Автор: Шленкина Кристина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества
Населённый пункт: город Ульяновск,
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Как научить детей интонировать
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Ульяновска
Методическая разработка
«Как научить детей интонировать»
Разработала: Шленкина
Кристина Александровна
педагог дополнительного
образования
г. Ульяновск, 2016-2017 уч. г.
Содержание.
1. Пояснительная записка – стр.3
2. Содержание – стр.4
3. Методические советы (рекомендации) педагогам – стр.9
2
Пояснительная записка.
Работая с детскими вокальными и хоровыми коллективами педагоги
сталкиваются с множеством проблем. Одной из них является –чистое
интонирование. Особенно сильно это выражено у детей младшего школьного
и дошкольного возраста. Не умеющие интонировать, то есть фальшиво
поющие дети тормозят развитее всего коллектива, так как даже несколько
нечисто поющие дети влияют на общее звучание произведения. Таких детей
так же часто называют «гудошниками». Но чтобы вокальный коллектив
зазвучал, педагогу необходимо с самых первых занятий, уделить особое
внимание на чистое интонирование. Для решения этих задач необходимо
понимать , какие проблемы не дают ребёнку чисто интонировать. Их может
быть множество – это «зажатость» голосового аппарата, маленький диапазон,
нет координации голоса со слухом, дети поют говорком, то есть не развит
фальцетный регистр, а так же психологические причины… Всё это может
быть следствием ряда причин: не поют в семье , а в детском саду уделяют
мало внимания пению и другие. Ошибочно мнение многих педагогов, что не
интонирующих детей нельзя научить петь. «Нет музыкального слуха»,
«фальшивит» — звучит как приговор. Но, оказывается, можно с помощью
достаточно несложных упражнений решить проблему отсутствия у человека
музыкальных данных, игнорировать силу голоса и научить правильно петь
любого человека. Так утверждает выдающийся вокально-хоровой педагог и
методист Дмитрий Ерофеевич Огороднов — создатель уникальной системы
воспитания певца. «Музыкальный слух» — вообще неправильное понятие, —
объясняет он. — Петь, не фальшивя, могут все, от мала до велика. И я готов
сам научить этому каждого...»
3
Содержание.
Плохое интонирование - это неумение управлять своим голосом. Этому
можно научиться и чем более в раннем возрасте это произойдёт, тем быстрее
и качественнее будет результат. При прослушивание обычно предлагается
повторить исполненный голосом или на инструменте звук, но для этого
нужно уметь петь, что не заложено нам от рождения. Чаще всего дети
слышат, что не правильно поют, но ничего не могут с этим поделать. Для
этого и нужна помощь педагога, что бы помочь каждому ребёнку развить его
музыкальные навыки. И как говорил Дмитрий Ерофеевич Огороднов : «Все
— все без исключения дети могут красиво и правильно петь, у всех есть
музыкальные данные, надо только помочь развить их.» «Дитя мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями вообще» - так говорил Ушинский
К.Д. Поэтому начиная работу над интонированием надо опираться на
ассоциативно-образное мышление ребёнка. Образ и чувства это основа
содержания музыкального произведения. Учиться интонировать лучше не с
песен, а с
музыкальных игр
, которые формируют представление о
высоких и низких звуках:
- Кто так поёт?
- Большие и маленькие.
- Кошка и птичка.
В этих играх используется приём звукоподражания. Интонационное
подражание животным и птичкам вызывает у детей большой интерес. В
процессе звукоподражания развивается не только интонирование , но и
артикуляция, дикция, темп и тембр.
Это конь по полю мчит: цок, цок, цок, цок
Это самолет летит: У---
Загудел мотор машины: Р-Р-Р---
Зашуршали чьи-то шины: Ш-Ш-Ш---
Вот поехал паровоз: Чух, чух,чух,чух
И вагончики повез: чух,чух,чух,чух
Тра та-та, тра-та-та, продолжается игра!
4
Речевые игры
помогают формированию регистрового
голосообразования.
- Проговаривание попевок и потешек в разных голосовых регистрах:
высоко(фальцет), низко (грудной), средний(смешанный-микст).
Вокальные упражнения
можно начинать с пения на одном звуке, затем
на двух и так далее.
Сорока
Динь-дон.
5
6
Полезно использовать движение руки, для показа движения мелодии.
Например при использовании прёма «Глисандирования»., оно приводит
связки в рабочий тонус.
Упражнение «Лифт»- дети представляют как заходят в лифт и с нижнего
этажа поднимаются на верхний и обратно…При этом можно использовать не
только руки, но и весь корпус - приседая на нижнем этаже и поднимаясь
вытягивая руки вверх. Очень важно с самого начала работы обращать
внимание детей на правильное дыхание.
