Напоминание

Рабочая программа


Автор: Нестерова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №66 им. Н. И. Вавилова"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: "Лабиринты русского языка"1 класс
Тема: Рабочая программа
Раздел: начальное образование





Назад





Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»
РАССМОТРЕНО на заседании МК учителей начальных классов Протокол № Руководитель МК ___________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ ________ Приказ № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Лабиринты русского языка для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа)
Автор-составитель:
Учитель: Нестерова Надежда Александровна (высшая категория) учебный год
Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана

данная рабочая программа
1
Федеральный уровень 1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (ред. от 26.11.2010г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 мая 2014 г. N 594 « Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" Школьный уровень 1. Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66 им. Н.И. Вавилова» на 2015- 2016 учебный год. Программа ФГОС НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66 им. Н.И. Вавилова» на 2015-2019 Рабочая программа по учебному предмету «Лабиринты русского языка»» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы Ладыженской Т.А.
Обоснование выбора УМК
Предмет «Лабиринты русского языка» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; -нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель курса
«Лабиринты русского языка» как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих т ребованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». 2

Общая характеристика
учебного предмета и его место в учебном плане.
Являясь

предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику

познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в

современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в

личной и общественной жизни.
Преподавание риторики как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов части, формируемой участниками образовательного процесса. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 33 часа в 1 классе, 33 часа во 2-4 классах, общий объём учебного времени составляет 135 часов. Курс даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
В структуре курса
«Лабиринты русского языка» можно выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о  сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;  компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о  тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;  типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);  речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека
– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения
– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи
– понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества
– признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность

социальной

солидарности
– обладание чувствами справедливости, 3
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность

гражданственности

и

патриотизма
– осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами
изучения курса «Лабиринты русского языка» в 1-м классе является формирование следующих умений: – осознавать роль речи в жизни людей; – оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; – объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными

результатами
изучения курса «Лабиринты русского языка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): – соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – реализовывать простое высказывание на заданную тему; – ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; – самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; – учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами
изучения курса «Лабиринты русского языка» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст; – находить по абзацным отступам смысловые части текста; – выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; – осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; – выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как 4
важных составляющих текста; – сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; – сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; – оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание учебного предмета

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения
. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.

Слушание.
Правила для слушающего.
Говорение.
Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная

речь.
Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет.
Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник Т.А.Ладыженская «Детская риторика». 1 класс. Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются: Формы уроков Методы обучения Технологии Урок открытия новых знаний Объяснительно- иллюстративный Проектная деятельность Уроки - практикумы Репродуктивный Технология развития критического мышления Урок – смотр знаний. Проблемный ИКТ Урок – развитие речи. Частично- поисковый, или эвристический Здоровьесберегающая технология Урок – путешествие. Исследовательский Технология ролевого общения Приоритетные формы и виды контроля: Текущий контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Словарный диктант ориентироТематические тестовые заДиктант служит средство ванный на знание изученных орфограмм дания м проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. 5
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1 класс (33часа из расчёта 1 час в неделю)



урока

п/п

Дата

проведения

урока

Тема

Содержание

О с н о в н ы е

в и д ы

у ч е б н о й

деятельности учащихся: (Н) – на

необходимом

уровне,

(П)



на

программном уровне
С нача ла уч. года внутри изучае мой темы Плани руемая Факти ческая 1 4.09 Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н). Познакомиться с учебником (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать с в о ё р е ч е в о е поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П). Объяснять, зачем нужны вывески (Н). Различать в ы в е с к и – с л о в а и вывески-рисунки (Н). Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н). 2-3 11.09- 18.09 Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. 4 25.09 Вывески, их информационная роль. 5 2.10 Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н). Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).. 6 9.10 Давайте договоримся 7 16.10 Говорим – слушаем, читаем – пишем. Называть виды речевой деятельности (Н). Различать устную и письменную р 6
ечь (П). 8-9 10 11- 12 23.10 30.10 13.11 20.11. 27.11 Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н). Демонстрировать у м е с т н о е использование громкости, темпа в н е к о т о р ы х в ы с к а з ы в а н и я х : скороговорках, ч и с то го в о р ка х , считалках и т.д. (Н). Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н). Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н). Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н). Демонстрировать у м е с т н о е и с п о л ь з о в а н и е и з у ч е н н ы х несловесных средств при решении риторических задач (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П). Моделировать с в о ё р е ч е в о е поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П). Оценивать степень в е ж л и в о с т и собеседника при разговоре (Н). Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. 13 4.12 Прощаемся в разных ситуациях общения 14- 15 11.12 18.12 Правила вежливого поведения во время разговора. 16 17 25.12 Благодарим за подарок, услугу. Повторение и обобщение. 18- 21 Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. 22 Извинение. 23 Очень важные слова. 24 Знакомые незнакомцы. Моделировать с в о ё р е ч е в о е поведение в зависимости от ситуации извинения (П). Определять по ключевым словам, о 25 Ключ к тексту (основная мысль текста). Называть изученные признаки текста (Н). Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н). Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей (Н). 7
26- 27 Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н). Выделять начало, основную часть, конец текста (Н). Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н). 28- 29 Как построен текст. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н). Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей (Н). 30- 31 Обращение. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н). Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей (Н). 32- 33 Повторение и обобщение. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н). Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей (Н).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения курса используются учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:  DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;  цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);  компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить  виды деятельности учеников на уроке;  приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);  процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д. Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:  классных газет и журналов (компьютер);  фотоальбомов (фотоаппарат);  DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Поурочные разработки,
«Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора
Т.А. Ладыженской).
8

2. Технологические карты уроков
«Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). 9


В раздел образования