Напоминание

"Работа с лирическим произведением".


Автор: Горобец Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Работа с лирическим произведением".
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Школа 2100»

Тема. С. Есенин «Поёт зима, аукает ..»

Цели:

отработка у учащихся функционально – грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения

на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);

развитие

у

учащихся

поэтического

вкуса

и

образного

мышления,

умение

находить

в

тексте

средства

художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию;

воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту

природы.

Задачи:

дидактические:

- познакомить с творчеством С. Есенина через работу над лирическим произведением;

- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;

- учить представлять в своём воображении картины природы, описанные автором;

- формировать навык самоконтроля и самоанализа;

задачи развития:

- развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;

- развивать познавательный интерес;

воспитательные:

- содействовать в воспитании творческой личности;

- воспитывать любовь к поэзии, природе.

Этап урока.

Цель.

Содержание.

I.Организационный

момент.

Включение учащихся в

деятельность на

личностно-значимом

уровне.

- Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

Мало уметь читать, надо уметь… (думать)

- Как понимаете смысл пословицы?

Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.

II. Актуализация

знаний.

Повторение

изученного материала,

необходимого для

«открытия нового

знания»

1.Сегодня

мы

начнём

новый

раздел.

Определить

тему

раздела

и

последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня….

- Какие ассоциации у вас связаны со словом «зима»?

- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?

Зима

полноправной

хозяйкой

вошла

в

природу.

Люди

пытаются

изобразить зимнюю природу по-разному.

2.

Посмотрите

на

репродукции

двух

известных

художников

И.И

Шишкина и В.М. Васнецова.

- Какой теме они посвящены?

- По каким признакам догадались?

- Одинаковые ли они по настроению?

-

При

помощи

каких

средств художники

передали

своё

зимнее

настроение? (при помощи красок)

Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте

отрывок из произведения Вивальди, которое называется «Зима».

При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме?

(при помощи звуков)

В воскресение я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном уборе,

что я не удержалась и сделала несколько снимков.

- А как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному

времени года? ( рассказ, стихотворение)

-

Кто

пишет

рассказы

и

стихи?( Писатели, поэты – при помощи

слова)

III . Постановка

учебной задачи.

Выявление

затруднений.

Проговаривание целей

урока.

- Как вы думаете, кто может лучше передать красоту этого

удивительного времени года?

- Мнения разделились. Поэтому сегодня предлагаю провести

небольшое исследование. Наша цель: разобраться, как при помощи

слова можно передать красоту зимнего пейзажа.

IV. Открытие

нового ( построение

проекта выхода из

затруднения)

Решение устной задачи

и обсуждение проекта

её решения.

1.

Работа с текстом до чтения.

– Откройте с.52 учебника. С произведением какого автора будем

сегодня знакомиться?

- Что знаете об этом авторе?

- Какие стихи этого автора помните?

2.

Презентация.

Родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда,

Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и

Татьяны Фёдоровны. С двух лет по бедности отца и многочисленности

семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по

матери. Детство провёл в деревне.

Стихи Сергей начал писать ещё в детстве. Закончив церковно-

учительскую школу в родном селе, получив «звание учителя грамоты»,

в 17 лет Есенин переехал в Москву. Написал очень много стихов, с

которыми будете знакомиться в старших классах.

- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над

заглавием.

- Какие могут быть песни у зимы?

- Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый

лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки

озябли, вьюга стучит с рёвом бешеным.

3.

Чтение стихотворения про себя.

- Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте

стихотворение про себя. При чтении отмечайте слова, смысл которых

затрудняетесь объяснить.

- Понравилось вам произведение? Чем именно?

- К какому жанру относится это произведение? (стихотворение)

- Как определили?

- Найдите рифмы.

- Как называют автора стихотворения? (поэт)

- Какая тема раскрывается? (зима)

- Оправдались наши предположения?

4.

Первичное чтение.

- Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.

- Какие образы вы открыли для себя? (на доске картинная версия

образов)

5 . Чтение вслух по смысловым частям.

- Сейчас предстоит трудная работа. Мы вместе попробуем услышать

песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут

служить наши помощники. ( На доске нарисован нотный стан.

Выкладываются «ноты». Жёлтый цвет – олицетворения. Розовый –

эпитеты. Зелёный – сравнения.

1 строфа.

- Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)

- Какие слова помогают оживить предметы?