Переходя от музыкальных игр и несложных вокальных упражнений можно
выучить небольшие песни, при этом они должны быть выразительными,
способствуя внутреннему желанию ребёнка петь. Для более точного
интонирования нужно научить детей следовать правилу-
прежде чем
спеть, нужно представить музыкальный образ.
При работе с
песнями полезно петь мелодию не словами а на одном гласном звуке, при
этом педагог должен аккуратно дублировать мелодию на инструменте. В
работе над развитием вокальных навыков можно опираться на разные
методики, адаптируя их с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
В своей работе я стараюсь следовать строгой структуре проведения занятий
при развитии вокальных навыков:
1.
Упражнения на дыхание:
- Понюхай цветок;
- Насос;
- Свеча;
- Водолаз ;
- Снежинка –
«Большая снежинка лежит на ладошке
На эту снежинку подуем немножко
Подуем тихонько, снежинка лежит
Подуем сильнее, снежинка летит!»
7
2. Упражнения на артикуляцию.
- "Улыбка" растягиваем губы в улыбку так, чтобы зубы были видны.
- "Хоботок" вытягиваем губы в трубочку.
- "Лопата" язык вытягиваем вниз, пытаясь достать подбородок.
- "Носик" дотягиваемся кончиком языка до носа.
-
"Часики"
Вытягиваем
язык
и
пытаемся
попеременно
коснуться
уголков рта.
- "Качели" язык вверх и вниз
-
"Варенье"
-
облизываем
губы
языком,
делая
круговые
движения
языком в одну, затем в другую сторону.
- "Массаж" прикусываем язык ,начиная от кончика к корню.
- "Маляр" движения кончиком языка по небу вперед и назад.
- Проговаривание потешек и скороговорок.
3. Музыкальные игры.
4. Вокальные упражнения.
5. Работа над песнями.
Работа над песнями проводится в несколько этапов:
- прослушивание песни;
- Беседа о содержании и характере песни, о движении мелодии;
- проговаривание текста, контролируя дыхание;
- разучивание мелодии по фразам;
- пение мелодии на гласных звуках;
- пение мелодии по цепочке; с солистами; группами и хором.
Для того что бы работа над песней не была скучной, поём двигаясь в
характере
произведения,
пытаясь
передать
художественный
и
эмоциональный образ. Это помогает детям раскрепоститься, петь более
уверенно.
Итак мы видим, что творчество, фантазия, игра, хороший вокальный
репертуар, система занятий помогают добиться хороших результатов в
развитии музыкальных навыков, а в частности чистого интонирования. Надо
помнить .что музыкальный слух развивается, через систематические
тренировки. И чем раньше мы начинаем работу над ним , тем быстрее мы
добьёмся положительного результата.
Обязательно на занятиях использую движения рук. Низкие звуки-руки внизу,
высокие звуки – руки вверху. На легато мягкие движения, на стакатто резкие
движения рук. Это позволяет детям осознанно управлять своим звуком.
8
Методические советы (рекомендации) педагогам.
Подбор певческого репертуара, упражнений, музыкальные игры и
музыкально-дидактический материал подбирается с учётом возрастных
особенностей детей. Основополагающими принципами работы являются:
-системность,
- наглядность,
-доступность,
- взаимодействие и сотрудничество.
Развивать певческие навыки нужно планомерно – от простого к сложному.
Работа над интонированием неразрывно связана с развитием всего комплекса
вокально-хоровых навыков. Можно использовать разные методики и
адаптировать их для детей с учётом возрастных и индивидуальных
возможностей. Каждое упражнение имеет основную задачу, но решать её
надо на фоне всего комплекса навыков.
Для формирования навыка чистого интонирования педагог должен применять
образные слова, беседу о характере песни, показывать приёмы исполнения
(спой как мама ласково; глубоко, как папа и т.д.) Очень важно, что бы дети
понимали, как спеть нежно, сердито, ласково, грустно и торжественно.
Продуктивным методом на занятиях является использование движения рук.
Низкие звуки-руки внизу, высокие звуки – руки вверху. На легато мягкие
движения, на стаккато резкие движения рук. Это позволяет детям осознанно
управлять своим звуком.
Развитие навыков интонирования рекомендуется начинать с примарного
звучания, как наиболее естественного и не напряженного, постепенно
расширяя диапазон голоса и работая одновременно над всеми вокальными
навыками. Тогда наряду с другими навыками чистота интонации, будет
развиваться и на всем протяжении диапазона . Необходимо подбирать
репертуар, близкий детям данного возраста по тексту и музыкальному
содержанию. Нужно избегать нехарактерного для их возраста круга
настроений, переживаний,
9
Работать над чистотой интонации удобнее всего на медленных, протяжных
песнях. Песни, написанные в быстром темпе, следует учить медленно с
постепенным ускорением темпа
Для того что бы слух детей запомнил высоту звука . полезно работать над
попевками на одном звуке.
Пояснения педагога должны иметь образные характеристики, сравнения,
стимулирующие ассоциативные представления.