Автор: Горобец Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Работа с лирическим произведением".
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Школа 2100»
Тема. С. Есенин «Поёт зима, аукает ..»
Цели:
отработка у учащихся функционально – грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения
на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);
развитие
у
учащихся
поэтического
вкуса
и
образного
мышления,
умение
находить
в
тексте
средства
художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию;
воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту
природы.
Задачи:
дидактические:
- познакомить с творчеством С. Есенина через работу над лирическим произведением;
- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;
- учить представлять в своём воображении картины природы, описанные автором;
- формировать навык самоконтроля и самоанализа;
задачи развития:
- развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;
- развивать познавательный интерес;
воспитательные:
- содействовать в воспитании творческой личности;
- воспитывать любовь к поэзии, природе.
Этап урока.
Цель.
Содержание.
I.Организационный
момент.
Включение учащихся в
деятельность на
личностно-значимом
уровне.
- Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?
Мало уметь читать, надо уметь… (думать)
- Как понимаете смысл пословицы?
Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
II. Актуализация
знаний.
Повторение
изученного материала,
необходимого для
«открытия нового
знания»
1.Сегодня
мы
начнём
новый
раздел.
Определить
тему
раздела
и
последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня….
- Какие ассоциации у вас связаны со словом «зима»?
- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?
Зима
полноправной
хозяйкой
вошла
в
природу.
Люди
пытаются
изобразить зимнюю природу по-разному.
2.
Посмотрите
на
репродукции
двух
известных
художников
И.И
Шишкина и В.М. Васнецова.
- Какой теме они посвящены?
- По каким признакам догадались?
- Одинаковые ли они по настроению?
-
При
помощи
каких
средств художники
передали
своё
зимнее
настроение? (при помощи красок)
Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте
отрывок из произведения Вивальди, которое называется «Зима».
При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме?
(при помощи звуков)
В воскресение я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном уборе,
что я не удержалась и сделала несколько снимков.
- А как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному
времени года? ( рассказ, стихотворение)
-
Кто
пишет
рассказы
и
стихи?( Писатели, поэты – при помощи
слова)
III . Постановка
учебной задачи.
Выявление
затруднений.
Проговаривание целей
урока.
- Как вы думаете, кто может лучше передать красоту этого
удивительного времени года?
- Мнения разделились. Поэтому сегодня предлагаю провести
небольшое исследование. Наша цель: разобраться, как при помощи
слова можно передать красоту зимнего пейзажа.
IV. Открытие
нового ( построение
проекта выхода из
затруднения)
Решение устной задачи
и обсуждение проекта
её решения.
1.
Работа с текстом до чтения.
– Откройте с.52 учебника. С произведением какого автора будем
сегодня знакомиться?
- Что знаете об этом авторе?
- Какие стихи этого автора помните?
2.
Презентация.
Родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда,
Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и
Татьяны Фёдоровны. С двух лет по бедности отца и многочисленности
семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по
матери. Детство провёл в деревне.
Стихи Сергей начал писать ещё в детстве. Закончив церковно-
учительскую школу в родном селе, получив «звание учителя грамоты»,
в 17 лет Есенин переехал в Москву. Написал очень много стихов, с
которыми будете знакомиться в старших классах.
- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над
заглавием.
- Какие могут быть песни у зимы?
- Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый
лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки
озябли, вьюга стучит с рёвом бешеным.
3.
Чтение стихотворения про себя.
- Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте
стихотворение про себя. При чтении отмечайте слова, смысл которых
затрудняетесь объяснить.
- Понравилось вам произведение? Чем именно?
- К какому жанру относится это произведение? (стихотворение)
- Как определили?
- Найдите рифмы.
- Как называют автора стихотворения? (поэт)
- Какая тема раскрывается? (зима)
- Оправдались наши предположения?
4.
Первичное чтение.
- Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.
- Какие образы вы открыли для себя? (на доске картинная версия
образов)
5 . Чтение вслух по смысловым частям.
- Сейчас предстоит трудная работа. Мы вместе попробуем услышать
песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут
служить наши помощники. ( На доске нарисован нотный стан.
Выкладываются «ноты». Жёлтый цвет – олицетворения. Розовый –
эпитеты. Зелёный – сравнения.
1 строфа.
- Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)
- Какие слова помогают оживить предметы?
