Автор: Богданова Тамара Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Вильямсская СОШ №3 Населённый пункт: Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кировская Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Красная книга.Будь природе другом. Раздел: начальное образование
Богданова Тамара Михайловна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 «Б»
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучаемой темы
Тема
«Красная книга. Будь природе другом».
Цели
Образовательная: Познакомить детей с красной книгой России и Ростовской области, учить бережному отношению и
сохранению всего живого.
Развивающая: Развивать связную речь, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать психические процессы.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность,
интерес к предмету.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных ситуациях.
-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и усвоено
учащимися, и того, что еще не известно.
-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
-Познавательные УУД: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Планируемый
результат
Предметные:
Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу. Понимать значение «Красная книга»,
Уметь вести себя в природе. Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам по отношению к природе
Личностные: Проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для
сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Метапредметные:
Готовить слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Основные
понятия
Красная книга, зубр, тюльпан шренка.
Межпредметные
связи
Чтение, биология.
Ресурсы
Учебник: Плешаков, 2 класс, 1 часть, презентация, красная книга России и Ростовской области.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для
учащихся,
выполнение
которых приведет к
достижению
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Мотивация
к учебной
деятельности
(2мин)
Цели:
проверка
готовности
обучающихся
и их настроя
на работу
Подготовка
учащихся к
уроку.
Организует
Уточняет
тематические
рамки.
Проверяет
готовность
обучающихся
к уроку.
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Давайте подарим друг другу улыбку и
начнем урок. Мы всегда куда-то торопимся:
на работу, в школу, на занятия. Сегодня мне
хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг.
Порадуйтесь солнцу — оно же светит для
нас. Птицам — они поют для нас. Я
предлагаю вам просмотреть видео
фрагмент.
Не правда ли, прекрасны творения природы,
ими только восхищаться. Давайте будем
Сформировать
уважительное
отношение к
природе.
Личностные:
личностное
самоопределение и
построение
жизненных планов
во временной
перспективе.
Регулятивные:
Постановка учебной
задачи на основе
беречь нашу землю, нашу природу.
соотнесения того
что известно, с тем
что не известно.
Коммуникативные:
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2.
Формулирова
ние темы
урока,
постановка
цели (3-5
мин)
Цели:
Подведение
детей к теме
урока и
постановке
задач.
Ставят цели,
формулируют
тему урока.
Озвучивает
тему и цель
урок. Уточняет
понимание
учащимися
поставленных
целей урока.
Выдвигает
проблему.
А знаете ли вы, что некоторые виды
растений и животных стали исчезать или их
осталось очень мало. Например, красный
клевер, мята перечная, муравей лесной,
полосатая гиена, чайка розовая и амурский
тигр и многие другие.
Как вы думаете, в чём причина
исчезновения животных и растений?
Человек пытается спасти редких животных
и растения. Что же он для этого делает?
(В какой книге мы можем познакомиться с
исчезнувшими и редко встречающимися
животными и растениями?)
Сформировать
уважительное
отношение к
природе нашей
страны.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
познавательной
цели,
формулирование
проблемы.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
целеполагание.
3.Изучение
нового (10
мин)
Составляют
план
достижения
цели и
определяют
Выдвигает
проблему.
Создает
эмоциональны
й настрой на
И сегодня мы будем говорить о красной
книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет у
этой книги – красный.
Где вы встречались с красным цветом?
(Красный цвет можно увидеть на пожаре -
Познакомить
учащихся с
красной книгой,
историей ее
возникновения,
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
Цели:
выявление
обучающимис
я новых
знаний,
развитие
умения
находить
ответы на
проблемные
вопросы,
подведение
детей к
самостоятель
ному выводу
средства.
Чтение текста
о зубре.
работу.
Организует
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
Беседа о
красной книге.
Осуществлени
е работа по
прочитанному
детьми.
огонь. В светофоре. Сигнал светофора
красного цвета - опасность, переходить
дорогу нельзя. В дорожных знаках красный
цвет – цвет предупреждения).
Что означает в этих случаях красный цвет?
( Красный цвет говорит об опасности).
Так почему эту книгу назвали красной?
( Эта книга предупреждает об опасности в
природе).
