Напоминание

Непроизносимые согласные в корне слова


Автор: Страхова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №1 г Усмань Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А.Котова
Населённый пункт: город Усмань
Наименование материала: конспект урока
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ лицей№1 г Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза Б.А.Котова

Урок по русскому языку

во 2-а классе на тему

«Непроизносимые согласные»

Подготовила:Страхова И.А.



2015год


Тема: «Непроизносимые согласные»

Цели:
объяснить ученикам причины появления непроизносимых согласных в словах; закрепить умение распознавать изученную орфограмму и способом её проверки по алгоритму; развивать речь детей при составлении предложений, развивать мышление и память учащихся; воспитывать вежливость, трудолюбие, любовь к природе, к русской поэзии, развивать интерес к спорту.
Планируемые результаты:

1

Личностные умения:
 проявлять интерес к изучению темы;  совершенствовать навык грамотного письма;  творческое отношение к процессу написания письма Деду Морозу.
2.

Метапредметные умения:
а) познавательные умения:  распознавать слова с непроизносимыми согласными;  использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания. б) регулятивные умения:  выполнять учебное задание в соответствии с целью ;  использовать алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными;  выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;  учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. в) коммуникативные умения:  формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;  адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3.

Предметные умения:
 писать слова с изученными орфограммами в корне слова;
 составлять письмо Деду Морозу;  совершенствовать навык каллиграфического грамотного письма.
Ход урока:

1.

Организационный момент.
Учитель: - Долгожданный дан звонок- Дети: - Начинается урок. Слайд1. Сегодня снова на пути Открытия вас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут. - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения, обогатит нас полезными знаниями и умениями, наполнит души прекрасными чувствами.
2.Актуализация знаний и умений.

Слайд 2.
Эмоциональный настрой на письмо: Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” пишу!
Минутка чистописания.

Гр амО теу

чиТсяв

пЕр

ед

пргод





итс

Я.
- Какая пословица спряталась в этой записи ?( Грамоте учиться вперёд пригодиться.) -Как понимаете смысл этой пословицы? Это и будет главной мыслью на нашем уроке. ( Письмо по памяти) Свериться с доской.
Слайд 3. -
Ребята, какое время года наступило? - Кому нравится Зима? Почему? -Каждое время года прекрасно по-своему. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.
Слайд 4.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» : Моро_ и со_нце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный… - Давайте поработаем в парах.Запишите отрывок, вставляя пропущенные буквы. - Красиво записываем в тетрадь.

3.

Самоопределение к деятельности.

Слайд 5.
Учитель:
- Почему слова распределили так? Назовите орфограммы?

тяжёлый

почтовый

воздушный

скворец

дверной

лёгкий

улыбка

скользкий

ошибка

поездка

праздник

Какое слово «лишнее» и почему?

праздник ( Значение найдите в толковом словаре)
- Ребята, какая орфограмма встречается в этом слове? Расскажите правило. (Непроизносимый согласный звук. Праздник- празден – пустой, без дела) - Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные) - Совершенно верно.
Слайд 6.
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. В. Волина
4. Работа по теме урока.

Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной .
1) Составление письма Дедушке Морозу. - Ребята. Какой зимний праздник для вас самый долгожданный и почему?

Слайд 7.
- А я знаю, что многие ребята под Новый год пишут Дедушке Морозу письма и просят его выполнить какое-нибудь желание. Есть такие ребята среди вас? - Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. Составьте письмо Деду Морозу, опираясь на слова-подсказки:
Слайд 8.

Словарная работа
. Дед Мороз, здра .ствуй, пожалу.ста, счастья, здоровья, радости, спасиб.. ( Здравствуй, Дедушка Мороз! Дай, пожалуйста, крепкого здоровья моим родным, счастья и радости друзьям. Спасибо. С новым годом! Саша) Запишите в тетрадь слова. Они помогут вам самостоятельно составить письмо Деду Морозу. 2)
Работа по учебнику
– Ребята, чтобы писать письма, подписывать открытки, нужно быть грамотным человеком, давайте поупражняемся в написании слов с непроизносимыми согласными. Откройте учебник на стр
.
120 упр. 7 . Вы будите выполнять в парах. ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное - Давайте вспомним алгоритм написания слов с непроизносимым согласным.
Проверка с помощью сигнальных карточек.

Слайд 9. Упр.8 (комментировано).Взаимопроверка.

1. Произнести…
(слово)
2. Определить… (
место звука в слове)
3. Подобрать…
(такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо)
4.Обозначить на письме…
(непроизносимый согласный звук буквой)
5. Написать…
(слово правильно)
6. Подчеркнуть…
( согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук)
Слайд 10.
Фронтальный разбор, запись в тетрадь. Один ученик выполняет упражнение у доски. Оценивание.
5.

Физкульминутка.


-
Встали, ребята. Давайте покажем ненастную погоду. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё выше, выше, Деревцо всё ниже, ниже. -Ненастье прошло: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше.
6.

Рефлексия.

1)

Игра «Забей гол»
Учитель: - Для чего мы делаем зарядку, занимаемся физкультурой? - -Какие зимние виды спорта вы знаете?
Слайд 12
Какие ваши любимые зимние виды спорта? - Сейчас я предлагаю вам сыграть в хоккей.
Слайд 13
Задание: - К доске приглашаются представители 1 и 2 рядов. - Соедините шайбы с нужными воротами. Если допустил ошибку, гол не засчитывается! Капу с.ны ййй й т д Грус. ная Звёз .дно е Сер. це Праз .ник Чес. ный Добл ес.н ый Поз. ний
В это время учители раздаёт листочки с индивидуальными заданиями: Карточка 1. Вставь пропущенные буквы: Со..нце, с.сна, сла.кий, чес..ный. прекрас..ный, м.рская, ужас..ный, здра..ствуй, праз..ник, р.ка, лес.ница, б.жать,грус..ная, сер..це, звёз..ный, мес..ный. Карточка 2.
Учимся находить и исправлять ошибки.
Мы сдрузями любим хадит в земний лис. До чего же здесь кросиво! А висной на ветках деревьев распускаюца почьки. в нем мы сабираем гребы.
-

Найдите ошибки. Сделайте работу над ошибками. Обоснуйте свой ответ.

Запишите самостоятельно.
Проверка. Оценивание.
Слайд 4.

2)
Дополнительное задание (если останется время): Игра «Сложная дистанция». А сейчас нам предстоит преодолеть гоночную эстафету, на чём? Угадайте загадку: Очень быстрых два коня По снегам несут меня - Через луг к березке, Тянут две полоски. (лыжи) Задание такое: надо записать слова, не допустив ни одной ошибки! -К доске выходим по цепочке, друг другу помогать можно. - На старт, внимание, марш! Опасный, прекрасный, чудесный, напрасный, вкусный, гласный, интересный, небесный. - Молодцы! Отлично справились с заданием.
7. Подведение итогов урока.

Слайд 15

-
Ребята, наш урок подходит к концу.
-
Какие звуки мы учились писать на уроке? -Как надо проверить непроизносимый согласный в слове?
Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный? - Покажите зелёный кружок те ученики, которые знают, как пишутся слова с непроизносимым согласным звуком, умеют их проверять. Жёлтый кружок – те ученики, кому что-то было непонятно на уроке, красный кружок– те, кто вообще на уроке ничего не понял.
8.

Домашнее задание. Слайд 16
Для всех: с. 32-34 –р.т. По выбору: составить письмо Деду Морозу от имени всего класс. с.120,упр10 или с.120, упр9


В раздел образования