Автор: Шестакова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Горковская СОШ
Населённый пункт: п. Красная Верхнетоемского района Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деревья и кустарники родного края"
Раздел: начальное образование
Учебный предмет: окружающий мир.
Тема: « Деревья и кустарники родного края».
Класс: 2.
УМК : «Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с деревьями и кустарниками лесов родного края; научить распознавать эти растения.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе;
- формирование адекватной самооценки;
-повторение правил поведения в природе;
Метапредметные:
-определение характера взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на
природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со
сверстниками;
- Предметные:
-научатся различать деревья и кустарники ;
-определять различные виды деревьев и кустарников по силуэту, плодам;
-называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Орг. момен.
Постановка темы
и цели урока.
Здравствуйте ,ребята! Садитесь.
-Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно « почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в
норах,
« Кто» ищет в кустах притаившийся
шорох.
Сидит « отчего» на зеленом листке,
« Куда» полетело верхом на жуке,
« Зачем» в след за ящеркой влезло на
пень….
Приветствие детей.
Читает стихотворение.
Приветствуют
учителя.
Слушают
Проведение
экскурсии.
Актуализация
знаний.
Вопрос за вопросом , и так – целый день.
Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на
экскурсию в лес и в парк. Увидим там
много интересного! Но мы ребята пойдем
сегодня с вами не просто на экскурсию, а
в гости к природе.
- Кто знает, как надо вести себя в лесу?
- Молодцы! И давайте вспомним, как надо
вести себя на улице, пока мы будем
продвигаться до места экскурсии?
- Ребята, обратите внимание, как красив наш
русский лес!! Какие красивые деревья и
кустарники нас окружают. А как прекрасно
пахнет свежестью , Давайте посмотрим
вдаль. . Прислушаемся к шороху листьев, к
пению птиц. И это все наша природа!
Которую мы должны беречь и любить.
Задает вопрос.
По мере приближения к
лесу учитель обращает
внимание детей на
красоту природы ,
пейзажа.
Вспоминают правила.
( нельзя кричать,
бегать, ломать
ветки деревьев,
разорять птичьи
гнезда,
муравейники ,
нельзя громко
разговаривать на
улице, перекрикивать
друг друга, слушать
учителя)
. В лесу дети
прислушиваются к
лесному шороху, к
шелесту листьев, к
пению птиц).
- А кто знает, для чего нам нужен лес?
Сможем ли мы прожить без леса? Легко ли
нам будет? Почему? Кому, кроме человека,
будет очень плохо, если вырубить весь лес?
-Конечно, ребята! Лес играет огромную роль
как в жизни человека так и в жизни
животных. Из леса, с помощью переработки,
человек получает бумагу, которая нам
необходима. В лесу мы собираем ягоды,
грибы. В лесу растет много лекарственных
трав, которые собирает человек для себя. А
для животных лес-это дом! И без леса ни
звери, ни птицы просто не смогут жить. Не
смогут разводить потомство, им нечем будет
питаться. Животные без леса просто
погибнут.
-Какие из деревьев, растущих вокруг , вы
знаете?
- Рассмотрите березу вблизи. Как вы узнали,
что это береза?
-Сорвите листок березы и рассмотрите его.
После короткого
отдыха учитель
проводит небольшую
беседу о значении леса
в природе).
Задает вопросы.
Слушают.
( лес дает нам
пищу;где много леса
там легче дышится,
свежий воздух; очень
плохо без леса
придется животным.
Они не смогут жить
без леса. В лесу
животные кормятся,
делают себе домики,
выводят потомство.)
Отвечают. ( ель,
сосна, береза,
черемуха).
Отвечают. ( по
стволу дерева, по
листьям).
Срывают листок.
Отвечают на вопросы.
Какой он формы? Что вы заметили на его
краях?
-Какие ветки у березы?
-Встаньте под березой и посмотрите наверх.
Что вы видите сквозь листья?
-А теперь посмотрите вниз и скажите, что вы
видите на земле под березой?
-А теперь давайте встанем под липу и тоже
посмотрим наверх. Что вы видите?
-А что вы видите на земле под липой?
-А почему их мало?
- Ребята, давайте сделаем вывод.
-Ребята, давайте пройдем в лес, где растет
много елей . Что вы заметили, заходя в
еловый лес?
-Правильно, ели дают много тени и поэтому
под елями бедная растительность.
- Ребята, посмотрите на осину и скажите,
Дает задание.
Просит учащихся сделать
вывод.
Задает вопрос.
Учитель знакомит
Выполняют задания.
Отвечают на вопрос.
