Напоминание

" Приоритетные образовательные направления : от теории к практике."


Автор: Бурага Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов,воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 186
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Приоритетные образовательные направления : от теории к практике."
Раздел: начальное образование





Назад




Приоритетное направление новых образовательных стандартов

начального общего образования, обеспечивающее умение учиться.

«Будущее России, наши успехи зависят от образования

и

з д о р о в ь я

л ю д е й ,

о т

и х

с т р е м л е н и я

к

самосовершенствованию

и

использованию

своих

навыков и талантов… В.В. Путин

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего

последующего

обучения.

В

начальной

школе

формируются

универсальные

учебные

действия,

закладывается

основа

учебной

деятельности

ребенка

-

система

учебных

и

познавательных

мотивов,

умение

принимать,

сохранять,

реализовывать

учебные

цели,

умение

планировать,

контролировать

и

оценивать учебные

действия

и

их

результат.

Начальный

уровень

(начальное

общее

образование)

обеспечивает

познавательную

мотивацию

и

интересы

учащихся,

их

готовность

и

способность

к

сотрудничеству

и

совместной

деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного

поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими

людьми.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой

обладание

знаниями

является

необходимым,

но

далеко

не

достаточным

результатом

образования.

Оно

нуждается

в

человеке,

способном

мыслить

самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному

труду, осознавать последствия своих поступков для себя,

для других людей и

для окружающего мира.

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности,

в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая

ценность и цель образования нового столетия.

Приоритетным

направлением

ФГОС

второго

поколения

является

развитие потенциала

личности.

Не

секрет,

что

в

прошлом

главной

целью

начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием

успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не

просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и

умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его

учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое

качество,

становится

обучение,

ориентированное

на

саморазвитие

и

самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание»

пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром

внимания педагога. Школьное образование должно участвовать в развитии

человеческого

потенциала,

носить

личностный

смысл,

строиться

на

деятельностной

основе

и

помогать

ребенку

в

процессе

учебной

карьеры

становиться более компетентным, уверенным и успешным в решении широкого

круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.

В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником,

но

прежде

всего

человеком

с

многогранными

интересами,

запросами,

стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В

ФГОС

это одна из

приоритетных задач. В содержании стандартов большое значение придаётся

духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого

потенциала

личности,

развитию

самостоятельности,

вопросам

подготовки

выпускников образовательных организаций к адаптации в новых социально-

экономических условиях.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить

его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без

пробуждения

интереса,

без

внутренней

мотивации

освоения

знаний

не произойдёт,

это

будет

лишь

видимость

учебной

деятельности.

Как же

пробудить

у детей

желание

«напиться»

из источника

знаний?

Учителя

придумывают различные способы на уроках —

игры,

слайды. Но всё это —

внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете,

качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться

достигать на своих уроках.

Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь –

увлекать”.

Ученик

теперь

не просто преемник знаний, умений и навыков.

Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами,

составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Учитель - это

тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе

с ним совершить восхождение по лестнице познания.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед

учительством

задачу

формирования

«универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. ФГОС НОО включает в себя требования:

к

структуре

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования;

– к условиям реализации основной образовательной программы начального

общего

образования,

в

том

числе

кадровым,

финансовым,

материально-

техническим и иным условиям;

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего образования.

Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла

ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать

с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы,

организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать

личность.

Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований,

которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной

программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные)

знания и личностный результат.

Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся

умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать

средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно

повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятым.

«Умение

учиться»

выступает

существенным

фактором

повышения

эффективности

освоения

учащимися

предметных

знаний,

умений

и

формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.

Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить

формирование универсальной способности человека – умения учиться.

В

качестве

методологической

основы

стандарта

заложен

системно-

деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка,

освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.

Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников,

в

качестве

одного

из

важнейших

результатов

образования.

Ещё

одной

отличительной особенностью стандартов

является требование организации

внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного

процесса в школе.

Каким же должен быть ученик начального звена?

-Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

-Владеющий основами умения учиться.

-Любящий родной край и свою страну.

-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

и школой.

-Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий

высказать свое мнение.

-Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих.

Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель

образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и

внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с

опорой на государственный и социальный заказ.

Дошкольное образование, как обозначено в Федеральном Законе «Об

образовании в Российской Федерации», является первым уровнем в системе

непрерывного

образования.

Дошкольное

образование

направлено

на

формирование

общей

культуры,

развитие

физических,

интеллектуальных,

нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок

учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного

возраста. Перед работниками ДОУ стоит задача - построить свою работу так,

чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала

сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Каждый работник ДОУ должен задумываться о развитии личности ребенка,

необходимости

формирования

универсальных

учебных

умений,

без

которых

ребенок не сможет быть успешным ни на следующих уровнях образования, ни в

профессиональной деятельности.

Каким же хочется видеть выпускника

ДОУ? Чтобы дети могли говорить, реагировать на вопросы, вступать в

диалог; не просто воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное),

но

и

уметь

рассуждать,

делать

выводы,

обосновывать

своё

мнение;

уметь

работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на

решение учебной задачи; адекватно оценивать свою деятельность на занятии.

Уважаемые коллеги, помните, что современный воспитатель, учитель

начальной школы должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы

обеспечить качественное

образование. Но начинать надо с себя, и не надо

бояться трудностей. Просто надо принять это душой и сердцем. Успехов вам!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на семинаре по теме:

Приоритетное направление новых образовательных

стандартов начального общего образования,

обеспечивающее умение учиться.

Н.А. Муратова,

зам. директора по учебной работе

г. Чистополь, 2013 г.



В раздел образования