Автор: Бурага Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов,воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 186
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Приоритетные образовательные направления : от теории к практике."
Раздел: начальное образование
Приоритетное направление новых образовательных стандартов
начального общего образования, обеспечивающее умение учиться.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования
и
з д о р о в ь я
л ю д е й ,
о т
и х
с т р е м л е н и я
к
самосовершенствованию
и
использованию
своих
навыков и талантов… В.В. Путин
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего
последующего
обучения.
В
начальной
школе
формируются
универсальные
учебные
действия,
закладывается
основа
учебной
деятельности
ребенка
-
система
учебных
и
познавательных
мотивов,
умение
принимать,
сохранять,
реализовывать
учебные
цели,
умение
планировать,
контролировать
и
оценивать учебные
действия
и
их
результат.
Начальный
уровень
(начальное
общее
образование)
обеспечивает
познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
их
готовность
и
способность
к
сотрудничеству
и
совместной
деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного
поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими
людьми.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой
обладание
знаниями
является
необходимым,
но
далеко
не
достаточным
результатом
образования.
Оно
нуждается
в
человеке,
способном
мыслить
самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному
труду, осознавать последствия своих поступков для себя,
для других людей и
для окружающего мира.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности,
в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая
ценность и цель образования нового столетия.
Приоритетным
направлением
ФГОС
второго
поколения
является
развитие потенциала
личности.
Не
секрет,
что
в
прошлом
главной
целью
начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием
успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не
просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и
умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его
учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое
качество,
становится
обучение,
ориентированное
на
саморазвитие
и
самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание»
пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром
внимания педагога. Школьное образование должно участвовать в развитии
человеческого
потенциала,
носить
личностный
смысл,
строиться
на
деятельностной
основе
и
помогать
ребенку
в
процессе
учебной
карьеры
становиться более компетентным, уверенным и успешным в решении широкого
круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.
В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником,
но
прежде
всего
человеком
с
многогранными
интересами,
запросами,
стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В
ФГОС
это одна из
приоритетных задач. В содержании стандартов большое значение придаётся
духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого
потенциала
личности,
развитию
самостоятельности,
вопросам
подготовки
выпускников образовательных организаций к адаптации в новых социально-
экономических условиях.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить
его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без
пробуждения
интереса,
без
внутренней
мотивации
освоения
знаний
не произойдёт,
это
будет
лишь
видимость
учебной
деятельности.
Как же
пробудить
у детей
желание
«напиться»
из источника
знаний?
Учителя
придумывают различные способы на уроках —
игры,
слайды. Но всё это —
внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете,
качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться
достигать на своих уроках.
Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь –
увлекать”.
Ученик
теперь
не просто преемник знаний, умений и навыков.
Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами,
составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Учитель - это
тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе
с ним совершить восхождение по лестнице познания.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед
учительством
задачу
формирования
«универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. ФГОС НОО включает в себя требования:
–
к
структуре
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования;
– к условиям реализации основной образовательной программы начального
общего
образования,
в
том
числе
кадровым,
финансовым,
материально-
техническим и иным условиям;
–
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего образования.
Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла
ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать
с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы,
организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать
личность.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований,
которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной
программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные)
знания и личностный результат.
Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся
умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать
средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно
повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятым.
«Умение
учиться»
выступает
существенным
фактором
повышения
эффективности
освоения
учащимися
предметных
знаний,
умений
и
формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.
Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить
формирование универсальной способности человека – умения учиться.
В
качестве
методологической
основы
стандарта
заложен
системно-
деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка,
освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников,
в
качестве
одного
из
важнейших
результатов
образования.
Ещё
одной
отличительной особенностью стандартов
является требование организации
внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного
процесса в школе.
Каким же должен быть ученик начального звена?
-Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
-Владеющий основами умения учиться.
-Любящий родной край и свою страну.
-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей
и школой.
-Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий
высказать свое мнение.
-Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель
образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и
внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с
опорой на государственный и социальный заказ.
Дошкольное образование, как обозначено в Федеральном Законе «Об
образовании в Российской Федерации», является первым уровнем в системе
непрерывного
образования.
Дошкольное
образование
направлено
на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста. Перед работниками ДОУ стоит задача - построить свою работу так,
чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала
сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Каждый работник ДОУ должен задумываться о развитии личности ребенка,
необходимости
формирования
универсальных
учебных
умений,
без
которых
ребенок не сможет быть успешным ни на следующих уровнях образования, ни в
профессиональной деятельности.
Каким же хочется видеть выпускника
ДОУ? Чтобы дети могли говорить, реагировать на вопросы, вступать в
диалог; не просто воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное),
но
и
уметь
рассуждать,
делать
выводы,
обосновывать
своё
мнение;
уметь
работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на
решение учебной задачи; адекватно оценивать свою деятельность на занятии.
Уважаемые коллеги, помните, что современный воспитатель, учитель
начальной школы должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы
обеспечить качественное
образование. Но начинать надо с себя, и не надо
бояться трудностей. Просто надо принять это душой и сердцем. Успехов вам!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на семинаре по теме:
Приоритетное направление новых образовательных
стандартов начального общего образования,
обеспечивающее умение учиться.
Н.А. Муратова,
зам. директора по учебной работе
г. Чистополь, 2013 г.