Напоминание

"Деревья и кустарники родного края"


Автор: Шестакова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Горковская СОШ
Населённый пункт: п. Красная Верхнетоемского района Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деревья и кустарники родного края"
Раздел: начальное образование





Назад




Учебный предмет: окружающий мир.

Тема: « Деревья и кустарники родного края».

Класс: 2.

УМК : «Школа России».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с деревьями и кустарниками лесов родного края; научить распознавать эти растения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе;

- формирование адекватной самооценки;

-повторение правил поведения в природе;

Метапредметные:

-определение характера взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на

природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со

сверстниками;

- Предметные:

-научатся различать деревья и кустарники ;

-определять различные виды деревьев и кустарников по силуэту, плодам;

-называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момен.

Постановка темы

и цели урока.

Здравствуйте ,ребята! Садитесь.

-Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно « почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в

норах,

« Кто» ищет в кустах притаившийся

шорох.

Сидит « отчего» на зеленом листке,

« Куда» полетело верхом на жуке,

« Зачем» в след за ящеркой влезло на

пень….

Приветствие детей.

Читает стихотворение.

Приветствуют

учителя.

Слушают

Проведение

экскурсии.

Актуализация

знаний.

Вопрос за вопросом , и так – целый день.

Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на

экскурсию в лес и в парк. Увидим там

много интересного! Но мы ребята пойдем

сегодня с вами не просто на экскурсию, а

в гости к природе.

- Кто знает, как надо вести себя в лесу?

- Молодцы! И давайте вспомним, как надо

вести себя на улице, пока мы будем

продвигаться до места экскурсии?

- Ребята, обратите внимание, как красив наш

русский лес!! Какие красивые деревья и

кустарники нас окружают. А как прекрасно

пахнет свежестью , Давайте посмотрим

вдаль. . Прислушаемся к шороху листьев, к

пению птиц. И это все наша природа!

Которую мы должны беречь и любить.

Задает вопрос.

По мере приближения к

лесу учитель обращает

внимание детей на

красоту природы ,

пейзажа.

Вспоминают правила.

( нельзя кричать,

бегать, ломать

ветки деревьев,

разорять птичьи

гнезда,

муравейники ,

нельзя громко

разговаривать на

улице, перекрикивать

друг друга, слушать

учителя)

. В лесу дети

прислушиваются к

лесному шороху, к

шелесту листьев, к

пению птиц).

- А кто знает, для чего нам нужен лес?

Сможем ли мы прожить без леса? Легко ли

нам будет? Почему? Кому, кроме человека,

будет очень плохо, если вырубить весь лес?

-Конечно, ребята! Лес играет огромную роль

как в жизни человека так и в жизни

животных. Из леса, с помощью переработки,

человек получает бумагу, которая нам

необходима. В лесу мы собираем ягоды,

грибы. В лесу растет много лекарственных

трав, которые собирает человек для себя. А

для животных лес-это дом! И без леса ни

звери, ни птицы просто не смогут жить. Не

смогут разводить потомство, им нечем будет

питаться. Животные без леса просто

погибнут.

-Какие из деревьев, растущих вокруг , вы

знаете?

- Рассмотрите березу вблизи. Как вы узнали,

что это береза?

-Сорвите листок березы и рассмотрите его.

После короткого

отдыха учитель

проводит небольшую

беседу о значении леса

в природе).

Задает вопросы.

Слушают.

( лес дает нам

пищу;где много леса

там легче дышится,

свежий воздух; очень

плохо без леса

придется животным.

Они не смогут жить

без леса. В лесу

животные кормятся,

делают себе домики,

выводят потомство.)

Отвечают. ( ель,

сосна, береза,

черемуха).

Отвечают. ( по

стволу дерева, по

листьям).

Срывают листок.

Отвечают на вопросы.

Какой он формы? Что вы заметили на его

краях?

-Какие ветки у березы?

-Встаньте под березой и посмотрите наверх.

Что вы видите сквозь листья?

-А теперь посмотрите вниз и скажите, что вы

видите на земле под березой?

-А теперь давайте встанем под липу и тоже

посмотрим наверх. Что вы видите?

-А что вы видите на земле под липой?

-А почему их мало?

- Ребята, давайте сделаем вывод.

-Ребята, давайте пройдем в лес, где растет

много елей . Что вы заметили, заходя в

еловый лес?

-Правильно, ели дают много тени и поэтому

под елями бедная растительность.

- Ребята, посмотрите на осину и скажите,

Дает задание.

Просит учащихся сделать

вывод.

Задает вопрос.