- Как зима может петь, аукать, баюкать?

- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)

- В каком лесу оказался автор? Сосняк- собирательное слово, народное.

- Какое слово использует Есенин, описывая лес? (мохнатый)

- Что обозначает это слово? (засыпан пушистым снегом)

- Как называется такой приём? (эпитет)

- Какое ещё необычное слово встретили? (стозвон ).

Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе,

деревьев много – поэт нашёл удивительное слово « стозвон».

2 строфа.

- Увидели эти облака?

- Седые, значит, какого цвета? (бело-сероватого, тусклого)

- Какой приём использует автор? (эпитет)

- Какие чувства вызывают облака?

- Найдите ещё эпитеты.

- О чём тоскуют облака? (на нотном стане появляется предполагаемая

мелодия)

3 строфа.

- Какой звук чаще других появляется в этом отрывке?

Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

- С чем сравнивается метелица?

- Как называется этот приём? (сравнение). Сравнение это не

случайно: шёлк – прохладная, холодная ткань.

4 строфа.

- Представили себе этих пташек?

- «Музыку» к этому четверостишию прошу записать в группе.

- Как к птицам относится автор?

- С кем сравнивает? Как называется такой приём? (сравнение)

- Автор использует слово «озябли». Подберите к этому слову синонимы

( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли)

- Какие образные средства для большей выразительности использует

Есенин, чтобы описать их? (эпитеты)

- Какая у вас получилась «мелодия»? (листы с мелодиями детей

вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор)

- Посмотрите, какая красивая музыка получилась.

Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно им, и голодно. Мы

как-то можем помочь птицам?

5 строфа.

- Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывающихся

ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон.

- Заметили, сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.

- Можно ли представить вьюгу в виде живого существа?

- Какой приём используется?( олицетворение)

6 строфа.

- Как автор называет воробышков? (нежные)

- О чём мечтают воробышки?

(учитель записывает на доске слово

« весна» рядом со словом « зима»)

- Какая она у Есенина? (и прекрасная, ясная, красавица)

-

Для

чего

автор

вводит

в

своё

произведение

образ

весны?

(противопоставляет зиме)

- Для чего использует этот литературный приём (противопоставление)

Будем эту ноту отмечать синим цветом.

- Сначала С. Есенин назвал своё стихотворение «Воробышки». Как вы

думаете, почему поэт изменил название?

6.Беседа после чтения. Наблюдение за языком, подготовка к

выразительному чтению.

- Скажите, стихи, в которых передаются чувства, переживания автора,

как называются? (лирические)

- Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин

ни разу не употребил слова, обозначающие цвет. Но мы увидели эти

цвета. Как это получилось?

- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?

- Как будем читать? Где будет меняться интонация?

V.Первичное

закрепление.

Проговаривание

нового знания.

1.

Интонационная гимнастика.

- Произнесите слово «зима» с интонацией радости, грусти, ужаса,

удивления, восхищения.

Дыхательная гимнастика: свеча.

2.Выразительное чтение.

- Что значит читать выразительно?

VI.Самостоятельная

работа с проверкой

по эталону.

Осознание учащимися

того, что при помощи

средств

выразительности

можно увидеть цвет и

услышать звуки.

- Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую

работу. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

1 вариант: найдите слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

2 вариант: найдите слова, которые помогают услышать звуки зимы.

( цвет: седой; звуки: аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра,

завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробьёв)

- Чего же в стихотворении Есенина больше? (звуков)

Природа, которую рисует С. Есенин, живая. Она как будто

разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали музыку.

Наше стихотворение не стало исключением. Послушайте, что у нас

получилось. (Дети смотрят клип Е. Бирюковой «Поёт зима, аукает».

- Проанализируйте стихотворение, пользуясь планом.

VII.Рефлексия

деятельности.

Осознание учащимися

своей учебной

деятельности,

самооценка

результативности

- Может, кто-то изменил своё мнение о том, что словами выразить

чувства гораздо интереснее, красивее, чем музыкой и живописью?

- Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы в

стихотворении?

своей и всего класса.

- Вернёмся к пословице. Стала ли она девизом нашего урока?

V. Домашнее

задание

Выразить своё

отношение к

произведению через

выразительное чтение.

Выучить стихотворение С.Есенина « Поёт зима, аукает..» наизусть.



В раздел образования