Автор: Страхова Ирина Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ лицей №1 г Усмань Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А.Котова Населённый пункт: город Усмань Наименование материала: конспект урока Тема: Непроизносимые согласные в корне слова Раздел: начальное образование
Цели: объяснить ученикам причины появления непроизносимых согласных в словах;
закрепить умение распознавать изученную орфограмму и способом её проверки по
алгоритму; развивать речь детей при составлении предложений, развивать мышление и
память учащихся; воспитывать вежливость, трудолюбие, любовь к природе, к русской
поэзии, развивать интерес к спорту.
Планируемые результаты:
1
Личностные умения:
проявлять интерес к изучению темы;
совершенствовать навык грамотного письма;
творческое отношение к процессу написания письма Деду Морозу.
2.
Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
распознавать слова с непроизносимыми согласными;
использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
б) регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью ;
использовать алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными;
выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного
задания;
учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с
непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с
непроизносимыми согласными.
в) коммуникативные умения:
формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать
своё мнение;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3.
Предметные умения:
писать слова с изученными орфограммами в корне слова;
составлять письмо Деду Морозу;
совершенствовать навык каллиграфического грамотного письма.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Учитель: - Долгожданный дан звонок-
Дети: - Начинается урок.
Слайд1.
Сегодня снова на пути
Открытия вас ждут.
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения, обогатит нас
полезными знаниями и умениями, наполнит души прекрасными чувствами.
2.Актуализация знаний и умений.
Слайд 2. Эмоциональный настрой на письмо:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” пишу!
Минутка чистописания.
Гр амО теу
чиТсяв
пЕр
ед
пргод
итс
Я.
- Какая пословица спряталась в этой записи ?( Грамоте учиться вперёд пригодиться.)
-Как понимаете смысл этой пословицы? Это и будет главной мыслью на нашем уроке.
( Письмо по памяти) Свериться с доской.
Слайд 3. - Ребята, какое время года наступило?
- Кому нравится Зима? Почему?
-Каждое время года прекрасно по-своему. Зимушка радует нас своей чистотой и
блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие
поэты и художники посвятили свои произведения.
Слайд 4. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» :
Моро_ и со_нце; день чудес_ный!
Еще ты дремлешь, друг прелес_ный…
- Давайте поработаем в парах.Запишите отрывок, вставляя пропущенные буквы.
- Красиво записываем в тетрадь.
3.
Самоопределение к деятельности.
Слайд 5.
Учитель:
- Почему слова распределили так? Назовите орфограммы?
тяжёлый
почтовый
воздушный
скворец
дверной
лёгкий
улыбка
скользкий
ошибка
поездка
праздник
Какое слово «лишнее» и почему?
праздник ( Значение найдите в толковом словаре)
- Ребята, какая орфограмма встречается в этом слове? Расскажите правило.
(Непроизносимый согласный звук. Праздник- празден – пустой, без дела)
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Какова тема нашего
урока? (Непроизносимые согласные)
- Совершенно верно.
Слайд 6.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В. Волина
4. Работа по теме урока.
Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной .
1) Составление письма Дедушке Морозу.
- Ребята. Какой зимний праздник для вас самый долгожданный и почему?
Слайд 7.
- А я знаю, что многие ребята под Новый год пишут Дедушке Морозу
письма и просят его выполнить какое-нибудь желание. Есть такие ребята среди
вас?
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
Составьте письмо Деду Морозу, опираясь на слова-подсказки:
Слайд 8.
Словарная работа . Дед Мороз, здра .ствуй, пожалу.ста, счастья,
здоровья, радости, спасиб..
(
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дай, пожалуйста, крепкого здоровья моим родным, счастья и радости друзьям.
Спасибо. С новым годом! Саша)
Запишите в тетрадь слова. Они помогут вам самостоятельно составить письмо
Деду Морозу.
2) Работа по учебнику
– Ребята, чтобы писать письма, подписывать открытки, нужно быть грамотным
человеком, давайте поупражняемся в написании слов с непроизносимыми
согласными. Откройте учебник на стр . 120 упр. 7 . Вы будите выполнять в парах.
ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное
- Давайте вспомним алгоритм написания слов с непроизносимым согласным.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
Слайд 9. Упр.8 (комментировано).Взаимопроверка.
1. Произнести… (слово)
2. Определить… ( место звука в слове)
3. Подобрать… (такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный
произносился отчётливо)
4.Обозначить на письме… (непроизносимый согласный звук буквой)
5. Написать… (слово правильно)
6. Подчеркнуть… ( согласную букву, обозначающую непроизносимый
согласный звук)
Слайд 10.
Фронтальный разбор, запись в тетрадь. Один ученик выполняет
упражнение у доски. Оценивание.
5.
Физкульминутка.
- Встали, ребята. Давайте покажем ненастную погоду.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё выше, выше,
Деревцо всё ниже, ниже.
-Ненастье прошло:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
6.
Рефлексия.
1)
Игра «Забей гол»
Учитель:
- Для чего мы делаем зарядку, занимаемся физкультурой?
- -Какие зимние виды спорта вы знаете?
Слайд 12
Какие ваши любимые зимние виды спорта?
- Сейчас я предлагаю вам сыграть в хоккей.
Слайд 13
Задание:
- К доске приглашаются представители 1 и 2 рядов.
- Соедините шайбы с нужными воротами. Если допустил ошибку, гол не
засчитывается!
Капу
с.ны
ййй
й
т
д
Грус.
ная
Звёз
.дно
е
Сер.
це
Праз
.ник
Чес.
ный
Добл
ес.н
ый
Поз.
ний
В это время учители раздаёт листочки с индивидуальными заданиями:
Карточка 1.
Вставь пропущенные буквы:
Со..нце, с.сна, сла.кий, чес..ный. прекрас..ный, м.рская, ужас..ный, здра..ствуй,
праз..ник, р.ка, лес.ница, б.жать,грус..ная, сер..це, звёз..ный, мес..ный.
Карточка 2.
Учимся находить и исправлять ошибки.
Мы сдрузями любим хадит в земний лис. До чего же здесь кросиво! А висной на
ветках деревьев распускаюца почьки. в нем мы сабираем гребы.
-
Найдите ошибки. Сделайте работу над ошибками. Обоснуйте свой ответ.
2)
Дополнительное задание (если останется время):
Игра «Сложная дистанция». А сейчас нам предстоит преодолеть гоночную
эстафету, на чём? Угадайте загадку:
Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски. (лыжи)
Задание такое: надо записать слова, не допустив ни одной ошибки!
-К доске выходим по цепочке, друг другу помогать можно.
- На старт, внимание, марш!
Опасный, прекрасный, чудесный, напрасный, вкусный, гласный, интересный,
небесный.
- Молодцы! Отлично справились с заданием.
7. Подведение итогов урока.
Слайд 15
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Какие звуки мы учились писать на уроке?
-Как надо проверить непроизносимый согласный в слове?
Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный?
- Покажите зелёный кружок те ученики, которые знают, как пишутся слова с
непроизносимым согласным звуком, умеют их проверять.
Жёлтый кружок – те ученики, кому что-то было непонятно на уроке,
красный кружок– те, кто вообще на уроке ничего не понял.
8.
Домашнее задание. Слайд 16
Для всех: с. 32-34 –р.т.
По выбору:
составить письмо Деду Морозу от имени всего класс.
с.120,упр10
или
с.120, упр9