На нашей планете существовало много
разных видов животных и растений. И
людям казалось, что они всегда будут жить
и расти. Они использовали растения для
своих нужд, безжалостно уничтожали
животных. И пришло время, когда ученые
забили тревогу: некоторые виды растений и
животных исчезли бесследно. Никто и
ничто уже не вернет их. Некоторые виды
растений и животных стоят на грани
исчезновения. Поэтому наступила
необходимость создать документ, который
бы смог остановить человечество от
бездушного уничтожения живой природы,
самоуничтожения. Ученые стали изучать,
каким растениям и животным планеты надо
помочь в первую очередь. Составили
списки. Потом списки издали в виде книги.
Назвали её Красная книга фактов. Это и
была первая Красная книга. Красная книга
была издана в необычном виде. Обложка у
неё — красная, а страницы разноцветные.
Как вы думаете, зачем? (А сделано это было
для того, чтобы сразу было видно, в каком
положении находится то или иное животное
или растение).
Я предлагаю вам прочитать стихотворения
животными и
растениями
занесенными в
красную книгу.
Сформировать
бережное
отношение к
природе России,
её современной
жизни.
информации.
Познавательные:
моделирование,
решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
выдвижение гипотез
и их обоснование.
Регулятивные:
определение
последовательности
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата.
из которого мы узнаем какими цветами
были страницы книги и что обозначает
каждый цвет. Стихотворение написано
Денисом Колупаевым.
Появилась книга Красная,
И окрасили ей листы.
Появились станицы чёрные-
Их уже никогда не вернуть.
Красный цвет заходящего солнца
Ярким золотом лёг не листки
Появились страницы жёлтые
Мало нас – ты нас береги!
Красный цвет российского флага
Рядом белая полоса
Есть на белых страничках животные
Редко слышим мы их голоса.
А зелёный цвет – цвет надежды,
Что животный мир сохранится
Я хочу, чтобы в Красной книге
Лишь зелёные были страницы.
Так какого цвета страницы в книге? Что
означает этот цвет?
Красная книга России появилась в 1978
году. Так же в нашей с вами Ростовской
области есть своя красная книга. В эту
книгу занесен тюльпан шренка. Кто видел
это растение? Где? Его можно увидеть
только в степи. Тюльпан шренка - растение
высотой 15-40 см, с большими цветками на
верхушках стройных безлистных стеблей.
Только у основания стебель оборачивают 3-
4 сизоватыми, несколько закрученных
листка. Цветок состоит из 6 лепестков, они
расположены в 2 ряда. Лепестки
продолговатые, заостренные, поражают
яркостью и богатством цветовых оттенков.
Окраска — от чисто-белой, желтой до
красновато-бордовой, сиреневой и почти
фиолетовой, с желтым или черным пятном
по центру или без него.
Как вы думаете, почему этот цветок попал в
красную книгу?
Разведением тюльпанов занимаются во
многих странах. Категорически запрещён
сбор растений на букеты и выкапывание
луковиц, продажа цветов и луковиц.
Давайте обратимся к страницам вашего
учебника и узнаем какие еще растения
занесены в красную книгу. Откройте
страницу 83. Рассмотрите иллюстрацию
растений. А теперь найдите к тексте
информацию о первом растении,
прочитайте. О втором. О третьем.
Таким образом, гибнут не только растения,
но и животные. Давайте откроем учебники
на странице 85 и прочитаем о зубре,
который так же занесен в красную книгу.
Так как же выглядит зубр?
По каким причинам стал исчезать зубр?
Какова продолжительность жизни этого
животного?
Физкультми
нутка
Изображают
свои
экологические
знаки.
Беседа по
правилам
поведения в
природе.
Организует
творческую
деятельность.
Почему исчезают растения и животные?
Что
можно
сделать
для
сохранения
природы?
Сережа и Надя придумали правила друзей
природы
и
нарисовали
к
ним
вот
такие
экологические знаки.
Как вы думаете что обозначает каждый из
этих знаков?
Давайте попробуем помочь многим другим
редким
растениям
и
животным.
Я
п р е д л а г а ю
в а м
н а р и с о в а т ь
с в о и
экологические знаки.
Организация выставки знаков.
Сейчас сядьте поудобнее, я буду читать
рассказ, а вы внимательно слушайте, после
прочтения я задам вопросы, на которые вы
мне будите отвечать.
Осознание
ценности
окружающего
мира, освоение
основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения в мире
природы и людей.