- Как зима может петь, аукать, баюкать?
- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)
- В каком лесу оказался автор? Сосняк- собирательное слово, народное.
- Какое слово использует Есенин, описывая лес? (мохнатый)
- Что обозначает это слово? (засыпан пушистым снегом)
- Как называется такой приём? (эпитет)
- Какое ещё необычное слово встретили? (стозвон ).
Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе,
деревьев много – поэт нашёл удивительное слово « стозвон».
2 строфа.
- Увидели эти облака?
- Седые, значит, какого цвета? (бело-сероватого, тусклого)
- Какой приём использует автор? (эпитет)
- Какие чувства вызывают облака?
- Найдите ещё эпитеты.
- О чём тоскуют облака? (на нотном стане появляется предполагаемая
мелодия)
3 строфа.
- Какой звук чаще других появляется в этом отрывке?
Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода.
- С чем сравнивается метелица?
- Как называется этот приём? (сравнение). Сравнение это не
случайно: шёлк – прохладная, холодная ткань.
4 строфа.
- Представили себе этих пташек?
- «Музыку» к этому четверостишию прошу записать в группе.
- Как к птицам относится автор?
- С кем сравнивает? Как называется такой приём? (сравнение)
- Автор использует слово «озябли». Подберите к этому слову синонимы
( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли)
- Какие образные средства для большей выразительности использует
Есенин, чтобы описать их? (эпитеты)
- Какая у вас получилась «мелодия»? (листы с мелодиями детей
вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор)
- Посмотрите, какая красивая музыка получилась.
Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно им, и голодно. Мы
как-то можем помочь птицам?
5 строфа.
- Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывающихся
ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон.
- Заметили, сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.
- Можно ли представить вьюгу в виде живого существа?
- Какой приём используется?( олицетворение)
6 строфа.
- Как автор называет воробышков? (нежные)
- О чём мечтают воробышки?
(учитель записывает на доске слово
« весна» рядом со словом « зима»)
- Какая она у Есенина? (и прекрасная, ясная, красавица)
-
Для
чего
автор
вводит
в
своё
произведение
образ
весны?
(противопоставляет зиме)
- Для чего использует этот литературный приём (противопоставление)
Будем эту ноту отмечать синим цветом.
- Сначала С. Есенин назвал своё стихотворение «Воробышки». Как вы
думаете, почему поэт изменил название?
6.Беседа после чтения. Наблюдение за языком, подготовка к
выразительному чтению.
- Скажите, стихи, в которых передаются чувства, переживания автора,
как называются? (лирические)
- Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин
ни разу не употребил слова, обозначающие цвет. Но мы увидели эти
цвета. Как это получилось?
- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?
- Как будем читать? Где будет меняться интонация?
V.Первичное
закрепление.
Проговаривание
нового знания.
1.
Интонационная гимнастика.
- Произнесите слово «зима» с интонацией радости, грусти, ужаса,
удивления, восхищения.
Дыхательная гимнастика: свеча.
2.Выразительное чтение.
- Что значит читать выразительно?
VI.Самостоятельная
работа с проверкой
по эталону.
Осознание учащимися
того, что при помощи
средств
выразительности
можно увидеть цвет и
услышать звуки.
- Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую
работу. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.
1 вариант: найдите слова, которые помогают увидеть цвет зимы.
2 вариант: найдите слова, которые помогают услышать звуки зимы.
( цвет: седой; звуки: аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра,
завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробьёв)
- Чего же в стихотворении Есенина больше? (звуков)
Природа, которую рисует С. Есенин, живая. Она как будто
разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали музыку.
Наше стихотворение не стало исключением. Послушайте, что у нас
получилось. (Дети смотрят клип Е. Бирюковой «Поёт зима, аукает».
- Проанализируйте стихотворение, пользуясь планом.
VII.Рефлексия
деятельности.
Осознание учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результативности
- Может, кто-то изменил своё мнение о том, что словами выразить
чувства гораздо интереснее, красивее, чем музыкой и живописью?
- Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы в
стихотворении?
своей и всего класса.
- Вернёмся к пословице. Стала ли она девизом нашего урока?
V. Домашнее
задание
Выразить своё
отношение к
произведению через
выразительное чтение.
Выучить стихотворение С.Есенина « Поёт зима, аукает..» наизусть.