Напоминание

Вопросы адаптации пятиклассников


Автор: Бакурина Надежда Людвиговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1" г. Микунь
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: Доклад
Тема: Вопросы адаптации пятиклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему: «Вопросы адаптации пятиклассников».

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1» г. Микунь

Бакурина Надежда Людвиговна

Мы замечаем, что при переходе на новую ступень обучения основного общего

образования снижается мотивация у учащихся к учебной деятельности, успеваемость,

начинаются проблемы в общении с родителями, учителями. Поэтому мы обращаем

внимание на эту проблему.

В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс

приспособления

обучающихся

к

требованиям

и

условиям

учебной

деятельности,

социальному окружению. Адаптация - это процесс активного освоения личностью

внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим

индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация

-

это

социально-психологическое

и

социально-педагогическое

явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с конфликтом между

требованиями

образовательной среды и его психофизическими возможностями и

способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Дезадаптация

развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном

и

в

сфере отношений. [4]

В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации

развитие дезадаптации проходит 5 этапов:

-

первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2

этап);

-

отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам

(3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);

-

далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок

может перестать посещать учебные занятия (5 этап).

В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что

первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1

этап)

перерастают

в

смысловые

барьеры

(2

этап),

в

эпизодические

(3

этап)

и

систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностно-

значимых для него отношений (5 этап).

Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще

всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет

учиться», «у него плохое поведение».

Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения.

Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и

социальной дезадаптации у детей и подростков:

1.

Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.

Период адаптации к обучению в 5 классе.

3.

Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс)

Адаптация

первоклассников

к

школе

это

довольно

длительный

процесс,

связанный

со

значительным

напряжением

всех

систем

организма,

прежде

всего,

потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не

связанных

непосредственно

с

их

опытом,

требует

максимальной

мобилизации

интеллектуальных и физических сил.

Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в

школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в

пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.

Адаптационный период

обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным,

так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе

новые,

порой

непосильные

требования.

Именно

в

это

время

высока

вероятность

возникновения

у

учащихся

школьной

дезадаптации,

приводящей

к

снижению

школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний,

снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми

Причинами школьной дезадаптации пятиклассников могут быть:

1 . Изменение

условий

обучения.

Учась

в

начальной

школе,

ребенок

был

ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже

через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш

ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок

спокойно

развивался,

приобретал

знания

в

одном

кабинете,

с

одним

основным

учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и

ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель - практически

вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности:

стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и

таких кабинетов - много.

Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это

непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это

требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить,

какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо

помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одно учителя, а у

многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься,

испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2

. Изменение

требований.

Е щ е

у с л ож н я е т

п е р и од

а д а п т а ц и и

рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести

тетрадь

в

48

листов,

другой

-

тоненькие

тетради,

но

их

должно

быть

3

штуки.

Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель

математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-

словарь,

по

биологии

-

все

записывать

в

конце

обычной

рабочей

тетради.

По

литературе ценят высказанные собственные мысли, И все эти требования надо не

только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

3. Отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один

учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера.

Быстро

выучив

все

особенности

ребенка,

учитель

помогает

ему

контролировать

учебный

процесс,

отслеживая

выполнение

всех

заданий

всеми

учениками.

При

переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы

обезличивание

школьника.

Есть

только

пятиклассники

в

целом.

У

каждого

предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все

особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается

впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно что-то не сделать - в

общей

массе

это

может

пройти

незамеченным.

С

другой

стороны

-

появляется

некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за

поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после

уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия - начинает

капризничать, намечаются первые конфликты. А у других наоборот, восторженное

опьянение свободой передвижений.

4 . Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у

каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки.

Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости"

сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу,

как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного,

можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не

происходит.

И

не

усвоив

тему,

ребенок

рискует

не

понять

материал

следующий.

Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены,

то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются

двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу

сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так же

могут

быть

сложности

усвоения

учебного

материала

из-за

недостатка

речевого

развития, внимания и памяти.

Например, мы провели опрос обучающихся 4-ых и 5-ых классов по следующим

вопросам.

Нравится ли тебе учиться в школе?

4-ые классы

5-ые классы

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Нравится ли тебе учиться в школе?

Да

Нет

По данным диаграммы видно, что в 5 классе снижается интерес к обучению в

школе, хотя и не значительно.

Следующий вопрос анкеты: что именно тебе нравиться в школе, может пояснить

снижение

интереса

к

обучению.

Ученики

4-ых

классов

перечисляли:

нравиться

учиться,

получать

знания,

учителя,

уроки,

друзья,

библиотека,

класс,

что

школа

большая,

перемены.

