Напоминание

"Запись умножения на двузначное число столбиком"


Автор: Храброва Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №36
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Запись умножения на двузначное число столбиком"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: « Запись умножения на двузначное число столбиком»

(3класс, ПНШ)

Храброва О.И., учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цель урока:

обучающая - формирование умений новых способов действий; научить выполнять умно-

жение в столбик, составлять алгоритм умножения на двузначное число столбиком; совер-

шенствовать вычислительные навыки;

развивающая – развивать умения рассуждать, наблюдать, анализировать, сравнивать, де-

лать вывод;

воспитательная – воспитывать внимательность и аккуратность.

Ход урока

1.Организационный момент

Мы пришли учиться в школу,

Не лениться, не болтать,

Много слушать, много спорить

И конечно много знать!

2. Актуализация знаний.

- Расположите ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово.

Получают слово УМНОЖЕНИЕ.

4 • 4

6 • 9

5 • 4

7 • 3

9 • 9

8 • 6

9 • 5

8 • 4

7 • 8

Е

Н

И

Н

У

О

Ж

Е

М

- Что вы можете сказать об этом слове? Оно вам знакомо?

Это математический термин, это действие, можем назвать компоненты: множи-

тель, множитель, произведение.

Знаем свойства умножения.

a • b = b • a

a• (b+c) = a • b + a • c

Существует два способа умножения: устный и письменный.

- Выполните умножение столбиком

253•4 267•3

4162•2 132•23

Дети выполняют умножение столбиком и сталкиваются с тем, что не могут

решить последний пример.

Постановка учебной задачи

- В чем трудность, почему не решили последний пример? (Не решали такие примеры, не

получается решить тем способом, который нам знаком.)

- Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Здесь двузначные множи-

тели, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце.)

- Выполните так, как умеете.

- Как вы будете решать, каким правилом пользоваться?

- Правилом поразрядного умножения.

132•23=132• (20+3)=

- Умножим сначала 132 на 3 столбиком.

- Умножим 132 на 20 столбиком.

- Сложим полученные произведения.

- Откройте учебники на с. 21 № 42 и допишите решение примера.

- Записывайте решение каждого действия столбиком.

- Удобен для вас этот способ?

- Много ли времени вы тратите на решение этих примеров?

- Может, есть другой способ записи, чтобы было легко, просто, да к тому же быстро и

удобно?

- Что вам хочется узнать?

- Давайте определим тему урока:

- Запись умножения столбиком на двузначное число.

- Чему должны научиться на уроке, поставим для себя цель:

- Нам надо научиться записывать и выполнять умножение столбиком.

3. Открытие нового знания. Поиск способа действий.

- Достаточно ли у нас знаний, чтобы решить данный пример?

- Как будем выходить из сложившейся ситуации?

- Используйте вопросы любознательных детей.

Нужно познакомиться с новым алгоритмом.

- Откройте учебник на с. 19 и выполните задание 42.

- Чем удобна запись в столбик?

- При какой форме записи удобнее складывать полученные значения промежуточных

произведений?

- Умножение в столбик – это действительно удобно, легко, просто при условии, что мы

четко знаем алгоритм и действуем в соответствии с ним.

Физкультурная минутка

Поднимает руки класс – это «раз»

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

- Попробуйте составить алгоритм умножения многозначных чисел на двузначное число в

столбик. (Алгоритм появляется на доске)

Алгоритм «Умножение на двузначное число»

1.

Читаю пример, записываю его в столбик.

2.

Умножаю первый множитель на число единиц второго множителя.

Получу первое неполное произведение.

3.

Умножаю первый множитель на число десятков второго множителя.

Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево.

Получу второе неполное произведение

4.

Складываю полученные значения промежуточных произведений.

5.

Читаю ответ.

4.Первичное закрепление нового знания

- Хорошо. Давайте проверим, совпадает ли наш способ действий с выводами ученых?

с.20 №43 решение с комментированием

Работа в паре

с.20 №44

- Попробуйте выполнить вычисления в столбик.

- Почему получили разные результаты? Давайте порассуждаем.

Неверно подписали второе неполное произведение. Его нужно записывать левее,

оставляя место для единиц.

- Какой результат должны получить?

- Что делаем сначала?

Смотри на алгоритм.

- Молодцы! Вместе мы преодолеем любые трудности.

С.21 № 46

- Проверьте, правильно ли выполнено умножение столбиком.

С.21 №47

- Какую ошибку допустил Миша в записи, когда выполнял умножение? Исправьте эту

ошибку и проведите вычисления до конца.

5.Контроль. Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная

работа

- А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятель-

но. На полосках разного цвета представлены дифференцированные задания.

Красная – с. 22 № 49 (сложное)

Желтая – с. 22 № 48 (среднее)

Зеленая – с 22 № 50 (легкое)

6.Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Урок подходит к концу. Давайте вернемся к нашей цели, которую поставили в начале

урока. (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное

число.)

- Достигли ее? Докажите. (Да. Мы решили пример, в котором возникло затруднение и по-

том упражнялись в решении похожих примеров.)

- Какое впечатление у вас осталось после урока математики?

- Кто уже чувствует себя уверенно в решении новых примеров?

- Кто плохо усвоил материал?

- Кто не уверен?

- Кто полностью разобрался?

- Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

Лестница достижений. Выставляют своих смайликов на необходимую ступеньку.

Первая ступенька малоактивен на уроке, много ошибался, средняя ступенька работал

хорошо, но допускал ошибки, верхняя ступенька был активен, не ошибался.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Большое вам спасибо за рабо-

ту.

7.Домашнее задание

Т.с 12 №23, 24 (для слабых)

Т.с. 13 № 25, 26 (для сильных)



В раздел образования