Абаканском парне. Логинов Роман

Александрович 1980 года рождения, в вооруженные силы призван в мае 1998 года,

сержант запаса, командир отделения. С 14 октября 1999 года по 9 февраля 2000 года

проходил воинскую службу в объединенной группировке федеральных войск на

Северном Кавказе.

Как рассказывал Роман, это был его последний бой, 9 января 2000 года. Подразделение,

где служил Роман Логинов, охраняло мост под Аргуном. Сводному отделению из 10

человек, в которое Роман отобрал самых лучших и надежных ребят, была поставлена

боевая задача: на танке и БМП выдвинуться на помощь, окруженному сводному отряду

ОМОНа. По пути следования один танк был подбит и возвратился назад. БМП тоже

подбили. Роман вытащил механика из люка, но бандитская автоматная очередь

оборвала ему жизнь. Пули неслись со всех сторон. Сам Роман получил пулевое и

осколочное ранение в левый бок и спину. Достав последнюю гранату, приготовился к

встречи с врагом. Враги уже шли в их направлении, добивая его ребят. За несколько

десятков шагов подъехал джип, сели в него и уехали. Со всего отделения в живых

осталось еще один солдат. Увидев Романа, он закричал от боли и пережитого. Его

сильно ранило, - Руслан все будет хорошо! – успокаивал друга Роман. Мы выйдем к

своим, я тебя вынесу, все будет хорошо. Дождавшись темноты, Роман пополз к своим.

Где – то невдалеке ходили враги. Вынув чеку гранаты и зажав ее в руке, обессиленный

от потери крови, он упорно полз в нужном направлении. Когда его подобрали, долго не

могли вытащить зажатую на мертво в руке гранату. А потом – вертолет, госпиталь и

операции.

Беседа с войнами: Рассказ участников боевых действий в горячих точках.

Беседа с Афганским воином – Синельниковым Геннадием Григорьевичем.

Вопросы задавали учащиеся – 1. Трудно ли служить в таких точках. 2. Страшно ли Вам

было.

Видео о службе в горячих точках.

Зажгли свечу:

Мастер п/о: Давайте почтим память погибшим в локальных войнах минутой молчания.

Ученик:

Мир!

Это слово, как набат,

Планету нашу будет.

Пусть пламенев войны объят

Мир никогда не будет.

Земля к тебе взывает, человек,

Чтоб ты ее от бури атомной сберег.

И величавую красу ее лесов и рек

Ты для потомков сохранить помог.

Ученик:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердце жар и мыслей красоту,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Мастер п/о: Что испытывает мать, потерявшая сына? Не говоря уже об отце. “Родив

сына, мать должна осознавать, что родила мужчину, защитника. На нем мужской долг,

он гражданин Республике, Страны”.

Не каким денежным содержанием, никакими наградами не восполнить матери потерю

сына. Ведь она – то скорее думала о будущем своего единственного ребенка, связывала

и свое счастье с внуками.

Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату!!!

Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, нельзя забыть его радостный смех и маханье

рукой. Он заботился, работал, помогал, как ей жить без него? Кто вернет ей сына, кто

ответит за его смерть – НИКТО.

Мужчина должен обладать очень большой силой воли. Ведь изначально заложено, что

мужчина – это защита и опора семьи и близких.

Чтобы стать мужчиной,

Мало им родиться

Чтобы стать железом,

Мало быть рудой,

Ты должен перевоплотиться,

Разбиться

И, как руда,

Пожертвовать собой.

Ученица:

На всех часах Вы можете прочесть

Слова простые истины глубокой:

Теряя время, мы теряем честь,

А совесть остается после срока.

Она живет в душе не по часам,

Раскаянье всегда приходит поздно.

А честь на час указывает нам

Протянутой рукою – стрелкой грозной:

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте краткий этот час,

Пускай, как стрелки в полдень, будет вместе

Веленье Вашей совести и чести.

Мастер п/о: А сейчас по одному слову о классном часе.

Литература

1.

«Энциклопедия. Сталинградская битва» Волгоград 2007г.

2.

«Сталинградская эпопея» Москва 2003г.

3.

Ю. Беледин «Не последнее слово сое и ваше» Волгоград 2003г.

4.

И. Щербина «Ветераны и следопыты 80 грвардейской стрелковой дивизии после

войны Минск 2005г.

5.

В. Чекин «В огне Сталинграда» Жданов 1963г.

6.

Воронова Е.А. «Воспитать патриота», 2008г

7.

Гальцева Е.А. «Не даром помнит вся Россия», 2008г



В раздел образования