Автор: Быкова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Валуйки Белгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок православной культуры "Солнце земли русской. Александр Невский"
Раздел: начальное образование
Урок
православной культуры
( 4 класс)
по теме:
« Солнце земли Русской.
Александр Невский».
Урок разработан учителем православной культуры
МОУ «СОШ№1» города Валуйки Белгородской области
Быковой Еленой Васильевной
Тема урока: Ступенька « Вера в Бога»
Солнце земли Русской.
Цель урока: Познакомить с житием святого Александра Невского и
с некоторыми событиями из истории нашей Родины; воспитывать
чувство любви к Родине; развивать речь. Мышление, память.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Сегодня я проверю, как вы усвоили тему прошлого урока,
и расскажу, кого называли Солнцем земли Русской.
2. Этап проверки домашнего задания.
- Какое доброе качество сберегло Илье Муромцу жизнь?
- Расскажите, какими добродетелями он ещё обладал?
- Расскажите о последних годах жизни святого богатыря.
3. Этап актуализации субьективного опыта учащихся.
- Ребята, вы знаете, кто такой князь?
- Раньше на Руси так называли человека, который управлял своими
землями, княжеством. Как вы думаете, хорошо ли быть князем?
( Хорошо, у него много денег, он хорошо одевается, ест вкусную
еду).
- Князем быть трудно, надо постоянно заботиться о своих людях,
защищать их от врагов.
- Сегодня я вам расскажу про святого князя Александра Невского, а
вы послушаете и потом ответите, легко ли ему жилось. Раньше у
людей
не
было
фамилий,
а
были
прозвища.
Вы
сейчас
будете
внимательно
слушать
рассказ,
а
потом
скажете,
почему
князю
Александру дали название Невский.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
- Святой благоверный князь Александр Невский был сыном князя
Ярослава Всеволодовича. Когда Александру было около 20 лет,
его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он правил тогда)
оставил
Александра.
В
это
время
правитель
Швеции
Биргер
пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал
сказать Александру: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на
твоей земле». У Александра была маленькая дружина, но послать за
подмогой уже не было времени
- Кто знает, что значит «дружина»?.( это войско князя).
- Князь Александр собрал свою дружину и пошёл помолиться в
церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей
дружине и всему народу: « Не в силе Бог, а в правде»
После
этого
русские
войска
подошли
к
реке
Неве.
Там
князя
встретил дозорный.
- Как вы думаете, кого называют « дозорным»? ( это человек,
который наблюдает за врагом из укрытия).
- Этого дозорного звали Пелгусий. И рассказал он князю, что на
рассвете увидел он лодку, а в ней святых князей Бориса и Глеба,
которые
умерли
задолго
до
этого.
Борис
и
Глеб
говорили,
что
плывут помочь Александру.
- 5 июля русские ударили. Русская дружина теснила врага, который
не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной.
После этой победы Александра стали называть Невским.
- Сначала Новгородцы очень уважали своего князя, но со временем
они перестали его слушаться, и Александр Невский уехал от них, а
в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей.
Новгородцы
испугались,
что
рыцари
завоюют
их
город,
и
попросили
князя
Александра
защитить
их.
Александр
Невский
простил новгородцев, потому что был очень милостив, и пошёл со
своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского
озера. Она так и называется Ледовое побоище.
-
5
апреля
1242
года,
на
восходе,
русские
воины
увидели
движущееся на них острым клином немецкое воинство.
-Рыцари
врезались
в
русскую
рать,
и
тут
же
русские
плотно
окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон,
боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой
крови. Потери врагов были громадные. Наши же – незначительные
- О том, что было дальше в истории Александра Невского и в
истории
нашего
государства
вы
узнаете,
когда
самостоятельно
прочтёте рассказ учебника « Зашло солнце земли русской».
5. Этап закрепления знаний.
- За что же святого князя Александра прозвали Невским?
-В начале урока я спросила, легко ли быть князем? Лёгкая ли
жизнь была у святого князя Александра Невского?
- Можно ли назвать князя Александра Невского святым? Кто такие
святые?
- Какими христианскими качествами обладал князь Александр?
- В каких поступках они проявились?
- Почему князь Александр принял решение на время смириться с
властью жестокого завоевателя Руси хана Батыя?
- Представь себя на месте полководца князя Александра Невского и
скажи, как поступить легче:
- смирить свою славу
- смирить свою боль
- рисковать своей жизнью
- рисковать жизнями многих людей
Выполняем задания учебника № 1, №2, №4.
-
Аполлон
Майков
написал
стихотворение
о
святом
князе
Александре. Послушайте его и скажите, о каких событиях из жизни
князя в нём говорится.
- Тихо лампада пред образом Спаса горит;
Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
- Тих и недвижим лежит, головой к образам,
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Слышится в келье порой лишь болящего бред.
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…
Тьма, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним…
Видит он: облитый, словно лучом золотым,
Берег Нивы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город… Народом кишат берега…
Флагами веют цветными кругом корабли…
Гром раздаётся; корабль показался вдали…
Правит им кормчий с открытым высоким челом…
Кормчего все называют царём…
Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,
Звон раздаётся, священные гимны поют…
Крышку открыли…Царь что-то толпе говорит…
Вот перед гробом земные поклоны творит…
Следом - все люди идут приложиться к мощам…
В гробе ж, - князь видит, - он сам…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижен лежит…
Словно как свет над его просиял головой-
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело-
И, зарыдав, возгласил: « Наше Солнце зашло!»
6. Этап подведения итогов.
- О каком святом мы сегодня узнали на уроке?
- Что из его жизни вам больше всего запомнилось, произвело самое
большое впечатление?
7. Этап информации домашнего задания.
-Нарисовать Ледовое побоище.
- Подготовить сообщение о святом Александре Невском
Вы можете выполнить любое из этих заданий по выбору.