Учитель знакомит

Выполняют задания.

Отвечают на вопрос.

(небо)

-Растет много

травянистых растений.

-Неба почти не видно.

- Травянистых

растений очень мало.

Сюда проникает мало

света.

Делают вывод.

(для каждого

растения нужен

свет.)

Отвечают на вопрос.

(в еловом лесу

темнее).

какая у нее кора, ветки, листья?

-Как можно распознать лиственные деревья?

-Давайте теперь рассмотрим хвойные

деревья и попытаемся их сравнить . Какие

хвойные деревья вы знаете?

- Обратите внимание на стволы ели и сосны.

Что вы можете сказать?

- В чем вы видите отличие стволов этих

хвойных деревьев ?

-Что вы можете сказать про листья этих

деревьев ?

детей с осиной,

сравнивая ее с березой.

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Задает вопрос.

Отвечают на

вопрос. ( у осины

кора зеленоватая

,ветки толще, чем у

березы, листья

почти круглые).

Отвечают на

вопрос. ( по

размеру, общему

виду, форме

листьев, окраске

коры).

Отвечают на вопрос.

(ель, сосна).

Отвечаю на вопрос.

(они прямые).

Отвечают на вопросы.

( у ели – темно-

коричневый ствол, а у

сосны- желто

-красный).

Отвечают на вопрос.

- Что является плодами хвойных растений?

-Ребята, давайте обратим внимание на

верхушки ели и сосны. Чем они отличаются?

- Ребята, обратите внимание, как

расположены ветки у сосны? ( только

наверху). Как вы думаете, почему?

Задет вопрос.

Обращает внимание детей

на верхушки ели и сосны.

Задает вопрос.

Обращает внимание

учащихся на то, как

расположены ветки у

сосны. Задает вопрос.

(листья похожи на

иголки. У ели они

короче и размещены

по одной. А у сосны

длиннее и размещены

попарно.)

Рассматривают плоды.

Отвечают на вопрос.

(Шишки. Шишка ели

продолговатая, а у

сосны короткая).

Отвечают на вопрос.

(верхушка у ели

острая, а у сосны –

закругленная).

Отвечают на вопрос.

( сосна растет, тянется

к солнцу. Ветки,

которые росли внизу ,

они отмирают и

отпадают, т.к. им не

хватает свету, не

хватает солнечных

лучей. Любому

растению нужен свет

Ребята, а чего общего между всеми

деревьями?

- Ребята, рассмотрите ,пожалуйста, это

растение. Знаете ли, что это за растение?

-Верно! Сравните этот куст черемухи с

березой .

-Молодцы правильно! Давайте еще найдем

кустарники и сравним с деревьями, которые

мы с вами уже рассматривали.

- Ребята, а кто может сказать, как человек

влияет на жизнь леса ?

Задает вопрос.

Подводит детей к кусту

черемухи. Задает вопрос.

Дает задания для

сравнения.

Задает вопрос.

для роста).

Отвечают на вопрос.

(деревья имеют корни,

ствол, они растут и

дают плоды).

Отвечают на вопрос.

(ЧЕРЕМУХА).

Отвечают на вопрос.

(Береза выше чем

черемуха, ствол у

березы толще, чем у

черемухи; кусты не

имеют большого

ствола, у них много

тоненьких стволиков).

Сравнивают

кустарник и

лиственное дерево.

Отвечают на вопрос.

(люди садят молодые

деревья, ухаживают за

деревьями, созданы

специальные группы

Подведение

итогов.

Информация о

домашнем

задании.

- Ребята, давайте мы подведем итог нашей

экскурсии и вспомним о чем мы говорили.

-Какие вы знаете деревья и кустарники,

растущие в лесу?

- Что общего во всех деревьях?

- В каких условиях лучше развиваются

деревья?

-Чем отличается дерево от кустарника?

- Под какими деревьями лучше развиваются

травянистые растения? Почему?

- Какое значение имеет лес для человека?

- Молодцы!

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла

к концу. Вам на дом будет дано

небольшое задание.

Дома вам нужно будет нарисовать по памяти

дерево или кустарник, которое увидели на

экскурсии.

- Сейчас мы все дружно пройдем в класс и

запишем домашнее задание в дневники.

-Ребята, запишите домашнее задание в

дневники. Большое спасибо за урок, с вами

было интересно работать.

Задает вопросы.

Сообщает домашнее

задание.

Записывает домашнее

задание на доске

людей, которые

следят, чтоб в лесу не

возникали пожары.)

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Записывают домашнее

задание в дневники



В раздел образования