(небо)
-Растет много
травянистых растений.
-Неба почти не видно.
- Травянистых
растений очень мало.
Сюда проникает мало
света.
Делают вывод.
(для каждого
растения нужен
свет.)
Отвечают на вопрос.
(в еловом лесу
темнее).
какая у нее кора, ветки, листья?
-Как можно распознать лиственные деревья?
-Давайте теперь рассмотрим хвойные
деревья и попытаемся их сравнить . Какие
хвойные деревья вы знаете?
- Обратите внимание на стволы ели и сосны.
Что вы можете сказать?
- В чем вы видите отличие стволов этих
хвойных деревьев ?
-Что вы можете сказать про листья этих
деревьев ?
детей с осиной,
сравнивая ее с березой.
Задает вопрос.
Задает вопрос.
Задает вопрос.
Задает вопрос.
Задает вопрос.
Задает вопрос.
Отвечают на
вопрос. ( у осины
кора зеленоватая
,ветки толще, чем у
березы, листья
почти круглые).
Отвечают на
вопрос. ( по
размеру, общему
виду, форме
листьев, окраске
коры).
Отвечают на вопрос.
(ель, сосна).
Отвечаю на вопрос.
(они прямые).
Отвечают на вопросы.
( у ели – темно-
коричневый ствол, а у
сосны- желто
-красный).
Отвечают на вопрос.
- Что является плодами хвойных растений?
-Ребята, давайте обратим внимание на
верхушки ели и сосны. Чем они отличаются?
- Ребята, обратите внимание, как
расположены ветки у сосны? ( только
наверху). Как вы думаете, почему?
Задет вопрос.
Обращает внимание детей
на верхушки ели и сосны.
Задает вопрос.
Обращает внимание
учащихся на то, как
расположены ветки у
сосны. Задает вопрос.
(листья похожи на
иголки. У ели они
короче и размещены
по одной. А у сосны
длиннее и размещены
попарно.)
Рассматривают плоды.
Отвечают на вопрос.
(Шишки. Шишка ели
продолговатая, а у
сосны короткая).
Отвечают на вопрос.
(верхушка у ели
острая, а у сосны –
закругленная).
Отвечают на вопрос.
( сосна растет, тянется
к солнцу. Ветки,
которые росли внизу ,
они отмирают и
отпадают, т.к. им не
хватает свету, не
хватает солнечных
лучей. Любому
растению нужен свет
Ребята, а чего общего между всеми
деревьями?
- Ребята, рассмотрите ,пожалуйста, это
растение. Знаете ли, что это за растение?
-Верно! Сравните этот куст черемухи с
березой .
-Молодцы правильно! Давайте еще найдем
кустарники и сравним с деревьями, которые
мы с вами уже рассматривали.
- Ребята, а кто может сказать, как человек
влияет на жизнь леса ?
Задает вопрос.
Подводит детей к кусту
черемухи. Задает вопрос.
Дает задания для
сравнения.
Задает вопрос.
для роста).
Отвечают на вопрос.
(деревья имеют корни,
ствол, они растут и
дают плоды).
Отвечают на вопрос.
(ЧЕРЕМУХА).
Отвечают на вопрос.
(Береза выше чем
черемуха, ствол у
березы толще, чем у
черемухи; кусты не
имеют большого
ствола, у них много
тоненьких стволиков).
Сравнивают
кустарник и
лиственное дерево.
Отвечают на вопрос.
(люди садят молодые
деревья, ухаживают за
деревьями, созданы
специальные группы
Подведение
итогов.
Информация о
домашнем
задании.
- Ребята, давайте мы подведем итог нашей
экскурсии и вспомним о чем мы говорили.
-Какие вы знаете деревья и кустарники,
растущие в лесу?
- Что общего во всех деревьях?
- В каких условиях лучше развиваются
деревья?
-Чем отличается дерево от кустарника?
- Под какими деревьями лучше развиваются
травянистые растения? Почему?
- Какое значение имеет лес для человека?
- Молодцы!
-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла
к концу. Вам на дом будет дано
небольшое задание.
Дома вам нужно будет нарисовать по памяти
дерево или кустарник, которое увидели на
экскурсии.
- Сейчас мы все дружно пройдем в класс и
запишем домашнее задание в дневники.
-Ребята, запишите домашнее задание в
дневники. Большое спасибо за урок, с вами
было интересно работать.
Задает вопросы.
Сообщает домашнее
задание.
Записывает домашнее
задание на доске
людей, которые
следят, чтоб в лесу не
возникали пожары.)
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Записывают домашнее
задание в дневники