Напоминание

Красная книга.Будь природе другом.


Автор: Богданова Тамара Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Вильямсская СОШ №3
Населённый пункт: Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кировская
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Красная книга.Будь природе другом.
Раздел: начальное образование





Назад




Богданова Тамара Михайловна Предмет: Окружающий мир Класс: 2 «Б» Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучаемой темы

Тема
«Красная книга. Будь природе другом».
Цели

Образовательная:
Познакомить детей с красной книгой России и Ростовской области, учить бережному отношению и сохранению всего живого.
Развивающая:
Развивать связную речь, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать психические процессы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность, интерес к предмету.
Формировать УУД:

-Личностные УУД:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
-Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
-Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
-Познавательные УУД:
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Планируемый

результат
Предметные:
Знать
некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу. Понимать значение «Красная книга»,

Уметь
вести себя в природе. Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам по отношению к природе Личностные: Проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений. Метапредметные: Готовить слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Основные

понятия
Красная книга, зубр, тюльпан шренка.
Межпредметные

связи
Чтение, биология.
Ресурсы
Учебник: Плешаков, 2 класс, 1 часть, презентация, красная книга России и Ростовской области.
Организация

пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для

учащихся,

выполнение

которых приведет к

достижению

Планируемые результаты

Предметные

УУД
1.Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу Подготовка учащихся к уроку. Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг. Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Птицам — они поют для нас. Я предлагаю вам просмотреть видео фрагмент. Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только восхищаться. Давайте будем Сформировать уважительное отношение к природе. Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе
беречь нашу землю, нашу природу. соотнесения того что известно, с тем что не известно. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Формулирова ние темы урока, постановка цели (3-5 мин) Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач. Ставят цели, формулируют тему урока. Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. А знаете ли вы, что некоторые виды растений и животных стали исчезать или их осталось очень мало. Например, красный клевер, мята перечная, муравей лесной, полосатая гиена, чайка розовая и амурский тигр и многие другие. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений? Человек пытается спасти редких животных и растения. Что же он для этого делает? (В какой книге мы можем познакомиться с исчезнувшими и редко встречающимися животными и растениями?) Сформировать уважительное отношение к природе нашей страны. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание. 3.Изучение нового (10 мин) Составляют план достижения цели и определяют Выдвигает проблему. Создает эмоциональны й настрой на И сегодня мы будем говорить о красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет у этой книги – красный. Где вы встречались с красным цветом? (Красный цвет можно увидеть на пожаре - Познакомить учащихся с красной книгой, историей ее возникновения, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе
Цели: выявление обучающимис я новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятель ному выводу средства. Чтение текста о зубре. работу. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Беседа о красной книге. Осуществлени е работа по прочитанному детьми. огонь. В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения). Что означает в этих случаях красный цвет? ( Красный цвет говорит об опасности). Так почему эту книгу назвали красной? ( Эта книга предупреждает об опасности в природе). На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. Ученые стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. Как вы думаете, зачем? (А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение). Я предлагаю вам прочитать стихотворения животными и растениями занесенными в красную книгу. Сформировать бережное отношение к природе России, её современной жизни. информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
из которого мы узнаем какими цветами были страницы книги и что обозначает каждый цвет. Стихотворение написано Денисом Колупаевым. Появилась книга Красная, И окрасили ей листы. Появились станицы чёрные- Их уже никогда не вернуть. Красный цвет заходящего солнца Ярким золотом лёг не листки Появились страницы жёлтые Мало нас – ты нас береги! Красный цвет российского флага Рядом белая полоса Есть на белых страничках животные Редко слышим мы их голоса. А зелёный цвет – цвет надежды, Что животный мир сохранится Я хочу, чтобы в Красной книге Лишь зелёные были страницы. Так какого цвета страницы в книге? Что означает этот цвет? Красная книга России появилась в 1978 году. Так же в нашей с вами Ростовской области есть своя красная книга. В эту книгу занесен тюльпан шренка. Кто видел это растение? Где? Его можно увидеть только в степи.
Тюльпан шренка
- растение высотой 15-40 см, с большими цветками на верхушках стройных безлистных стеблей. Только у основания стебель оборачивают 3- 4 сизоватыми, несколько закрученных листка. Цветок состоит из 6 лепестков, они расположены в 2 ряда. Лепестки продолговатые, заостренные, поражают
яркостью и богатством цветовых оттенков. Окраска — от чисто-белой, желтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с желтым или черным пятном по центру или без него. Как вы думаете, почему этот цветок попал в красную книгу? Разведением тюльпанов занимаются во многих странах. Категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц. Давайте обратимся к страницам вашего учебника и узнаем какие еще растения занесены в красную книгу. Откройте страницу 83. Рассмотрите иллюстрацию растений. А теперь найдите к тексте информацию о первом растении, прочитайте. О втором. О третьем. Таким образом, гибнут не только растения, но и животные. Давайте откроем учебники на странице 85 и прочитаем о зубре, который так же занесен в красную книгу. Так как же выглядит зубр? По каким причинам стал исчезать зубр? Какова продолжительность жизни этого животного?

Физкультми

нутка
Изображают свои экологические знаки. Беседа по правилам поведения в природе. Организует творческую деятельность. Почему исчезают растения и животные? Что можно сделать для сохранения природы? Сережа и Надя придумали правила друзей природы и нарисовали к ним вот такие экологические знаки. Как вы думаете что обозначает каждый из этих знаков? Давайте попробуем помочь многим другим редким растениям и животным. Я п р е д л а г а ю в а м н а р и с о в а т ь с в о и экологические знаки. Организация выставки знаков. Сейчас сядьте поудобнее, я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте, после прочтения я задам вопросы, на которые вы мне будите отвечать. Осознание ценности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
4.Закрепление нового (15 мин) Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности Решают типовые задания. Отвечают на вопросы тестирования. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Давайте проверим, как вы умеете охранять природу. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. 1.Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а)полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко); б)осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков). 2.Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а)покормлю птенца (3 очка); б)позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков); в)буду наблюдать издали (1 очко). 3.Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? а)пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков); б)расспрошу об этом учительницу (2 очка); в)не пойду (1 очко). 4.После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продол- жил поход? а) взял бы с собой, чтобы выбросить в Освоение норм здоровьесберегаю щего поведения в природной и социальной среде. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
городе в мусорный ящик(1 очко); б)отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков); в)закопал бы в землю (3 очка). 5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы? а)почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка); б)кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко); в)я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков).
Ключ к тесту
5—11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать побольше. 11—18очков — ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу. 19—25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных. Я очень рада, что среди вас много детей, которые знают, как вести себя в природе. Я надеюсь, что вы не только знаете, но и следуете этим правилам.
5.Контролиру ющее задание (12 мин) Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний Осуществляют : самопроверку Контролирует выполнение работы; Осуществляет выборочный контроль, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. А теперь давайте отгадаем с вами кроссворд. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция. Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку Ребята наш урок подошел к концу. Оцените свою работу на уроке, используя схему знаю я запомнил смогу Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок? Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Осознание и понимание важности сохранения окружающей природы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,
постановка дальнейших целей. учащихся. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Домашним заданием будет вспомнить о чем шла речь на уроке и прочитать страницы 82-89. мотивов, жизненных интересов.


В раздел образования