4.Закрепление
нового (15
мин)
Цель:
освоение
способа
действий с
полученными
знаниями в
практической
деятельности
Решают
типовые
задания.
Отвечают на
вопросы
тестирования.
Устанавливает
осознанность
восприятия,
первичное
обобщение,
побуждает к
высказыванию
своего мнения.
Давайте проверим, как вы умеете охранять
природу.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
Выберите один из предложенных ответов на
каждый из вопросов и запишите
соответствующее ответу количество очков.
1.Ты нашел на поляне очень красивый
цветок. Как ты поступишь?
а)полюбуюсь на него и пойду дальше
(1 очко);
б)осторожно срежу и поставлю в
красивую вазу (5 очков).
2.Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты
сделаешь?
а)покормлю птенца (3 очка);
б)позову ребят, чтобы они тоже
посмотрели (5 очков);
в)буду наблюдать издали (1 очко).
3.Ребята собрались в рощу за березовым
соком. Пойдешь ли ты с ними?
а)пойду, но буду собирать очень
осторожно (5 очков);
б)расспрошу об этом учительницу (2
очка);
в)не пойду (1 очко).
4.После привала во время похода у вас
осталось много пустых банок, кульков. Как
бы ты поступил с ними, прежде чем продол-
жил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в
Освоение норм
здоровьесберегаю
щего поведения в
природной и
социальной среде.
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно
строить
высказывания.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
поставленными
задачами.
Регулятивные:
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона.
городе в мусорный ящик(1 очко);
б)отнес бы в кусты, чтобы никто не
поранился (5 очков);
в)закопал бы в землю (3 очка).
5. Как ты сам оцениваешь свои знания в
области охраны природы?
а)почти все знаю, но хотел бы знать
больше (3 очка);
б)кое-что знаю, но хотел бы знать
больше (1 очко);
в)я люблю природу, но мы этого еще
не проходили (5 очков).
Ключ к тесту
5—11 очков — если бы все были такими,
как ты, то не страдали бы наши леса и реки
от неумелого вмешательства. Ты не только
много знаешь о природе, но и умеешь ее
охранять. Но главное — не останавливайся,
стремись узнать побольше.
11—18очков
— ты,
безусловно,
много
знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но
твои знания неполные, и ты, сам того не
желая, можешь причинить ей вред. Больше
читай, говори со знающими людьми. И ты с
твоей
огромной
энергией
сможешь
принести пользу.
19—25 очков — ты, наверное, любишь
природу — это хорошо. Но ты так мало о
ней
знаешь.
Тебе
нужно
изучать
жизнь
растений, повадки животных.
Я очень рада, что среди вас много детей,
которые знают, как вести себя в природе. Я
надеюсь, что вы не только знаете, но
и
следуете этим правилам.
5.Контролиру
ющее задание
(12 мин)
Цель:
осознание
каждым
обучающимся
степени
овладения
полученных
знаний
Осуществляют
: самопроверку
Контролирует
выполнение
работы;
Осуществляет
выборочный
контроль,
беседу по
уточнению и
конкретизации
первичных
знаний.
А теперь давайте отгадаем с вами
кроссворд.
Регулятивные:
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознание качества
и уровня усвоения;
контроль,
коррекция.
Личностные:
личностное
самоопределение и
построение
жизненных планов
во временной
перспективе.
6. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (3
мин)
Цель:
соотнесение
поставленных
задач с
достигнутым
результатом,
фиксация
новых знаний,
Формулируют
конечный
результат
своей работы
на уроке,
называют
основные
позиции
нового
материала и
как они их
усвоили.
Отмечает
степень
вовлеченности
учащихся в
работу на
уроке,
подводит итог
урока. Дает
комментарии к
домашнему
заданию.
Комментирует
самооценку
Ребята наш урок подошел к концу. Оцените
свою работу на уроке, используя схему
знаю
я запомнил
смогу
Какие открытия сделали? Что вас удивило?
Что дал вам урок?
Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Осознание и
понимание
важности
сохранения
окружающей
природы.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли
Личностные:
установление
учащимися значения
результатов своей
деятельности для
удовлетворения
своих потребностей,
постановка
дальнейших
целей.
учащихся.
Откройте свои дневники и запишите
домашнее задание. Домашним заданием
будет вспомнить о чем шла речь на уроке и
прочитать страницы 82-89.
мотивов, жизненных
интересов.