Напоминание

"Каким должен быть урок современности в начальной школе?"


Автор: Калечина Валерия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №60№
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Каким должен быть урок современности в начальной школе?"
Раздел: начальное образование





Назад




Каким должен быть урок современности?

Дай человеку рыбу - он будет сыт один день,

научи человека ловить рыбу - он будет сытый всю жизнь.

Восточная мудрость

Современный урок. Современный учитель. Какими они должны быть?

Окончив педагогический институт, я пришла работать в школу.

И только проработав много лет, убедилась, что урок не должен быть скучным, всегда

одинаковым, на котором дети не творят, не ищут, не размышляют. Ребёнок – это звездочка,

которую мы должны зажечь. Значит, надо гореть самим. Все мы знаем, что плохих детей

не бывает. Нужно только любить их.

Нельзя работать ради галочки. Для меня школа это не работа, это жизнь. Нельзя упустить

ничего. Необходимо увидеть возможности каждого ребёнка и дать ему шанс реализовать

их, почувствовать себя нужным, успешным, значимым. Учащиеся должны приобрести

навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру. А

учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим

свою работу и детей. Качество обученности учеников в большей степени зависит не

столько от способностей школьников и их желания учиться, сколько от учителя, его

отношения к учебному предмету и учащимся.

Наши уроки не должны быть традиционными. Готовясь к уроку, я всегда задаю себе

вопрос: «Что я буду делать?», «Что будут делать дети?», «Может ли это пригодиться в

жизни?»

Я четко планирую свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулирую тему,

цель, задачи урока. Строю урок так, чтобы он был проблемным и развивающим:

нацеливаю на сотрудничество с учениками и умею направлять учеников на

сотрудничество со мной и одноклассниками .Организую проблемные и поисковые

ситуации, активизирует деятельность учащихся. Планирую обратную связь.

Так что же для нас современный урок?

Современный урок – это

Развитие младших школьников в процессе обучения;

Активная деятельность детей: работают все и работает каждый;

Проблемность: маленькое открытие каждый день;

Диалог, учёт разных мнений, вариативность;

Творчество учителя и творчество детей;

Интерес детей к учению;

Освоение детьми способов действия;

Самостоятельностьобучающихся;

Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем;

Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;

Чёткость целей и ориентация на достижение результатов;

Связь с жизнью, решение практических задач;

Воспитание личности;

Деятельностный подход обучения является не передача знаний, а управление

учебной деятельностью.

В

Стандарта

лежит системно-деятельностный подход,

который обеспечивает

)

основе

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в

системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных,

возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно — деятельностный подход предполагает

разнообразие

организационных

форм

деятельности

и

учёт

индивидуальных

особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными

возможностями здоровья);

гарантированность

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для

самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов

деятельности.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования

Это хорошо видно из таблицы.

Предыдущие стандарты образования

Новые стандарты образования

Цель

школьного

обучения

усвоение

знаний, умений, навыков

Цель школьного обучения — формирование

умения учиться

Стихийность

учебной

деятельно сти

обучающихся

Ц е л е н а п р а в л е н н а я

о р г а н и з а ц и я

и

планомерное

формирование

деятельности

ученика

Изолированное

изучение

обучающимися

системы научных понятий, составляющих

содержание учебного предмета

Включение содержания обучения в контекст

решения значимых жизненных задач

Преимуще ственное

и с п о л ь з о ва н и е

индивидуальной формы усвоения знаний

Признаки

решающей

роли

учебного

сотрудничества

в

достижении

целей

обучения

Требования к современному уроку:

1.

Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших

школьников.

-

современный

урок

ориентирован

на

достижение

личностных,

предметных

и

метапредметных

результатов;

имеет

не

только

обучающую,

но

и

развивающую

направленность.

2.Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.

3.Продуманность методической системы урока

- цели и задачи ориентированы на планируемые результаты,

- комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока,

- целесообразный выбор форм и методов обучения,

- целесообразное использование средств обучения.

4.Продуманность структуры и логики построения урока

- соответствие структуры урока системе начального образования, особенностям УМК,

учебной программе и специфике урока,

- логичное и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока,

продуманная последовательность учебных заданий,

- отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности.

5.Чёткая организация класса

- оптимальный темп урока,

- рациональное использование времени урока,

- включение детей в активную деятельность.

6.Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся

- сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров,

- сотрудничество детей друг с другом,

- гибкий стиль общения.

7.Соблюдение психологических требований к уроку.

8.Здоровьесберегающая направленность урока.

9.Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической

техникой.

10.Соблюдение

на

уроке

основных

дидактических

принципов,

в

первую

очередь

принципов развивающего обучения.

11.Урок должен быть проблемным и развивающим.

Проблемный урок, положенный в основу деятельностного метода, даёт детям

возможность

творческого

усвоения

знаний.

Это

значит,

что

обучающиеся

проходят

несколько этапов научного творчества: постановка проблемы на этапе введения знаний,

выражение решения проблемы и реализация продукта на этапе воспроизведения, при этом

ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает

его в простых формах. В структуру проблемного урока входят методические приёмы,

направленные на формирование ключевых компетентностей.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций для обучающихся:

учитель

подводит

школьников

к

противоречию

и

предлагает

им

самостоятельно найти способ его разрешения;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например,

юриста, педагога и т.д.);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения;

определяет проблемные теоретические и практические задания (например,

исследовательские);

ставит проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными и

сходными

данными,

неопределённостью

в

постановке

вопроса,

противоречивыми

данными,

заведомо

допущенными

ошибками,

ограниченным временем решения и др.).

Подготовка учителя к уроку предполагает:

1.

Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем.

Тема урока формируется полно и точно. При отборе содержания нужно учитывать

уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом

классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы

детей с разным уровнем обучаемости.

2.

Определение целей и задач урока

Для

построения

урока,

соответствующего

системно-деятельностному

подходу

к

образованию детей, учитель должен ставить не три различных задачи (обучающую,

развивающую и воспитывающую), а одну, обеспечивающую решение триединой задачи

всем строем работы на уроке.

Обучающие задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие

задачи — метапредметных результатов (формирование УУД), воспитательные задачи

— личностных результатов. Все эти результаты достигаются в единстве, на одном и

том же учебном материале.

Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Без

конкретизации

задач

этап

урока

не

получает

смысловой

завершённости,

которая

выражается в оценке того, как решена поставленная задача.

3.

Выбор методов и форм обучения.

4.

Выбор и подготовка средств обучения, оборудование урока.

5.

Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время

отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы

уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно -

деятельностного подхода.

6.

Составление плана урока.

7.

Составление конспекта или плана урока.

по следующей форме

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические

комментарии

Фиксируются

группы

и

виды УУД, над которыми

идет

работа

в

рамках

выполнения того или иного

задания

Заключение:

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех

обеспечивается

эффектным

началом,

буквально

захватывающим

учеников

сразу

с

появлением

учителя.

Для

других,

наоборот,

гораздо

важнее

подведение

итогов,

обсуждение

достигнутого.

Для

третьих

объяснение,

для

четвертых

опрос

и

т.д.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по

организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна

современного

российского

образования

требует

личностного

начала

учителя,

которое

позволяет

ему

либо

урочить,

наполняя

учеников

знаниями

умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,

навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.



В раздел образования