Ученики

5-ых

классов

перечисляли

то

же

самое,

только

добавляли: школьные праздники, комфортность. Давайте акцентируем внимание на

учебный процесс.

Учиться

Учителя

Уроки

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

4-ые классы

5-ые классы

Можно обратить внимание, что процент выбранных параметров по учителям,

урокам и желанием получать знания почти одинаковый среди 4-ых и 5-ых классов. Но

наблюдается небольшое снижение показателей у пятиклассников.

Следующий вопрос анкеты: на каких предметах ты чувствуешь себя комфортно?

М

а

т

е

м

а

т

и

к

а

Р

у

с

с

к

и

й

я

з

ы

к

Л

и

т

е

р

а

т

.

ч

т

е

н

и

е

О

к

р

у

ж

.

м

и

р

А

н

г

л

.

я

з

.

К

о

м

и

я

з

.

Т

е

х

н

о

л

о

г

и

я

И

З

О

М

у

з

ы

к

а

Ф

и

з

и

ч

.

к

у

л

ь

т

.

О

Р

К

С

Э

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

На каких предметах тебе комфортно?

4-ые классы

Ученики 4-ых классов выбирали все предметы, но самый большой выбор пал на

математику,

русский

язык,

окружающий

мир

и

физкультуру.

Маленький

процесс

выбора пал на английский и коми языки, ОРКСЭ. Но в пятом классе картина выбора

предмета значительно поменялась.

М

а

т

е

м

а

т

и

к

а

Р

у

с

с

к

и

й

я

з

ы

к

Л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

Б

и

о

л

о

г

и

я

Г

е

о

г

р

а

ф

и

я

И

с

т

о

р

и

я

А

н

г

л

.

я

з

.

К

о

м

и

я

з

.

Т

е

х

н

о

л

о

г

и

я

И

З

О

М

у

з

ы

к

а

Ф

и

з

и

ч

.

к

у

л

ь

т

.

0

5

10

15

20

25

30

35

На каких предметах тебе комфортно?

5-ые классы

Пятиклассники

больше

выбрали

технологию,

ИЗО,

математику,

процент

выбранных математику значительно снизился. Хочется отметить, что пятиклассники

совсем не выбрали коми язык, так же маленький процент выбора пал на биологию,

географию, историю.

Четвёртый вопрос анкеты звучал так: удовлетворён ли ты своей успеваемостью?

Да

Нет

Не полностью

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Удовлетворён ли ты своей успеваемостью?

4-ые классы

5-ые классы

В основном ученики 4-ых и 5-ых классов удовлетворены своей успеваемостью,

но более критичны к себе пятиклассники.

Предлагаем

следующие

рекомендации

по

организации

учебного

процесса

в

пятом классе.

1.Необходимо согласовать требования всех учителей предметников.

2.Уделять особое внимание организации учебного процесса учащихся:

- готовность к уроку (наличие учебных и письменных принадлежностей,

порядка на парте и в классе);

- правильное ведение тетрадей, заполнение дневников.

3.Сделать нормами единые дисциплинированные требования:

- начинать урок со звонка;

- готовиться к уроку на перемене;

- не перебивать ни учителя, ни ученика;

- сигнал вопроса или ответа – поднятая рука.

4.Домашнее

задание

не

следует

оставлять

на

конец

урока,

его

надо

прокомментировать, дать инструкцию по выполнению. Помните, домашняя работа

должна

приносить

чувство

удовлетворения

ученику,

стимулировать

успех.

Не

перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

5.Урок в 5 классе должен проводиться с частой сменой видов деятельности, с

физкультминутками.

6.Новые

виды

учебной

деятельности

должны

сопровождаться

чёткими

инструкциями.

7.Ввести

за

правило

среди

учащихся

сообщать

о

домашнем

задании

отсутствующим

учащимся,

оказывать

им

помощь

в

усвоении

пропущенного

материала.

8.Учащиеся

должны

знать

свои

права

и

обязанности,

правила

поведения

в

школе, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель

должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.

9.

Задача

учителя

-

знать

о

затруднениях

учащихся

в

усвоении

учебного

материала, своевременно прийти им на помощь.

Один

из

педагогических

советов

школы

был

посвящён

вопросам

преемственности

начального

и

основного

общего

образования,

мы

предложили

памятку классного руководителя пятого класса. Такую же памятку мы предлагаем и

вашему вниманию.

Предлагаем поучаствовать в роли четвероклассников и пятиклассников для того

чтобы проверить их адаптацию при переходе в основную школу по методике Журовой.

ХОРОШО ЛИ РЕБЁНКУ В ШКОЛЕ

(анкета учащихся 4 классов)

Сейчас я раздам вам листочки, на которых ученики должны написать имя,

фамилию, класс, дату рождения и число. Организуется работа следующим образом: вы

читаете

предложение,

на

своём

листочке

ученики

будут

ставить

около

номера

предложения плюс, если с этим предложением они согласны, или минус, если не

согласны.

Обратите

внимание,

цифры

расположены

вертикально

сверху

вниз.

Помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов. За эту работу не

ставится оценка. Что вы подумали, такой знак и ставьте, не оглядывайтесь на соседа,

ведь каждый из вас может должен думать и чувствовать по-разному.

Текст анкеты.

1.

В школе я чувствую себя совершенно свободно

2.

Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки

3.

Я часто волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя

4.

Я думаю, что могу на уроках выполнять больше заданий, если потребуется

5.

Очень хочется отдохнуть

6.

Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки

7.

Ребята в классе раздражены и обидчивы, ссорятся и ругаются

8.

Я всегда боюсь отвечать у доски

9.

Мои одноклассники с уважением относятся ко мне

10.Часто на уроках я чувствую, что устал

11.Когда иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

12.В классе ребята любят посмеяться над недостатками людей

13.Когда учитель собирается дать в классе задание или самостоятельную работу,

я чувствую страх, что не справлюсь

14.Я точно знаю, что мои родители очень любят меня

15.Мне часто кажется, что я болен.

16.Почти всё своё свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

17.Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые

плохие дети учатся в нашем классе.

18.Когда вечером я ложусь в постель, я с тревогой думаю о том, что ждёт меня

завтра в школе.

19.Мне кажется, что учителя постоянно недовольны мной.

20.Я думаю, что плохо вижу.

21.Мне интересно в школе.

22.Мне очень нравятся ребята в моём классе.

23.Я стараюсь как можно лучше выполнять задание, но обычно у меня ничего не

получается.

24.Я сильно переживаю, когда сравниваю себя с другими.

25.Обычно я спокоен и полон сил.

Анкета содержит пять шкал.

1.

Удовлетворённость

школьной

жизнью

и

желание

учиться (вопросы

1,6,11,16,21).

Суммарный

балл

по

этой

шкале

показывает,

насколько

ребёнку

нравиться

ходить

в

школу,

комфортно

ли

ему,

существует

ли

контакт с педагогом, есть ли у ребёнка стремление к знаниям, насколько

ребёнку интересно учиться в школе.

2.

Дружеские отношения в классе (вопросы 2,7,12,17,22). Суммарный балл по

данной шкале даёт возможность взглянуть на ситуацию в классе глазами

ребёнка: насколько он считает класс дружным, сплочённым, как у ребёнка

сложились отношения с детьми, доволен ли он ими.

3.

Тревожность

(вопросы

3,8,13,18,23).

С

помощью

этой

шкалы

можно

увидеть степень школьной тревожности ребёнка – тревожности, связанной

с учебным процессом.

4.

Самооценка

(вопросы

4,9,14,19,24).

Данная

шкала

отражает

степень

уверенности ребёнка в своих силах, позволяет судить о том, насколько ему

трудно учиться.

5.

Самочувствие (вопросы 5,10,15,20,25). Суммарный балл по этой шкале

отражает то, как ребёнок сам оценивает своё состояние здоровья, своё

самочувствие.

Обработка анкеты проводится в сравнении с «Ключом» анкеты.

Ключ к анкете

1 +

6 -

11 -

16 -

21 +

Шк. 1

2 -

7 -

12 -

17 -

22 +

Шк. 2

3 -

8 -

13 -

18 -

23 -

Шк. 3

4 +

9+

14+

19+

24 -

ШК. 4

5 -

10 -

15 -

20 -

25 +

Шк. 5

За каждое совпадение ответа анкеты ребёнка с ответом «ключа» ставится один

балл. Средний балл по каждой шкале -3. Если показатель ребёнка ниже данного

значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и

поддержка.

С информацией, полученной в ходе данного диагностического исследования,

должны

быть

ознакомлены

и

классный

руководитель

и

учителя

предметники,

работающие в 5 классах, а так же родители учащихся.

Следует помнить, что работа с пятиклассниками должна строится исходя из того,

с каким уровнем готовности к обучению в среднем звене приходят дети из начальной

школы.

Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач

личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной

дезадаптации.

Помните:

ученик

и

учитель

союзники.

Обучение

должно

быть

бесконфликтным. Учитесь учить, не уча!



В раздел образования